«Человек и море». Итоги 3-го Всесоюзного фестиваля в Риге

Газета «Советская Латвия» от 24 июля 1968 года.

«Человек и море». Итоги 3-го Всесоюзного фестиваля в Риге

15.05.2022


Автор:
Н. Кладо

Кладо Николай Николаевич (17 января 1909, Санкт-Петербург — 23 декабря 1990, Москва) — режиссер, сценарист, киновед, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Был членом Союза писателей СССР и членом Союза кинематографистов СССР.

Материал опубликован в газете «Советская Латвия» от 24 июля 1968 года. Источник: сайт Олега Канищева, посвященный студии «Дальтелефильм». Фото: "Первая в мире женщина — капитан дальнего плавания

Открывшийся в День рыбака в Риге фестиваль телевизионных филь­мов под девизом «Человек и море» призван был подытожить творческие усилия десяти телестудий страны, расположенных в городах-портах. Та­кое наименование фестиваля предо­ставляло широкие возможности для творческого соревнования его участ­ников.

Главный приз «Серебряные сети» и Диплом 1 степени получил фильм Владивостокской СТУДИИ «Анна Ивановна» (режиссера О. Канищева (), вторую премию — фильм калининградцев «Путешествие будет долгим».

К достоинствам владивостокского фильма надо отнести то, что, рассказывая о первой женщине-капитане Анне Ивановне Щетининой, режиссер Олег Канищев не ограничился фактами её биографии, а в многочисленных ретроспекциях, путем монтажа документальных кадров из киноархивов попытался раскрыть особенности времени, в котором проходила молодость герои, вырабатывались свойственные ей высокие моральные качества. Это выполнено образно и убедительно. В фильме немало интереснейших кадров. Особенно впечатляет эпизод вручения Щетининой в США во время Великой Отечественной войны построенного для нас корабля и пластинки с исполнением «Интернационала»

И другие фильмы Владивостокской студии – «Когда начинается путина» режиссера Э.Тополаги «В море наш дом» режиссера Е. Рябко свидетельствуют об определенной направленности творчества. В первом фильме немало интересных наблюдений над девушками, едущими на Курильские острова к началу сайровой путины. Но авторы ограничились наблюдениями внешними, не попытались внимательнее раскрыть индивидуальности девушек. Все же за стремление к поэтическому решению темы фильм получил диплом.

Несмотря на важность темы, автор и режиссер Е. Рябко так и не сумел показать, что для моряка – «в море наш дом». Удачно начат фильм сообщением, что письма сюда, в океан, часто приходят звуковые и слушаются по много раз. Но дальше невыразительные кадры передают лишь общие картины жизни моряков. Забыв о своей теме, режиссер показывает лов рыбы, сопровождая это возвышенным текстом и лирическими песнями. В этом фильме наблюдается шаблон, свойственный многим картинам о рыбаках: два-три кадра проводов, чайки, волны, лов рыбы, грустящий у борта в лунную ночь моряк и лирическая песня. Почти тот же набор штампов присутствует в фильмах Камчатской, Хабаровской и Мурманской студий. Правда, мурманчане чуть многообразнее и внимательно показывают жизнь на борту и взаимную связь рыбаков с берегом. Но во всех этих (и многих других) телефильмах отсутствует главное — человек, личность. Увы! Оказалось, что у боль­шинства фильмов «сети, полные ке­фали», а человек занимает в них ме­сто наравне с лебедкой, селедкой и чайками. В большинстве случаев такие фильмы — лишь бесстрастная иллюстрация производственного про­цесса.

Фильм калининградцев «Путешест­вие будет долгим» — сдержанный и вместе с тем поэтичный рассказ о мо­ряке и поэте Дмитрии Тихонове. «В 20 лет — матрос китобойной флоти­лии «Слава» В 25 — штурман, в 30 — капитан дальнего плавания. В 35 — его не стало…». Авторы фильма сценаристы - В. Долгий и И. 3агуpa, режиссер И. Каждан сумели открыть нам взгляд героя на жизнь через оставленные Д. Тихоновым дневники, письма, стихи.

