Источник: журнал «Советский киноэкран» № 15, август 1940 года (с. 16). На фото самолет-гигант Л-760 (АНТ-20 бис). 1939 год. Фото: Общественное достояние.
В последние годы я специализировался на съемках в воздухе. Это один из самых интересных и сложных участков операторской работы.
Шесть-семь лет назад операторы еще не знали, как нужно работать на самолетах. Приходилось на практике осваивать сложную технику авиационных съемок, специфические методы работы. Впервые я летал на самолете с аппаратом в руках в 1934 году, участвуя в экспедиции по опасению челюскинцев. В том же году снимал перелет через Кавказский хребет.
В прошлом году снова участвовал в интереснейших полетах над пятикилометровыми вершинами Кавказского хребта. Эти полеты летчики совершали специально для съемок сцен в воздухе для фильма Мужество.
Трассы этих сложнейших рейсов над ледниками могучих вершин Ужбы, Казбека, Тетнульда были для меня «съемочными площадками», на которых происходили ответственные эпизоды нашего фильма. По ходу действия нужно было заснять на фоне гор все фигуры высшего пилотажа. Для этого с летчиком Колесниковым мы поднимались в воздух 37 раз. Показать на экране полеты в горных условиях, показать так, чтобы зритель ощутил героизм и высокое мастерство наших советских летчиков, было трудной, но чрезвычайно увлекательной задачей.
Работа с замечательными пилотами — Колесниковым, Ивановым и Гончаренко — дала мне возможность накопить серьезный опыт воздушных съемок и успешно справиться с порученным мне делом.
Самолет «П-5», с которого я снимал, пилотировал летчик Колесников. У него уже был опыт киносъемок. Он знал, как поставить машину в воздухе по отношению к солнцу и снимаемому объекту и это значительно облегчило мою работу.
Другой летчик, Гончаренко, пилотировал «игровой» самолет «УТ-2». Летчики прекрасно слетались друг с другом и до тонкости знали машины, их поведение в сложнейшей высокогорной обстановке полетов. Для съемок это было очень важно.
В эпизоде полета Томилина, роль которого играл артист О. Жаков, надо было показать его самолет крупным планом. Я начинал снимать эпизод при максимальной близости самолетов. Плоскости их отстояли всего лишь на 2—3 метра друг от друга. Опасно, но я был совершенно спокоен за своих товарищей и машины.
В это время задняя кабина, в которой находился управлявший машиной летчик Гончаренко, была закрыта от объектива аппарата крылом его самолета — он шел немного выше нашего. Сняв 10—16 метров крупным планом Жакова, я дал сигнал Гончаренко. Летчик, спрятавшись в кабине, постепенно увел свой самолет в сторону на 100 — 200 метров.
На экране получилась замечательная панорама гор с постепенно уменьшающимся самолетом. Также сложными были съемки, когда диверсант Мустафа (роль которого в воздухе исполнял загримированный летчик Гончаренко) вылезал на крыло самолета. Как только он покидал кабину, его машина оставалась без управления. Чтобы не потерять самолет из кадра, нам приходилось подстраиваться к нему как можно ближе.
Для съемок фигур высшего пилотажа был использован самолет «УТ-1», который пилотировал летчик Иванов.
Мы придумали для фильма особую «фигуру» пилотажа: взяв курс прямо на наш самолет, Иванов на расстояния 25—30 метров от нас резко ставил свою машину на крыло брюхом к нам, и затем уходил вниз. На экране кажется, что вот-вот самолет врежется в скалы. Эти кадры, которые так за
хватывают зрителей, доставили нам с Колесниковым много напряженных минут. Я смотрел в объектив аппарата и, когда Иванов подлетел к нашему самолету, его машина заняла весь кадр. Я даже слышал резкий шум мотора его самолета...
Все эпизоды с высшим пилотажем я снял за два дня между аэродромом Тбилиси и горой Казбек на высоте 300 метров.
Последняя моя работа на самолете — съемка первого пробного рейса самолета-гиганта «Л-760» по линии Москва — Минводы — Москва. Тут уже условия были другие. Воздушный экспресс-гигант вмещает 64 пассажира и 10 человек экипажа. Размах его крыльев достигает 64 метров, в моторах — 8 тысяч лошадиных сил. Самолет оборудован для ночных и слепых полетов, на нем установлены радиокомпасы, мощный автопилот. Экипаж размещен в шести местах самолёта. Впереди в салоне-«люкс» — штурман и радист, в крыльях — в специальных кабинах — бортмеханики. В проходе, в сердце корабля — командир самолета летчик Новиков.
Я еще на земле перед вылетом договорился с ним, где можно ходить в самолете с аппаратом и что интереснее всего снять. Своими снимками я постарался дать зрителям яркое представление о воздушном гиганте.