Москва — Антарктида

Короткометражный фильм, 1962 год

Фильм:
Москва — Антарктида
(год выпуска – 1962)

Тип фильма:
Короткометражный фильм
(2 части, хронометраж – 00:17:18)

Правообладатель:
РГАКФД

Категории:
авиация, география, история, международный связи

Ссылка на РГАКФД (18728)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

15 декабря 2021 года исполняется 60 лет со дня первого межконтинентального перелёта по маршруту Москва – Антарктида – Москва на самолётах Ан-12 и Ил-18

Фильм о первой воздушной экспедиции в Антарктиду — трансконтинентальный перелет самолетов УПА (Управления Полярной Авиации) Ил-18В и Ан-12 (из-за секретности в то время его называли грузовым вариантом Ан-10) в декабре 1961— феврале 1962 гг.. Маршрут, протяженностью 26 423 км, пролегал через четыре континента и два океана: Москва — Ташкент — Дели (Индия) — Рангун (Бирма) — Дарвин (Австралия) — Сидней (Австралия) — Крайстчерч (Новая Зеландия) — Мак-Мердо (Антарктида) — Мирный (Антарктида).

Самолет Ил-18В (Полярная Авиация) перед вылетом. Фото Марка Трояновского.

Перелет наших самолетов в Антарктиду подтвердил возможность преодоления отечественными машинами огромных расстояний.
Газета "Правда", 26 декабря 1961 года

Фильм демонстрировался на Международном фестивале авиационных и астронавтических фильмов в Довилле
(Франция) в октябре 1963 года.

Антарктида. Поселок Мирный. Фото Марка Трояновского.

В фильм вошли кадры:
Москва — аэропорт "Внуково". Взлёт самолёта. 
Самолёты ИЛ-18, АН-10 в воздухе. Члены экипажей — полярные лётчики Б. Осипов, П. Г. Рогов, А. Поляков, штурманы М. Долматов, В. Стёжкин. Члены экспедиции в салоне самолёта. В их числе: начальник полярной авиации Шевелёв, начальник Главсевморпути А. А. Афанасьев, корреспонденты газет, радио, кинохроники.
Австралия:
Дарвин
. Заправка самолётов горючим в аэропорту.

Сидней. Улицы, здания. Памятник Джеймсу Куку. Члены экспедиции, в сопровождении профессора Ф. Лоу, осматривают город.
Новая Зеландия:
Крайстчерч. Встреча самолётов на аэродроме. Деятели Новозеландского Общества за сближение (тесные связи) с Советским Союзом (New Zealand Society for closer relations with the USSR (NZSCR)*) осматривают самолёты экспедиции. Встреча с детьми коренного населения Австралии  — маори
Морские, океанские пейзажи. Памятник Роберту Скотту.
 Антарктида:
Научно-исследовательская база США, Мак-Мёрдо. Посадка советских самолётов. Самолёты СССР, США на аэродроме. Встреча членов экспедиции с американскими учёными.
Посёлок Мирный. Пейзажи. Королевские пингвины. Встреча членов экспедиции. Митинг. Самолёты на аэродроме.

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Режиссер-оператор Марк Трояновский

Автор текста Ю. Каравкин  

Диктор Л. Хмара

Научный консультант А. Капица

Композитор В. Гевиксман  

Звукооператор И. Воскресенская  
___________________________________________________________

Примечание:
* Общество «New Zealand Society for Closer Relations with Soviet Union» (июнь 1941—2015). Новозеландское общество за сближение с Советским Союзом. Далее — «New Zealand-USSR Friendship Society», «New Zealand-Russia and Sovereign States Association», с 2010 г. — «New Zealand Society for Closer Relations with Russia».
В 2011 г. Общество отметило своё семидесятилетие. Менялись его названия, руководители, состав участников, но суть деятельности осталась прежней — это организация, члены которой с искренней симпатией относятся к России и поддерживают разнообразные отношения с ней. Основными источниками сведений о деятельности Общества в военный период являются опубликованные воспоминания одного из его президентов Уинстона Родса за период 1941—1975 гг.. и отчёт по работе Общества за 1976—1992 гг., сделанный его руководителем Крисом Кингом, который в настоящее время является главой Клуба новозеландских участников Северных конвоев. Кроме того, использовалась разнообразная информация из новозеландских газет военного периода и другие материалы. (Источник: Культурные контакты между Россией и Новой Зеландией в годы второй мировой войны)

