Фитиль — 60

Первый номер сатирического киножурнала вышел на экран 4 июня 1962 года.

Фитиль — 60

07.06.2022

Источник: сайт ТЕЛЕКИНЕТ / 05 июня 2022 года.

К 60-летию киножурнала ФИТИЛЬ —  очерк об истории проекта. Долгожитель экрана, он просуществовал 45 лет, первые показ — 1962 год.

Первый выпуск телевизионного сатирического журнала вышел на экран 60 лет назад, 4 июня 1962 года. «Фитиль» — явление уникальное. Долгожитель экрана, он просуществовал 45 лет, практически не изменяя ни формата, ни уровня, ни миссии, а лишь несколько корректируя их. Преследуя вроде бы воспитательную цель, будучи вполне себе нравоучительным, киножурнал непредвзято фиксировал смену эпох, политических систем, настроений общества.

Изящный витиеватый росчерк—наименование самого известного советского киножурнала оказывается затейливо сложенным фитилем, который загорается на глазах публики, едва ли готовой к взрыву. Знаменитая анимационная заставка, сопровождаемая хлесткой фортепианной фразой, до сих пор помнится представителям поколений «рожденных в СССР». Легендарный проект, объединяющий серии короткометражек, отнюдь не экранный фастфуд, а рецепт, проверенный временем и несколькими поколениями зрителей.

Если сегодняшние скетч-шоу зачастую становятся стартовой площадкой для малоизвестных актеров, дорогой к зрительскому успеху и тропинкой к полнометражному кино, то «Фитиль» формировался в иной традиции. Секрет неувядаемого успеха большей части выпусков сатирического киножурнала — и в общей кинематографической культуре, сложившейся к моменту его рождения, и в идее безжалостного истребления отдельных недостатков системы, и в «среде обитания».

В СССР «Фитиль» демонстрировался перед киносеансами, что отсекало халатность в воплощении. Ведь на большом экране технические огрехи, ляпы сразу бросались в глаза. Трех-пятиминутные сюжеты представляли собой законченные микрофильмы с первоклассной игрой известных актеров. Выпуск готовился минимум месяц.

В сравнении с сегодняшним телевизионным цейтнотом, с ориентированным на конвейер производством юмористических шоу, авторы «Фитиля» оказывались в условиях, располагающих к полноценному творчеству. «Фитиль» был представлен документальными, игровыми и мультипликационными фильмами.

Постановку поручали неординарным режиссерам, операторам, художникам. Среди них — мультипликаторы Федор Хитрук, Роман Качанов, Сергей Алимов, Виктор Арсентьев, режиссеры Лев Кулиджанов, Леонид Гайдай, Владимир Фетин, драматурги Сергей Званцев, Михаил Жванецкий, Евгений Агранович, Григорий Горин.

Менторский тон был неприемлем в диалоге с залом. Именно доверительная интонация, апелляция к анекдоту позволила сатирико-юмористическому продукту завоевать симпатии аудитории. Злободневные пятиминутки как актерский тренинг В 1960-х создатели формулировали миссию киножурнала в духе времени, объявляя «Фитиль» оружием в борьбе со взяточничеством, разгильдяйством, бюрократией и расхищением государственного имущества.

Назидательный пафос декларировался и в заметках 1970-х годов: «Любой сюжет «Фитиля» отстаивает общегосударственные интересы!» Однако причудливым образом дидактическая функция отходила на второй план, уступая место остроумным репризам мастеров экрана и лаконичным заметкам драматургов.

Весьма красноречиво звучит высказывание Ростислава Плятта:

«В моем актерском воображении, разбуженном лучшими номерами «Фитиля», не раз мелькали острейшие сюжеты, в которых на протяжении трех минут я являлся героем спрессованной во времени трагикомедии самого злободневного свойства».

В разные годы в журнале снимались такие знаменитые актеры театра и кино, как Фаина Раневская, Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев, Евгений Леонов, Игорь Ильинский, Ролан Быков, Олег Ефремов, Георгий Бурков, Андрей Мягков, Александр Ширвиндт, Валерий Гаркалин, Сергей Баталов, Дмитрий Харатьян, Александр Ильин и многие другие. А народный артист России режиссер Леонид Марягин снял около 40 сюжетов. Будучи юной, но уже обретя всесоюзную славу, робкую кандидатку в новобрачные сыграла в одном из выпусков «Фитиля».

