Студент Тарковский и «роммовые бабы». Сокуров и «пропавшая киноплёнка»

«Что же касается моих материалов, то Сокуров, возможно, их потерял или выбросил. Я не знаю. Бог с ним...»

О подкасте:

Театральная актриса и режиссер документального кино Мусатова Дина (Владилена) Михайловна родилась в Брянске 25 января 1925 года.. Её воспоминания о довоенном детстве, эвакуации, учёбе в Щепкинском училище в Москве, игре в молодежном театре «Романтики», учебе во ВГИКе в знаменитой мастерской Михаила Ромма и работе на ЦСДФ, где она сняла более 50-ти фильмов, охватывают полвека. 

В подкасте Дина Мусатова рассказывает об учебе во ВГИКе, дружбе с Тарковским, съемках их актерских работ. 

Год записи: 2018.

Беседовал Алексей Голубев

На фото студентка ВГИКа В. Мусатова во время съемок курсовой работы по актерскому мастерству.

Расшифровка

Д.М.: Мы встретились во ВГИКе, в 1954 году набирал мастерскую Михаил Ильич Ромм. И мне посчастливилось попасть в эту мастерскую. Нас было только две русских студентки на курсе — Ирма Рауш и я. И Андрей [Тарковский] прозвал нас "роммовые бабы". А ещё на курсе была эстонка (АНДЕРСОН Валерия), поступившая по направлению, из иностранцев — гречанка Марика Бейку (также в мастерской учились — АГИ-ЗАДЕ (СТЕПАНОВА) Рухангиз и ДЖАКО Марианти из Албании. - Прим. ред. #МузейЦСДФ). Первое знакомство с Андреем было такое... он мне очень понравился. К тому времени я была замужем, уже имела диплом актрисы и стаж работы. Я была старше Андрея на семь лет. До ВГИКа он тоже учился в другом институте.

А.Г.: Он учился на арабском отделении (в Московском институте востоковедения. - Прим. ред. #МузейЦСДФ)

Д.М.: Я пришла во ВГИК с актерским дипломом. Итак, Андрей мне очень понравился, он был элегантен, аристократично себя держал. Он был стройный, симпатичный. Он мне понравился, особенно, когда он первым ко мне подошел и спросил: "Слушай, это твой сценарий напечатали в газете?"  Я говорю: "Какой?" Оказывается, что тот сценарий, который я, как и другие абитуриенты, писала на вступительном экзамене, был напечатан в стенгазете «ВГИКОВЕЦ». А я и не знала. Андрей мне показал газету и сказал: "Как тебя угораздило комедию написать?". Я говорю: "От отчаяния". Это действительно случайно получилось, я не собиралась никакую комедию писать. Но это отдельный рассказ. Мне было приятно, что Андрей такой внимательный, что он похвалил меня за этот сценарий. И мне сразу стало очень легко, настолько легко, что мы с ним даже рядышком сели.  И как-то так пошло... Он говорит: «А какое у тебя хобби?». Я отвечаю: «Не знаю, хотела бы продолжить свои занятия фехтованием». Дело в том, что в Щепкинском училище, когда я там училась, был такой предмет — фехтование. Мне он очень нравился. А во ВГИКе фехтование было необязательным, но секция такая  была. И Андрей говорит: "О, и я туда хочу!" И мы вдвоем поперлись на фехтование. Я так иронически говорю, потому что кроме нас там никого не было. Это были часы режиссерского факультета. Почему-то остальные студенты-режиссеры проигнорировали этот предмет. Мы пришли в секцию, сидим и думаем, что же нам делать? А педагог говорит: "Ну что же, попробуем вас вдвоем. Хотя так не полагается. Надо, чтобы женщина фехтовала с женщиной, а мужчина — с мужчиной. У Вас есть опыт еще со времени учебы в театральном училище. Правда, у Тарковского такого опыта нет, но он мужчина, как бы сильнее. Давайте мы поставим вас вдвоем". Мы посмеялись и стали заниматься. И так это было увлекательно и так все легко получалось, просто очаровательно! Я вспоминаю и уверена, что Андрей тоже к этому относился, как к  очень милому времяпрепровождению. И мы иногда, встречаясь в коридоре, говорили  "ан гард", т.е. "к барьеру". Короче говоря, мы вместе занимались в этой секции, и делали определенные успехи. Нас даже хотели направить в Ленинград, как подающую надежду пару фехтовальщиков. Мы уже участвовали в соревнованиях творческих ВУЗов. И нас оттуда хотели направить на турнир в Ленинград на дальнейшее, так сказать, повышение. Но мы решили не ехать. И правильно сделали. Потому что по возрасту ... мы были уже, сами понимаете, гораздо старше других, а все эти люди, которые приходили после нас,  это были мальчики и девочки, только что окончившие школу. Не хотелось там выглядеть "стариками". Мне было 27, Андрею меньше, но мы все равно как-то неловко себя чувствовали среди более молодых. Короче говоря, фехтование мы забросили. Но остались очень приятные, милые воспоминания об этом времени. Такая деталь...

