В 2021 году культурное сообщество России отметит 200-летний юбилей Ф. М. Достоевского (1821–1881). Учитывая выдающийся вклад писателя в отечественную и мировую литературу, Президентом Российской Федерации В. Путиным 24 августа 2016 года подписан Указ «О праздновании 200-летия Ф. М. Достоевского».
Праздник «День Достоевского» в городе на Неве проводят с 2010 года в первую субботу июля ежегодно на протяжении 10 лет. Участие принимают музеи, библиотеки и театры, которые готовят для гостей лекции, экскурсии, мастер-классы, представления и конкурсы.
"День Достоевского" или "Достоевский карнавал" – это ежегодный городской праздник, любимый петербуржцами. Ведь в Санкт-Петербурге немало мест, связанных с именем великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Его жизнь и творчество прославили город на Неве на весь мир.
Подробнее в материале В. Пятинина: К 200-ЛЕТИЮ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Фото: "Доходного дома купца Ивана Алонкина. Казначейская, д. 7, СПб".
В этом доме Ф.И. Достоевский жил с 1864 по 1867 год. Здесь писатель работал над «Преступлением и наказанием», «Записками из подполья» и романом «Игрок». Дом является памятником истории и архитектуры.
С августа 1864 г. Достоевский переехал в дом И. М. Алонкина на углу
М. Мещанской и Столярного переулка. Квартира, которую он занимал, находилась во 2-ом этаже над воротами. Здесь он работал над «Преступлением и наказанием», в этот дом к нему впервые пришла Анна Григорьевна Сниткина, ставшая вскоре его женой. В этом доме состоялся первый опыт их совместной работы: Достоевский надиктовывал Анне Григорьевне будущий текст, она стенографически его записывала — так за 26 дней был написан роман «Игрок». Достоевский работал фантастически много.«Я стал нервен, раздражителен, характер мой испортился. Я не знаю, до чего это дойдет. Всю зиму я ни к кому не ходил, никого и ничего не видел» (28—II, 150). Работа изнуряла его: «Я убежден, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу, Тургенев бы умер от одной мысли...» (28—11, 160).
Достоевский работает с утра до вечера. Единственное, что он себе позволяет, — это прогулки по городу. Обдумывая романы, он часами ходит по Петербургу. Живя в районе Сенной площади, он обычно ходил по прилегающим к ней улицам, по «канаве» (так часто называли Екатерининский канал), гулял в Юсуповском саду. Он почти ничего не видел вокруг (так описывали его состояние на прогулках Анна Григорьевна и дочь Люба) и совершенно погружался в мир своего романа. Постепенно в прозаическом Петербурге возникал незримый мир, полный фантастики и «миражной оригинальности».
Бирон В.С. «Петербург Достоевского». Л., 1991.; с. 18. (Источник: www.fedordostoevsky.ru)
Фото: "Мемориальная доска Ф.М. Достоевскому. Казначейская ул., д. 7, СПб".
«В этом доме в 1864–1867 годах жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь написан роман “Преступление и наказание”». 1998. Арх. Михайлов С.Л., художник Соколов Н. Н. Гранит.
(Источник: www.encspb.ru)
Фото: "Дом И. Иохима — Дом Раскольникова. Гражданская, д. 19, СПб".
Дом Раскольникова или дом Иохима — доходный дом в Санкт-Петербурге, в котором, по мнению исследователей творчества Фёдора Михайловича Достоевского, жил главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Дом возведён в 1831 году архитектором Егором Тимофеевичем Цолликофером в классическом стиле. Дом расположен по адресам Гражданская ул., 19 и Столярный пер., 5.
Давайте пройдемся по тем же улицам вслед за Достоевским. Но не для того, чтобы отсчитать 730 шагов от дома Раскольникова до дома Алены Ивановны или 13 ступенек, ведущих в каморку бывшего студента. Отправляясь по следам героев романа «Преступление и наказание», мы сможем проникнуть в творческую лабораторию Достоевского, ощутить его город.
