Музыкальные программы Всесоюзного радио

Из истории отечественного музыкального радиовещания.

15.11.2024

Керчели Калманнэ (Дробышевская) Ирина Ильинична (род. в 1945 году в  г. Шуя Ивановской области), музыковед. Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов Москвы и России, член Союза журналистов Москвы, член Международного Союза музыкальных деятелей.

Источник: Музей ТВ и Радио в Интернете.

Началом отечественного музыкального радиовещания следует  считать 17 сентября 1922 года. В этот день из Москвы был передан первый радиоконцерт. Ровно в 15 часов диктор объявил: "Алло, алло! Внимание! Говорит Москва!" Так началась первая в нашей стране музыкальная радиопрограмма. В этом первом историческом радиоконцерте выступала Н. А. Обухова, Б. М. Евлахов, Р. Н. Венгерова, оркестр Большого театра . Он транслировался с Центральной радиотелефонной станции через радиостанцию, которая называлась Радио имени Коминтерна  /вблизи теперешней улицы Радио/. В течение 1922-23 г.г. было проведено ещё несколько пробных радиоконцертов. Так, 8 сентября 1924 года Радиостанция им. Попова транслировала концерт из Большого театра. Перед началом концерта выступил А. В. Луначарский, который рассказал о значении радио для культурной революции. В этом концерте участвовали А. В Нежданова, К. Г. Держинская, Н. А. Обухова, В. И. Качалов, Н. С. Голованов.

Датой же начала регулярного радиовещания для населения страны является  23 ноября 1924 года. В этот день вышел первый номер "Радиогазеты РОСТА". Этот день стал датой рождения Первой программы Всесоюзного радио.

И с первых же дней регулярной работы радио музыка была неотъемлемой составной его частью. Конечно, сейчас можно только посочувствовать радиомеломанам 20-х годов, вынужденным вслушиваться через наушники в далёкие звуки музыки, голоса любимых певцов. Но их энтузиазм стоит доброго слова. Радио же стремилось давать в эфир всё самое лучшее из мира музыки. К микрофону «вживую», без предварительной записи приглашались лучшие певцы и музыкальные коллективы страны.      

Музыкальное радио быстро развивалось, приобретало уверенность в своих возможностях. 20 сентября 1936 года Советский Союз принял участие во 2-м Всемирном радиоконцерте.

Радио стремилось не только транслировать , передавать в эфир музыку, но и создавать музыкальные записи, формировать свой музыкальный фонд. Это невозможно было без  своих радийных музыкальных коллективов, штатных артистов, певцов. И уже в 30-е годы началось создание музыкальных коллективов Радио. В октябре 1928 года был создан хоровой коллектив Радио под руководством Александра Васильевича Свешникова. Вскоре он стал называться  Большой хор радио (ныне Академический). Его художественными руководителями  в разные годы были И. Кувыкин, Клавдий Птица, а ныне  Л. Ермакова. В 1930 году был создан на радио Большой симфонический оркестр. В разные года его художественными руководителями и гл. дирижерами были  А. Орлов, Н. Голованов, А. Гаук, Г. Рождественский, В. Федосеев. Перед войной была создана Вокальная группа Всесоюзного радио, которая особенно много и плодотворно работала в годы войны (худ. руководитель – Н. Райский). В её составе были в разные годы такие известные солисты, как З. Долуханова, В. Красовицкая, Г. Сахарова,  Н. Поставничева, А. Яковенко, В. Бунчиков, В. Нечаев, Г. Абрамов, Г. Виноградов, Е. Флакс и др. Коллективом Всесоюзного радио в 30-е годы  был также Русский народный хор под управлением М. Пятницкого.

В послевоенные годы число музыкальных коллективов увеличилось. Так, в августе 1945 г. был создан эстрадный оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого, который затем был преобразован в Эстрадно-симфонический оркестр. В 60-70-е годы под руководством Ю. Силантьева оркестр был особенно популярным. Затем появились  Оперно-симфонический оркестр (дирижер М. Шостакович), Оркестр русских народных инструментов (ныне — Академический,  худ руководители В. Федосеев, а позже в 80-е-90-е годы Н. Некрасов), Русский народный хор (ныне Академический, худ. руководитель Н. Кутузов), Большой детский хор Всесоюзного радио (худ. руководитель В. Попов), Ансамбль советской песни, созданный на базе Вокальной группы, Оркестр легкой музыки "Голубой экран" (худ руководитель Б. Карамышев), Ансамбль электромузыкальных инструментов (худ. руководитель В. Мещерин).

Музыкальные коллективы и солисты существенно расширяли возможности музыкального радиовещания. Этому способствовало и развитие технической базы радио. 5 декабря 1938 года в Москве был открыт Государственный Дом Радиовещания и Звукозаписи, в котором располагались многочисленные студии записи, оборудованные передовой по тому времени техникой. Там же помещалась и Главная редакция музыкального радиовещания Всесоюзного радио /ул. Качалова, 24 — ныне Малая Никитская/ вплоть до её ликвидации в декабре 1997 года.

Музыкальное радиовещание с момента его создания выполняло в нашей стране очень широкий круг функций. Радио просвещало, информировало о событиях в мире музыки, способствовало формированию художественных вкусов слушателей, знакомило с лучшими образцами музыкальной классики и достижениями современных композиторов  и исполнителей. Вместе с тем, при всей важности просветительских, эстетических, нравственных задач, музыкальные программы радио, составленные из лучших произведений всех музыкальных жанров, конечно, способствовали и отдыху, и хорошему настроению, и развлекали аудиторию.

Особое значение имела музыка на радио в годы Великой Отечественной войны. Конечно, с одной стороны, война существенно замедлила развитие радио, его технической базы, формирование и развитие программ. И это естественно. В те годы был главный лозунг — «Всё для фронта, всё  для Победы». Но, в то же время, тяжелые и грозные годы войны  вызвали необычайный патриотизм и творческий взлет  у композиторов, музыкантов. На одном дыхании в первые же дни войны была написана песня «Священная война» (муз А. Александрова, ст. В. Лебедева-Кумача). Она была исполнена на площади Белорусского вокзала, в дни проводов солдат на фронт, и затем с помощью радио стала символом духовного единения и воли к победе для всего народа.

