Советский Казахстан. Жизнь в эвакуации (эпизод 1) 3/15

«Мои родители в 1939 и 1940 годах снимали два полнометражных фильма про Советский Казахстан»

О подкасте:

Геолог, киновед, социолог кино и телевидения, а также коренная москвичка, большая часть жизни которой прошла в «доме артистов» на Большой Полянке, — Наталия Яковлевна Венжер (1932 – 2021) делится воспоминаниями о семье, друзьях, далеких и близких событиях XX века.

Беседовал Алексей Голубев.

Год записи: 2016.

На фото режиссер И. В. Венжер в период работы над фильмом «Советский Казахстан». 1939 - 1940 гг.

Люди

  • Сарра Ильинична Каплун (1900 – не ранее 1956); с августа 1934 года — ассистент кинорежиссера «Союзкинохроники» (с 1944 — ЦСДФ); в 1930 году награждена Почетной грамотой «За активное участие в героической борьбе за освобождение Крыма от белогвардейцев». 
  • Ревека Ильинична Каплун (1898 — ?), ассистент кинорежиссера киностудии «Мостехфильм».
  • Тётя Паша — Прасковья Петровна Заборовская, домашняя работница кинорежиссера Сергея Эйзенштейна.
  • Дуглас Александров (1925 – 1978), сын кинорежиссера Григория Васильевича Александрова (1903 – 1983).
  • Людмила Полянская, в период 1928 – 1942 гг. — жена (вторая) актёра Михаила Жарова (1899 – 1981).
  • Людмила Целиковская (1919 – 1992), актриса; в период 1943 – 1947 гг. была женой Михаила Жарова.
  • Мануэль Большинцов (1902 – 1954), кинодраматург, режиссер; с 01 августа 1944 года — главный редактор ЦСДФ; один из руководителей фронтовых киногрупп 1-го Белорусского фронта; с сентября 1945 до 11 января 1947 года совмещал работу главного редактора с исполнением обязанностей директора ЦСДФ; уволен со студии в период борьбы с космополитизмом.
  • Любовь Добровольская, мать киноведа Нины Александровны Зархи (1946 – 2017).
  • Наум Клейман (род. 01 декабря 1937 года в Кишинёве), киновед; директор Музея кино в Москве в период 1992 – 2014 гг.

События

  • Встреча нового 1943 года у Жаровых.

Адреса

  • Алма-Атинская студия кинохроникально-документальных фильмов находилась по адресу: г. Алма-Ата, улица Красина, д. 38 (ныне улица Валиханова). Первоначально кинематографисты, работавшие на Центральной студии кинохроники, и члены их семей, эвакуированные из Москвы в Саратов, а затем в Алма-Ату, проживали в помещениях киностудии.
  • Центральная Объединенная киностудия (создана решением Совнаркома СССР о ЦОКС от 15 ноября 1941 г. на базе Алма-Атинской киностудии художественных фильмов) находилась в Доме культуры на ул. Карла Маркса (ныне улица Кунаева).
  • Дом на улице Кирова в Алма-Ате (ныне улица Богенбай батыра), где жили кинематографисты, многие из которых были лауреатами Сталинской премии, в народе называли «лауреатником», среди них: Сергей ЭйзенштейнЭдуард ТиссэЛюбовь Орлова, Григорий Александров, Григорий Козинцев с женой Софьей Магарилл, семьи Дзиганов, Пудовкиных и др. Жилой дом был построен для партийного руководства Казахстана и передан в начале Великой Отечественной войны эвакуированным работникам кинематографии.

Комментарии

Ольга Борисовна Подгорецкая, кинорежиссер (эвакуирована из Москвы в Алма-Ату 24 июля 1941 года):

«Жили мы в Алма-Ате на самом краю города, почти в деревне, в частном деревянном домике под вечной угрозой выселения или пожара — хозяйка была алкоголичкой и уже раз чуть не спалила свою хату. К колодцу нужно было идти за 2 квартала. Зимой в кухне вода в ведрах покрывалась льдом. Протопить жилье было нечем. Единственное топливо — саксаул — продавался только на рынке втридорога. Освещались мы коптилкой, потому что керосин тоже был дефицитом, а электричеством в целях экономии энергии запрещено было пользоваться. Остро нуждались мы, конечно, в продуктах питания, в хлебе насущном. И очень тревожила меня невозможность достать для Гали непромокаемую обувь. Вечно мокрые ноги привели к тому, что Галя заболела воспалением легких, а позже скарлатиной, давшей тяжелое осложнение — хорею — детский нервный ревматизм.
Галя лежала в больнице, когда у меня родилась вторая дочка — Надя. Ее отец оставил нас за три месяца до ее рождения. Некоторым оправданием ему служит резкое ухудшение его здоровья — декомпенсированный порок сердца, при котором он сам нуждался в уходе.
Я решила показать новорожденную сестренку Гале через окно в больнице. Но когда поднесла ее поближе, завернутую в белую пеленку, Галя радостно воскликнула: «Это хлеб?»,— решив, что я принесла ей целую буханку хлеба, в то время предел мечты бедняжки»

(Источник: «Грозные сороковые»)