Вниманию членов Союза кинематографистов России

По материалам общего собрания Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов России.

27.05.2022

Источник: газета СК-НОВОСТИ № 5 (415) от 23 мая 2022 года. Фото: "Вид на Петропавловскую крепость. Санкт-Петербург, 2021 год". Автор фото: Валерий Пятинин.

26 апреля в Большом зале Киноцентра на ул. Караванная, 12 прошло общее собрание членов Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов Российской Федерации. 

С начала пандемии это было первое общее собрание, на котором удалось обеспечить кворум. Большинство членов союза присутствовало очно, часть присоединилась по видеосвязи в режиме онлайн. В зале можно было увидеть режиссеров Сергея Снежкина, Владимира Бортко, Константина Лопушанского, Вячеслава Сорокина, звукорежиссеров Наталию Аванесову, Игоря Терехова, актера Виктора Бычкова, художника-постановщика Марину Николаеву и др. Еще до захода в зал все общались в холле. Многие не виделись несколько лет, и помимо дел союзного масштаба живо обсуждались самые разные вопросы − от недавно прочитанных книг до грядущих дачных посадок.

В повестке дня собрания значились серьезные вопросы: о работе организации с 2017 по 2021 год и об основных направлениях деятельности на период с 2021 по 2025 год. Делегаты должны были принять решение об избрании нового председателя, правления и контрольно-ревизионной комиссии Санкт-Петербургской организации. Отдельными вопросами были вынесены на обсуждение изменения и дополнения в устав Санкт-Петербургской организации и устав учреждения «Дом творчества кинематографистов «Репино» (УДТК «Репино»), а также размер членских и вступительных взносов.

В президиуме собрания заседали действующий председатель Сергей Снежкин и ответственный секретарь Санкт-Петербургской организации СК РФ Александр Бабаян. Почетными гостями собрания стали первый заместитель председателя Союза кинематографистов России Лариса Солоницына и заместитель председателя Союза кинематографистов России Валерий Тонких.

В своем выступлении Сергей Снежкин сказал:

«Времена наступили тяжкие, трагические. Мы пережили эпидемию, практически остановившую жизнь страны и нашей организации. Понесли невосполнимые потери. Самое ужасное, что ушли люди, создавшие наш кинематограф, люди легендарные, творческому вкладу которых обязана вся страна. Наша основная задача состоит в том, чтобы на место ушедших пришли новые кинематографисты, чтобы наша организация не обескровливалась. Конечно, они не смогут заменить корифеев русского киноискусства, таких, как Юрий Клепиков, Виталий Мельников. Свою миссию мы видим в том, чтобы найти, привлечь, вселить надежду, способствовать появлению среди нас, в нашем Союзе людей, жаждущих сказать, прокричать, прошептать, в конце концов, свои идеи. Нужно осмыслить нашу роль в новых обстоятельствах. Положение дел в российском кинематографе сейчас таково, что, если Союз кинематографистов РФ не поможет новым поколениям войти в киноискусство, ему не поможет никто – никакие питчинги, мерчендайзинги и креативы.

Нам нужны люди, способные возродить национальный кинематограф – и молодые, и среднего возраста, и опытные мастера. Все желающие создавать киноискусство. По моему личному наблюдению, из нашего отечественного кинематографа на протяжении многих лет вытравливается само слово «искусство». Нам нужны люди способные возродить российский кинематограф».

 Среди отрадных изменений, происшедших в последнее время, Снежкин назвал тот факт, что «Правительство нашло наконец в себе силы прервать традицию, по которой Россия была единственной страной в мире, где люди профессионально, за государственные деньги оскорбляли свою страну».

«Мы тоже воюем за «Ленфильм», − продолжил Снежкин. − В нашей генетической памяти есть навык восстановления. Я абсолютно уверен, что кинематографисты должны заниматься кинематографом. Это наша зона ответственности. В отсутствие зарубежного контента его должно заменить нашим отечественным кино».