Перед этой экскурсией хорошо бы было пролистать роман и вспомнить некоторые его особенности.
Действие романа сконцентрировано не только в определенном районе Петербурга, но и в конкретно определенном, предельно сжатом времени: с того момента, как мы застаем Раскольникова в начале романа, и до его признания в убийстве проходит всего около двух недель. Начинается роман «в начале июля». Убийство свершается на третий день, через день после преступления Раскольников заболевает, 3—4 дня лежит «в беспамятстве».
Выпадают из романного действия еш,е 2—3 дня — после смерти Катерины Ивановны и до ее похорон ( «...для Раскольникова наступило странное время: точно туман упал вдруг перед ним...»). То есть практически в романе описано 7—8 дней. Но за это время происходит очень многое. Перед нами просто мелькают события, люди, уличные сцены: встреча с Мармеладовым, история его семьи, Сонечки, смерть Мармеладова, приезд матери и сестры Раскольникова, появление Лужина. Свидригайлова, общение с Порфирием Петровичем, поминки по Мармеладову, сумасшествие и смерть Катерины Ивановны... и, конечно же, прогулки Раскольникова по Петербургу.
Бирон В.С. «Петербург Достоевского». Л., 1991.; сс. 19-20. (Источник: www.fedordostoevsky.ru)
Фото: "Дом Раскольникова", пристенная композиция.
Горельеф. Открыт 7 июля 1999 г. Установлен на "доме Раскольникова" (угол Столярного пер. и Гражданской ул.). Скульптор Е. Н. Ротанов, арх. В. И. Новосадюк. Материал: бронза, гранит. Высота горельефа 165 см. На гранитной плите выбит текст, сочиненный Д. С. Лихачевым и Д. А. Граниным: "Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества".
(Источник: www.encspb.ru)
Фото: "Памятная плита на доме Раскольникова".
Плита под горельефом с текстом Гранина и Лихачёва.
Чаще всего Раскольников выходит из дома вечером. В тексте есть точные упоминания времени — седьмой час, восемь вечера, девять..., но на самом деле время в романе очень условно и символично. Это время «заходящего солнца». Причем закаты солнца у Достоевского начинаются в разное время и часто очень растянуты. <...>
<...> лучшее время для экскурсий по городу Достоевского, как советовал автор книги «Петербург Достоевского» Н. Анциферов, «когда день клонится к вечеру перед закатом, с расчетом, чтобы закат пришелся на середину экскурсии. Наступающие медленно сумерки лучше всего помогут восприятию души города Достоевского...»
Бирон В.С. «Петербург Достоевского». Л., 1991.; сс. 21-22. (Источник: www.fedordostoevsky.ru)
Фото: "«Дом старухи-процентщицы». Набережная канала Грибоедова, дом 104, СПб".
Квартира героини — «с геранями и кисейными занавесками на окнах», «тёмной прихожей, разгороженной перегородкой, за которой была крошечная кухня» и «крошечной комнатой, где стояли старухина постель и комод» — находилась на четвёртом этаже, вход на лестницу «сейчас из ворот направо» (ч. I, гл. 1, 6)
Дом старухи-процентщицы — жилое здание в Санкт-Петербурге, расположенное на набережной канала Грибоедова, (исторический адрес: Екатерининский канал), где, согласно литературно-краеведческим исследованиям, проживала убитая Родионом Раскольниковым героиня романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Алёна Ивановна, занимавшаяся ростовщичеством. Адрес старухи-процентщицы — предмет многолетних поисков и дискуссий исследователей топографии романа.
<...> Раскольников, отправляясь на преступление, решил пойти не обычным своим высчитанным путем (в 730 шагов), а в обход: «Надо было и торопиться, и в то же время сделать крюк: подойти к дому в обход, с другой стороны...» (6, 60). Поэтому он идет не по набережной канала, а через Садовую. Слева по Садовой мы видим Юсупов сад. К счастью, живая природа в Петербурге подверглась меньшим «переделкам» — он и сейчас выглядит так, как тогда. Появился лишь памятник у входа. Пейзажный сад с живописным прудом был создан в 1790-х гг. при реконструкции старинной усадьбы Юсуповых. «Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь, и вонь, и всякая гадость...» (6, 60).