Актриса Евгения Симонова поделилась впечатлениями о работе в серии «В поисках радости»:

«О съемках в «Фитиле» у меня сохранились самые теплые воспоминания. Ведь моей партнершей была великолепная Мария Миронова — искрометная, задорная. Работа шла легко, весело». Забавная история 1975 года, высмеивающая активность работницы ЗАГСа, организовывающей похищение невесты с расчетливостью торгового агента, насущна и сегодня. Несмотря на отживший антураж, многие герои и ситуации узнаваемы и в нынешней повседневности.

«…Одни жулики кругом!» Госзаказ на сатиру

Стихия анекдота на экране СССР нашла себя именно в «Фитиле». Удивительно, как некоторые меткие и едкие комментарии к советской действительности доходили до широкого зрителя. Например, выпуск 1966 года «Медицина бессильна» о бацилле лозунгов, поселившейся в пионерской дружине и обеспечившей школьника диагнозом «профессиональный поздравленец».

Киножурнал часто позволял себе высмеивать понятие средней индивидуальности. Прорыв на экран лаконичных, смелых заявлений — заслуга организаторов, тех, кто «стоял у руля». Главой «Фитиля» на протяжении всего времени его существования был его редактор и идейный вдохновитель Сергей Владимирович Михалков. Известный детский поэт, кроме прочего, был непревзойденным дипломатом, блестящим собеседником, и прежде всего благодаря ему зачастую весьма острые сценарии с успехом проходили множество инстанций. Киножурнал поощряли и даже награждали государственными премиями.

В одном из интервью Сергей Михалков сказал:

«“Фитиль” — уникальнейшее явление культуры нашей страны. Ни в одном государстве мира нет, да, пожалуй, и не будет ничего подобного. В СССР наблюдался дефицит морали и нравственности, сейчас же ситуация намного ухудшилась. Не уверен, что «Фитиль» может что-то изменить в этом плане, но попытаться определить ориентиры необходимо. Очень надеюсь, что сатира у нас есть <…>

В 60-е годы наш сатирический киножурнал был создан для целенаправленной борьбы с негативными явлениями в жизни страны. Даже трудно представить себе, сколько взяточников, разгильдяев, расхитителей и прочих негодяев «благодаря» «Фитилю» пошли под суд или лишились своих постов. Каждый выстрел-сюжет «Фитиля» был стопроцентно снайперским. Года не прошло со дня выхода первого номера киножурнала, как съемочные группы «Фитиля» стали самыми нежеланными гостями там, где творилось беззаконие. Ревизоров и контролеров боялись меньше, чем безобидных внешне корреспондентов с кинокамерой».

Хотя иногда съемки сюжетов для «Фитиля» полагались «в нагрузку» к полнометражным фильмам, но и это обстоятельство редко сказывалось на качестве работ. Зачастую именно злободневные пятиминутки — своего рода творческие перекуры — давали возможность высказаться, обсудить что-то заветное, но прежде незаметное. В лаборатории киножурнала работал дружный коллектив искрометных людей под управлением главного режиссера Александра Столбова.

С 1973 по 1993 год директором киногруппы «Фитиля» был Аркадий Алексеев — известный деятель советского телевидения, руководитель первых «Голубых огоньков». В творческом пылу рождались «внутрикорпоративные фитилизмы»: «дела можно поделить на необходимые и обходимые»; «всегда найдется ложка дегтя, на которую можно списать бочку меда»; «мало открыть человеку глаза, надо еще зажечь свет»; «ничто не обходится так дорого, как уцененные товары», «на допросе у следователя продавец стал взвешивать каждое слово».

В «Фитиле» начинали свой творческий путь многие известные кинорежиссеры. Несколько короткометражек сделал будущий мастер анимации, создатель «Ну, погоди!» Вячеслав Котеночкин. Георгий Данелия на пороге 25-летия журнала замечал, что работа над материалом требует предельного профессионализма.

Для киножурнала «Фитиль» был снят сатирический сюжет «Руками не трогать!», критикующий качество продукции стекольного завода. В этом ролике из уст Волка звучит перефразированная угроза: «Ну, стекольный завод, погоди!».

Редакция начала получать огромный поток писем с тревожными сигналами: рабочие, инженеры, колхозники, ученые, присылавшие свои сюжеты в редакцию, становились фактически соавторами журнала. Киножурнал всегда всегда претендовал на интерактивность. Вслед за всесоюзным «Фитилем» появились «дочерние» киножурналы во многих республиках страны.

