2 июля в 13-й праздник «День Достоевского», в Кузнечном переулке у дома писателя состоялась премьера хоррора «1866 / Преступление / 2022». Автор фото: В. Пятинин.
Идея, тексты Веры Бирон
Режиссер Илья Дель
Балетмейстер Александр Челидзе
Композитор Рома Бромич
Художники по костюмам: Ника Велегжанинова (19 в.) и Александр Жданко (21 в.)
Художники по гриму: Наталья Грачева (19 в.) и Дарья Корбут (21 в.).
Актеры: Сергей Агафонов, Сергей Азеев, Геннадий Алимпиев, Женя Анисимов, Пелагея Астафьева, Оксана Базилевич, Светлана Бакулина, Ольга Бобкова, Фома Бызгу, Маргарита Бычкова, Виталий Гудков, Богдан Гудыменко, Татьяна Ишматова, Елена Калинина, Виталий Коваленко, Александр Лушин, Вера Параничева, Ася Прохорова, Денис Пьянов, Гала Самойлова, Полина Сидихина, Федор Федотов, Дмитрий Хасанов, Полина Ченцова, Михаил Шеломенцев, Евгений Шумейко, Павел Юлку.
Ссылки на фотовыставки В. Пятинина, посвященные Дням Ф.М. Достоевского, на сайте #МузейЦСДФ:
"«День Достоевского» (2011-2020)"
Санкт-Петербург. 2 июля 2022 года. Автор фото: В. Пятинин.
По традиции 13-й День Достоевского проводится в первую субботу июля и объединяет несколько десятков событий — экскурсий, лекций, выставок. Это уникальная городская акция, в которой принимают участие музеи, театры, библиотеки города. Дата праздника связана с романом «Преступление и наказание», события которого начинаются именно в июле.
На фото герой «1866 / Преступление / 2022» — Миколка, мужик из кошмарного сна, приснившегося Родиону Раскольникову накануне преступления. Автор фото: В. Пятинин.
После трехлетнего перерыва, вызванного пандемией, у дома № 5 по Кузнечному переулку, в котором находится Музей Достоевского, состоялся спектакль ФМД-театра. Это содружество актеров, режиссеров, музыкантов, которые ежегодно собираются, чтобы сыграть уличный спектакль о Достоевском и его персонажах. В нынешнем году им стала постановка «1866/Преступление/2022», в названии которой зашифрован год выхода романа «Преступление и наказание» и дата нынешнего Дня Достоевского.
(Источник: www.spbvedomosti.ru)
Автор фото: В. Пятинин.
Как пояснила Вера Бирон, заместитель директора Музея Достоевского, автор идеи спектакля, роман «Преступление и наказание» — самое петербургское произведение писателя, которому изначально и был посвящен сам праздник «День Достоевского». Действие романа происходит в июле. В спектакли прежних лет обязательно действовали отдельные герои романа. В этом году он был полностью посвящен «Преступлению и наказанию».
(Источник: www.spbvedomosti.ru)
Автор фото: В. Пятинин.
Известен ответ Достоевского на просьбу разрешить переделать роман в драму — «для представления в Императорских театрах». Писатель ответил, что «за правило взял никогда таким попыткам не мешать». Но добавил, что «почти всегда подобные попытки не удавались» и «есть какая‑то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдет себе соответствия в драматической». А дальше было замечание Достоевского — великого психолога — на все времена: «Как можно более переделайте и измените роман, или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет».
(Источник: www.spbvedomosti.ru)
Герои «1866 / Преступление / 2022» — Алена Ивановна, процентщица, и её сестры Лизаветы. Век 21-й. Автор фото: В. Пятинин.
«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела...» Характеристику ей дает тот же студент в разговоре с товарищем своим в трактире: «— Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная...
Младшая (сводная) сестра Алены Ивановны. «Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои...»
(Источник: www.fedordostoevsky.ru)
Образ Раскольникова Родиона Романовича в 21-м веке.
Главный герой романа, бывший студент; сын Пульхерии Александровны и старший брат Авдотьи Романовны Раскольниковых. В черновых материалах автором о Раскольникове сказано-подчеркнуто: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта...»
(Источник: www.fedordostoevsky.ru)
Героиня «1866 / Преступление / 2022» — Амалия Людвиговна Липпевехзель — хазяйка дома, где живет семья Мармеладовых, Лебезятников и Лужин. Автор фото: В. Пятинин.
Фамилия «вздорной» и скандальной хозяйки-немки произведена от «Lippe» (губа) и «Wechsel» (перемена, изменение), то есть, примерно, — изменчивая, капризная губа; любящая кривить губы.
(Источник: www.fedordostoevsky.ru)
Герои «1866 / Преступление / 2022» — «Двойники» (из других романов Ф.М. Достоевского) — прибившиеся к героям романа «Преступление и наказание». Автор фото: В. Пятинин.
Автор фото: В. Пятинин.
Вера Бирон, режиссер Илья Дель, композитор и диджей Роман Бромич, хореограф Александр Челидзе соединили в одном шоу, названном импровизацией, персонажей Достоевского из XIX века и их «двойников» из века XXI. Родион Раскольников образца 1866 года мучается, сомневается, страдает, раскаивается. В какой‑то момент даже выпускает из рук топор, который, подобно гелиевому воздушному шарику, улетает в небо. Раскольников-2022 не испытывает подобных эмоций. Его мир жесток и пуст, да и остальные действующие лица не лучше. Не случайно они одеты в одинаковую черную «кожу». То, о чем мечталось прежнему главному герою «Преступления и наказания», сегодняшний Родион Романович не вспоминает.
(Источник: www.spbvedomosti.ru)