Скольким песням, музыкальным произведениям Музыкальное Радио дало путевку в жизнь в те годы! Практически все песни наших композиторов и поэтов немедленно доставлялись с помощью радиоволн в самые отдалённые участки фронта, в землянки партизан, а также в каждый дом страны тем, кто работал в тылу. Эти песни поднимали дух людей, вселяли надежду и уверенность в конечной победе.

Ежедневно в эфир выходили музыкальные программы «Слушай, фронт», и радиопередачи «Письма на фронт» включали не только письма родных и близких для воинов,  но и музыкальные приветы, песни по заявкам.

В студиях Дома радиовещания и звукозаписи в те годы постоянно записывались для музыкальных программ А. Нежданова, Н. Обухова, Е. Степанова, Н. Казанцева, Е. Катульская, Л. Легостаева, С. Лемешев, С. Мигай, А. Орфенов и многие другие известные артисты.

Несмотря на сложную обстановку на фронте, музыкальное радио всё же развивалось. Уже в октябре 1941 г. был воссоздан и обновлен Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио п/у Н. Голованова, укомплектован Большой хор Всесоюзного радио п/у И. Кувыкина. Н. Осипов заново сформировал Оркестр русских народных инструментов. И уже 21 декабря 1941 года в ознаменование разгрома фашистских войск под Москвой состоялся первый открытый концерт, организованный Всесоюзным радио.

Событием мирового значения была трансляция по радио Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Шостаковича. 5 марта 1942 года она впервые транслировалась из Куйбышева, а 29 марта состоялась её московская премьера в Колонном зале Дома Союзов (дирижер С. Самосуд).

Всесоюзное радио даже в эти трудные годы развивалось, совершенствовалось.

Еще не закончилась война, а 10 марта 1945 года была введена Вторая программа Всесоюзного радио, работавшая тогда ежедневно с 17 до 23 часов. Это существенно увеличило долю музыкальных передач в эфире.

В 50-е годы появилась Третья – художественная программа, в которой доля музыкальных передач, концертов, прямых трансляций составляла уже 5-6 часов, а в 70-е годы — более 9 часов ежедневно.

I августа 1964 года вышла в эфир информационно-музыкальная программа "Маяк" /Радиостанция "Маяк"/. Она была создана на базе прежней Второй программы Всесоюзного радио. Музыка на "Маяке" составляла ежедневно 18 часов. Это была преимущественно музыка лёгких  жанров, ориентированных на массовую аудиторию — песни, эстрада, популярная народная музыка, популярная классика.

В 1970 году — на Всесоюзном радио появилась Четвёртая  программа, включавшая классическую музыку всех жанров — оперную, симфоническую, камерную. Передавалась она преимущественно в УКВ-диапазоне, что обеспечивало высокое качество звучания. В 1984 году на базе Четвёртой музыкальной программы создана программа "Радио "Орфей". Музыкальная программа классической музыки (18 часов музыкальных программ ежедневно).

И весь этот огромный массив музыки необходимо было организовать, записать и выпустить в эфир, обеспечивая разнообразие программ и жанров, качество эфира и, разумеется, учитывать интересы и пристрастия многомиллионной и многонациональной аудитории. Эти задачи выполняла Главная редакция музыкальных программ Всесоюзного радио. В 30-х годах на музыкальном радио работали такие музыканты-профессионалы, как М. Л. Старокадомский, В. Н. Крюков, В. Г. Фере, М. М. Черёмухин, Ю. С. Никольский и др. На разных этапах во главе редакции были известные музыканты, такие, как Н. П. Чаплыгин – композитор, заслуженный деятель искусств (50-е-70-е годы), Г. К. Черкасов – дирижер, Народный артист России (70-е-90-е годы). Руководителями  различных направлений в работе музыкального радиовещания были такие опытные музыканты, как В. Л. Сухаревская, К. К. Сеженский, Е. И. Иванова, С .В. Стемпневский, В. Г. Тернявский, В. А. Рачковская, Н. Ю. Алекперова, В. И. Петров и др.

В 80-е годы и в начале 90-х (до распада Гостелерадио)  объём музыки на четырёх основных программах Всесоюзного радио (Первая, «Маяк», Третья и «Орфей») составлял 52 часа ежедневно, а с учетом адресных программ (для моряков, рыбаков, полярников, соотечественников за рубежом), и повторов в программах для восточных районов страны — более 80 часов.

Во все годы существования радио  всегда было приоритетным отечественное многонациональное искусство, русская музыка, музыка народов СССР.

Непременной частью музыкальных программ Всесоюзного радио были прямые трансляции /и записи по трансляции/ опер, симфонических и камерных концертов, оперетт, концертных программ в жанре романса , народной песни, лёгкой эстрадной музыки, джаза . Радиослушатели нашей страны практически ежедневно на Первой, Третьей и Четвёртой программах Всесоюзного радио могли присоединиться к аудитории музыкальных театров и концертных залов Москвы, Ленинграда, Киева и других музыкальных центров. Радио организовывало и проводило прямые трансляции концертов и тематических вечеров из Колонного зала Дома Союзов. Это одна из самых давних традиций музыкального радио. Ведь первая радиотрансляция из Колонного зала Дома Союзов состоялась 12 декабря 1924 года. И с того дня до 1997 года (когда перестала существовать Первая программа государственного радио) Колонный зал оставался главной концертной площадкой для прямых трансляций музыкальных программ. В этих смешанных концертах участвовали И. Андроников, M. Жаров, О. Андровская, И. Ильинский, Е. Симонов, М. Царёв, М. Ульянов, Ю. Борисова, Ю. Яковлев, В. Лановой, В. Коршунов, С. Рихтер, И. Ойстрах, М. Плетнёв, В. Крайнев и др.

Также непременной частью музыкальных программ были музыкальные спектакли — оперы, оперетты. Первая трансляция оперы на радио состоялась 3 февраля 1925 года.  Из Большого театра передавалась опера А. Бородина "Князь Игорь". А 6 февраля состоялась вторая пробная трансляция — опера П. Чайковского «Евгений Онегин».  В 60-80-е годы в расписании  Первой программы было даже постоянное время для музыкальных спектаклей. Каждую неделю по четвергам в 19.30 обязательно можно было послушать оперу или оперетту. На Третьей программе Всесоюзного радио, которая в основном была программой художественных передач, музыкальные спектакли включались чаще. В эфире Всесоюзного радио были представлены практически все оперы русских композиторов-классиков, современных отечественных композиторов, а также лучшие произведения оперного жанра зарубежных авторов.

