Источник: из книги «Сыны Осетии в Великой Отечественной» Вып. 8 1990. страницы 41 – 45. Фото: Кавказ, 1942 год. Источник фото: МАММ / МДФ.
Многие, вероятно, помнят двадцатисерийный фильм «Великая Отечественная», надолго приковавший к себе внимание зрителей в дни празднования сорокалетия Победы. Северо-кавказские зрители не могли не обратить внимания на эпизоды, непосредственно относящиеся к их родному краю – бои за Краснодар, Анапу и на Малой земле. Но едва ли кто из них догадывался, что большая часть этих материалов отснята осетином – кинорежиссёром Владимиров Валиевым, которого северо-осетинские зрители больше помнят по художественному фильму «Фатима», поставленному по его инициативе и при его непосредственном участии.
Судьба сложилась так, что Владимир Валиев, рано обнаруживший режиссёрские способности, не мог найти им применения в Осетии, не располагавшей тогда ни киностудией, ни хотя бы какой-нибудь базой для производства фильмов. И талантливый юноша перебрался в Тбилиси, где при киностудии, которая сейчас называется «Грузия-фильм», а тогда – трест «Госкинопром», сразу же отличился острозлободневными документальными фильмами, с большим и неожиданным успехом обошедшими всю страну в предвоенные годы, когда антивоенные фильмы на строгой документальной основе смотрелись с более значительным интересом, чем художественные. Это были фильмы-предупреждения, напоминавшие о бдительности и громадной опасности, надвигавшейся на нашу страну.
А когда грянула война, командование Закавказского фронта сочло, что Владимир Валиев должен заниматься тем, что, по мнению командования, больше всего подходило кинорежиссёру – военной кинохроникой, что и удостоверяло специальным документом, обязывавшим командиров частей и соединений оказывать всяческое содействие кинорежиссёру. Владимир Валиев быстро набрал свою киногруппу, включавшую, кроме, разумеется, самого кинорежиссёра, ещё и оператора и ассистента оператора[1].
Приехали на Малую землю к самому Константину Леселидзе, которого кинодокументалисты застали в блиндаже склонившимся над картой. Командующий очень обрадовался встрече с земляками. И сразу же, несмотря на громадную занятость и столь же громадную усталость, обрушил на своих гостей град вопросов: как настроение народа, сколько дней были в пути, в чём нуждаетесь и т. д. Генерал время от времени поднимал трубку беспрерывно трещавшего телефона и, выслушав человека на другом конце провода, отдавал распоряжения – ясные, конкретные. Затем, не теряя нити разговора с киногруппой, продолжал задавать вопросы, так что кинодокументалисты чувствовали себя как на экзамене. И кто знает, сколько бы продолжалась эта беседа, если бы не начавшийся налёт немецкой авиации.
Киношники, как их называли солдаты, начали работать.
Вал за валом выныривали из облаков группы бомбардировщиков и, демонстрируя хорошее знание местности, прицельно бомбили места, где могло находиться командование. Вокруг в небо взлетали фонтаны земли; смешались в одно свист, грохот, скрежет и запах металла, полыхавшего, как горючий материал; падали с неба осколки и камни, и навстречу им возносилась взорванная земля. Такое кинохроникёры видели впервые и, как профессионалы, не могли быть недовольны – редкий кинодокументалист в то время мог похвастаться подобными кадрами.
Испытания первого дня на этом, однако, не кончились. После недолгой тишины, наступившей, как только улетели отбомбившиеся самолёты, послышался тяжёлый лязг немецких танков.
Киношники едва успели перезарядить свои камеры. Снимали и сам режиссёр, и его помощники, выдвинувшись вперёд, так что оказались между артпозицией и наступавшими танками. Удалось запечатлеть, таким образом, сражение, в котором были обе противоборствующие силы. Редкая тоже по тем временам киноудача.
С одной стороны, лезли танки, полностью входившие в кадр, с другой изрыгала огонь наша артиллерия, которую, конечно же, снимать было легче – свои же! Вдохновенно работавшие кинохроникёры даже подумать не могли, что свои снаряды тоже могут убить. Да, собственно, и подумать было некогда, потому что танки начали расстреливать артпозиции – так близко они уже подобрались – и под их прикрытием пошла немецкая пехота. Солдаты мелькали в видоискателе, заслоняемые то танками, то клубами дыма. Кинодокументалисты были уверенны, что присутствуют при решающем сражении. Каково же было их удивление, когда они узнали потом, что это был обычный, привычный и солдатам, и командирам, как скучная ежедневность, бой!..
Владимир Валиев, немало повидавший за время своих странствий с кинокамерой, спустя годы, чаще всего вспоминал один кадр, тогда даже заставивший его растеряться и усомниться в том, что с глазами у него нормально. Вдруг в видоискателе появился немецкий солдат, бежавший прямо на кинорежиссёра, который настолько увлёкся, что забыл о страхе. Но это солдат, уже заполнивший кадр, показался Владимиру Валиеву каким-то особенным – чего-то в нём не хватало. Кинорежиссёр протёр свои глаза и опять прильнул к видоискателю. И тут он вздрогнул – солдат не имел на плечах головы! Она у него была начисто снесена то ли осколком, то ли снарядом, а он продолжал бежать. Хотя эта жуткая картина длилась какие-то мгновения, но это был факт – бежал безголовый фашист. И Валиев запечатлел его на плёнке. Атака давно уже была отбита, а кинорежиссёр лежал и всё ещё никак не мог прийти в себя. Оператор и его ассистент стояли над ним, тормошили его. Потрясённый режиссёр казался им контуженным.
