НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ…(К 95-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ВЛКСМ)


НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ…(К 95-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ВЛКСМ)

28.10.2021


Автор:
РУЧКИН Б. А., КОРОЛЁВ А. А.

Материал опубликован на сайте  информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение. № 4, 2013 г.»

Статья посвящается осмыслению молодого поколения 70-х годов XX века и его места в истории строительства БАМа. Опровергаются распространенные мнения о том, что магистраль строили «добровольные невольники», а БАМ — «дорога в никуда».

В статье мы обращаемся к одной их славных страниц комсомольского прошлого — его шефства над грандиозным проектом — строительством БАМа.

Сооружение БАМа широко освещалось в советских газетах, радио, телевидении, над его образом работали публицисты, журналисты, писатели.

Атмосфера пафоса стройки емко передана в строках песни О. Фельцмана, Р. Рождественского:

Слышишь — время гудит БАМ!
На просторах крутых — БАМ!

Ныне БАМ стал малопривлекательной для власти темой. В немногочисленных публикациях превалируют негативные акценты, типа «дорога в никуда», «памятник эпохи застоя», «добровольные невольники».

По мнению экономистов, дававших оценку после окончания ее строительства, дорога признавалась убыточной и не оправдывала вложенных в нее средств. «Проект строительства БАМ, — высказался Е. Гайдар в начале 2000-х гг., — характерный пример социалистической “стройки века”. Проект дорогой, масштабный, романтический — перемена места, Сибирь. Подкрепленный всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный…» (см.: Телепередача «Намедни 1961–2003: Наша Эра». Сер. «1974 год»).

Есть и противоположные мнения (см.: Власов, 1998; 1999), но об экономической стороне вопроса спорить не будем, это не наша тема.

Сосредоточим внимание на одном аспекте — на мифе «о добровольных невольниках», т. е. о людях, участниках строительства, биография которых начинается с приезда. В 70–80-е годы прошлого века на Всесоюзных ударных стройках по комсомольских путевкам трудилось 1 млн 350 тысяч, в том числе на БАМе — 45 тысяч бойцов (см.: ВЛКСМ: от съезда к съезду, 1974: 43; ВЛКСМ: от съезда к съезду, 1978: 56–58; ВЛКСМ: от съезда к съезду, 1982: 46–47).

Это не просто стройка. Это — символ эпохи, осмысление поколения 1970-х и его места в истории. Трудно сейчас представить, что современные молодые люди, живущие в Москве и Санкт-Петербурге, готовы добровольно отправиться в те далекие места и проработать несколько лет. Значит, что-то существенное отличает то поколение от нынешнего. Именно этот вопрос становится главным для нашего исследования.

Итак, «добровольные невольники». Именно так называется цикл статей журналистки Екатерины Гликман в «Новой газете» (см.: Гликман, 2005a; 2005b). Заголовок хлесткий. Смысл: строители БАМа — невольники, а это по словарю С. Ожегова — рабы, пленники. Рабы кого? Государства? Организации? Властителя? Рабы чего? Идеи? Здесь же налицо, говоря научным языком, — оксюморон. Что в переводе с греческого — остроумно-глупое. Например, «живой труп», «горячий снег».

В народе говорят: «Все начинается с дороги». У каждого советского поколения они — свои. Неповторимые: это и узкоколейка Павла Корчагина — символ устремлений молодежи эпохи гражданской войны, это и Турксиб — олицетворение трудового героизма юношей и девушек незабываемых 30-х гг., это и Абакан–Тайшет, Тюмень–Сургут — пример мужества юности, которая закалялась в отблесках «костров таежных». И, наконец, БАМ — символ трудового героизма 70–80-х гг. Может показаться, что авторы — ностальгирующие люди, которые пишут пастораль позднего советского романтизма. Нет. Это не так. Скорее — размышляющие историки. Непреложное правило любого историка — судить явления прошлого по законам нравственным ушедших эпох, оценивать их (а это уже другой вопрос: хорошо или плохо) через призму бытовавших тогда теорий, мнений, представлений. Поступать иначе, значит, модернизировать, «подправлять» прошлое, обелять или огульно очернять то, что не «здесь и теперь».

