Река Фонтанка в районе Летнего сада. Фото В. Пятинана.
В 1704 году Петр I придумал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И. Матвеев, Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, А. Шлютер, М. Земцов, Ф.-Б. Растрелли, садовники Я. Роозен, И. Сурьмин, К. Шредер, И. Яковлев, П. Лукьянов и другие.
Уже через несколько лет его существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств. Петр I желал, чтобы сад его летней резиденции ни в чем не уступал знаменитым садам европей монархов. Для его украшения им были заказаны в Италии мраморные статуи и бюсты, в основном выполненные венецианскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века.
Подробнее на сайте КУЛЬТУР.РФ.
Летний дворец Петра I. Фото В. Пятинана.
Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу – небольшой домик с хозяйственным двором и садом.
Летний дворец – свидетель всей жизни Петра I, сохранился до наших дней без существенных изменений. Это подтверждается и историческими планами Летнего сада первой половины XVIII века и фиксирующими чертежами Г. Земцова 1727 года. Поэтому Летний дворец – не только одно из первых каменных зданий, с которого «начинался город», но и уникальный образец архитектурного творчества его основателя, отразившего в себе своеобразие личности Петра I.
В начале XIX века Летний дворец служил дачей для высших государственных чиновников. Музейная история здания начинается в 1903 году, когда к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга в его стенах была развернута выставка, посвященная Петру I.
После 1917 года дворец сохранился как исторический и архитектурный памятник. С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. В экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.
В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец-музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессен.
С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация.<...>
Подробнее на сайте КУЛЬТУР.РФ.
Вид на набережную реки Фонтанки от Летнего сада. Фото В. Пятинана.
Река Фонтанка — самый крупный рукав Невы, который протекает через весь центр города. Имея сравнительно небольшие размеры: длину – 7,6 км, ширину в отдельных местах до 70 м, и максимальную глубину до 3,5 м, Фонтанка может похвастаться супер-популярностью и в очередной раз доказывает, что размер — не главное. Вытекает река из Невы близ Летнего сада и впадает в широкую и полноводную Большую Неву чуть севернее портового и промышленного Гутуевского острова.<...>
Современное название река приобрела в 1737 году со строительством знаменитых фонтанов Летнего Сада.<...>
Источник: www.peterburg.guide.
«Амур и Психея». Копия с оригинала. Конец XVII века. Мрамор. 150 х 130 х 101. По данным службы реставрации ценностей Русского музея — неизвестный скульптор. Фото В. Пятинина.
Скульптурная группа была приобретена в Риме в 1719 году Ю. Кологривовым (архитектор, дипломат, агент по найму мастеров и покупке художественных произведений в Европе для русского двора).
Фонтан «Коронный». Фото В. Пятинана.
27 мая 2012 года в Санкт-Петербурге после двухлетней реставрации открылся Летний сад. Было вырублено 130 деревьев и посажено 30 тысяч новых растений, воссоздано 4 фонтана петровских времен, изготовлено 90 копий скульптур.
Правда, историки такими серьезными изменениями недовольны. Они назвали обновленные Лений сад ретро-Диснейлендом. "Это все, в основном, — фантазии современных архитекторов, которые опирались на весьма условную иконографию. Есть аксонометрический план Петербурга второй половины XVIII века. Там Летний сад до наводнения 1777 года зафиксирован. Но на основе аксонометрического плана города воссоздать фасады домов с наличниками окон и крылечками невозможно. Нужно все время что-то придумывать по аналогам. Что и происходило", - заявил сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис. По его словам, Летний сад - это памятник, который охраняется законом о культурном наследии. Поэтому его нельзя реконструировать, разрешена лишь реставрация...
(Источник: www.mr-7.ru)
Скульптурная группа «Мир и Победа» (Ништадский мир) установлена на гранитном постаменте у северного фасада Летнего дворца. Скульптор П. Баратта. Италия, 1722 год. Мрамор (230 х 121 х 69). Фото В. Пятинана (2020 год).
Скульптурная группа «Мир и Победа», исполненная по специальному заказу, была привезена в Санкт-Петербург и установлена в Летнем саду в 1726 г., уже после смерти Петра I.
Группа является аллегорией Ништадтского мира, утвердившего военные успехи России в борьбе со Швецией в ходе Северной войны 1700 — 1721 гг.
В 1721 году Петр Первый поручил С. Рагузинскому заказать в Венеции мраморное изображение "заключения с короною швецкою вечного мира". Одновременно были заказаны еще две статуи Славы и Храбрости воинской. Сам Петр эти скульптуры не увидел, они были привезены в Петербург только в 1726 году, уже после его смерти.
После вхождения Летнего сада в состав Русского музея в 2004 году, практически сразу, был поставлен вопрос о состоянии сохранности мраморной скульптуры. Все эксперты понимали, что только реставрация и замена подлинной скульптуры на точные копии может спасти уникальную коллекцию от полного разрушения. Для будущего хранения подлинников были выделены специальные помещения с оптимальными температурно-влажностными условиями музейного хранения в Михайловском (Инженерном) замке. На свои исторические места в Летний сад должны были возвращаться их точные копии.<...>
За эталон цвета поверхности копий был принят оттенок, расчищенного от загрязнений во время реставрации 2009-2011 годов, мрамора на оригинальной скульптурной группе «Мир и Победа» (Ништадский мир), которая, по решению комиссии, единственная, была оставлена в Летнем саду на своем историческом месте - между Летним дворцом Петра I и рекой Невой. Под этот оттенок "подгонялись" все скульптурные копии.