Нам на курсе Ромма постоянно показывали разные хорошие фильмы. И это было очень  интересно. Мы понимали, что многие из этих фильмов мы не увидим нигде. В большой аудитории всегда набивалась масса народа. Андрюша часто садился рядом со мной, и это было невыносимо. Объясню: идет кино, я смотрю как заинтересованный зритель, со всей отдачей, со всеми переживаниями и так далее... А он сидит и бубнит: "Так, двойная экспозиция, наплыв... ага",  и всё время анализирует подоплёку кадров на экране. Я спрашиваю: "Как ты это можешь?" Он говорит: "Я учусь профессии".  Это меня совершенно потрясло. Я попробовала смотреть и анализировать, как он, но у меня ничего не вышло. Я все равно продолжала смотреть эмоционально. Но потом мы обменивались мнениями, что и как. Короче говоря, у нас были хорошие отношения, будто мы тысячу лет знакомы. Он приглашал меня к художникам, в какие-то подвалы. Это были неформалы, так сказать, неформальные художники. С ними было очень интересно, но я не могла часто туда с ним ходить, потому что у меня был дом, был муж, которого я обожала. Здесь я хочу сказать, что тогда моя основная жизнь проходила дома. А во ВГИКе я просто получала образование, осваивала профессию режиссера.

А.Г.: Скажите, Андрей делился с Вами впечатлениями от прочитанных книг? Какие у него были пристрастия в области литературы, живописи?

Д.М.: Конечно, это все было. Он был, что называется, мой человек. Как известно, у нас на курсе учился Шукшин. С ним я никогда не дружила. Хотя понимала, что он талантливый. И снимала даже его. Но с Андреем мне было очень легко, очень славно. И никто не предполагал, что со временем он станет великим Тарковским. Никто не знал, естественно, тогда... На первом курсе у Андрюши были неважные оценки. Чуть ли не тройка была по режиссуре, потому что он начал экспериментировать, начал снимать что-то невразумительное о каком-то пьянице-забулдыге.

А.Г.: Это было документальное кино?

Д.М.: Нет, Андрей работал с каким-то актером. Ведь мы же учились на режиссеров игрового кино. И он в этой работе что-то намудрил. Тогда он еще не был тем Андреем Тарковским, которым потом стал. Но уже сейчас, прожив жизнь, я понимаю... и, возможно, до конца не понимаю, каким разносторонние одаренным был этот человек с самого начала. Во-первых, он все время искал, настойчиво и искренне это делал. Хочу сказать, что для своего возраста он был безумно одаренным актером, первое впечатление от него —  мальчишка, задорный, хулиганистый, дальше  — пижон, всегда очень модно одетый... очень! И как он умудрялся доставать такие модные вещи, до сих пор не понимаю. Помню его аристократичность и то, что при этом он умел поставить на место кого угодно. Потом он стал играть разные роли в учебных фильмах и постановках. Как будущие режиссеры, мы изучали основы актерского мастерства, Мы разыгрывали этюды, сцены, учились их снимать, ну и так далее, сами понимаете... И во всех этих ипостасях Андрей проявлял себя удивительно. Меня потрясло, как он, практически мальчишка,  играл возрастные роли. Помню, я ставила отрывок из "Войны и мира". Княжну Марью играла Ариадна Шенгелая с актерского курса. Андрей же предстал в роли старого князя Болконского и делал это потрясающе. Без грима, без костюма. Без ничего. Он абсолютно попадал в эту роль — старого князя. Все были потрясены. Как? А вот так! Дальше уже я снимала его для своей учебной работы по Грэму Грину «Тихий американец», он играл журналиста Фаулера, тоже возрастная роль... 