Вместе с тем нельзя не учитывать, что вступающие в жизнь новые поколения (в данном случае авторы статьи — представители этого нового поколения) по-своему объясняют факты и события, ставшие уже историей. Это их неотъемлемое право на собственное видение истории. Они наследуют и хорошее, и плохое, прекрасное и безобразное, легенды и мифы, создают и свои. В этом диалектика жизни. Преемственность и новаторство. Даже отрицание и поругание. Как нам ни было бы больно! В советские времена догматики-идеологи утверждали, что между поколениями нет борьбы. Оказывается, что есть: и идейная, и нравственно-этическая, и психологическая, и эстетическая и прочая, прочая. Главное — понять друг друга, а это значит простить. Понять — оживить факты, информацию, знания. Найти причинно-следственные связи между ними.

Что касается БАМа, то это поистине «магистраль века» (трасса почти в 4 тысячи километров). Когда ее строили, поражало все: размах, масштабы строительства, смелость и оригинальность инженерных решений (трасса дороги пересекла 11 крупных рек, бесчисленное количество речек и речушек, было построено 2230 больших и малых мостов), перепады климата, сложная сейсмическая обстановка (оползни и другие «сюрпризы» природы). Стоимость строительства БАМ в ценах 1991 года составила 17,4 млрд рублей, таким образом БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР (Карпова, Мироненко, 2009).

Разными путями приходили люди сюда, в трудовые коллективы магистрали. Ехали прежде всего молодые: стройка-то комсомольская, молодежная! Из каждых пяти строителей четверо — в возрасте до 30 лет (ВЛКСМ: от съезда к съезду, 1978: 58). Источники пополнения таковы: общественный призыв молодежи (по комсомольским путевкам), организованный набор, целевое направление выпускников вузов и техникумов, ПТУ, приехавшие индивидуально, так называемый «местный наем» и т. д.

Наши многолетние исследования показывают, что определяющими для большинства юношей и девушек, которые приезжали на БАМ, были желания благородные, общественно значимые. Обратимся к таблице 1.

Таблица 1.

Мотивы приезда строителей на БАМ (в %)[1]

Мотив

Уч. отряд им. XVII съезда ВЛКСМ
(1974 г.)

Отряды Западного участка

Восточный участок, строительные подразделения
шефов

1

2

3

4

1. Идейно-патриотические мотивы

89,0

60,7

55,2

2. Желание устроить свой быт. Семейные обстоятельства

14,1

7,1

3. Улучшение материального положения

23,0

34,4

4. Прочие

11,0

2,2

3,3

Мотивы патриотического характера приезжающих на БАМ большинства юношей и девушек подтверждают исследования ученых Новосибирска, Хабаровска, Иркутска (см. Ручкин, 1985: 53).

Опрос бойцов отряда имени XVI съезда КПСС (1981 г.) показал, что 42,6% изъявили желание поехать на ударные стройки по соображениям идейно-патриотического характера; 34,3 — проверить себя на прочность в трудных условиях; 18,1 — с целью проявить свои способности; 24,2 — улучшить материальное положение[2].

Как видно, исследования ученых разных лет свидетельствовали о понимании важности личного участия в строительстве магистрали, преобладании этого мотива среди всех других, которыми руководствовались добровольцы, выбирая свой путь на БАМ. «И это отнюдь не безработная молодежь, — заметил канадский ученый, писатель Г. Гриффин, — которая рада получить любое место, как это наблюдается в западных странах» (Аргументы и факты, 1984: 5). Бамовец, поэт Вл. Гузий, писал:

От Усть-Кута и до Амурских вод,
Дорогами судьбы мы шли вперед —
Мы шли по зову молодых сердец.
Нам слово «БАМ» — алмазный наш венец…

Это хотелось бы подчеркнуть потому, что западные исследователи того периода стремились проигнорировать идею о том, что интересы юношей и девушек не совпадали с интересами партии, комсомола. Они выставляли добровольцев, едущих на освоение новых регионов (в т. ч. на БАМ), как «энтузиастов поневоле», писали о «ненужных жертвах», которые молодежь умножила в угоду государства» (см.: Сулемов, 1979: 31).

Как говаривал великий поэт: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Наряду с романтиками-коллективистами («сначала думай о Родине, а потом о себе») были и трезвые реалисты («заработать на кооператив, на машину»), а то и просто «гастролеры», любители наживы. Были такие и среди управленческих кадров БАМа, которые спекулировали дефицитными товарами (холодильниками и т. д.).