В 5-й студии Государственного Дома Радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) ставились спектакли и оперы в концертном исполнении. Так, впервые в стране в концертном исполнении в 5-й студии ГДРЗ и Большом зале Консерватории прозвучала опера  П. Масканьи "Сельская честь" (с участием Симфонического оркестра и Академического Большого Хора Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения , солистка Е. Образцова, дирижёр А. Жюрайтис, 1977), "Снегурочка" Н. Римского-Корсакова /царя Берендея исполнял С. Я. Лемешев, дирижёр В. Федосеев/, "Порги и Бесс"' Д. Гершвина, "Игрок" С. Прокофьева и др.

Главная редакция музыкальных программ готовила также собственные музыкальные радиопостановки. 6 января 1956 года Всесоюзное радио передало первый музыкальный радиоспектакль «М. И. Глинка». Сценарий был написан по роману А. Новикова о М. Глинке «Рождение музыканта». В дальнейшем были созданы музыкальные радиоспектакли, посвященные П. Чайковскому, Бетховену, Россини, Доницетти, Григу и др.

Неизменной популярностью слушателей пользовались монтажи оперетт отечественных и зарубежных композиторов, таких, как "Белая акация"' И. Дунаевского, "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова, "Весна поет» Д. Кабалевского, "Севастопольский вальс" К. Листова, "Трембита" Ю. Милютина, "Самое заветное" В. Соловьева-Седого, "Сто чертей и одна девушка" Т. Хренникова, "Огоньки" Г. Свиридова, "Бабий бунт" Е. Птичкина, "Сильва", "Фиалка Монмартра" И. Кальмана, "Цыганская любовь" Ф. Легара и мн.др. / редакторы Л. Панкова, В. Чуфарова, М. Журавлева, Т. Александрова, 3. Гармаш/.

Привлекли многочисленную публику и Концерты классической оперетты из Большого Зала Консерватории в прямой трансляции на Первой программе (исполнители: Е. Образцова, И. Морозов, Ю. Веденеев, Академический Большой Хор Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения  п/у Л. Ермаковой, дирижёр А. Жюрайтис; редакторы Л. Панкова, В. Чуфарова).

Заметное место в музыкальных программах радио занимали образовательные и просветительские передачи. Они появились в программах практически с первых лет работы радио. Уже в октябре 1928 года начался цикл передач «Как слушать и понимать музыку». Одни передачи были рассчитаны на самую широкую аудиторию, другие - на более подготовленных слушателей, желающих расширить свои знания по тем или иным вопросам истории и теории музыки, исполнительского мастерства, новых стилей современной музыки и т.д. Особо надо отметить подвижническую и в высшей степени профессиональную деятельность Константина Христофоровича Аджемова, которая стала легендой для многих поколений редакторов радио. Замечательный пианист, педагог, К. Х. Аджемов работал на радио в оперно-симфоническом отделе музыкальной редакции с I939 года. В поле зрения его редакторской работы всегда были проблемы интерпретации в исполнительском искусстве. В октябре 1955 года на улице Качалова в 5-й студии ГДРЗ начались  eгo знаменитые "Вечера звукозаписи" в прямом эфире. Каждое воскресенье в ГДРЗ приходили слушатели, покупали билеты и внимали замечательному музыканту, просветительская деятельность которого воспитала не одно поколение людей. Позже, уже в 70-е годы профессор Московской консерватории К.Х. Аджемов вел на Всесоюзном радио "Воскресные музыкальные вечера" по Первой программе — для широкой аудитории, по Третьей программе — для более подготовленного слушателя — два раза в месяц.

Почти 20 лет в эфире звучал цикл музыкально-образовательных передач "Радиоуниверситет музыкальной культуры" (редакторы Г. Зарембо, К. Калиненко) — два раза в месяц по 60 минут, —- рассчитанный на широкий круг слушателей. Руководил радиоуниверситетом лауреат ленинской премии, Герой Социалистического труда, народный артист СССР, профессор А. И. Хачатурян. К подготовке отдельных выпусков передач приглашались известные мастера искусств страны.

С I980 года стали выходить в эфир часовые программы "Клуб любителей классической музыки " (ведущие: Ф. Фахми, Е. Власова, Е. Улановская). В 5-й Концертной студии ГДРЗ собирались радиослушатели, любители музыки и обсуждали произведения, исполненные известными артистами и музыкальными коллективами. В этих программах участвовали Н. Рождественская, Я. Смоленский, М. Плетнёв, В. Гергиев, Г. Черкасов, И. Архипова, Н. Шаховская, Большой симфонический оркестр под управлением В.  Федосеева и др.

В 70-80-е годы на I-й программе Всесоюзного радио звучала просветительская передача "Как полюбить оперу" /1час в дневное время/ — редактор Л. Тихомирова, ведущие — народные артисты СССР С. Я. Лемешев и Е. Е. Нестеренко. В передачу включались фрагменты из классических опер в исполнении Э. Карузо, М. Каллас, Т. Гобби, Н. Обуховой, А. Пирогова, П. Норцова, М. Максаковой, С. Лемешева, И. Козловского, М. Рейзена, В. Атлантова, Т. Милашкиной, Е. Нестеренко, Т. Синявской, А. Ворошило, Г. Калининой и др.

