Материал опубликован в газете «Советская Латвия» от 24 июля 1968 года. Источник: сайт Олега Канищева, посвященный студии «Дальтелефильм». Фото: "Первая в мире женщина — капитан дальнего плавания
Открывшийся в День рыбака в Риге фестиваль телевизионных фильмов под девизом «Человек и море» призван был подытожить творческие усилия десяти телестудий страны, расположенных в городах-портах. Такое наименование фестиваля предоставляло широкие возможности для творческого соревнования его участников.
Главный приз «Серебряные сети» и Диплом 1 степени получил фильм Владивостокской СТУДИИ «Анна Ивановна» (режиссера О. Канищева (), вторую премию — фильм калининградцев «Путешествие будет долгим».
К достоинствам владивостокского фильма надо отнести то, что, рассказывая о первой женщине-капитане Анне Ивановне Щетининой, режиссер Олег Канищев не ограничился фактами её биографии, а в многочисленных ретроспекциях, путем монтажа документальных кадров из киноархивов попытался раскрыть особенности времени, в котором проходила молодость герои, вырабатывались свойственные ей высокие моральные качества. Это выполнено образно и убедительно. В фильме немало интереснейших кадров. Особенно впечатляет эпизод вручения Щетининой в США во время Великой Отечественной войны построенного для нас корабля и пластинки с исполнением «Интернационала»
И другие фильмы Владивостокской студии – «Когда начинается путина» режиссера Э.Тополаги «В море наш дом» режиссера Е. Рябко свидетельствуют об определенной направленности творчества. В первом фильме немало интересных наблюдений над девушками, едущими на Курильские острова к началу сайровой путины. Но авторы ограничились наблюдениями внешними, не попытались внимательнее раскрыть индивидуальности девушек. Все же за стремление к поэтическому решению темы фильм получил диплом.
Несмотря на важность темы, автор и режиссер Е. Рябко так и не сумел показать, что для моряка – «в море наш дом». Удачно начат фильм сообщением, что письма сюда, в океан, часто приходят звуковые и слушаются по много раз. Но дальше невыразительные кадры передают лишь общие картины жизни моряков. Забыв о своей теме, режиссер показывает лов рыбы, сопровождая это возвышенным текстом и лирическими песнями. В этом фильме наблюдается шаблон, свойственный многим картинам о рыбаках: два-три кадра проводов, чайки, волны, лов рыбы, грустящий у борта в лунную ночь моряк и лирическая песня. Почти тот же набор штампов присутствует в фильмах Камчатской, Хабаровской и Мурманской студий. Правда, мурманчане чуть многообразнее и внимательно показывают жизнь на борту и взаимную связь рыбаков с берегом. Но во всех этих (и многих других) телефильмах отсутствует главное — человек, личность. Увы! Оказалось, что у большинства фильмов «сети, полные кефали», а человек занимает в них место наравне с лебедкой, селедкой и чайками. В большинстве случаев такие фильмы — лишь бесстрастная иллюстрация производственного процесса.
Фильм калининградцев «Путешествие будет долгим» — сдержанный и вместе с тем поэтичный рассказ о моряке и поэте Дмитрии Тихонове. «В 20 лет — матрос китобойной флотилии «Слава» В 25 — штурман, в 30 — капитан дальнего плавания. В 35 — его не стало…». Авторы фильма сценаристы - В. Долгий и И. 3агуpa, режиссер И. Каждан сумели открыть нам взгляд героя на жизнь через оставленные Д. Тихоновым дневники, письма, стихи.
