

Орехов Вячеслав Васильевич (род. 20 февраля 1940 года в деревне Коломенка, Тамбовской области) — режиссер документального кино, сценарист, композитор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Призер отечественных и международных кинофестивалей. За свою жизнь сделал десятки фильмов. В основном это фильмы о людях и их судьбах на фоне эпохи.
В подкасте представлена запись обсуждения фильмов Вячеслава Орехова, которое проходило в Белом зале Доме кино (г. Москва).
Вечер ведет Леонид Гуревич.
Год записи: 1986.
Мероприятие организовано по линии секции документального кино Союза кинематографистов СССР Натальей Реутовой.
ПРИСУТСТВОВАЛИ И ВЫСТУПАЛИ, в том числе:
«Людмила Чекова мечтала о журналистике. Свою страсть, которая способна была преодолеть любую преграду, она пронесла через всю свою жизнь. Только проработав в профессии 20 лет, получив признание зрителя и коллег, многочисленные дипломы и награды, она, как сама говорила, осмелилась подать документы на вступление в Союз журналистов. Объясняла это просто: «Для меня журналист — не заслуженный, а просто журналист — было самым высоким званием!» Заслуженная журналистка Украины, легенда одесской журналистики Людмила Чекова проработала на телевидении 50 лет. Она стала эталоном профессиональной журналистики — бесстрашной, упрямой, въедливой, честной. Честной до последнего вздоха» (Источник:
«Легенды Одессы»)
«Личность разносторонняя, Александр Иванович был талантливым музыкантом. Он виртуозно играл на балалайке, выступал на концертах. Еще во ВХУТЕМАСе он часами стоял под окнами дома на Мясницкой, откуда доносилась замечательная музыка. Узнав, что там занимается балетная школа Валерии Ивановны Цветаевой, сестры великой поэтессы, он, набравшись смелости, пришел к Валерии Ивановне и спросил: «А можно ли мне так-то танцевать, или это только для девушек?» Она улыбнулась: «Почему же, могут и мальчики». Александра проверили на гибкость. Она оказалась поразительной. С этого дня он подружился с Цветаевой на всю жизнь. А балет полюбил так, что вскоре не знал, по какой стезе ему идти: стать танцовщиком или художником. Победила все же живопись. Но балет и музыка вошли в него навсегда. Уже гораздо позже Морозов удивлял своими танцами и пантомимами на капустниках МОСХа...
Александр Иванович Морозов – художник жизни, смысл которой в преодолении смерти. В его работах нет тлена и распада. Борьба – да, буйство жизни – да. Несмотря на драматизм его искусства, невольно выразившего драматизм времени, в котором он жил, картины художника не давят, а поднимают и возвышают человека»
(Источник: статья В. Орехова в журнале «Юный художник», 9-й выпуск за 2013 год)
УПОМИНАЛИ:
Вячеслав Орехов: «Мне посчастливилось когда-то подружиться с Иваном Михайловичем, снять о нем документальный фильм «Поздний восход» (1970), который он успел несколько раз увидеть. Передавая мне перед смертью в 1971 году самодельную книгу, переплетенную из ученических тетрадей, – рукопись романа «НЭП», Иван Михайлович сказал: «Сохрани, может, сгодится когда-нибудь». Я всегда верил, что обязательно «сгодится», что это время придет. Оно пришло. Более чем когда, нам нужно сегодня обратиться к человеческой душе, «которая была убита или искалечена, и без которой общая жизнь человечества не состоится». (Источник: журнал «Человек» № 1, 1990 год)
«Художник В. Т. Черноволенко не только сохранил в себе эти мечты о запредельном, но и материализовал их в своих акварелях, будто соткав из света экзотические видения. И это не только сказка, это особое ощущение мира, основанное на художественном, интуитивном постижении Космоса через красоту форм материи во Вселенной... Космос в картинах Черноволенко не только эстетическая категория, не только экзотический фон, на котором обитает человек будущего. Понятие Космоса у художника – это прежде всего категория нравственная. Для него он – символ духовной чистоты. Не потому ли многие картины воспринимаются будто современные иконы? Художник подходит к проблеме Космоса по-философски углублённо. Его волнует вопрос, что же понесёт человек в просторы Вселенной, да и вообще, готов ли он к этому? Ведь люди с их войнами и необузданными претензиями покорить мир, возвыситься над ним, ещё так далеки от совершенства. Возможно, это утопия, но Черноволенко видит Космос заселённым целомудренными, созерцательными существами, которые живут в полном согласии друг с другом и с миром, который их окружает. Они как бы растворяются в этом мире, образуя с ним единое целое»
(Источник: «Добрый Космос Виктора Черноволенко»; из книги "«Незабытые рассказы сердца». Вячеслав Орехов и его творчество". (Изд. — Москва, 2021 год).