В музыкальной редакции Всесоюзного радио была найдена необычная форма просветительской работы — Дни музыки одного композитора /или исполнителя/, автор проекта — С. Кушниренко. Так, например, I8 декабря I988 года, по Четвёртой  программе Всесоюзного радио в течение всего эфирного дня  звучала музыка Г. Свиридова /редактор И. Вишневский/. В течение этого дня о музыке Г. Свиридова, о творчестве композитора говорили Е. Светланов, И. Архипова, Е. Нестеренко,  А. Ведерников, И. Смоктуновский. Участвовал и сам композитор в многочисленных интервью с ведущим программы  И. Вишневским. Были подготовлены также  «дни» П. Чайковского, М. Мусоргского, И. С. Баха, Р. Шумана, С. Рихтера  и других композиторов и исполнителей. Как правило, такие программы были приурочены к знаменательным датам музыкантов (дни рождения, юбилеи)

Для слушателей школьного возраста Всесоюзное радио готовило ежемесячную передачу "Музыкальные вечера для юношества", которая проводилась в форме концертов - лекций с участием Симфонического оркестра ВР и ЦТ  п/у М. Шостаковича. Вечера вел лауреат Ленинской премии, народный артист CCCР, композитор Д. Б. Кабалевский. Концерты-лекции посвящались творчеству отдельных композиторов, различным  стилевым направлениям в музыке, взаимодействию музыки и литературы и т.д. После 20-30-минутного вступительного слова ведущего /С. Виноградова, Ж. Дозорцева/ шла полуторачасовая программа /ред. В. Мурюшин/.

Молодёжи, тем, кто хотел бы приобщиться к высокому музыкальному искусству были адресованы и такие рубрики, как "Концерт-размышление", "Мгновенья музыки прекрасной" (редактор  И. Вишневский).

В конце 80-х годов — начале 90-х Е.Улановская стала автором и ведущей детской музыкальной передачи "Фея музыки" /о классике для самых маленьких/ и имела очень хорошую почту.

Симфоническая музыка была широко представлена в циклах передач "Избранные симфонические произведения русских композиторов" и "Избранные симфонические произведения советских композиторов", в которых звучала музыка М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, А. Глазунова, А. Скрябина, С. Танеева, А. Аренского, В. Калинникова, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шocтаковича, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, Т. Хренникова А. Хачатуряна, Р. Глиэра и др. Так же полно в программах Всесоюзного радио была представлена и симфоническая музыка зарубежных композиторов: Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Листа,  И. Брамса, Ж. Бизе, А. Дворжака, Б. Сметаны, Я. Сибелиуса, А . Онеггера и др .

Большую популярность приобрели циклы передач, сочетающие в себе познавательные и игровые элементы, - это "Голоса оркестра" и "Музыкальный кроссворд" /редакторы А. Шнейдер и М. Ельянова/.

В серии программ «Полное собрание фортепьянных сочинений Ф. Шопена» отдельные выпуски были посвящены концертам, экспромтам, балладам и ноктюрнам, мазуркам, прелюдиям. Бессмертные шопеновские творения звучали в записи Э. Гилельса и Л. Оборина, Г. Нейгауза и Е. Бекман-Щербины, В. Горностаевой, С. Нейгауза, М. Воскресенского. Некоторые передачи сопровождались комментариями самих исполнителей.

Событием в эфире Всесоюзного радио стали передачи о выдающемся пианисте, гениальном русском музыканте с мировой известностью С. Т. Рихтере, который до этого почти всегда избегал интервью. Однако в 1982 году старшему редактору И. Дробышевской удалось создать необычную по форме передачу "Репетирует Святослав Рихтер", основанную на записи процесса репетиции в l-й студии ГДРЗ "Шести хоров на слова русских поэтов" С.Рахманинова для женских /или детских/ голосов и фортепиано — С.Рихтер и женская группа АБХ ВР и ЦТ п/у К.Птицы.

На передачу тогда откликнулась газета "Советская Культура" ("Репетирует С. Рихтер", 23.VII.1982): "Это редко исполняемое произведение готовилось к юбилейному вечеру профессора Нины Львовны Дорлиак в Малом зале Московской консерватории. Сорок две минуты двадцать секунд длилась вся передача. Шелест страниц, смех, паузы, чередование менее удачных трактовок с более удачными, междометия, выражающие непосредственную реакцию исполнителей, мгновенно вспыхивающие споры — все это передавало неповторимую  и достоверную атмосферу живого процесса рождения музыки в исполнении. Перед слушателями открывался во всем многообразии и сложности творческий процесс, бесконечный, мучительный и одухотворенный...".

В этом же году были выпущены в эфир передачи "Рассказывает С. Рихтер" (редактор И. Дробышевская) — уникальный материал, в котором выдающийся пианист поведал слушателям о своем исполнительском кредо. 

С I988 по I995 год в 5-й студии ГДРЗ шли передачи с участием публики "Исполнительское искусство молодых" /автор сценария, ведущая и редактор И. Дробышевская/. В этих программах известные исполнители — И. Архипова, Н. Дорлиак, В. Левко, Г. Писаренко, 3. Грач, Е. Малинин, В. Мержанов, С. Доренский — представляли публике и радиослушателям молодых музыкантов, лауреатов международных конкурсов - Д. Хворостовского,  Л. Казарновскую, С. Стадлера, М. Федотова, А. Мельникова, Е. Мечетину, Н. Луганского и др.

С 1986 года Главная редакция музыкального радиовещания и Союз композиторов СССР вплоть до I997 года выпускали в эфир циклы передач о творчестве современных композиторов: "Советская музыка сегодня", «Камертон», "Союз композиторов представляет", "На фестивалях и пленумах", «Русское музыкальное товарищество» и др.  В этих передачах принимали участие — Т. Хренников, А. Эшпай, Г. Свиридов, Б. Чайковский, В. Гаврилин, Р. Щедрин, А. Шнитке, Э. Денисов, К. Волков, В. Кикта, Ю. Буцко, В. Рубин и др. (ред. И. Дробышевская).

Научно-исследовательским подходом к раскрытию темы отличались авторские передачи ст. редактора Л.Кожевниковoй. Так, в I978 году  к 100-летию звукозаписи вышли в эфир её передачи "Из истории звукозаписи"  /три выпуска/ и "Музыка без музыкантов". В них можно было услышать первые звукозаписи конца XIX века от фонографа Эдисона и записей первых механических музыкальных инструментов, вельта миньона, до первых грамофонных записей с голосами выдающихся певцов — современников П. И. Чайковского — М. Фигнер и Н. Фигнера, дирижёра А.Никиша, пианистов Ф.Бузони, А. Скрябина, С.Прокофьева, поэтов и писателей Л. Н. Толстого, А. Блока, С. Есенина, хора п/у М. Пятницкого, а также необыкновенно колоритное, волшебное звучание музыкальных шкатулок, часов, оркестрионов, музыкальных табакерок (записи из Музея музыкальной культуры им. М. Глинки, Государственного Эрмитажа, личной коллекции С. В. Образцова и других мест).

