Киностудии / В

Информация о киностудиях РСФСР и СССР, созданных в период 1918-1993 гг.

ВОРОНЕЖСКАЯ СТУДИЯ КИНОХРОНИКИ (1938—1942)
Воронеж, СССР

В 1942 году преобразована в корпункт Ростовской киностудии.

ВОСТОКФИЛЬМ (1928—1935)
Москва

1929 - 1934 - АО "Востоккино" в Москве (отделения в других городах).
1943-1935 - Государственный трест по производству национальных художественных кинокартин "Востокфильм" при Совнаркоме РСФСР.

В 2015 году Восточно-Сибирской студии кинохроники - 85 лет. Первый документ, официально подтверждающий ее создание, — приказ правления Союзкино от 11 сентября 1930 года об образовании Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского отделений. Работать на вновь образованную студию съехались молодые талантливые режиссеры со всей страны. Три четверти века иркутские кинодокументалисты вели живую летопись эпохи. Все сколько-нибудь заметные события в жизни Восточной Сибири находили отражение в лентах студии.

1930 год, 11 сентября — Студия создана приказом правления «Союзкино».
1932 год – вышел первый номер киножурнала «Восточная Сибирь», главной темой которого стали новостройки. В журнал вошли сюжеты о возведении моста через Ангару и строительстве локомотивного завода в г. Улан-Удэ
1934 год — переименована в «Производственную базу Восточно-Сибирского края»
1936 год — переименована в Иркутскую студию кинохроники.
С 1936 студия открывала свои корреспондентские пункты в Якутске, Чите, Красноярске, с охватом Таймырского, Эвенкийского национальных округов и Тувинской автономной области, в Минусинске и Ангарске. В Бурятии и Якутии в начале 1960-х корреспондентские пункты были переименованы в филиалы студии. Это было вызвано тем, что на студии появился новый вид деятельности. Филиалы (якутский, бурятский и тувинский) начали дублировать советские фильмы, а также киножурналы «Восточная Сибирь» на национальные языки.
1964 год — переименована в  Восточно-Сибирскую студию кинохроники, которая ежегодно выпускала 48 киножурналов «Восточная Сибирь» – это в среднем 340 сюжетов в год. Кроме того, 7-8 общеэкранных документальных фильмов, в том числе, полнометражных: «Капсе, Якутия» (1973), «Большой десант» (1978), «Жили-были Семь Си­меонов» (1989), «Шторм» (1990) и др.
До 1970 года студия размещалась в здании польского католического костела. Позднее для нее было построено специализированное помещение, в котором она находится по сей день.

В середине 80-х Восточно-Сибирская студия кинохроники выпускала около 30 документальных фильмов и 48 киножурналов в год.

На фото (слева направо): кинооператор Анатолий Сидлер, и.о. главного редактора студии Татьяна Зырянова, писатель Виктор Астафьев, кинооператор Дмитрий Смекаев.

Зырянова Татьяна Дмитриевна, автор книги "Мастера экранной публицистики Сибири" (о Восточно-сибирской студии кинохроники): «В 1970-х годах мы решили подсчитать свои географические владения. Оказалось, что это почти треть территории Советского Союза — 7 миллионов 325 тысяч квадратных километров. Причем ни одно значительное событие, происходившее на этой территории, не оставалось незамеченным нашими собкорами, а значит, и сохранилось в хронике. Начиная с 50-х годов, все грандиозные проекты, так назы ваемые «стройки века», осуществлялись в Восточно-Сибирском регионе. Это ангарские гидростанции: Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская. Каскад ГЭС на Енисее, на север ных реках (Мамакан). Вокруг них росли новые города. Дешевая электроэнергия позволяла развивать энергоемкие промышленные производства: алюминиевые заводы, металлургические и химические комбинаты, лесопромышленные комплексы. Же лезная дорога переходила на электротягу. А затем началось строительство Байкало-Амурской магистрали. И все это, от первого колышка и первых десантов изыскателей и строителей и до момента сдачи объектов, запечатлено в исторически бесценных хроникальных кадрах.»

07 июля 2003 года — Областное государственное унитарное предприятие "Восточно-сибирская студия кинохроники".