Но тут пришёл к ним какой-то лейтенант и сказал, что генерал-лейтенант требует их к себе. Вскоре вся киногруппа опять оказалась в знакомом блиндаже. Командующий обрадовался, что они живы, поздравил их с боевым крещением, но посоветовал впредь быть более осторожными. Предлагал осмотреть местность вокруг и исходить из того факта, что бои всё время разворачиваются примерно в одном месте – то есть, советовал командующий, выбрать безопасное, с хорошим обзором место и снимать оттуда…
Вообще командующий проявлял к кинодокументалистам такое внимание, что лучших условий для работы, чем в этом аду, которым тогда была Малая земля, Владимир Валиев потом больше не встречал на фронте.
Константин Леселидзе запомнился режиссёру как очень интеллигентный и даже мягкий человек. И это не могло не удивлять, ибо, немало повидав военачальников, Владимир Валиев мог сравнивать. Были среди них такие, которые не стеснялись крепких выражений и демонстрировали крутой нрав в отношении подчинённых. Не то было здесь. Ни разу ни одного грубого слова не слышали кинохроникёры от Константина Леселидзе. В разговоре с подчинёнными, заглядывавшими в блиндаж, командующий вёл себя – иначе не скажешь – галантно, хоть сейчас снимай его для фильма с великосветским лоском и обхождением. Солдаты, как имели случай убедиться кинохроникёры, просто боготворили своего командующего. И, кажется, трудно было бы придумать задание, которого бы они не выполнили. Нет, никогда уже на долгих дорогах войны Владимир Валиев не встречал командиров, подобных Константину Леселидзе.
Интеллигентный генерал-лейтенант будто старался быть незаметным, а между тем как-то всё время получалось так, что даже люди, равные ему по званию, сами отводили ему главную роль, которую генерал-лейтенант исполнял изящно, совершенно естественно и непринуждённо.
Константина Леселидзе несколько удивила просьба кинорежиссёра – позволить снять себя на командном пункте или на возвышении возле блиндажа командующего, откуда он в бинокль разглядывал Новороссийск. Ничего особенного тут нет, сказал командующий, но у вас своё дело, так что если считаете, что нужно – действуйте, мешать вам не стану. Так были сняты не только эти редкие кадры, на которых генерал-лейтенант осматривал изменения, произошедшие в Новороссийске за прошедшие сутки, но и те, где Константин Леселидзе ходит по позициям. Он предоставил в распоряжение киногруппы «виллис», так что они, уже осмелев, увязались за ним и тогда, когда тот собирался побывать на линии обороны.
Кинорежиссёр был доволен. Качество проделанной работы было превосходное, а материал, как он убедился, впечатляющим, что и требовалось от такого искусства, как военная кинохроника.
А на другой день к кинорежиссёру явился политработник и сообщил, что начальник политотдела 81-й Краснознамённой бригады морской пехоты майор Потоцкий просит киногруппу к себе. Майор прислал «виллис». Испросив разрешения у генерал-лейтенанта, кинорежиссёр вместе со своими помощниками отбыл в распоряжение майора Потоцкого.
Майор, едва увидев кинохроникёров, поинтересовался, осталась ли у них плёнка. И явно обрадовался, узнав, что осталась, потому что, сказал он, у него есть люди, достойные быть запечатлёнными. Пусть страна знает этих людей, делающих всё, чтобы она была свободна…
Хотя тогда было затишье в боях, киногруппа всё же сняла на позициях бравых морских пехотинцев. Потом эти кадры обошли экраны страны.
Много материала отсняли на Малой земле, но с особым удовольствием работали в освобождённом Новороссийске в сентябре сорок третьего, а через месяц и на Тамани, только что освобождённой, куда киногруппа вошла вместе с наступавшими частями. Потом весь этот материал стал достоянием Госфильмофонда СССР – как наглядный документ о самой истребительной войне, когда-либо случавшейся на Земле…
Отгремела война. И талантливый кинорежиссёр вернулся в студию, сражу же приступил к созданию объёмных и, как всегда, остросюжетных кинопроизведений. Следует, наверно, сказать и о том, что нынешней своей славой «Грузия-фильм» в немалой степени обязана и Владимиру Валиеву, снявшему здесь такие фильмы как «Альканзар», «Горийская долина», «Ушба», «Возрождённая Осетия», «Захарий Палиашвили», «Махарбек Туганов», «Праздник на земле аланов», «Васо Абаев» – всего 107 названий. Фильм «Ушба» на VIII Всемирном кинофестивале в Венеции получил премию и Почётный диплом. Это, кстати, была первая международная награда грузинских кинематографистов.
Не любит покоя патриарх киностудии «Грузия-фильм». Он и сейчас пребывает в творческих поисках, его взгляд на жизнь остаётся острым, умеющим выделить из хаоса событий самое существенное.
__________________________________
1. В 1942 – 1944 гг. Владимир Валиев — начальник киногруппы Северо-Кавказского фронта, режиссер киногруппы Черноморского флота. С февраля 1942 года руководил киногруппой (оператор Г. Усейнашвили, ассистент оператора И. Едигарашвили) на Северо-Кавказском фронте. Съемки кинооператоров вошли в документальный фильм «Кавказ» (1944). В 1943 году киногруппа под руководством В. Валиева (кинооператоры В. Шанидзе и В. Киласонидзе) снимала в 18-й Армии. - Прим. ред. #МузейЦСДФ.