Денис Аркадьевич Кауфман (Дзига Вертов). Взгляд редактора


О подкасте:

Каравкин Юрий Борисович (28 ноября 1908, Витебск (ныне Белоруссия) — 09 мая 1996, Москва). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1964). В кино с 1943 года. Работал редактором в отделе фронтовых киногрупп Главкинохроники. С 1944 — старший редактор Центральной студии кинохроники / ЦСДФ. Беспартийный. 

Год записи: 1992.

Записала режиссер-документалист Марина Голдовская.

В подкасте Юрий Борисович рассказывает о Дзиге Вертове в период их совместной работы над выпусками киножурнала «Новости дня». 

Материал предоставлен киноведом, доктором искусствоведения Валерием Фоминым.

Люди

  • Вертов Дзига (Давид Абелевич Кауфман; 02 января 1896, Белосток — 12 февраля 1954, Москва), режиссер-документалист, киносценарист. Наряду с Эйзенштейном и Кулешовым — один из крупнейших теоретиков советского кинематографа 1920-х годов, автор многочисленных работ по теории и практике кино. Организатор творческой группы документалистов "Киноки" (от "кино-око", то есть "киноглаз"). Автор фильма «Человек с киноаппаратом» (1929), одного из самых известных в мировом документальном кино. 
  • Михаил Абрамович Кауфман (04 сентября 1897, Белосток — 11 марта 1980, Москва) — режиссер, оператор документального и научно-популярного кино. Один из основоположников советского документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). 
  • Блок Александр Александрович (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 07 августа 1921, Петроград) — поэт, писатель, один из ведущих представителей «поэзии Серебряного века».
  • Маяковский Владимир Владимирович (07 (19) июля 1893, Багдади, Кутаисская губерния, Российская империя — 14 апреля 1930, Москва, СССР) — поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник. 
  • Герасимов Сергей Аполлинариевич (21 мая (03 июня) 1906,  ст. Кундравинская, пос. Десятилетие Троицкого уезда, Оренбургская губерния (ныне с. Кундравы, Чебаркульский район, Челябинская область) — 26 ноября 1985, Москва, СССР) — режиссер, актер сценарист, общественный деятель. Заслуженный артист РСФСР (1943). Народный артист СССР (1948). Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1941, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1971). Заслуженный деятель искусств ПНР (1973). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской премии (1984). Действительный член (академик) Академии педагогических наук СССР (1978). Член ВКП(б) — КПСС с 1943 года. С 20 мая 1944 по 05 октября 1945 — директор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) и заместитель председателя Комитета по делам кинематографии СССР.

Фильмы

  • Киножурнал «Новости дня» выходил с 1944 по 1983 годы пять раз в месяц. Демонстрировался в кинотеатрах перед киносеансами. Длительность выпуска составляла не более 10-ти минут. Темы сюжетов — события из жизни страны, внутренние и международные общественно-политические процессы. Выходили и специальные выпуски, посвященные очередному съезду КПСС, выборам, праздничным датам, торжественным похоронам видных государственных и политических деятелей. В ряде городов СССР, например, в Минске, были созданы специальные кинотеатры «Новости дня» для демонстрации выпусков одноименного киножурнала. В 1984 года журнал поменял своё название на «Хроника наших дней» (изменились заставка и музыка журнала; выходил до 1992 года).
  • Документальный фильм «Тебе, фронт!» (1942); производство: Алма-Атинская студия кинохроники; режиссер: Д. Вертов, Е. И. Свилова; оператор Б. Пумпянский;  композиторы: Г. Попов, В. Великанов; ассистент режиссера С. Пумпянская; консультант фильма Д. Курманов.

Комментарии

«Мне особенно запомнился один номер журнала «Новостей дня» Дзиги Вертова. В те годы фильмы он уже не делал, а время от времени ему поручали монтировать киножурналы.
В тогдашнем Министерстве киножурнал, смонтированный Дзигой Вертовым, не приняли и вернули на студию для переделок. Поскольку подобное случалось не так уж часто, это было воспринято как ЧП. А то обстоятельство, что журнал монтировал Вертов, придавало «чрезвычайному происшествию» особый колорит.

Отчетливо помню, как к этому ЧП отнеслись в коллективе. Имя Дзиги Вертова стало как бы водоразделом. Люди не очень способные, не раз терпевшие фиаско именно из-за отсутствия дарования, были даже довольны. Сознание, что не только они могут потерпеть неудачу, но и сам Вертов, наполняло их весьма своеобразным удовлетворением...»

(Источник: из книги «Дзига Вертов в воспоминаниях современников» (1976; с. 243-237).