После Великой Отечественной войны К. Х. Аджемов и Б. Д. Владимирский от Комитета по делам искусств ездили в Германию для отбора  музыкальных записей для Всесоюзного радио.  Благодаря этой акции в эфире Всесоюзного радио появился целый ряд бесценных записей зарубежных исполнителей, о которых не знали советские люди. Позже эту работу продолжил обозреватель Всесоюзного радио В. В Тимохин, который познакомил радиослушателей с целой группой зарубежных исполнителей на основе записей, полученных из Германии, таких, как Мария Чеботарь. /сопрано, Молдавия/, Хильда Шеппан (сопрано, Германия), Хельге Розвенге /тенор, Дания/, Генрих Шлуснус /баритон, Австрия - Германия/ и др.

В. Тимохин вел также рубрику "Из музыкальных собраний коллекционеров", в которой он показывал редкие записи, взятые у частных коллекционеров  и в Московском клубе филофонистов - таким образом пополнялся фонд музыкальных записей Гостелерадио СССР.

В.Тимохину слушатели обязаны и возможностью в течение 3-х лет слушать в эфире "Встречи с Еленой Образцовой" на заре её творческой деятельности, цикл передач "Искусство Ф. Шаляпина", "Беседы с Евгением Светлановым" о трактовках симфонических произведений.

"Речь дирижера о таких сложных материях искусства, как трактовка, интерпретация, была настолько точна, выверена, литературна, что не требовала никакой коррекции и монтажа", — с удовлетворением вспоминает сейчас Всеволод Тимохин.

Популярностью у слушателей пользовалась рубрика "Выдающиеся исполнители". Она выходила в эфир с I972 по I990 г. (1 раз в неделю по Первой программе в 22.30, авторы и ведущие В. Тимохин, Е. Улановская). Передача рассказывала о  таких отечественных выдающихся исполнителях, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, Н. Голованов, Е. Мравинский, Д. Ойстрах, В. Софроницкий, К. Игумнов, С. Мигай, Н. Обухова, А. Гольденвейзер, С. Кнушевицкий, С. Лемешев, И. Козловский, И. Архипова. В рамках передачи звучали записи крупнейших зарубежных исполнителей: Б.Джильи, Т. Гобби, H. Франческатти, Д. Фишера-Дискау, Л.Бернстайна и др. Большинство записей, прозвучавших в этом цикле, составляло «золотой фонд» Всесоюзного радио. Многие из них, относящиеся к периоду I920-40-х годов, реставрированы в Государственном Доме Радиовещания и Звукозаписи. И это ещё одна из сторон деятельности Музыкального радио — возвращать слушателю практически утерянные записи.

Программа "Аплодисменты, которые не умолкают" (автор — комментатор Е.Улановская) посвящалась творчеству таких выдающихся  музыкантов ХХ века, как: А. Швейцер, В. Ландовска, А. Шнабель, В. Гизекинг, П. Казальс, M. Mаркeвич, И. Стравинский, 3. Долуханова, Н. Гедда, Ю. Бьорлинг, М. Каллас, Р. Скотто, Д. Сазерленд и др.

В 70-80-в годы редакторы Т. Медведева и Л. Тихомирова впервые на радио выпустили цикл передач "100 романсов П.И. Чайковского". Ведущий — С. Я. Лемешев. Романсы П.Чайковского прозвучали в исполнении лучших отечественных певцов в записях из "Золотого фонда радио".

Несколько рубрик были посвящены музыкантам, победителям различных конкурсов, событиям в музыкальной жизни. Это, например, передача "Ирина Архипова рассказывает" /редактор Л. Тихомирова/  о I-м конкурсе вокалистов им. М.Глинки и его победителях: Е. Мирошниченко, Гр. Грицюке, Д. Гнатюке, Гр. Кочерге, М. Пальме, М. Григоряне, А. Давтян, С. Стрезевой, М. Биешу и др.; «Час Большого театра» (вед. Ф.Фахми»), "Интервью после концерта" /Ф. Фахми, А.Хромченко/, «Диалоги со звёздами» (ведущие Ю.Фадеева и Ф. Фахми) — беседы с ведущими композиторами и исполнителями — В. Крайневым, А. Шнитке, Е. Серкебаевым, Д. Гнатюком и др.

Одной из важнейший задач, функций Музыкальной редакции Всесоюзного радио было  освещение в эфире событий музыкальной жизни страны и вообще всего нового, современного, что происходило в мире музыки, музыкальной культуры — конкурсы, фестивали, премьеры, новые произведения и новые имена. Этому были посвящены несколько постоянных передач, рубрик, например, еженедельное обозрение "Новости музыкальной жизни" (авторы: Г. Арутюнов, Ф. Фахми, А. Хромченко,  Н. Савин, и др.). Музыкальное радио активно освещало такие события, как Московский Международный конкурс им. П.И.Чайковского, фестивали "Русская зима", "Московские звезды", "Белые ночи" /Ленинград/,"3акавказская весна", "Крымские зори", «Киевская музыкальная весна» , "Славянский базар" /Витебск, Беларусь/, Праздники песни в республиках Прибалтики, музыкальные конкурсы в зарубежных странах. Помимо обзорных и оперативных программ постоянно проводились прямые трансляции из  концертных залов Москвы, Дворца съездов, Колонного зала Дома Союзов, Большого театра и Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, 1-го Международного Дня музыки из Большого Зала Консерватории (солист П. Коган, дирижер Е. Светланов, 1970г.), со съездов и пленумов Союза композиторов СССР, России, союзных республик.

Музыкальная редакция провела серию программ "Музыкальные вечера на Пречистенке" (в Московском Доме учёных).  Это были живые многожанровые встречи-концерты с участием многих известных артистов и коллективов (редактор Л. Тихомирова).

В 90-е годы на Первой программе Радио 2-3 раза в неделю стали выходить сборные музыкально-литературные программы — "Вечера на улице Качалова", которые создавались силами  музыкальной и литературно-драматической редакций Всесоюзного радио ( это были программы на 2.5 часа, с 19.30 до 22.00).