Человек и море. Казалось, что рижский фильм «На том же берегу» этому и посвящен. Посудите сами, тридцать лет назад писатель Вилис Велдре побывал в рыбацком поселке Роя и написал об этом книгу. Эти тридцать лет полны особого значения для истории латышского народа. Именно в эти тридцать лет восстанов­лена Советская власть в республике, дан отпор фашистским захватчикам, и Латвия расцвела в братской, семье народов. Авторы фильма — сцена­рист Г. Циркус, режиссер 3. Зарень и оператор Э. Эрмансон задумали свою работу очень интересно — по­казывая, как сегодня живут в Рое, для контраста снятые сегодня кадры сопровождаются текстами из книги буржуазного писателя Велдре. Одна­ко фильм получился серым, невырази­тельным. Нет в нем размышлений со­временного писателя о судьбах жи­телей села, таких наблюдений и раз­мышлений, которые ярко представля­ли бы сегодняшнюю жизнь. Вместо этого в фильме немало цифр, много экономических показателей, но нет людей, которые и создали этот эко­номический расцвет, построили новую жизнь.

Другой рижский фильм на фестива­ле — «Весенний слалом» — проде­монстрировал лучшие свойства ла­тышского телевидения. Автор сцена­рия В. Силиг, режиссер Б. Шип, опе­раторы В. Фрияр, О. Залитис и Р. Рикард в этом маленьком шедевре по­казали силу, настойчивость, умение участников слалома мужественно пе­реносить неудачи и весело отдыхать. За эти свойства фильм и удостоен диплома Союза кинематографистов СССР.

Как же выглядят рижские теле­фильмы в соотношении с тем, что по­казали на фестивале десять крупней­ших студий страны? Мне пришлось в разные годы знакомиться с работами Рижской студии, и сейчас я посмот­рел немало телефильмов кроме пред­ставленных на фестиваль. Я бы ска­зал, что фильм «На том же берегу» не характерен для продукции Рижской телестудии, именно потому он и не снискал успеха.

Мне довелось увидеть небольшую картину «Царникавские миноги» ре­жиссера-оператора В. Фрияра. Вот где главными стали люди, старые ры­баки, делящиеся своими мыслями о промысле миноги раньше и теперь, о новом, что пришло в их жизнь. В их маленьких рассказах ощущается история страны. Правда, тот же при­ем, примененный в телефильме «Только земля и люди» (режиссер 3. Заринь, оператор В. Фрияр), не везде приносит успех.

Рижской студии немало удач при­несли фильмы, где явственно прояв­ляется авторский взгляд на снимаемый материал. Особенно четко это ощущается в фильмах, посвященных народному ИСКУССТВУ, ремеслам.

Я давно с интересом слежу за ра­ботами режиссера Вии Бунка, при­влекшей внимание своим фильмом «Рига в ритме солнца». В новом ее цветном фильме «Клад» (сценарий' Г. Пиесиса и В. Бунки, оператор А. Зандерсон) о народных ремеслах чувствуется тот же тонкий вкус, интересное сочетание музыки и изобра­жения.

По сравнению с прошлыми годами значительно более зрелыми выглядят телефильмы на историко-революционные темы. Одна из крупнейших удач — телефильм, рассказывающий «О большой судьбе маленького корабля» режиссера М. Пярна. Вот пример, когда на частной судьбе маленького корабля, небольшой группы лиц рас­крывается высокий героизм, славная история Великой Отечественной вой­ны. Внимание к личности героев, дове­рие к их высказываниям придают фильму силу документа большого эмо­ционального звучания. Таков же и фильм «Имант Судмалис» (сценарист Ю. Грайзе, режиссер 3. Заринь, опе­ратор А. Зандерсон), где исследовате­ли протянули руку современникам и ввели в давно ушедший мир, вос­становив на очень скудном материале биографию, замечательного человека. Это — живая история страны в лицах. К сожалению, фильм о Рудзутаке. С. Гаранча не удался — в нем не чувствуется авторской заинтересо­ванности своим героем, активного от­ношения* к превратностям его судьбы

Думается, что авторское равнодушие — причина неудачи и цветного фильма «Латвия за полчаса» режис­сера Р. Рикарда. Кажется, в этом фильме все есть. Но нет чувства, нет авторского отношения к ТОМУ, что показывается. Отсюда и холодность фильма, его иллюстративность.

Проявление авторского взгляда обогащает зрителя, открывает перед ним многообразие и богатство духов­ной жизни нашего современника. И здесь — еще много неоткрытых
воз­можностей. Главное — показать че­ловека. Лучшие телефильмы — на этом пути.