Скажем так, что противопоставление духовного и экономического факторов условно. Добровольцев манило (исследования это показывали) и другое — повышенная заработная плата, удлинение отпуска, возможность вне очереди приобрести некоторые остродефицитные товары. Менялось время, и доброволец стремился жить в ногу с ним. Он и романтик, и рационалист. Противопоставление этих двух мотивов не только условно, но оно и устаревало в течение определенного времени. Это было связано с тем, что многие молодые люди становились семейными, взрослели, и у них более естественно воплощалось и «общественное», и «личное».

Но в целом первое место у добровольцев занимало понимание важности личного участия в освоении нового региона, «работа в степени романтики» (М. Кульчицкий).

«Настоящие бамовцы, — написал один их опрошенных, строитель БАМа, — это бамовцы-добровольцы, первопроходцы, которые ехали в Сибирь за романтикой, а не первые советские бизнесмены. Соответственно те строители, которые руководствовались этими идеями, составляли костяк “особенных” бамовских коллективов» (Память о БАМе…, 2009: Электр. ресурс).

В рождении «особенных бамовских» коллективов значительную роль сыграл творческий подход комитетов комсомола к формированию строительных отрядов.

Маленькое отступление. По мнению специалистов, ученых, камень преткновения в осуществлении иных крупных замыслов на стройках Сибири состоит в том, что требуется пять-шесть лет для создания нового коллектива. Только тогда появляются реальные возможности для реализации больших проектов.

Процесс создания работоспособного коллектива и более мелких подразделений, таких как бригады, растягивается порой на месяцы, если они сформированы из людей незнакомых, приехавших из разных концов страны. Отрядный принцип направления юношей и девушек, по общему мнению хозяйственных и партийных руководителей, позволил решать эту проблему в несколько раз быстрее.

27 апреля 1974 года делегаты XVII съезда комсомола проводили на БАМ первый Всесоюзный отряд. В последующем были направлены Всесоюзные ударные отряды: 1978, апрель — отряд имени XVIII съезда ВЛКСМ (1500 чел); октябрь 1978 — отряд имени 60-летия ВЛКСМ (свыше 3000 чел); 1979, март — отряд имени 25-летия целины (свыше 5000 чел); 1980, апрель — отряд «Молодогвардеец» (7000 чел); октябрь 1980 — отряд имени Олега Кошевого (4000 чел); 1981, март — отряд имени XXVI съезда КПСС (7000 чел); 1981, октябрь — Всесоюзный ударный отряд (4000 чел); 1982, май — отряд имени XIX съезда ВЛКСМ и 35 республиканских, областных, краевых ударных комсомольских отрядов (см.: ВЛКСМ: от съезда к съезду, 1982: 46–47).

К примеру, на основе отряда «Московский комсомолец» был создан строительно-монтажный поезд (СМП) № 573, на основе «Волжского комсомольца» — СМП № 576, «Белорусского комсомольца» — СМП № 588, «Комсомольцы Подмосковья» — мостоотряды № 47 и № 48; «Комсомолец Киргизии» и «Амурский комсомолец» вошли в состав мехколонны 141, 148, 149. Всего на базе ударных комсомольских отрядов с 1974 года было создано 250 строительных организаций. «Ударные комсомольские отряды, — отмечал заместитель министра транспортного строительства, начальник ГлавБАМстроя, Герой Социалистического Труда К. В. Мохортов, — сыграли решающую роль в становлении молодежных коллективов строителей БАМа».

Сам процесс комплектования отрядов постоянно совершенствовался. На первом этапе (отряд XVII съезда) большинство бойцов были квалифицированными рабочими, однако они имели специальность не строительного профиля (в последующие годы 60 % членов отряда приобрели строительные специальности).

В последующем для будущих бамовцев на местах комплектования организовалась 3–4 месячная стажировка, выбирались объекты, на которых они стажировались, обозначался объем их работы, изучались возможности обучения нужных на БАМе специальностей, подбиралось руководство отрядов: командир, комиссар, главный инженер.