Особой любовью слушателей пользовалась музыкальная передача "В рабочий полдень" по письмам радиослушателей. Она выходила в эфир по будним дням в 12 часов 30 минут, когда наступал обеденный перерыв на заводах, фабриках, в учреждениях, и люди слушали свою передачу. Одна из программ называлась «3накомы ли вам эти произведения?» и была посвящена классической музыке /Е. Улановская/. В авторской программе Г. Гордеевой можно было услышать и Камерный хор п/у В. Минина,  Л. Зыкину, О. Воронец,  А. Стрельченко, Л. Рюмину, композиторов Э. Колмановского, О. Фельцмана, IO. Антонова, А. Аверкина и др. Л. Дубoвцева рассказывала в программе "Рабочий полдень" о новых и уже известных исполнителях эстрадной песни, представляла премьеры песни.

Одним из важнейших направлений в музыкальном вещании являлась пропаганда русской музыки, фольклора. Отдел русской музыки готовил к эфиру передачи: "Радиослушателям о народной песне" /с 1975 года/, "Родные напевы" /автор и ведущий Ю. 3ацарный/. Особо следует сказать о передаче "России звонкие края" (прошло более 100 выпусков). Автором и ведущим этой программы был дирижер Николай Кутузов, который с любовью и знанием материала  рассказывал  радиослушателям о русских народных песнях разных областей России (редактор В. Карасев).

Большой интерес у радиоаудитории вызвал цикл передач "Песня — жизнь моя" по книге Л. Г. Зыкиной. Она же была и ведущей передачи /редактор В. Карасев/.

Отдел русской народной музыки провел радиоконкурсы: "Новые имена" — в жанре народного пения /I982/  и "Голоса России ". Участниками этих конкурсов были  исполнители из всех городов Советского Союза и победителями, соответственно, стали: заслуженная артистка России Светлана Захарова /Новосибирск/, Степан Пятничко /Львов/ и Ансамбль народной песни и народного танца "Танок" /Ижевск). Следует назвать также и другие передачи, посвященные русской музыке: "Золотое кольцо", солистка — Надежда Кадышева; "Звучат народные инструменты", "Играют баянисты", "Русский музыкальный клуб" /редактор И. Разумная, режиссер Ю. Науменков/, "Вместе с петухами", "Труженикам села" и др.

Среди многих фондовых записей, сделанных отделом русской народной музыки, выделяются своей художественной ценностью записи Хора русской песни п/у Н.Кутузова, Академического оркестра русских народных инструментов п/у Н. Некрасова и гениальной солистки Государственного Воронежского русского народного хора Марии Мордасовой с оркестром народных инструментов Московской областной филармонии "Русские узоры". Это выдающиеся записи в области народного пения и исполнительства. Е. Илюшин был автором, редактором и ведущим передачи "Сияние Севера", посвященной малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока / за 2,5 года прошло около 100 выпусков/. Он жe сделал пять передач "Музыка: проблемы, суждения, критика" по материалам Всесоюзного совещания директоров и художественных руководителей филармоний Министерства Культуры СССР. Передача, отвечая духу начавшейся в стране перестройки, носила острый, критичный характер.

Интересным был цикл передач "Русская песня и ее авторы" /редактор B. Фадеева/ по книге Л. Гофмана, читал Я. Смоленский .

Отдел музыки народов СССР /руководитель Б. С. Рахкин/ постоянно проводил  музыкальные радиомосты со столицами союзных республик Советского Союза и столицами некоторых зарубежных стран: Прага, Будапешт, Бухарест, Берлин, Нови Сад /Югославия/.

Наиболее активно такие радиомосты проводились в конце 70-х и в 80-е года, и благодаря им существенно развивались связи с радиоорганизациями зарубежных стран.  Всесоюзный эфир стал постоянной "студией" для премьер национальных музыкальных школ: звучали сочинения Ч. Нурымова и В. Мухатова (Туркмения), Е. Рахмадиева и Г. Губановой (Казахстан), П. Бюль-Бюль оглы и У.Гаджибекова (Азербайджан) и др. Многонациональному музыкальному искусству страны были посвящены многие циклы и рубрики, такие, как: "От Москвы до самых до окраин" — о музыкальной жизни автономных республик, краёв и областей /автор и ведущий Б.Рахкин/; "Музыка страны Советов"- к 6О-летию Октября, ведущий — Т. Н. Хренников; "В мире народной музыки" ( ведущий Н. Некрасов); "Симфонические и народные оркестры союзных республик" (ведущий — Г. К. Черкасов); "Музыкальные премьеры года"; "Музыкальные радиофестивали союзных республик", «Международный оперный фестиваль им.Ф. Шаляпина» в Казани. Постоянно готовились тематические передачи  о мастерах искусств союзных  и автономных республик: композиторах Е. Рахмадиеве (Казахстан), С. Насидзе /Грузия/, И. Лученке /Беларусь/, Ф. Яруллине, Н. Жиганове /Татарстан/, исполнителях О. Басистюк, М. Стефюк, Е. Мирошниченко, Н. Момоте, А. Соловьяненко, Н. Брегвадзе, В. Кожокару, Т. Мяги и др.

Большинство этих рубрик готовились с участием музыкальных редакций регионального радио – союзных и автономных республик .

Программы, подготовленные отделом музыки народов СССР, отличались огромным тематическим диапазоном. Здесь была и музыка ретро "Старый мотив простой" /30 минут, вечером/ с записями Эдит и Леонида Утесовых; К. Шульженко, Л. Кострицы, Е. Флакса, Р. Бейбутова /Азербайджан/, Р. Баглановой /Казахстан/ и утренние концерты "I5 минут на хорошую песню"; и творческие вечера мастеров искусств союзных и автономных республик,  и цикл передач "Музыкальный фольклор народов мира", который строился на записях, поступающих из-за рубежа, и музыкальные программы «Голоса друзей», которые готовились радиоорганизациями стран социализма.

Такой же "всеохватностью", работой "на стыке" жанров отличались в эфире Всесоюзного радио и программы отдела песни и эстрады (руководитель А. Пряхин).