По мнению Снежкина, качество отечественных фильмов сегодня довольно низкое:

«Наше кино совершенно вторично и беспомощно пытается быть похожим на американское. Меняются министры культуры, я уже «пережил» шестерых. Увеличивается количество сторонних непрофессионалов, называющих себя продюсерами и не имеющих никакого образования за спиной. Это же самозванцы!

Для того, чтобы стать режиссером, минимум нужен диплом ВГИКа; чтобы стать операторами, художниками, нужны какие-то документы. Продюсерам в большинстве случаев не нужно ничего. А мы удивляемся деградации российского кинематографа!..

Фестивали, кажущиеся многочисленными, не способны вместить в себя всех нас. Необходимо «вынуть» всех разуверяющихся, прозябающих на дешевых сериалах. У нас все для этого есть: фонды, гранты, целый Институт кино и телевидения, на который все мы возлагаем надежды.

Есть огромный проект развития регионального кино. Нам нужно создать сценарный совет, который будет доводить сценарии до товарного состояния, чтобы по ним можно было снимать кино. Это основа основ. Из Санкт-Петербурга уже несколько лет идет «исход». Люди не могут найти себе здесь работу. Все лучшее написано, нужно перечитывать. Новый продюсерский кинематограф не чувствует страну, не понимает и не слышит ее. Это наше дело, мы должны принимать в нем участие. Иначе проиграют все.

Нужно заниматься сценариями. Нужно возобновить семинары, где обсуждались наши насущные и творческие проблемы. Мы должны объединять молодых и выдающихся кинематографистов в России. Кино – искусство коллективное. Давайте работать».

После выступления Снежкина были оглашены результаты аудиторской проверки Санкт-Петербургской организации СК РФ. Никаких нарушений она не выявила, кроме недостачи членских взносов. В связи с этим приняты решения установить для членов Союза, зарегистрированных в Санкт-Петербургской организации, следующие размеры и порядок уплаты членских взносов: вступительный взнос – 2,5 тыс. рублей; членский взнос − 1 тыс. рублей. Также решили освободить от уплаты членских взносов неработающих членов Союза кинематографистов России старше шестидесяти лет; установить срок уплаты членских взносов за текущий год – до 30 июня 2022 года.

Первый заместитель председателя Союза кинематографистов России Лариса Солоницына:

«Сергей Снежкин достаточно четко объяснил, как живет наш Союз. Я устала от того, что нашу деятельность называют отраслью, а результат нашего труда − продуктом. На съезде Союза кинематографистов России в декабре мы выбрали для себя два основных направления − работу с молодежью и с регионами. Это необходимо, чтобы сохранить Союз, продолжить его работу, а не сводить ее только к социальной помощи членам СК РФ. Нам нужно растить молодое поколение кинематографистов.

Мы придумали два проекта. Первый – учредили Фонд поддержки регионального кинематографа, уже начали работу, провели конкурс. Пока нам выделили не очень большую сумму − 200 млн рублей. Мы определили основное направление – создание документального кино в регионах. Пришло 330 заявок, будем определять победителей. В отличие от Министерства культуры, мы не будем после выдачи денег отстраняться от процесса. Мы фактически будем сопродюсерами, хотим активно участвовать в создании картин, помогать продвигать их на телевидении и в Интернете.

Второй проект – создание собственной онлайн-платформы Союза кинематографистов. Намереваемся собрать информацию обо всех кинематографистах нашей страны, в первую очередь о тех, кто работает в регионах. Хочется вернуть Союзу союзность, и эти два проекта, надеемся, позволят всем включиться в общую работу».

На собрании был поставлен вопрос об избрании нового председателя Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов. Его выбирают раз в четыре года. Никакой предварительной регистрации кандидатам на пост не требуется, достаточно заявить о своем желании быть избранным на общем собрании. Кандидатуру Сергея Снежкина традиционно выдвинуло правление Санкт-Петербургского отделения Союза кинематографистов России.

И тут выступила художник-постановщик Марина Николаева:

«Мы с коллегами посоветовались и решили предложить кандидатуру Владимира Бортко».