Человек и море. Казалось, что рижский фильм «На том же берегу» этому и посвящен. Посудите сами, тридцать лет назад писатель Вилис Велдре побывал в рыбацком поселке Роя и написал об этом книгу. Эти тридцать лет полны особого значения для истории латышского народа. Именно в эти тридцать лет восстановлена Советская власть в республике, дан отпор фашистским захватчикам, и Латвия расцвела в братской, семье народов. Авторы фильма — сценарист Г. Циркус, режиссер 3. Зарень и оператор Э. Эрмансон задумали свою работу очень интересно — показывая, как сегодня живут в Рое, для контраста снятые сегодня кадры сопровождаются текстами из книги буржуазного писателя Велдре. Однако фильм получился серым, невыразительным. Нет в нем размышлений современного писателя о судьбах жителей села, таких наблюдений и размышлений, которые ярко представляли бы сегодняшнюю жизнь. Вместо этого в фильме немало цифр, много экономических показателей, но нет людей, которые и создали этот экономический расцвет, построили новую жизнь.
Другой рижский фильм на фестивале — «Весенний слалом» — продемонстрировал лучшие свойства латышского телевидения. Автор сценария В. Силиг, режиссер Б. Шип, операторы В. Фрияр, О. Залитис и Р. Рикард в этом маленьком шедевре показали силу, настойчивость, умение участников слалома мужественно переносить неудачи и весело отдыхать. За эти свойства фильм и удостоен диплома Союза кинематографистов СССР.
Как же выглядят рижские телефильмы в соотношении с тем, что показали на фестивале десять крупнейших студий страны? Мне пришлось в разные годы знакомиться с работами Рижской студии, и сейчас я посмотрел немало телефильмов кроме представленных на фестиваль. Я бы сказал, что фильм «На том же берегу» не характерен для продукции Рижской телестудии, именно потому он и не снискал успеха.
Мне довелось увидеть небольшую картину «Царникавские миноги» режиссера-оператора В. Фрияра. Вот где главными стали люди, старые рыбаки, делящиеся своими мыслями о промысле миноги раньше и теперь, о новом, что пришло в их жизнь. В их маленьких рассказах ощущается история страны. Правда, тот же прием, примененный в телефильме «Только земля и люди» (режиссер 3. Заринь, оператор В. Фрияр), не везде приносит успех.
Рижской студии немало удач принесли фильмы, где явственно проявляется авторский взгляд на снимаемый материал. Особенно четко это ощущается в фильмах, посвященных народному ИСКУССТВУ, ремеслам.
Я давно с интересом слежу за работами режиссера Вии Бунка, привлекшей внимание своим фильмом «Рига в ритме солнца». В новом ее цветном фильме «Клад» (сценарий' Г. Пиесиса и В. Бунки, оператор А. Зандерсон) о народных ремеслах чувствуется тот же тонкий вкус, интересное сочетание музыки и изображения.
По сравнению с прошлыми годами значительно более зрелыми выглядят телефильмы на историко-революционные темы. Одна из крупнейших удач — телефильм, рассказывающий «О большой судьбе маленького корабля» режиссера М. Пярна. Вот пример, когда на частной судьбе маленького корабля, небольшой группы лиц раскрывается высокий героизм, славная история Великой Отечественной войны. Внимание к личности героев, доверие к их высказываниям придают фильму силу документа большого эмоционального звучания. Таков же и фильм «Имант Судмалис» (сценарист Ю. Грайзе, режиссер 3. Заринь, оператор А. Зандерсон), где исследователи протянули руку современникам и ввели в давно ушедший мир, восстановив на очень скудном материале биографию, замечательного человека. Это — живая история страны в лицах. К сожалению, фильм о Рудзутаке. С. Гаранча не удался — в нем не чувствуется авторской заинтересованности своим героем, активного отношения* к превратностям его судьбы
Думается, что авторское равнодушие — причина неудачи и цветного фильма «Латвия за полчаса» режиссера Р. Рикарда. Кажется, в этом фильме все есть. Но нет чувства, нет авторского отношения к ТОМУ, что показывается. Отсюда и холодность фильма, его иллюстративность.
Проявление авторского взгляда обогащает зрителя, открывает перед ним многообразие и богатство духовной жизни нашего современника. И здесь — еще много неоткрытых
возможностей. Главное — показать человека. Лучшие телефильмы — на этом пути.