Большой любовью радиослушателей пользовалась(и до сих пор пользуется) передача "Встреча с песней", которая впервые вышла в эфир 31 января 1967 года. Более 900 выпусков этой популярнейшей передачи подготовил её неизменный автор и ведущий, заслуженный артист России В.Татарский /часовая программа выходила в эфир два раза в месяц по пятницам/. С I997года передача идет по Радио России.

В. Татарский проводит уникальную работу по поиску и обнаружению забытых песен, истории их создания, их исполнителей и тех жизненных обстоятельств, с которыми была связана её дальнейшая судьба. Редактором передачи "Встреча с песней" была опытнейший журналист, выпускница факультета журналистики МГУ, работавшая на радио с 1947 года, Тереза Владиславовна Рымшевич.

Новые имена в эстраде, театре, молодые талантливые артисты и уже зрелые мастера  — всё это было главным в содержании музыкальной программы «Будьте знакомы, товарищи!», которая выходила в эфир с 1950 г. (редактор Т. Рымшевич). Только один перечень участников таких программ дает представление о их высоком художественном уровне: Д. Башкиров, Е. Леонов, А. Ларионова, Ю. Друнина, Л. Касаткина, 3. Шихмурзаева, В. Ашкенази, В. Ларионов, М. Шостакович, Н. Гуляева, В. Коршунов, Н. Петров, Т. Шмыга, И. Горбачев, Е. Шумская, Ю. Яковлев, О. Стриженов, Е. Кибкало, А. Пахмутова, В. Андреев, С. Доренский, А. Соленкова, Б. Тулегенова, В. Трошин, Э. Колмановский, Л. Харитонов, П. Хомский, Н. Гяуров, Ю. Борисова, Р. Рождественский, Н. Румянцева, А. Холминов, А. Фаттах, Т. Докшицер, А. Флярковский, В. Лановой, Т. Милашкина, Н. Шаховская, О. Табаков, Р. Нифонтова, М. Таривердиев и многие другие.

Знаменателен был выход в эфир Всесоюзного радио в 1958 году передачи «15 минут до старта», в которой шла речь о полете человека в космос еще до происшедшего в реальности события в 1961 г. В передаче участвовали такие известные артисты, как С. Бондарчук, А. Тарасова. Стихи для неё были написаны Р. Рождественским, а музыка А. Флярковским. Создатель передачи Т. Рымшевич получила вторую премию на международном конкурсе в Праге.  Впоследствии многие сотрудники музыкальной редакции Всесоюзного радио получали почетные премии и призы на международных конкурсах радиопрограмм в европейских столицах, но начало этому признанию было положено более полувека назад. 

30 лет в эфире Всесоюзного радио "прожил" "Музыкальный глобус" (1967 — 1997 г.г., ведущие передачи: В. Татарский, М. Ключникова, режиссер Е. Тарханова, редакторы Г. Гордеева и Э. Хачикян). Это была еженедельная субботняя музыкально-публицистическая передача, сюжеты для которой присылали такие корреспонденты Гостелерадио СССР в разных странах мира, как И. Фесуненко, Вл. Познер, Вл. Цветов и др.

Новые песни исполняли ведущие эстрадные певцы из разных стран мира: Д. Рид, Ж. Греко, М. Матье, Д. Модуньо, А. Герман, М. Радович, З. Микульский, Е. Поломский, К. Готт и многие другие.

В программе «Запишите на ваши магнитофоны» (редакторы Г. Гордеева, В. Карпеченко, Т.Коломейцева) звучали новые сочинения разных стилевых и национальных направлений в жанре песни, эстрадной музыки, рока, блюза, рок-н-рола и т.д. 

В музыкальной программе "На всех широтах" радиослушатели имели возможность знакомиться с популярной и эстрадной музыкой зарубежных стран.

Один из самых опытных редакторов музыкального радио Ч.Касаев был автором сценариев многих праздничных концертов "Говорит Москва" в Кремлевском Дворце съездов, организатором авторских вечеров и концертов солдатской песни в Колонный зал Дома Союэов и Государственный Концертный зал «Россия», в которых  выступали В. Нечаев, В. Бунчиков, К. Шульженко, Э. Колмановский, А. Островский, А. Бабаджанян, М. Матусовский, Е. Долматовский, Л. Ошанин, Г. Отс, Ю. Силантьев и мн.др.

Работу над праздничными концертами и концертами мастеров искусств продолжили позже другие редакторы, в частности, Л.Останкова . Ею созданы передачи " Моя прекрасная леди" — пять выпусков /80-е годы, автор М.Магомаев/, "Прав ли был Марио Ланца?"— шесть выпусков  / ведущий М. Магомаев/, "Какая большая любовь" /ведущий В. Aтлантов/, "Браво, Брависсимо!" /ведущий В. Атлантов).

Среди популярных рубрик 80-х годов можно назвать также эстрадное обозрение "До, ре, ми, фа, соль" — (редактор Т. Зубова, режиссер П. Ивашкин), в котором звучали все новинки в области эстрадной музыки и песни, в частности, песни Р. Паулса, Э. Артемьева, Д. Тухманова, Ю. Антонова, Е. Мартынова. А. Эшпая, А. Пахмутовой и др.; музыкальную программу "Маэстро" /автор С. Дитятев, редактор Т. Зубова, режиссер П. Ивашкин/ — своеобразный портрет талантливых деятелей искусства в области песни и эстрадной музыки, таких, как И. Дунаевский, А. Пугачева, Г. Гладков и др; "Джаз на ул. Качалова" /ведущие А.Баташов, А. Пряхин и Д. Ухов/; "8 песен в студии" — конкурс новых песен / редактор Е. Бирюкова/, в котором участвовали И. Кобзон, Л. Лещенко, Ф. Киркоров, В. Меладзе, С. Ротару, А. Пугачева, Э. Хиль, М. Пахоменко, Юлиан, А. Иошпе и С. Рахимов, Т. Рузавина и С. Таюшев и др; "Контрасты" — программа, в которой автор Д.Ухов показывал новинки в разных жанрах — от фольклора до авангарда; "Радиохит'" /редактор Ж.Жигарева/, "Красное, желтое, зеленое" /Г.Черняк/ по письмам радиослушателей и  др.