Именно здесь, на БАМе, впервые в стране получила свое развитие практика формирования трудовых коллективов (от бригады до строительно-монтажного поезда) не в процессе строительства, а непосредственно на территории республики, краев и областей, направляющих добровольцев. Такой подход к формированию молодежных отрядов был одним из эффективных путей закрепления молодежи на ударных стройках, заслона материальным и моральным издержкам.

Но главным коллективом на БАМе был не отряд, а производственная бригада. По мнению опрошенных нами бригадиров и экспертов на БАМе (359 человек) (см.: Ручкин, 1985: 54), сильная сторона бригада состояла в том, что в ней объединялись не столько по принципу наличия у строителей производственных специальностей, а в зависимости от психологической совместимости и дружественных связей его членов (они не только работали вместе, но и жили в одном вагончике или палатке в течение продолжительного времени). В определенной мере сам подбор и стажировка на местах комплектования решали эти проблемы. Принадлежность к крепкой, хорошей бригаде — это и заработки, и определенная гарантия, защищенность ее членов (не все было гладко во взаимоотношениях на стройке).

Жизнь в слаженном трудовом коллективе комсомольцев сама оказывала воспитательное воздействие на участников строительства. В этих трудовых коллективах формировалась человеческая личность. «Мы строим БАМ, БАМ строит нас!» (автор афоризма — комиссар отряда имени XVII съезда ВЛКСМ Владимир Мучицын).

Именно на воспитание личности была направлена деятельность и энергия комсомольских кадров и актива. Творческое начало в их работе нашло отражение в поддержке и развитии многих трудовых инициатив молодых тружеников магистрали, в рождении новых форм соревнования, присущих только БАМу. Особое место среди них занимало движение «Я — хозяин стройки», возникшее в марте 1975 года.

В первый период оно было направлено на борьбу за продление срока службы бамовской техники. Впоследствии — на экономное использование материальных ресурсов, сохранение природных богатств зоны БАМа, создание образцовых поселков на трассе. В годы десятой «пятилетки» условный экономический эффект движения «Я — хозяин стройки» составил 39 млн рублей (Социалистическое соревнование, 1983: 11). Но его значение измеряется не только экономическими показателями, оно носит и глубоко социальный и воспитательный характер.

В чем же и насколько сильным было влияние молодых рабочих на решение тех или иных вопросов в производственном коллективе? Приведем таблицу из исследования Научно-исследовательского Центра ВКШ при ЦК ВЛКСМ (см.: Муконин, 1985: 101).

Вопросы, на решение которых рабочие оказывали влияние

Все рабочие, охваченные опросом

Рабочие БАМа

Разработка встречных планов и социалистических обязательств

22,6

25,2

Присвоение рабочим очередного разряда

18,8

21,0

Очередность в предоставлении отпуска

11,9

13,8

Усиление режима экономии

9,9

9,8

Улучшение качества продукции

20,5

20,5

Улучшение условий труда

24,9

25,8

О значении этого движения с точки зрения формирования качества хозяина производства размышляет В. И. Муконин — бывший первый секретарь Тындинского горкома комсомола, выпускник ВКШ при ЦК ВЛКСМ: «Я попытался понять, что происходит с человеком, его социальными качествами, когда он попадает в такую среду и условия, где может эти качества проявить. Они ведь есть в каждом человеке, но нужна ещё и обстановка, позволяющая их раскрыть, — востребованность этих качеств.

На социалистическом производстве, где всё общественное и своего ничего нет, воспитать хозяина трудно. Но на БАМе это получалось. Там действительно складывались такие отношения, которые позволяли молодому чувствовать себя хозяином на своем участке работы и вообще на стройке. Более того, он ощущал себя хозяином страны. Я думаю, что воспитание настоящего хозяина многократно увеличивало силы последнего, делало молодого человека счастливым даже в трудных условиях БАМа — когда и мороз за 50, и временное жилье комфортом не блещет, и работа крайне тяжелая» (Преодоление…, 2006: 124).

1 октября 1984 года на станции Куанда было торжественно уложено «Золотое звено» БАМа. Символический ключ от БАМа был соединен теми же, кто 1 мая 1974 года на станции Тайшет его разъединил и дал клятву соединить при завершении работы — командиром и комиссаром отряда имени XVII съезда ВЛКСМ Героем Социалистического Труда Виктором Лакомовым и Владимиром Мучиницыным.

