«Кинопулемет» Александра Медведкина

«Не хватало операторов, я выдумал сформировать две команды сержантов-операторов; аппаратуры нет, пленки нет, людей нет.... на пустом месте я это сделал...»

О подкасте:

Медведкин Александр Иванович (19 февраля (03 марта) 1900, Пенза — 19 февраля 1989, Москва) — режиссер игрового и документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Народный артист РСФСР (1969). Народный артист СССР (1979). Член ВКП(б) — КПСС с 1920 года. Участник Гражданской войны, политработник 1-й Конной армии. Участник Великой Отечественной войны.

В подкасте Александр Иванович вспоминает события 1944 года, когда им была организована группа из 32 человек сержантов-киноавтоматчиков.

Год записи: 1986.

Записала режиссер-документалист Марина Голдовская.

Материал предоставлен киноведом, доктором искусствоведения Валерием Фоминым.

Фото Павла Михайловского.

Люди

  • Га́лицкий Кузьма Никитович (12 (24) октября 1897, Таганрог — 14 марта 1973, Москва), военачальник, генерал армии (1955). Герой Советского Союза (1945).
  • Щербаков Александр Сергеевич (27 сентября (10 октября) 1901, Руза — 10 мая 1945, Москва), советский государственный и партийный деятель, генерал-полковник (17.09.1943); с мая 1941 года — секретарь ЦК ВКП(б); начальник Совинформбюро с 24 июня 1941 года, в июле 1942 года также назначен начальником Главного политуправления Красной армии.
  • Лыткин Николай Александрович (6 (19) августа 1910, Прилуки — 27 сентября 1991, Москва), оператор документального кино. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1942). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). 
  • Зенякин Аркадий Михайлович (13 (26) января 1915, Козлов (ныне г. Мичуринск, Тамбовская обл.) — 02 апреля 1990, Москва) — оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). 
  • Голубов Георгий Альбертович (23 ноября (06 декабря) 1916, с. Алешки — 21 января 1992, Москва), оператор, режиссер документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988)
  • Крылов Владимир Александрович (1910, Москва, Московская Губерния, Российская империя — 07 апреля 1945, Кенигсберг), оператор документального кино; в 1944 году Владимир Крылов был откомандирован на смену кинооператора Н. Лыткина в киногруппу режиссёра А.И. Медведкина для обучения ведению киносъёмки сержантов-операторов. Из воспоминаний кинооператора Н. Лыткина:

"...И вот судьба: на домик, откуда я накануне выехал, падает немецкая авиабомба. Погибло и ранено много сержантов-операторов, а от Владимира Крылова были найдены только его очки..."

("Как в кино. Записки кинохроникёра"; — М.; Изд. "Современник", 1988 год; стр. 144).

Фильмы

События

  • «Кёнигсбергская операция» — военная наступательная операция РККА против войск нацистской Германии, проведённая с 6 по 9 апреля 1945 года с целью ликвидации кёнигсбергской группировки противника и захвата города-крепости Кёнигсберг в ходе Великой Отечественной войны.

Комментарии

  • ...Когда развернулись бои на подступах к Кёнигсбергу, операторы не могли успеть за событиями. И руководитель фронтовой киногруппы режиссёр А. И. Медведкин решил вооружить киноаппаратами опытных разведчиков. В полуразрушенном особняке, в ближнем тылу, операторы Н. Лыткин и Г. Голубов (которого позже сменил А. Зенякин) вели занятия с новым пополнением кинооператоров. У каждого под началом было по пятнадцать разведчиков. Они оказались прилежными и способными учениками... Лихие разведчики сумели увидеть и заснять немало горячих эпизодов в самом пекле боя. (Источник: журнал "Советский воин" № 10, октябрь 1972 года)

  • На выставке "Весна Победы", которая открылась 20 марта в Подземном музее "Зарядье", демонстрируется кинопулемет (из коллекции Музея кино). Кинопулемет специально изготовлен для оперативных хроникальных съемок в условиях боевых действий. Состоит из двух основных частей:
    1. Узкопленочная авиационная кинокамера, 16 мм, предназначенная для технических съемок, которая устанавливалась на американских боевых самолетах, истребителях "Аэрокобра" (в 1944-1945 гг. были на вооружении советских ВВС); камера с помощью технических доработок приспособлена для съемок хроники военных действий; в частности, сверху установлен визир, чтобы оператор мог видеть кадр.
    2. Специально изготовленный деревянный приклад со спусковым крючком, схожий с прикладом автомата, но меньше по размеру; вскинув приклад к плечу, можно вести съемку с рук; на нижней части приклада имеется гнездо для подключения к электропитанию от специального аккумулятора; имеется плечевой ремень для ношения кинопулемета; зарядка пленкой в стандартной кассете.