Цитаты

[...]полярная авиация Аэрофлота и Главное управление Северного Морского пути решило проложить воздушную трассу в Антарктиду, соединить Москву с Мирным.
Перелет начался декабрьским вечером 1961 года. Двум самолетам — ИЛ-18 и АН-12 — предстояло преодолеть в один только конец более 26 тысяч километров по сложнейшей трассе.
Для любого журналиста или кинохроникера участие в таком перелете было бы почетно и радостно. Но для меня это имело особое значение. Мне довелось снимать крупнейшие советские полярные экспедиции — в свое время знаменитые походы на ледоколах «Сибиряков», «Челюскин», «Литке». Затем в 1937 году исторический полет на северный полюс, когда под началом Отто Юльевича Шмидта производилась высадка на дрейфующий лед четверки папанинцев. Теперь, оказавшись на борту воздушных кораблей, взявших курс к Антарктиде, я волновался — что снимать? Как средствами документального кино рассказать о грандиозном перелете![...]

Марк Трояновский, режиссёр, оператор-документалист, участник экспедиции, Источник

[...]Впервые часть зимовщиков была доставлена из Москвы в Мирный на турбовинтовых самолетах ИЛ18 (командир самолета А.С.Поляков) и АН12 (командир Б.С. Осипов). Этот первый трансконтинентальный рейс, продолжавшийся с 15 декабря 1961 г. по 2 февраля 1962 г., возглавили начальник Главсевморпути А.А.Афанасьев и начальник Управления Полярной авиации ГВФ СССР, Герой Советского Союза М.И.Шевелев.Экипаж самолета состоял из 17 человек, всего в перелете участвовало 33 человека.
Находившаяся на борту самолета ИЛ18 группа сотрудников ААНИИ в составе А.И.Воскресенского, О.М.Кузнецова, П.Д.Астапенко под руководством М.Е.Острекина регулярно проводила метеорологические и актинометрические наблюдения.
Маршрут перелета проходил по трассе Ташкент — Дели — Рангун — Джакарта — Дарвин — Сидней — Крайстчерч — Мак Мердо — оазис Бангера — Мирный. 25 декабря 1961 г. (через 10 дней после вылета) оба самолета приземлились в оазисе Бангера (залив Транскрипции). В тот же день самолет АН12 прибыл в Мирный, а 27 декабря здесь приземлился и самолет ИЛ18. После переоборудования колесного шасси самолета АН12 на лыжное он совершил два пробных рейса с грузом на станцию Восток, куда были доставлены сейсмическая аппаратура и горючее. Покидая станцию Восток, полярники подвергли тщательной консервации все научное, электросиловое, радиотехническое и хозяйственное оборудование. Вблизи станции были оставлены в исправном состоянии три снегохода «Харьковчанка», 10 гусеничных тягачей, 24 пары экспедиционных саней.
Из-за плохого состояния взлетнопосадочной полосы в Мирном, вызванного таянием, полная загрузка самолетов горючим была произведена в оазисе Бангера, откуда самолеты вылетели в обратный путь 24 января 1962 г. (после почти месячного пребывания в Антарктиде). Обратный путь проходил по тому же маршруту, исключая только станцию МакМердо.
Путь через четыре континента и два океана самолет АН12 совершил за 48 ч 27 мин, ИЛ18 — за 44 ч 46 мин. Советские полярники проложили новую трассу Москва — Мирный общей протяженностью 25045 км. Перелет проходил на высоте 8 — 9 км.[...]