45 тысяч молодых людей приехали на БАМ по комсомольским путевкам и прошли школу становления и как строители, и как личности.

Родина высоко оценила труд и творчество строителей БАМа. На БАМе к 1 января 1985 года работало 32 Героя Социалистического Труда, 2898 бамовцев награждены орденами и медалями, 62 строителя удостоены звания лауреата премии Ленинского комсомола. 5 бамовских коллективов за большие успехи, достигнутые при сооружении БАМа, награждены орденами, в том числе СМП-573 «Московский комсомолец» — орденом «Знак Почета» (там же: 134).

Теперь несколько слов о некоем «всем известным мнении» — о «дороге в никуда». По замыслу Советского правительства БАМ, во-первых, должен был решать основную цель — освоить огромные северные территории (для этой цели были построены 59 городов и пристанционных поселков). С вводом в эксплуатацию БАМ страна получила второй, более короткий выход к Тихому океану, доступ к богатейшим природным запасам Севера страны. Во-вторых, решалось несколько задач оборонного характера. Надо было учитывать геополитические условия. Отношения с Китаем в конце 60-х гг. вступили в полосу конфронтации, вплоть до вооруженных столкновений (вспомним Даманский). Поэтому строительство БАМа предусматривало те стратегические цели на случай «большой войны».

Правда и в том, что наблюдала ранее цитированная журналистка, характеризуя положение строителей в послесоветское время: «…вдоль дороги живут идеальные трудовые ресурсы. Они доведены до ручки, они обозлены, им уже всё равно, они согласны на мизерные заработки и ужасные условия труда, чтобы заработать на еду» (Гликман, 2005b).

Действительно, в период перестройки Горбачева интерес к БАМу резко снизился со стороны и государства, и общества, а во времена Ельцина окончательно угас. Колоссальные средства, вложенные в стройку, омертвели. И делали это сознательно, прикрываясь нехваткой бюджетных ассигнований (см.: Прядкин, 2012: Электр. ресурс). На произвол судьбы бросили не только Бамовскую магистраль, но и целые регионы, например, Дальний Восток.

Вместе с тем, у молодого репортера возникает ряд вопросов и недоумений при оценке явлений и фактов, увиденных и услышанных на современном БАМе. По ее мнению, они противоречат логике жизни, просто здравому смыслу.

Е. Гликман удивилась, когда услышала от первого встречного бамовца, что его тянет в те места, где он строил магистраль, что он завидует, что она едет туда:

«<…> С удовольствием. 20 лет не был.

— Там же разваливается все — какое удовольствие?

— Ну и что. Места-то родные. Весело там было…

Я не поняла. Какая радость — увидел, что труд твой оказался бессмысленным?» (Гликман, 2005a). Бессмысленным для первопроходцев? Это была их юность. Работали, любили. Было весело. Трудности сплачивали. Это их пройденный путь, который никому и никогда не отнять. Чтобы там ни говорили, как бы ни писали. То, что было, — это их личное, дорогое. Они «утопают в дальнем дорогом».

Автор репортажа усомнилась в подлинности воспоминаний участников Бамовской эпопеи: «Воспоминания какие-то неживые. Им не принадлежат. Будто помнят не то, что было, а то, как об этом писали газеты. Повторяют друг друга. Собственную память вытеснили штампы». Здесь также парадокс: репортер оценивает деяния первопроходцев по законам своего времени, через призму собственных взглядов на советскую историю, нередко основанных на стереотипах современной либеральной пропаганды («в советское время — все было плохо»), на новых мифах, рожденных в перестроечное и постперестроечное время. Что же касается однотипных взглядов бамовцев на свое прошлое, то для их объяснения стоит обратить внимание на законы общей и возрастной психологии. У людей зрелых их прошлое (юность) запоминается более объемно, красочно, в деталях, нежели их современная жизнь. Кроме того, с точки зрения социальной психологии, происходит эффект взаимного «заражения», на массовое сознание оказывает серьезное влияние групповая психология. В малой группе ментальные особенности группы, проявляющиеся в коллективности, общинности и т. п., выражаются наиболее ярко. Здесь каждый получает ответ на вопрос: «Кто есть кто».

