Москва. Начало войны. Эвакуация

«За месяц до начала войны мне исполнилось девять лет...»

О подкасте:

Геолог, киновед, социолог кино и телевидения, а также коренная москвичка, большая часть жизни которой прошла в «доме артистов» на Большой Полянке, — Наталия Яковлевна Венжер (1932 — 2021) делится воспоминаниями о семье, друзьях, далеких и близких событиях 20 века. 

В подкасте Наталия Венжер вспоминает события 1941-1942 годов.

Беседовал Алексей Голубев.

Год записи: 2016.

На фото Яков Посельский с женой Ириной Венжер и дочерью Наташей, стоит (слева) жена писателя Льва Кассиля — Наташа. 1939 год. Фото из личного архива Н.Я. Венжер.

Люди

  • Няня Юлия Николаевна Сергеева. (В Российской империи няня (происхождение: из крестьян, реже из мещан) была практически в каждой состоятельной семье. После революции 1917 года (в современной истории России — Октябрьский переворот) няни продолжали работать в семьях крупных советских руководителей, деятелей науки, культуры и искусства; в основном это были одинокие женщины, близкие родственники которых погибли или умерли от голода в революцию и Гражданскую войну. Няни оставались в семьях и после взросления детей, были помощниками по хозяйству; их основные качества — доброта, забота о ребенке, а в большинстве случаев — абсолютная преданность семье).
  • Ирина Ошуркова — дочь кинооператора Михаила Фёдоровича Ошуркова (1906 – 1995); впоследствии окончила исторический факультет МГУ им. Н.В. Ломоносова, ученица советского востоковеда Рейснера Игоря Михайловича.   
  • Арша Амбарцумовна Ованесова, (1906 – 1990), режиссер игрового и документального кино.
  • Малька (Виктор) и Игорь Шейнины, дети Арши Аванесовой и кинооператора Семёна Шейнина (1908 – 1994).
  • Нина Ивановна Кармен, (1920 – ?), жена кинооператора и режиссера документального кино; лауреата трёх Сталинских (Государственных) премий (1942, 1947, 1952), лауреата Ленинской премии (1960), народного артиста СССР (1966), лауреата Государственной премии СССР (1975), Героя Социалистического Труда (1976) Романа Лазаревича Кармена (1906 – 1978); в браке с 1941 по 1961 год.
  • Александр Кармен, сын Нины и Романа Кармена, родился в Москве 03 июля 1941 года.
  • Вера Николаевна Орлова, мать Нины Кармен.
  • Вера Семеновна Петрусова (1912 – 1998), фотохудожник; жена фотокорреспондента Георгия Петрусова (1903 – 1971).
  • Семья кинорежиссера Михаила Слуцкого (1907 – 1959) — жена Мими и Бэлла — свекровь.
  •  Братья Баевы — московские купцы и крупнейшие благотворители.

События

  • Эвакуация киноработников и членов их семей из Москвы осенью 1941 года. Маршрут: Москва – Раненбург – Тамбов – Саратов – Энгельс – вновь Саратов – Алма-Ата (ныне Алматы).
  • «Операция Блау» (28 июня — 24 ноября 1942); начало Сталинградской битвы (17.07 — 18.11.1942).
  • Выселение немцев Поволжья из Саратова.
  • Встреча по дороге в Алма-Ату эшелонов с польскими беженцами, скорее всего речь идет о депортированных поляках.

Адреса

  • Дом на 1-й Мещанской улице, так называемая усадьба Баевых (ныне Проспект Мира, дом 52, строение 1, 2, 4).
  • Корпункт Центральной студии кинохроники в Энгельсе. (В Саратов и Энгельс были эвакуированы многие правительственные, культурные, детские учреждения и учебные заведения; через территорию области проследовало более 1 млн. человек эвакуированных и беженцев. (Источник: www.sar-archive.ru).
  • Куйбышевская студия кинохроники. (Осенью 1941 года Центральная студия кинохроники, часть творческих работников и производственного персонала, а также члены их семей были эвакуированы в Куйбышев на базу Куйбышевской студии кинохроники, где продолжили выпуск кинопродукции); располагалась по адресу: г. Куйбышев (ныне Самара), ул. Молодогвардейская, д. 66;
  • Вольская улица — одна из центральных улиц Саратова
  • Железнодорожная станция «Лев Толстой» (бывшая Астапово).
  • Алма-Атинская студия кинохроникально-документальных фильмов располагалась по адресу: город Алма-Ата, улица Красина, д. 38; находилась в ведомственном подчинении Управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР. Летом 1942 года часть творческих работников Центральной студии кинохроники и члены их семей были эвакуированы из Саратова в Алма-Ату, где продолжили работу на Алма-Атинской студии кинохроникально-документальных фильмов. 25 января 1944 — после расформирования Центральной обьединённой киностудии (создана решением Совнаркома СССР о ЦОКС от 15 ноября 1941 г. на базе Алма-Атинской киностудии (художественных фильмов); включала в себя эвакуированные в Казахстан киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм») и после реэвакуации киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм», Алма-Атинская студия кинохроникально-документальных фильмов была влита в Алма-Атинскую киностудию, позже переименованная в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов «Казахфильм» им. Ш. Айманова.
  • Гостиница «Алатау» в Алма-Ате.

ОБ ЭВАКУАЦИИ

Михаил Ильич Ромм, кинорежиссер (в 1940 – 1942 — художественный руководитель Главного управления по производству художественных фильмов):

«Почему, эвакуируясь, мы выбрали Алма-Ату? Да потому, что здесь 365 солнечных дней в году. Столица Казахстана предоставила нам все, что могла: только что построенный и единственный в городе Дворец культуры, где начал работать Театр оперы и балета (зрительный зал его киношники тут же превратили в большой съемочный павильон), самую крупную гостиницу, новый жилой дом, около тысячи ордеров на уплотнение, кинотеатр «Алатау» и территорию для натурных съемок. И это все в тот трудный час, когда Алма-Ата должна была разместить промышленность, десятки учреждений и организаций, тысячи эвакуированных, а потом и раненых. Следовательно, мы предъявили этому маленькому городу огромный и тяжелый счет...»

(Источник: ЦОКС — Центральная Объединенная киностудия (1941-1944 гг.)