От Юсупова сада вправо идет Екатеринингофский проспект (теперь пр. Римского-Корсакова). Повернем на этот проспект и пойдем по нему вперед. Заметим, что в меблированных комнатах дома № 3 по Екатеринингофскому проспекту 1,5 месяца в 1871 г. жил Достоевский. Здесь 16 июля у Достоевских родился сын Федор. Дойдя до перекрестка Екатеринингофского и Вознесенского проспектов, вспомним страшную сцену, произошедшую неподалеку отсюда: «Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей; седоков не было, и сам кучер, слезши с козел, стоял подле; лошадей держали под уздцы. Кругом теснилось множество народу, впереди всех полицейские.
У одного из них был в руках зажженный фонарик, которым он, нагибаясь, освещал что-то на мостовой, у самых колес. Все говорили, ахали, кричали...
Раскольников протеснился, по возможности, и увидал, наконец, предмет
этой суеты и любопытства. На земле лежал только что раздавленный
лошадьми человек...» (6, 136). Здесь был раздавлен Мармеладов. «Дом Козеля был шагах в тридцати» (6, 138).Недалеко отсюда расположен и дом Алены Ивановны — № 104 по Екатерининскому каналу (или № 15 по Средней Подьяческой улице). «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою — в -ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника...» (6, 7).
Бирон В.С. «Петербург Достоевского». Л., 1991.; сс. 32-33. (Источник: www.fedordostoevsky.ru)
Фото: "«Дом старухи-процентщицы» на канале Грибоедова".
<...> Екатерининский канал — место действия многих сцен произведений Достоевского. И это не удивительно. В нем та двойственность, которую всегда ощущал писатель в Петербурге. Петляющая лента канала, неширокие набережные с близко подступающими к берегам рядами домов, замкнутые перспективы коротких отрезков, множество самых разных мостов — все это придает каналу поэтичный, камерный, интимный характер. В контрасте с отвлеченным городским пейзажем существуют бытовые, часто очень приземленные реалии петербургской жизни. На следующий день после убийства Раскольников решит «схоронить концы» — «бросить все в канаву, и концы в воду, и дело с концом» (6, 84). Но окажется, что это совсем не просто — набережные канала были очень многолюдны: «Он бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса, а может и более, и несколько раз посматривал на сходы в канаву, где их встречал. Но и подумать нельзя было исполнить намерение: или плоты стояли у самых сходов и на них прачки мыли белье, или лодки были причалены, и везде люди так и кишат...» (6, 84). <...>
Бирон В.С. «Петербург Достоевского». Л., 1991.; с. 34. (Источник: www.fedordostoevsky.ru)
Фото: "В подъезде «Дом старухи-процентщицы» на Канале Грибоедова".
<...> Раскольников шел в обход, то есть заходил в дом с улицы, «сейчас же из ворот направо на лестницу». «Лестница была темная и узкая, «черная» (6, 7). После убийства он выходит из дома на канаву и, «мертвея от страха и ужаса», идет к себе.
Выйдем из дома Алены Ивановны на Екатерининский канал и пойдем по направлению к дому Раскольникова. <...>
Бирон В.С. «Петербург Достоевского». Л., 1991.; с. 34. (Источник: www.fedordostoevsky.ru)
Фото: " В подъезде «Дома старухи-процентщицы»".
<...> Уже после убийства Раскольников у дворницкой пережил еще одну неприятную сцену: «Дворник стоял у дверей своей каморки и указывал прямо на него какому-то невысокому человеку, с виду похожему на мещанина, одетому в чем-то вроде халата, в жилетке и очень походившему издали на бабу. Голова его, в засаленной фуражке, свешивалась вниз, да и весь он был точно сгорбленный...» (6, 208).