Заметим, что по разным исследованиям годы строительства БАМа оцениваются самими добровольцами как лучшие годы жизни (см.: Воронина, б/г.). Многие, вернувшиеся в свои города после БАМа, не утратили бамовской идентичности, они объединились в ассоциации, отмечают свои праздники, они ездят на БАМ в отпуск и т. д. Объединяет людей, входящих в ассоциации, — это позитивное отношение к БАМу, осознание значимости бамовского периода в их жизни.

Как пишет В. И. Прядкин, работавший на руководящих должностях в Управлении БАМ, профессор, литератор: «Мы построили БАМ и очень гордимся, и будем до конца своих дней гордиться этой дорогой. Я глубоко убежден, потомки оценят нас по достоинству» (Прядкин, 2012: Электр. ресурс).

Заключая наши размышления, хочется высказаться по одному вопросу — колонизация (хозяйственное освоение) Сибири и Дальнего Востока осуществляется в условиях депопуляции, огромного дефицита рабочей силы. А от решения этой проблемы зависит будущность России: возродится ли она как великая держава или захиреет, распадется на отдельные земли, находящиеся под протекторатом других, более мощных государств Запада и Востока. «В XXI веке вектор развития России, — говорится в Послании Президента РФ Федеральному собранию, — это развитие на Восток, Сибирь и Дальний Восток… Важнейший приоритет развития — это региональная авиация, а также морские порты, северный морской путь, БАМ, Транссиб…» (Послание Президента…, 2012: 56–57).

Это значит, во-первых, важно осмыслить, препарировать богатейший исторический опыт освоения земель восточнее Урала. Особое внимание обратить на социально-производственный опыт, на участие комсомола — молодежной организации в сплачивании трудовых коллективов, в решении межэтнических конфликтов в смешанных коллективах строительных подразделений.

Во-вторых, следует вычленить воспитательную функцию указанных коллективов, поставить человеческое измерение как главный критерий в решении грандиозных задач освоения кладовых Сибири и Дальнего Востока. Обустройство нехоженых земель немыслимо без такого рода людей — чуточку фанатичных, одухотворенных большой идеей, ведущих других за собой, заряжая их своим энтузиазмом, энергией мысли, душевным порывом, презревшим «грошовой уют». Нельзя уповать только на вахтовый метод. Иначе освоение ресурсов указанных регионов растянется на века. Время не ждет. Кто не бежит, тот отстает. Наше время — век скоростей и страстей.

Чтобы там ни говорили, БАМ — яркая страница нашей отечественной истории, драматической и героической. Воистину из прошлого надо брать пламень, а не пепел.

И последнее. БАМ, Усть-илимская ГЭС, Братская ЛПК и ещё 380 ударных объектов — это комсомольское наследие, «подарок» олигархам от 1350 тыс. добровольцев 70–80-х годов прошлого века.

«Комсомольская правда» опубликовала карту ударных комсомольских строек и в собственности кого они ныне находятся. Наиболее известных более 30. К примеру, Усть-Илимская ГЭС (О. Дерибаска, 6,8 млрд $)[3], входит в «Иркутскэнерго», которая принадлежит компании «Базовый элемент». Оценивается в 25–35 млрд руб. Оскольский электро-металлургический комбинат (А. Усманов, 17,7 млрд $), входит в группу «Металлоинвест», оценивается в 23 млрд руб. Братский ЛПК (Б. Зингаревич, 750 млн $), входит в группу «ИЛИМ». Оценивается в 4–5 млрд руб. Другие примеры: газопровод «Средняя Азия-Центр»), Смоленская АЭС, Волгодонский АТОММАШ, Курская АЭС и др. Карта пестрит значками строек освоения нефтяных месторождений, угольной промышленности, машиностроения и т. д. (см.: Богатое наследие «проклятого застоя», 2011). Возникает вопрос: если бы не они, «комсомольцы-добровольцы», и не созданное ими, чем бы сегодня владело, пользовалось и распоряжалось нынешнее поколение, и на чем бы сегодня пыталась подниматься Россия?..

Заключительное резюме. В настоящее время происходит коллективная утрата исторической памяти вообще, в том числе памяти о комсомоле, его славных делах. Задача непосредственных свидетелей, исследователей состоит в том, чтобы как можно полнее и объективнее отразить весь реальный процесс возникновения комсомола, его развитие, сохранить в нашей памяти образы тех, кто, будучи комсомольцем, не знал покоя, самоотверженно трудился для нашей великой Родины (см., например: Ильинский, 2008; 2011; Мухамеджанов, 2008; Криворученко, 2011).


