Черно-белое кино

«Это была подспудная война Монтекки и Капулетти...»

О подкасте:

Каравкин Юрий Борисович (28 ноября 1908, Витебск (ныне Белоруссия) — 09 мая 1996, Москва). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1964). В кино с 1943 года. Работал редактором в отделе фронтовых киногрупп Главкинохроники. С 1944 — старший редактор Центральной студии кинохроники / ЦСДФ. Беспартийный. 

Год записи: 1992.

Записала режиссер-документалист Марина Голдовская.

В подкасте Юрий Борисович рассказывает о психологической атмосфере, царившей на киностудии, и морально-нравственном аспекте репортажной киносъемки, предложенной Аршей Ованесовой. 

Материал предоставлен киноведом, доктором искусствоведения Валерием Фоминым.

На фото (слева направо): звукооператор В. Нестеров, режиссеры Л. Варламов и С. Герасимов во время парада в Пекине. 01 октября 1949 года. Фото предоставлено Верой Леонидовной Зайцевой (Петровой), племянницей В. Нестерова для сайта #МузейЦСДФ.

Люди

  • Герасимов Сергей Аполлинариевич (21 мая (03 июня) 1906,  ст. Кундравинская, пос. Десятилетие Троицкого уезда, Оренбургская губерния (ныне с. Кундравы, Чебаркульский район, Челябинская область) — 26 ноября 1985, Москва, СССР) — режиссер, актер сценарист, общественный деятель. Заслуженный артист РСФСР (1943). Народный артист СССР (1948). Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1941, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1971). Заслуженный деятель искусств ПНР (1973). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской премии (1984). Действительный член (академик) Академии педагогических наук СССР (1978). Член ВКП(б) — КПСС с 1943 года. С 20 мая 1944 по 05 октября 1945 — директор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) и заместитель председателя Комитета по делам кинематографии СССР.
  • Вертов Дзига (Давид Абелевич Кауфман; 02 января 1896, Белосток — 12 февраля 1954, Москва), режиссер-документалист, киносценарист. Наряду с Эйзенштейном и Кулешовым — один из крупнейших теоретиков советского кинематографа 1920-х годов, автор многочисленных работ по теории и практике кино. Организатор творческой группы документалистов "Киноки" (от "кино-око", то есть "киноглаз"). Автор фильма «Человек с киноаппаратом» (1929), одного из самых известных в мировом документальном кино. 
  • Свилова (Вертова-Свилова) Елизавета Игнатьевна (23 августа (05 сентября) 1900, Москва — 11 ноября 1975, Москва ) — советский кинорежиссёр и монтажёр. Жена и сподвижник Дзиги Вертова. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1945).
  • Сеткина-Нестерова Ирина Фроловна (04 (17) мая 1900, д. Слобода-Роща (ныне Верейский р-он Московской обл.) — 31 декабря 1990, Москва) — режиссер документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1960). Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1946, 1948, 1950). Награждена орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета». Член ВКП(б) — КПСС с 1930 года.
  • Варламов Леонид Васильевич (17 (30) июня 1907, Александрополь (ныне — Гюмри, Армения) — 03 сентября 1962, Москва). Лауреат пяти Сталинских (Государственных) премий (1942, 1943, 1947, 1949, 1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Член КПСС с 1952 года. 
  • Лакман Борис Васильевич (26 июня (09 июля) 1900, Москва — не ранее 1957— директор картины.
  • Ованесова Арша Амбарцумовна (10 (23) декабря 1906, Шуши, Нагорный Карабах, Российская империя — 06 мая 1990, Москва) — режиссер игрового и документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Награждена орденами Трудового красного знамени и «Знак Почета». Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1950) и Международной премии Мира за 1950 год (учреждена на 1-м Всемирном конгрессе сторонников мира в апреле 1949 года) за фильм «Юность мира» — о 2-м Международном фестивале демократической молодежи и студентов, проходившем в Будапеште в 1949 году. Член ВКП(б) — КПСС с 1943 года.
  • Ерофеев Владимир Алексеевич (01 апреля 1898, Москва, Российкая империя (по другим данным родился в Ялте) — 14 июля 1940, аул Чох, Дагестан, СССР) — один из выдающихся режиссеров советского документального кино. Член ВКП(б) с  апреля 1917 года.

Фильмы

  • Киножурнал «Новости дня» выходил с 1944 по 1983 годы пять раз в месяц. Демонстрировался в кинотеатрах перед киносеансами. Длительность выпуска составляла не более 10-ти минут. Темы сюжетов — события из жизни страны, внутренние и международные общественно-политические процессы.
  • Киножурнал «Пионерия» выходил с 1931 по 1987 год. Инициатором создания киножурнала была Арша Ованесова. В марте 1937 года к ней присоединилась Любовь Перцова, которая стала бессменным редактором киножурнала и автором дикторских текстов. Первый номер киножурнала вышел 1 августа 1937 года. К концу 1946 года было выпущено 200 номеров киножурнала. К сожалению, честь выпусков не сохранилась.
  • «Необыкновенные встречи» (1958; полнометражный документальный фильм; режиссер А. Ованесова; операторы: В. Микоша, О. Рейзман, А. Кричевский).

События

  • Юрий Борисович Каравкин рассказывает о репортажной съемке эпизода фильма «Необыкновенные встречи», когда режиссер А. Ованесова «подводит» героиню фильма — Анисью Петровну Зазимко к трудному разговору с приемной дочерью Анной — мать перед камерой впервые рассказывает девушке историю ее удочерения.

Комментарии

«Фильм А. Ованесовой привлёк внимание зрителей своей попыткой раскрыть психологию современной молодёжи, рассказать о её мечтах и устремлениях, показать, в каких подчас драматических обстоятельствах формируется её цельный характер. Особенно взволновал зрителей эпизод, потрясавший силой человеческих чувств. Украинская женщина Анисья Петровна Зазимко, собрав всё своё мужество, неожиданно для дочери (и зрителей) признаётся ей, что она не её родная мать, что взяла её в войну маленькой, истощённой из концлагеря, где фашисты держали детей как доноров. Пятнадцать лет Анночка жила в семье Анисьи Петровны, окружённая лаской и заботой все эти годы она ничего не подозревала, считая Анисью Петровну своей родной матерью. И в год, когда дочь, окончив школу, вступала в самостоятельную жизнь, Анисья Петровна решилась открыть ей правду. На экране, забыв обо всём — о съёмочной кинокамере, операторе, режиссёре, — обнявшись, нежно лаская друг друга, плакали мать и дочь... Как жаль, что из трёхсот снятых метров плёнки в фильм вошло только тридцать...»

(Источник)