В 1970-х годах с предложением создать киножурнал для детей «Фитилек» (будущий «Ералаш») выступила будущий режиссер незабвенных «Ищите женщину!» и «Человека с бульвара Капуцинов» Алла Сурикова. Наследниками «Фитиля» можно считать даже научно-популярный «Хочу все знать» и более поздний «Прожектор перестройки».

Ведь «Фитиль» — прежде всего экранная публицистика, но в форме фельетона, байки, — именно таким его знает и помнит аудитория. В 1990-х годах, когда советская система кинопроката окончательно рухнула, и зритель покинул кинотеатры, «Фитиль» переселился на телеэкраны.

К 1993 году выпуск государственного киножурнала практически прекратился. Многие сомневались в необходимости его возрождения, однако неутомимый Игорь Угольников, ровесник «Фитиля», в 1996 году вдохнул в него новую жизнь. Заручившись поддержкой Сергея Михалкова, Угольников был назначен приказом министра культуры Михаила Швыдкого исполняющим обязанности директора «Фитиля». И вскоре возрожденный журнал прочно занял свое место в телевизионной сетке вещания, радуя аудиторию каждое воскресенье в 14.20 на федеральном канале. Зрителю демонстрировались и новые, и отреставрированные прежние выпуски. Леонид Филатов написал пародию на Сергея Михалкова, басню «Таганка и Фитиль»:

Один Фитиль, гуляя спозаранку,

Увидел у метро какую-то Таганку

И говорит: «Сестра, Куда как ты остра,

Занозиста не в меру!

Слыхал, опять прихлопнули премьеру?

Вот я… Могу воткнуть свечу,

Кому хочу. Однако же молчу!..

А ты?

— Фитиль Таганку поучает.

— Худа, бледна,

Всегда в загоне и всегда одна…»

Таганка слушает и головой качает,

Потом тихонько отвечает:

«Фитиль, Фитиль, пошел ты на…»

Мораль сей басни такова:
Таганка не всегда права.
Нельзя, когда стоишь с лауреатом,
Браниться матом».

Примечательно, что, следуя традиции, кроме игровых сценок, оживший проект обращался к документальному материалу, жанру журналистского расследования и порой создавал общественный резонанс важным событиям социально-политической жизни. Широкий отклик получили сюжеты «Ядерный круиз», «Шереметьево-2». Тем «Фитиль» и отличался от соседствующих ТВ-продуктов, что стремился быть не только забавой, но и инструментом в диалоге власти с аудиторией. В творческом коллективе наряду со сценаристами, редакторами, режиссерами трудились и юристы. Партнерами проекта были Счетная палата РФ и журнал «Финансовый контроль», поставлявшие документальные сюжеты, горячие факты. За все время выхода «Фитиля» в стране не убавилось ни бюрократов, ни казнокрадов. Кроме них в 1990-х под прицелом авторов оказались «новые русские», горе-кооператоры, аферисты и любители наживы, недобросовестные сотрудники правоохранительных органов; в 2000-х в сюжетах стали фигурировать менеджеры, гастарбайтеры, трансвеститы. Но у такой острой социальной актуальности были и свои «побочные эффекты»:

«Вы даже не представляете, какой прессинг я испытываю каждый день, — рассказывал Игорь Угольников. — Разные люди звонят, в том числе и депутаты Госдумы, с требованиями немедленно снять с эфира, например, сюжет о проворовавшемся мэре города N. И взятки предлагают, и запугивают, чего только не происходит, лишь бы мы не высмеяли кого-то в нашем журнале. Я в таких случаях всегда спрашиваю главного редактора, как поступить».

В 2000-х у «Фитиля» появился свой сайт, на котором проводился конкурс сценариев. В традиции киножурнала была названа его интернет-почта — «Добро пожаловаться». «Фитиль» стал по-настоящему интерактивным, но уже менее изысканным. В большей степени он воспринимался аудиторией как бренд. Вскоре в Москве родился одноименный киноклуб, а сам журнал уступил место другим телевизионным сатирическим трендам. Может быть, это связано и с уходом из жизни его идейного вдохновителя и бессменного редактора Сергея Михалкова, может, со сменой симпатий власти предержащей или просто прошел запал создателей… Но бесспорно одно: «Фитиль» остается ярким образцом жанра, достойным ориентиром для последователей и лучшие его выпуски уже прочно обосновались в сокровищнице отечественного кино.