А.Г.: Это была курсовая работа?

Д.М.: Да. Это была уже съемка. Синхронная. И я сохранила эту пленку, потому что он играл потрясающе. Опять же, вот этот мальчишка на глазах преображался в мудрого, хитрого персонажа, сами понимаете, что такое Фаулер. Это меня поражало, потому что я не понимала, как он это делает.

Кстати, однажды кто-то из наших ребят снимал Андрея и меня в одной работе. По Чехову, название забыла. И  там тоже у нас были возрастные роли. Со мной все ясно. На тот момент я была старше многих, понятно, кроме того, я еще и актриса. А он — мальчишка, опять же был совершенно иной, в роли полностью преображался. Вот это меня всегда поражало в нем.

К великому сожалению, у меня пропали пленки, которые я сохраняла. Там он играл Фаулера, и там мы вместе с ним снимались...

А.Г.: Где он играл старика Болконского, сохранилась плёнка?

Д.М.: Ничего не сохранилось по очень простой причине. Я слишком доверчивый человек. Дело в том, что я оказалась с Сокуровым, который делал документальный фильм, в одной монтажной (в конце 80-х годов. - Прим. ред. #МузейЦСДФ), где было два стола. Сокуров попросился к нам на студию что-то монтировать, и ему дали второй стол в этой монтажнойИ вот он говорит мне, что интересуется Тарковским и собирается о нем снять документальный фильм. А потом спрашивает, нет ли у меня каких-то пленок, чтобы их переснять и использовать. О чем разговор! На следующий день я привезла целый кофр, множество коробок, все, что у меня было. Положила их на полки, а когда пришла на следующий день, то там было пусто... пусто и по сей день...

Оказывается, он на следующий день уехал в Ленинград и забрал всё. Он считался выдающимся режиссером. Я его презираю... Хотя бы извинился... Словом, это всё пропало. Куда оно делось, я не знаю.

А.Г.: Правда, в его фильме о Тарковском Московская элегия», 1986-1988. - Прим. ред. #МузейЦСДФ), абсолютно неинтересном и неглубоком, по-моему, нет этих материалов.

Д.М.: Я его не смотрела. Что же касается моих материалов, то Сокуров, возможно, их потерял или выбросил. Я не знаю. Бог с ним. Не хочу о нём говорить.

Люди

Адреса

Комментарии

  • Режиссераская мастерская профессора Михаила Ромма, выпуск 1960 года: АЛИ-ЗАДЕ (СТЕПАНОВА) Рухангиз; АНДЕРСОН Валерия; БЕСКОДАРНЫЙ Леопольд; БЕЙКУ Мария (Греция); ВИНОГРАДОВ Валентин; ГОРДОН Александр; ДЖАКО Марианти (Албания); ДЗЮБА Гельмут (ГДР); КИТАЙСКИЙ Владимир; КИМ ЕН СОЛЬ (Вьетнам); МУСАТОВА Владилена; РАБИНОВИЧ (МИТТА) Александр; ТАРКОВСКИЙ Андрей; ТАРКОВСКАЯ Ирина; ФАЙТ Юлий; ШЕРСТОБИТОВ Евгений; ШУКШИН Василий; ЯСТРЕБОВ Арсений.
  • На сайте #МузейЦСДФ опубликована оцифрованная копия Приказа Министра культуры СССР № 377 от 23 июня 1959 года о съемках на киностудиях дипломных работ студентов-выпускников режиссерского факультета ВГИК (мастерская М. И. Ромма).
  • Томас Фаулер — английский журналист, работавший во Вьетнаме, один из главных героев романа Грэма Грина «Тихий американец», антагонист другого главного героя — «тихого американца» Пайла Олдена. Действие происходит в Сайгоне в начале 1950-х годов, во время Первой индокитайской войны. Фаулеру постепенно становится ясно, что «тихий американец» Пайл является на самом деле агентом спецслужб США и активным организатором грязных политических провокаций в Сайгоне. Роман был дважды экранизирован — в 1958 и 2001 годах.
  • Киноведческий детектив, или куда подевалась кинопленка, запечатлевшая актерские этюды студента Тарковского (о фильме А. Сокурова «Московская элегия»)