ПОД НЕБОМ ДРЕВНИХ ПУСТЫНЬ

Журнал «Советский экран» № 4, 1969 год.

03.11.2024

Йорис Ивенс

Ивенс Йорис (.Joris Ivens; 18 ноября 1898, Неймеген, Гелдерланд, Нидерланды — 28 июня 1989, Париж, Франция) — голландский режиссёр документального кино,

Журнал «Советский экран» № 4, 1969 год.

В Пекине, возле Центральной киностудии документальных фильмов, где я сейчас работаю, мне часто встречались два джипа (автомобиля-вездехода), помеченные русскими и китайскими номерами. Машины принадлежали объединенной киноэкспедиции Советского Союза и Китая, снимавшей картину о дороге Алма-Ата — Ланьчжоу, а затем перешли «по наследству» киногруппе режиссера А. Згуриди, тоже работающего по созданию совместного кинофильма с Китаем.

Недавно я снова увидел оба джипа: они гордо двигались под красными знаменами Советского Союза и Китая. Это уже было на экране, в фильме «Алма-Ата — Ланьчжоу» («Под небом древних пустынь»), который показывали в Пекине.

На просмотре я встретил своего старого друга Владимира Шнейдерова. Это очень радостно — убеждаться в том, что товарищи по профессии в добром здравии и активно продолжают творческую деятельность.

Фильм произвел глубокое впечатление. Перед нами предстал необозримый простор — от древнейших стен Турфана до вновь возникшего нефтяного города Карамай в Синьцзяне.

Темп картины передает ощущение непрерывного движения из Алма-Аты в Ланьчжоу. Это поисткне документальный видовой фильм в самом лучшем смысле этого слова и самого высокого качества.

Через несколько лет мы будем ездить по этой дороге между двумя соседними странами по путям, которые прокладываются только сейчас. И мы, вероятно, слишком быстро промчимся мимо Города Нечистых духов — странного каменисто-горного образования. Но группа Шнейдерова остановилась здесь и создала великолепный эпизод фильма.

Сильное впечатление оставляют съемки миража в Джунгарской пустыне. Многие, вероятно, читали о мираже, но никогда не видели этого феноменального атмосферного явления. А здесь на экране возникает такое странное видение, что с трудом веришь своим глазам. Фантастичны кадры автомобилей, движущихся рядами по серебристо-серой поверхности «озера».

В фильме имеется много других удачных сцен, но я указал на то, что меня более всего взволновало как кинодокументалиста.

В конце фильма мы прибываем в Ланьчжоу. Я лично испытал необыкновенное чувство, так как не был там с 1938 года. Все эти новые здания, улицы, фабрики являются подтверждением быстрого развития народного Китая, успехов его индустриализации.

Операторская работа, монтаж и музыкальное сопровождение, в котором использованы различные национальные мелодии, тоже заслуживают высокой оценки.

Я знаю, какие многочисленные трудности возникают при совместном производстве, даже если кинодеятели обеих стран связаны между собой основными принципами, согласованными в начале работы. И каждый фильм должен быть для нас уроком, чтобы еще лучше совместно трудиться на благо зрителей наших стран.

Советско-китайская группа добилась больших успехов — создала произведение на высоком художественном уровне и большой политической значимости, хорошо выражающее идеи дружбы и сотрудничества между двумя крупнейшими социалистическими странами. Китайские зрители от всего сердца аплодировали фильму, и я уверен, что зрители Советского Союза и других стран примут его так же тепло.

К этим аплодисментам я присоединяю свои восторженные поздравления всем членам киногруппы, а главным образом Владимиру Шнейдерову и Чин Джен. Он опытнейший мастер документального фильма, известный всему миру, а она, его сорежиссер, вместе со своими коллегами представляет молодые, новые кадры энтузиастов кинематографии народного Китая.