Ни слова не говоря, этот интересующийся Раскольниковым человек повернулся ипошел прочь. «Раскольников бросился вслед за мещанином и тотчас же увидел его, идущего по другой стороне улицы... Он скоро догнал его, но некоторое время шел сзади; наконец поравнялся с ним и заглянул ему сбоку в лицо... «Вы меня спрашивали... у дворника?» — проговорил наконец Раскольников, но как-то очень негромко. Мещанин... зловещим, мрачным взглядом посмотрел на Раскольникова. «Убивец! — проговорил он вдруг тихим, но ясным и отчетливым голосом. — Ты убивец...» Оба подошли тогда к перекрестку» (6, 209).<...>
Дома героев, как и сами герои, могут иметь несколько прототипов. Наверное, и не стоит однозначно отыскивать тот или иной конкретный дом как единственный и безусловный. Но в романе существуют и реальные адреса. Это полицейская контора, куда вызывают Раскольникова («по делу о взыскании денег») и куда он придет сознаваться в убийстве, и дом -й части — отделение пристава следственных дел. В «Справочном указателе по Петербургу», изданном в 1865 г., указывались эти адреса: Екатерининский канал, 67 и Фонарный, 9.
Бирон В.С. «Петербург Достоевского». Л., 1991.; сс. 39-40. (Источник: www.fedordostoevsky.ru)
Согласно расшифровкам использующихся в «Преступлении и наказании» сокращённых названий, сделанным в 1907 году А. Г. Достоевской, обозначение «С—й переулок» означает Столярный переулок, «К—н мост» — Кокушкин мост, «В—й проспект» — Вознесенский проспект, «—ский мост» — Вознесенский мост. Обозначение «канава» соответствует Екатерининскому каналу.
Фото: "РАСКОЛЬНИКОВ И СТАРУХА. «Достоевский карнавал». 2011 год".
Фото: " РАСКОЛЬНИКОВ. «Достоевский карнавал». 2011 год".
2 июля 2011 состоялся второй городской праздник "День Достоевского"
В празднике принимали участие многие организации Санкт-Петербурга. Официальный куратор проекта – Библиотека им. М.Ю.Лермонтова. В программу "Дня Достоевского" были включены два проекта Музея Достоевского: уличное действо "Достоевский на Кузнечном" ФМД-Театра и акции "Молодежь Достоевскому".
(Источник: www.dostoevskyday.ru)
Фото: «Достоевский карнавал».
Карнавальное начало — в соответствии с концепцией М.М. Бахтина в творчестве Достоевского проявляется на жанровом и композиционно-сюжетном уровне в романах и обусловлено влиянием карнавального мироощущения. Бахтин выделяет те его категории, которые существенно повлияли на поэтику художественных произведений Достоевского: вольный фамильярный контакт между людьми во время карнавальных празднеств, основанный на отсутствии всех иерархических «рамок»; перевернутые социальные отношения (когда в рамках праздничного времени король становится шутом, а шут королем).
Подробнее в материале Щенниковой Л.П. «Карнавальное начало».
Фото: "РАСКОЛЬНИКОВ. «Достоевский карнавал». 2013 год".
Фото: "«Старуха-процентщица». «Достоевский карнавал». СПб".
В субботу 6 июля 2013 состоялся 4й городской праздник День Достоевского. В рамках праздника с 12 до 15 ч. на Кузнечном переулке у Дома Достоевского прошел уличный праздник "Достоевский на Кузнечном". С 11 до 15 ч. состоялись пешеходные экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского (вокруг Сенной и Владимирской площади).
(Источник: www.dostoevskyday.ru)
Фото: "Вид на Собор Владимирской иконы Божией Материи. Владимирский проспект, 20. СПб. 2013 год ".
Фото: "«День Достоевского». 4 июля 2015 года".
Городской праздник при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга
Главное событие «Года литературы» в Петербурге.
