Геолог, киновед, социолог кино и телевидения, а также коренная москвичка, большая часть жизни которой прошла в «доме артистов» на Большой Полянке, — Наталия Яковлевна Венжер (1932 – 2021) делится воспоминаниями о семье, друзьях, далеких и близких событиях XX века.
Беседовал Алексей Голубев.
Год записи: 2016.
На фото режиссер И. В. Венжер в период работы над фильмом «Советский Казахстан». 1939 - 1940 гг.
Ольга Борисовна Подгорецкая, кинорежиссер (эвакуирована из Москвы в Алма-Ату 24 июля 1941 года):
«Жили мы в Алма-Ате на самом краю города, почти в деревне, в частном деревянном домике под вечной угрозой выселения или пожара — хозяйка была алкоголичкой и уже раз чуть не спалила свою хату. К колодцу нужно было идти за 2 квартала. Зимой в кухне вода в ведрах покрывалась льдом. Протопить жилье было нечем. Единственное топливо — саксаул — продавался только на рынке втридорога. Освещались мы коптилкой, потому что керосин тоже был дефицитом, а электричеством в целях экономии энергии запрещено было пользоваться. Остро нуждались мы, конечно, в продуктах питания, в хлебе насущном. И очень тревожила меня невозможность достать для Гали непромокаемую обувь. Вечно мокрые ноги привели к тому, что Галя заболела воспалением легких, а позже скарлатиной, давшей тяжелое осложнение — хорею — детский нервный ревматизм.
Галя лежала в больнице, когда у меня родилась вторая дочка — Надя. Ее отец оставил нас за три месяца до ее рождения. Некоторым оправданием ему служит резкое ухудшение его здоровья — декомпенсированный порок сердца, при котором он сам нуждался в уходе.
Я решила показать новорожденную сестренку Гале через окно в больнице. Но когда поднесла ее поближе, завернутую в белую пеленку, Галя радостно воскликнула: «Это хлеб?»,— решив, что я принесла ей целую буханку хлеба, в то время предел мечты бедняжки»(Источник: «Грозные сороковые»)