Кандидатуру Бортко поддержал режиссер Константин Лопушанский:

«Обычно, когда выдвигаются новые кандидатуры, принято ругать старого председателя, но мне кажется, это неправильно. Так что я поддерживаю новую кандидатуру не вопреки кому-то, а просто чтобы организация двигалась вперед. Дело в том, что Сергей Олегович давно занимает пост председателя, а ротация кадров необходима. Я поддерживаю Владимира Владимировича Бортко, потому что у него, помимо творческих заслуг, огромный опыт общественной работы, а главное, он готов возглавить Санкт-Петербургскую организацию Союза кинематографистов России».

Сам Бортко напомнил, что ровно тридцать лет назад он ушел с поста председателя Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов России, чтобы снимать кино, а также работать в других местах (он дважды избирался депутатом Государственной Думы РФ). На вопрос, почему же он решил выдвинуть свою кандидатуру, Владимир Бортко ответил:

«Хочу помочь старейшей киностудии страны. Все вы знаете, как устроен современный российский кинематограф. Есть Фонд Кино, который распределяет деньги, причем немалые – 4 млрд рублей. В первую очередь, деньги получают мейджоры (крупные компании. – Прим. ред.). Они якобы доказали свою возможность снимать кино. Потом Фонд Кино получает сценарии со всей страны с просьбой о финансировании. Почему государственная студия «Ленфильм» не мейджор? Надо добиться того, чтобы стала и начала снимать по четыре-шесть фильмов в год! «Ленфильм» должен получать то, что ему положено!»

Бортко заверил, что сможет добиться результатов при условии, что получит поддержку всех членов Санкт-Петербургского отделения Союза кинематографистов России.

Слова Бортко во многом совпадают с речью Снежкина − он также неоднократно заявлял о необходимости возрождения кинопроизводства на «Ленфильме».

Черту подвело голосование. Снежкин набрал в пять раз больше голосов, чем Бортко.

Сергей Олегович Снежкин вновь избран председателем Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов России.

Последним важным вопросом стало обсуждение судьбы Дома творчества в Репине. Членам союза предложили проголосовать за заключение инвестиционного соглашения с санаторием «Черная речка» (Центр сердечной медицины "Черная речка"; санаторий «Черная речка» создан в 1968 году, акционирован в 1992 году. - Прим. ред. #МузейЦСДФ) по модернизации Дома творчества. Когда-то он был очень популярным и престижным местом отдыха отечественных деятелей кино. Увы, с декабря 2012 года Дом творчества больше не принимает гостей. Санкт-Петербургская организация Союза кинематографистов России планировала провести капитальный ремонт, однако деньги на это найти не удалось. При этом обязанность содержания с организации никто не снял, и объект стал обрастать долгами. На сегодня они составляют 52 млн рублей.

«Помню, несколько лет назад кредиторы обратились в суд с требованием либо выплатить долги, либо целиком отдать Дом творчества. Мы в Москве буквально за два дня договорились с банком, который под залог определенной недвижимости выдал нам 35 млн рублей, и мы смогли покрыть часть долгов. Если бы этого не случилось, то кредиторы просто забрали бы Дом творчества», – сообщил заместитель председателя Союза кинематографистов России Валерий Тонких.

По заверению руководства организации, инвестиционный договор с «Черной речкой» решил бы все проблемы.

«Мы передадим право собственности на все объекты в Репино санаторию «Черная речка». Он проведет реконструкцию и модернизацию недвижимости, превратит это в современный санаторий. В планах – угольную котельную заменить газовой, построить бассейн и многое другое. За все это мы получим 135 млн рублей чистыми деньгами, а также полностью отремонтированное и меблированное здание общей площадью 240 кв. м. Это шесть номеров по 40 кв. м., причем каждый с отдельным входом. Там бесплатно смогут отдыхать члены нашего Союза», – сообщил ответственный секретарь Cанкт-Петербургской организации Союза кинематографистов России Александр Бабаян.

В итоге большинством голосов решение было принято.

Материал для  газеты СК-НОВОСТИ подготовил Артемий Аграфенин.


Материалы по теме