Главными площадками праздника стали Невский проспект, Манежная площадь и Малая Конюшенная улица.<...>Скачать: газета с программой и картой праздника «День Достоевского 2015».
(Источник: www.dostoevskyday.ru)
Фото: "«День Достоевского». 2015 год".
Акцентом праздника стал 150-летний юбилей романа «Преступление и наказание». В 13.00 на Манежной площади можно было посмотреть экранизацию романа (режиссер Д.Светозаров, 2007). В витрине книжного магазина «БУКВОЕД» на Невском, 46 каждый мог принять участие в «народном чтении» первой редакции «Преступления и наказания», запечатлеть себя среди персонажей этого романа и получить редкую юбилейную открытку.
(Источник: www.dostoevskyday.ru)
Фото: "«День Достоевского». 2015 год".
На Владимирской площади у памятника Ф.М. Достоевскому состоялся литературный флешмоб. В это же время на Невский, Малую Конюшенную и Манежную площадь выйдут писатели и литературные герои. На М. Конюшенной улице и на Манежной площади состоялись спектакли: «Народная классика» театра «Открытое пространство», «Вишневый сад» театра БИТКОМ, «Пена дней» Инженерного театра АХЕ, «Русское поле утопий» группы «Бюро театральных расследований».
(Источник: www.dostoevskyday.ru)
Фото: "«День Достоевского» в СПб. Театр марионеток «Кукольный формат». 4 июля 2015 года".
С 14 до 17 ч. три великанские марионетки театра «Кукольный формат», похожие на Достоевского, Пушкина и Гоголя, прогуливались по Невскому.
(Источник: www.dostoevskyday.ru)
Фото: "«День Достоевского». 2015 год".
Фото: "«День Достоевского». 2015 год".
Главный куратор Дня Достоевского 2015 – Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского.
Фото: "«День Достоевского». 2015 год".
Фото: «День Достоевского». 2017 год.
Литературный праздник «День Достоевского» существует в Санкт-Петербурге 10 лет. В 2020 году, как и другие массовые мероприятия, праздник был представлен онлайн.
Первые свои 16 лет Достоевский провел в Москве, а в 1837 году приехал в Петербург, и с этого момента жизнь его была связана с этим городом. В общей сложности он прожил здесь 28 лет, дважды вынужденно оставляя Петербург на большие сроки.
Бирон В.С. "Петербург Достоевского". Л., 1991; сс. 5-6 (Источник: www.fedordostoevsky.ru)
По традиции День Достоевского в 2017 году начался «Днем ДО». 30 июня с 16.00 до 22.00 в Библиотеке им. М.Ю. Лермонтова (Литейный пр., 19) программой «Достоевский на Литейном». 1 июля: «День Достоевского».
Фото: "«День Достоевского». 2017 год"
Фото: " «Кукольный формат» - авторский театр. 2018 год".
Ежегодно в праздновании «Дней Достоевского» активное участие принимает и театр КУКФО (KUKFO) – это петербургский театр для детей и взрослых, где возможно всё, но в кукольном формате. Лёгкость и юмор, ирония и здравомыслие — главные творческие черты KUKFO. Здесь дети исследуют новое, а взрослые переосмысливают давно известное. «Кукольный формат» - авторский театр с европейской камерной атмосферой, созданный в 2002 году режиссером и художником Анной Викторовой.
Фото: "Городской праздник «День Достоевского». 7 июля 2018 года".
В 2018 году праздник «День Достоевского» состоялся в 9-й раз. В необычном литературном празднике традиционно участвовали музеи, театры, библиотеки. В этот день проходили различные мероприятия, посвященные Достоевскому и его героям. Дата праздника связана с началом романа «Преступление и наказание», события которого начинаются именно в июле: «День Достоевского», ставший за 9 лет литературной традицией Петербурга, всегда проходит в первую субботу июля.
(Источник: www.dostoevskyday.ru)
Фото: "«День Достоевского». 2018 год"
Фото: "Городской праздник «День Достоевского». 6 июля 2019 года".