15 февраля 2006 года — ОАО "Восточно-сибирская студия кинохроники" (ИНН 3812087392; г. Иркутск, ул. Горького 36). Единственным акционером общества является граданин РФ Базархандаев А.Р. (01.08.1961 года рожд.). С 2013 года генеральный директор (гл. бухгалтер) Стаценко Н.В.

На фото (слева направо): кинооператор Анатолий Сидлер, и.о. главного редактора студии Татьяна Зырянова, писатель Виктор Астафьев, кинооператор Дмитрий Смекаев

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОТОКИНООТДЕЛ (ВФКО) (1919—1932)
Москва, СССР

Создан в 1919 году взамен Кинокомитета при Наркомпросе РСФСР. После ликвидации в 1922 году на базе ВФКО создано АО "Госкино".

ВСЕРОССИЙСКОЕ ФОТОКИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ АО "СОВЕТСКОЕ КИНО" ("СОВКИНО") (1924—1926)
Москва, СССР

1924 — 1929 — Всероссийское фотокинематографическое АО "Советское кино" ("Совкино"). Фактически работало до июня 1930 годав Москве (и отделения в других городах)
В 1926 в состав "Совкино" вошло "Госкино". После ликвидации "Совкино" было влито в "Союзкино".

ВСЕУКРАИНСКОЕ ФОТОКИНОУПРАВЛЕНИЕ (ВУФКУ) (1920—1930)
Харьков-Ялта-Одесса - Киев

Государственная кинематографическая организация, период существования с 1920 по 1930 год.
1920  1922 — Всеукраинский фотокинокинокомит (ВУФКК) в Харкове.
С 13 марта 1922 года  Всеукраинское фотокиноуправление (ВУКФУ) в Ялте (кинофабрика с 1922; в 1930 передана "Востоккино", Харьков).
С 1924 — кинофабрика в Одессе.
Государственная организация объединила всю отрасль, включая киностудии, кинопрокат, кинопромышленность, кинообразование и кинопрессу Украины и Крыма в период с 1922 по 1930 год.
В совет ВУФКУ входило пять человек, выбранных административной властью и утвержденных правительством. В распоряжение организации попадают ателье Ермольева и Ханжонкова в Ялте, а также студии Гроссмана, Харитонова и Борисова в Одессе. Через 3 года ВУФКУ становится второй по мощности государственной кинофирмой в СССР после «Совкино».
Благодаря тому, что Украинская ССР на длительное время сумела сохранить свои дипломатические представительства и торгпредставительство за рубежом, украинские фильмы имели возможность демонстрироваться на выставках и кинематографических мероприятиях в Лейпциге, Милане, Париже, Кенигсберге, Вене, Праге и других европейских городах.
В конце 1927 года в Москве появилась идея подчинить кино союзных республик центру.
Шуб, директор ВУФКУ на то время, опротестовывает эти намерения на страницах журнала «Кино» : «Ясно, что задаваться вопросом об объединении всех национальных киноорганизаций под одним руководством, ставить это дело так и решать её легким движением руки, как это пытается тов. Луначарский — это все равно, что задаваться вопросом об объединении под единственным руководством школьного дела всех национальных республик. Установление какого-то единого управления всей союзной кинематографией приведет к разрушению этого участка национальной культуры, к гегемонии одной киноорганизации над всеми другими» (1927 № 21 — 22). Руководство ВУФКУ обратилось к Председателю Наркомобраза М. Скрипнику, отправлялись делегации в Москву, которые на разных уровнях отстаивали независимость кино. Но в марте 1928 года, после Всесоюзного партийного киносовещания, руководство ВУФКУ было изменено, О. Шуб был отправлен в отставку, а на его место пришёл Иван Воробьёв. Пионеров, которые подняли ВУФКУ — Чардынина, Гардина, Лундина, Сазонова — называют реакционерами, ностальгирующими по дореволюционному кино. 1929 год стал годом большого перелома, в кино Украины свертывались достигнутые за семь лет деятельности ВУФКУ успехи — как творческие, так и экономические. Происходят многочисленные реорганизации на киностудиях, рассылаются циркуляры, в которых главными пунктами является идеологическая точность, культурная революция, комсомолизация и пролетаризация, а также контроль над совместным производством с заграницей. 
В ноябре 1930 года ВУФКУ было реорганизовано в «Украинафильм», подчиненное «Союзкино» (какое возникло на остатках «Совкино»), а ещё через несколько лет это учреждение прекратило своё существование.