Редактор Д.Кереселидзе выпускала в эфир передачи: "Границы России" /совместно с Пограничной службой России/, "Вам, ветераны войны" /совместно с Комитетом ветеранов Великой Отечественной войны/, "Госконцерт представляет", "Званый гость" /участники — А. Стрельченко, И. Кобзон, Л. Лядова, М. Кажлаев, Р. Паулс, С. Туликов/. Отдел песни и эстрады готовил также и передачу "Играют духовые оркестры".

Очень важной стороной деятельности Гл. редакции музыкальных программ была работа с письмами радиослушателей. В сущности, во все годы существования Всесоюзного радио – почта слушателей была основой связи с аудиторий, показателем интереса и оценки музыкальных программ радиослушателями. Редакция ежегодно получала свыше 400.000 писем. В них были и отклики на передачи музыкального радио, оценки и, разумеется, заявки на исполнение любимых произведений. Вообще, Концерты по заявкам, просьбам радиослушателей исполнить любимое произведение с первых же лет радиовещания  были  одной из необходимых и постоянных форм музыкальных программ. Первый концерт, программа которого была составлена по заявкам радиослушателей, вышел в эфир 22 декабря 1929 года. Позже появилось немало специальных рубрик, которые строились на основе писем слушателей. Наиболее известные из них — "Субботние литературно-музыкальные концерты по заявкам радиослушателей" /2 р. в месяц, 45 минут, 19.30/, "Почта радио", "Вам, труженики сельского хозяйства", "Вместе с петухами", "Для вас, товарищи ветераны", "Вечера на улице Качалова", "После полуночи",  Концерты для воинов Советской армии, праздничные концерты и т.д.

Радио не только открывало, но и возвращало современной аудитории имена музыкантов, артистов прошлых лет. Так, благодаря исследовательской работе редактора В. Заики были открыты слушателям имена отечественных артистов и музыкантов, дотоле неизвестных людям по разным причинам: Н. Плевицкой, А. Вяльцевой, В. Паниной, А. Вертинского, Ю. Морфесси, В. Козина, А. Баяновой, Б. Рубашкина и др. В.Заика вел также популярные у слушателей рубрики: "Душа тебе по-прежнему верна" (об истории русского романса), "Родное делёкое", "Русский романс" (известные исполнители), "Муза, опаленная войной".

Также были заметны в музыкальных программах серии передач редактора музыкальной редакции  А. Автандилова о В. Высоцком, о Б. Окуджаве, о запрещенных ранее произведениях композиторов-классиков ХХ века, например "Незнакомый Шостакович", "Раёк" Д. Шостаковича, программы о погибших воинах-афганцах "Да будет память близких с нами" /А. Автандилов, Е. Улановская, В. Татарский/ и т.д.

Время перемен, связанное с началом перестройки позволили появиться в эфире передачам, о которых не могло быть раньше. Например, в 1996 - 97г.г. в эфире звучали такие акции Православной церкви, как Пасхальные и Рождественские службы в храмах Москвы с комментариями референта Патриарха Н. Державина (редактор Н. Баева). Она же в 96-х годах выпускала в эфир обозрения по фестивалям православной музыки.

В середине 90-х годов появились также в эфире и передачи "Трансмировое радио представляет" , в подготовке которых участвовали США, Германия и Россия. В них звучала музыка И.С. Баха, В. Моцарта, Й. Гайдна, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Гречанинова, музыка русского православного обихода, а объединяющей идеей этих передач была экуменистическая идея объединения всех конфессий /редакторы H. Баева, С. Кушниренко/.

Главная редакция музыкальных программ Всесоюзного радио более 50 лет создавала и накапливала сотни тысяч записей музыкальных произведений и программ. За все годы   было записано и оформлено в фонд более 320 тыс. записей симфонических и камерных произведений, песен, эстрадных сочинений, радиопередач, трансляционных концертов, которые составили "золотой фонд" отечественной музыкальной культуры. Из них более 200 тыс. авторских произведений, 25 тыс. записей народной музыки, 15 тыс. трансляционных записей (концертов, музыкальных спектаклей, конкурсов и фестивалей).  Всё это богатство накапливалось и хранилось в Телерадиофонде Гостелерадио, который на начальном этапе назывался просто Фонотекой. С развитием телевидения стал называться Телерадиофонд, а в 1974 г. преобразован в Телерадиофонд СССР. Сейчас это самостоятельная организация Гостелерадиофонд Российской Федерации.

В работе над фондовыми записями был занят почти весь состав редакции. Много внимания  отбору  и записи музыкальных произведений для фондов уделяли опытные редакторов — К. Калиненко, А. Кузьминов, Н. Мясоедов, Г. Зарембо, Т. Медведева, Л. Токарева. И, несомненно, большая роль в создании фонда музыкальных записей, в подготовке музыкальных спектаклей, различных передач, музыкальных программ и композиций принадлежит режиссерам музыкального радио. Это главные режиссеры А.  Липовецкий, П. Ивашкин; режиссеры: Е. Тарханова, В. Татарский, Л. Штейнрайх, Э. Иванова, Ю. Науменков, Ахмед-хан; звукорежиссеры, создававшие фондовые записи: Ю. Кокжаян, М. Кожухова, Е. Днепровская, Л. Доронина, Г. Каретников, Т. Винницкая и др.

Высокому уровню музыкальных программ способствовали драматические артисты из многих московских театров , дикторы Всесоюзного радио, которые привлекались для создания и ведения передач, концертных программ: О. Высоцкая, Ю. Левитан, В. Соловьева, Э. Тобиас, Ф. Лихачева, В. Герцик, И. Кириллов, С. Моргунова, Ю. Ковеленов, В. Мокроусова, Е. Суслов, А. Шатилова, И. Ложкина, А. Хлебников и многие другие.

Весь коллектив Музыкального радиовещания Всесоюзного радио работал с огромным энтузиазмом, с полной отдачей интеллектуальных и физических сил, с большой любовью и ответственностью относился к адресату своих передач — огромной аудитории, имя которой Россия. И одного профессионального образования в этой работе было не достаточно.

"Не каждый музыкант мог работать на радио. Редактор — это дарование! Это не работа, это жизнь 24 часа в сутки!" К этим словам Ч. В. Касаева, мог бы присоединиться любой работник радио.