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Проблемы хозяйственного освоения зоны БАМ, 1977: 7.

[2] Один из авторов участвовал в подготовке и проведении исследования НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ по проблемам труда, быта, досуга молодых строителей в зоне БАМа. 1981 год, опрошено 2008 строителей, 359 экспертов, 120 секретарей первичных комсомольских организаций. См.: Ручкин, 1985: 54.

[3] В скобках указан размер состояния олигархов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аргументы и факты. 1984. № 24. С. 5.

Богатое наследие «проклятого застоя». (2011) [Электронный ресурс] // Комсомольская Правда. 10 ноября. URL: http://www.kp.ru/daily/25785.3/2767369/ [архивировано WebCite] (дата обращения: 15.08.2013).

Власов, Г. П. (1998) БАМ: опыт, уроки. Иркутск : Изд-во ИГУ.

Власов, Г. П. (1999) Регион БАМа: стратегия и опыт освоения. Исторический аспект. Братск : БрГУ.

ВЛКСМ: от съезда к съезду. (1974) М.

ВЛКСМ: от съезда к съезду (1978) / XVII, 23–27 апреля 1974 — XVIII, 25–28 апреля 1978. М. : Молодая гвардия.

ВЛКСМ: от съезда к съезду (1982) / XVIII, апрель 1978 г. — XIX, май 1982 г. М. : Молодая гвардия.

Воронина, Т. (б/г) Бамовцы о БАМе: к истории моего любопытства. Б. м/и.

Гликман, Е. (2005a) Добровольные невольники, или Моя стыковка с БАМом [Электронный ресурс] // Новая газета. № 13. 21 февраля. URL: http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/13n/n13n-s31.shtml [архивировано WebCite] (дата обращения: 15.08.2013).

Гликман, Е. (2005b) Добровольные невольники, или Моя стыковка с БАМом [Электронный ресурс] [Электронный ресурс] // Новая газета. № 18. 10 марта. URL: http://www.novayagazeta.ru/society/28053.html [архивировано WebCite] (дата обращения: 15.08.2013).

Ильинский, И. М. (2008) Мой комсомол : избранные статьи и очерки. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Ильинский, И. М. (2011) Прошлое в Настоящем // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 3–8.

Карпова, Е., Мироненко, П. (2009) Долгая дорога [Электронный ресурс] // Business Guide (Железнодорожный транспорт). Приложение к газете «Коммерсант». №93 (4148). 27 мая. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1169088 [архивировано WebCite] (дата обращения: 15.08.2013).

Криворученко, В. К. (2011) Молодёжь в истории страны [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 1. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/1/Krivoruchenko/ [архивировано WebCite] (дата обращения: 15.08.2013).

Муконин, В. И. (1985) Формирование у молодых рабочих качеств хозяина социалистического производства (на примере строительства БАМа) : Дисс. … канд. филос. наук. М.

Мухамеджанов, М. М. (2008) От перестройки к самороспуску: комсомол в 1985–1991 гг. К 90-летию создания ВЛКСМ. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Память о БАМе. Тематические доминанты в биографических интервью с бывшими строителями (2009) [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. № 2. URL: http://www.intelros.ru/readroom/nz6u/3856-pamjat-o-bame.html [архивировано WebCite] (дата обращения: 15.08.2013).

Послание Президента РФ Федеральному собранию. (2012) М.

Преодоление: Судьбоносные пятидесятые. Норильский комсомольский десант 1956 года. (2006) М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Проблемы хозяйственного освоения зоны БАМа. (1977) М.

Прядкин, В. И. (2012) Неизвестный БАМ [Электронный ресурс] // Литературный портал «ЛитерБург». URL: http://literburg.ru/pages/651 [архивировано WebCite] (дата обращения: 15.08.2013).

Ручкин, Б. А. (1985) Ленинский комсомол: участие в хозяйственном строительстве (опыт, проблемы). М. : Молодая гвардия.

Социалистическое соревнование. 1983. № 1. С. 11.

Сулемов, В. А. (1979) Критика буржуазных фальсификаций современной деятельности ВЛКСМ. М. : Б. и.