Саватюгин Л.М., Преображенская М.А., Российские исследования в Антарктике. Том I (Изд.: — СПб; Гидрометеоиздат, 1999), Источник

[...]Самолеты Ан-12 различных модификаций долгое время составляли основу военно-транспортной авиации страны, а их многочисленные спецварианты с успехом применялись для решения широкого круга задач. Сегодня на вооружении ВТА состоят более совершенные машины, однако "двенадцатая" все еще остается в строю и пользуется заслуженной любовью экипажей.
"Карьера" Ан-12 в гражданской авиации началась стремительно — с нашумевших перелетов в Арктику и Антарктику. 05.04.1960 г. доставкой грузов на станцию СП-8 начались регулярные полеты "двенадцатых" на Северный полюс. 15.12.1961 г. Ил-18 и Ан-12 (из-за секретности в то время его называли грузовым вариантом Ан-10) вылетели в Антарктиду. Маршрут протяженностью 26423 км пролегал через четыре континента и два океана. Ан-12 совершил этот перелет за 48 ч 27 мин. По пути на станцию Мирный самолет заправлялся горючим в Ташкенте, Дели (Индия), Рангуне (Бирма), Джакарте (Индонезия), Дарвине и Сиднее (Австралия), Крайстчерче (Н. Зеландия) и на американской антарктической базе Мак-Мердо.
Машину вели опытные полярные летчики: Б.Осипов (командир экипажа), П.Рогов (второй пилот), В.Стешкин (штурман), И.Найкин и В.Сергеев (бортмеханики), Н.Старков (радист). В Мирном колеса Ан-12 заменили на лыжи, которые привезли с собой. Затем самолет с учеными на борту выполнил ряд полетов по неизученным районам Антарктиды, в том числе с посадками на выбранные с воздуха площадки. 02.02.1962 г. "двенадцатая" вернулась в Москву.[...]

Ан-12. Авиационная энциклопедия, Источник

[...]В декабре 1961 года Ил-18В принял участие в первой воздушной экспедиции турбовинтовых самолетов в Антарктиду и обратно (вторым самолетом был Ан-12). Руководитель перелета — начальник управления Полярной авиации ГВФ СССР, Герой Советского Союза М.И. Шевелев. Командир экипажа Ил-18В — опытнейший полярный летчик А.С. Поляков, второй пилот М.П. Ступишин, штурман М. Долматов, бортинженер Н. Пишков, бортмеханик П. Гончаров, бортрадист В. Меньшиков. Также на борту присутствовали 11 человек бригады технического обслуживания самолета и 16 человек из состава Седьмой советской антарктический экспедиции. Все участники перелета были награждены высокими правительственными наградами, а командир экипажа А.С. Поляков удостоен высокого звания Героя социалистического труда. Всего за 90 часов самолеты преодолели 52 800 километров. Для увеличения дальности полета Ил-18В имел дополнительные топливные баки, установленные в пассажирской кабине (вариант компоновки “26А“), дополнительное пилотажно-навигационное оборудование, обеспечивающее уверенное самолетовождение над малоориентирной местностью. Всего было построено три самолета такого типа.[...]

ОАО “Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина” (06.12.2014), Источник

[...]15 декабря 1961г. начался перелёт Москва — Антарктида — Москва на самолётах Ан-12 и Ил-18. Завершен 2 февраля — 1962 г. Находящиеся на самолётах операторы сделали большой документальный фильм в цвете, но после показа его в высоких инстанциях были вынуждены урезать до менее 30 минут. Интересная деталь! Уже после возвращения в Москву, по настоятельной просьбе режиссёра и оператора фильма Марка Трояновского, был выполнен 45-минутный полёт бортов по северному коридору Московской воздушной зоны с целью киносъёмки в воздухе обоих летящих бортов. И здесь не обошлось без нюансов. Военные, наблюдая за сближением самолётов, в категоричной форме приказывали увеличить дистанцию, дабы обеспечить безопасность...
Пилотировали самолёты на данном задании уже другие экипажи: к/к Ил-18 Кренев Валерий Александрович, к/к Ан-12 Бардышев Г.М. (оба в это время занимали командные должности)[...]

forumavia (15.02.2015), Источник

[...]Нам во время подготовки антарктического рейса даже фотографировать строго запрещалось! Хотя на борту «Ил-18» была зарезервирована пара мест для представителей прессы, и их заняли двое кинооператоров, которые снимали хронику всего перелета для подготовки в будущем документального фильма. Однако эта кинолента так на экранах и не появилась. Я пытался отыскать концы той кинопленки, но безрезультатно. Нигде ее нет — может, хроникальные кадры о первом советском перелете в Антарктиду за рубеж «уплыли»?[...]

Валерий Кренев, бывший пилот-инструктор 247-го авиаотряда полярной авиации, Источник