Городскому празднику 10 лет.
Участники: Музей Достоевского, Музей городской скульптуры, Михайловский замок, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музей «Разночинный Петербург», Историко-мемориальный музей «Смольный», Библиотека имени В.В.Маяковского, Библиотека имени М.Ю.Лермонтова, ЦГДБ имени А.С.Пушкина, Библиотека книжной графики, Библиотека «Семеновская», ФМД-Театр, Театр «Кукольный формат», Театр БИТКОМ.
Фото: "«День Достоевского». 06 июля 2019 года".
«Достоевский карнавал» в Кузнечном переулке:
Флешмоб у памятника Достоевскому;
Гигантские марионетки театра «Кукольный формат»;
Живые скульптуры театра «Битком»;
Акция «Наш Достоевский»;
Приветствие Достоевского;
Премьера спектакля ФМД-Театра;
Показ видеофрагментов праздника прошлых лет;
Шествие к памятнику Достоевского, возложение цветов.
Фото; "Канал Грибоедова рядом с домом Достоевского".
4 июля 2020 года вопреки короновирусу в СПб состоялся «День Достоевского» в онлайн-режиме. Его программа была не менее насыщенной, чем обычно...
Фото: "Фрагмент памятника Достоевскому Ф. М. Б. Московская ул./Санкт-Петербург, д. 1 "
Скульпторы Л.М. Холина, П.П. Игнатьев, художник П.А. Игнатьев. Архитектор В.Л. Спиридонов. Рамятник был открыт 30 мая 1997 г. Материалы: бронза - скульптура; гранит розовый, полированный - постамент; гранит розовый, кованый - тумбы. Высота скульптуры - 200 см, высота постамента - 150 см.
На основании решения Исполкома Ленсовета от 31октября 1988 г. Главное Управление культуры, Ленинградские организации Союзов архитекторов и художников РСФСР объявили конкурс на проект памятника Ф. М. Достоевскому. Было подано 12 проектов, первую премию получила работа скульптора Л. М. Холиной и архитектора В. А. Петрова.
Для Л. М. Холиной тема Достоевского была одной из ведущих в творчестве. Первый эскиз памятника писателю она выполнила еще в 1956 г. Несмотря на то, что ее проект памятника победил на конкурсе 1988 г., он не был осуществлен: проектируемая фигура в граните заменена бронзовой.
Новый этап работы над памятником начался в 1993—1994 гг., когда проект был изменен при участии сына и внука Л. М. Холиной: художника П. А. Игнатьева и скульптора П. П. Игнатьева. Отливка в бронзе произведена на заводе “Монументскульптура”.
По инициативе Музея Ф. М. Достоевского и главного художника города И. Г. Уралова памятник установлен на бульваре Большой Московской улицы – рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери и недалеко от дома на углу Кузнечного переулка и Ямской (Достоевского) улицы, где писатель скончался.(Источник: www.encspb.ru)
Реальное — эстетическая категория, характеризующая адекватное воспроизведение действительности в искусстве. Авторская концепция действительности парадоксальна у Достоевского: для него наличное не всегда существенно, кажимость подчас скрывает происходящее, а исключительное и фантастическое нередко открывают сокровенный смысл действительного. С одной стороны, нет ничего фантастичнее самой действительности; с другой стороны, фантастическое позволяет проникнуть в сущность этой действительности. Об этом писал Достоевский, и его слова хорошо известны читателям: «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительности. Обыденность явлений и казенный взгляд на них, по-моему, не есть еще реальное, а даже напротив. В каждом нумере газет Вы встречаете отчет о самых действительных фактах и самых мудреных. Для писателей наших они фантастичны; да они и не занимаются ими; а между тем они действительность, потому что они факты. Кто же будет их замечать, их разъяснять и записывать! Они поминутны и ежедневны, а не исключительны» (291; 19 — курсив Достоевского. — Прим. ред.).
Подробнее: Захаров В.Н. «Реальное». (Источник: www.fedordostoevsky.ru)