Работы были завершены к концу лета 2011 года и к ноябрю все 90 копий были установлены на аллеях сада.<...>
Источник: www.restoration.rusmuseum.ru.
«Эвтерпа». Копия с оригинала. Скульпторы Д. и П. Гропелли. Италия, нач. XVIII в. Мрамор. 199 х 66 х 40. Фото В. Пятинина.
Эвтерпа (Евтерпа) — муза лирической поэзии. Дочь Зевса и Мнемосины считается покровительницей поэтов, помогающей складывать из слов песни, а из звуков — восхитительную музыку.
Памятник Крылову установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада. Фото В. Пятинина.
После смерти И.А. Крылова в ноябре 1844 года газетой «Петербургские ведомости» и некоторыми журналами был объявлен сбор средств на сооружение памятника великому русскому баснописцу. За три года было собрано более тринадцати тысяч рублей.
В мае 1848 года в конкурсе на создание проекта памятника приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К.Клодт, П.А. Ставассер. Совет петербургской Академии художеств одобрил проект П.К.Клодта. Памятник Крылову явился последней крупной работой прославленного скульптора-анималиста.
Постаментом памятника служит куб из сердобольского гранита, который почти целиком скрыт бронзовыми изваяниями персонажей басен Крылова, созданными Клодтом по рисункам друга скульптора и одного из родоначальников русской реалистической иллюстрации, автора широко известных иллюстраций к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя — А. А. Агина. Ограда, окаймляющая памятник, была сооружена примерно лет через двадцать после его открытия, чтобы предотвратить порчу бронзовых горельефов.
Оценка монумента современниками была неоднозначна и заслуживает отдельного рассказа. Подробнее об этом в материале "Зверинец скульптора Клодта..." на сайте www.chto-chitat-detyam.ru.
Фото В. Пятинина.
«Талия» — муза комедии. Копия с оригинала Д. и П. Гропелли (Италия, нач. XVIII в.; мрамор, 193 х 72 х 42 см). Фото В. Пятинина.
«Лебяжья канавка». Фото В. Пятинина.
Лебяжья канавка (Лебяжий канал) — канал в Санкт-Петербурге, соединяющий реки Неву и Мойку между Летним садом (остров Летний Сад) и Марсовым полем (1-й Адмиралтейский остров). Прорыт в 1711–1719 гг. для осушения болотистой территории, на которой разбили Царицын луг (ныне Марсово поле). Длина канала - 648 метров. <...>
Своё название канавка получила из-за весьма романтического обстоятельства: в XVIII веке в него неожиданно переселились лебеди из соседних прудов, что и дало резон сначала горожанам называть так их место обитания, а после и городским властям, которые изначально именовали канал Летним или каналом Летнего сада.<...>
Источник: www.sites.google.com.
«Нимфа воздуха». Копия с оригинала скульпторов Д. и П. Гропелли (Италия, нач. XVIII века; мрамор, 202 х 61 х 40 см). Фото В. Пятинина.
«Терпсихора» (Муза танца). Копия с оригинала Д. и П. Гропелли (Италия, нач. XVIII в.; мрамор 198 х 65 х 56). Фото В. Пятинана.
Карпиев пруд. Фото В. Пятинина
Расположен в южной части сада вблизи входа со стороны набережной реки Мойки. Имеет прямоугольную форму, со стороны Мойки имеет закругление.
Карпиев пруд был создан в 1714—1716 годах. Согласно второму этапу план ировки (1710—1716), в Саду должны были обустроить несколько каскадных прудов. Помимо Карпиева — Цветочный, Форелиев и Мельничный. Водоемы создавались как для разведения рыбы, так и для благоустройства парковой зоны, однако ни один из них не сохранился.
С самого начала в Карпиевом пруду обитали лебеди и не только белые, но и черные лебеди. В пруду также обитают утки.
«Лебяжья канавка». Фото В. Пятинина.
Лебяжья канавка (Лебяжий канал) — канал в Санкт-Петербурге, соединяющий реки Неву и Мойку между Летним садом (остров Летний Сад) и Марсовым полем (1-й Адмиралтейский остров). Прорыт в 1711–1719 гг. для осушения болотистой территории, на которой разбили Царицын луг (ныне Марсово поле). Длина канала - 648 метров. <...>
Своё название канавка получила из-за весьма романтического обстоятельства: в XVIII веке в него неожиданно переселились лебеди из соседних прудов, что и дало резон сначала горожанам называть так их место обитания, а после и городским властям, которые изначально именовали канал Летним или каналом Летнего сада.<...>
Источник: www.sites.google.com.
«Аллегория искренности». Фото В. Пятинина.
Скульптура создана итальянским мастером М. Гропелли в 1717 году и изображает одну из человеческих добродетелей — Искренность (в одной рукой держит скипетр, а другой – опирается на льва, символизирующего величие духа).
«Ночь». Копия с оригинала. Скульптор Д. Бонацца. Италия, нач. XVIII в. Мрамор. 205 х 85 х 45. Фото В. Пятинина.
Карпиев пруд. Фото В. Пятинина.
Расположен в южной части сада вблизи входа со стороны набережной реки Мойки. Имеет прямоугольную форму, со стороны Мойки имеет закругление.
Карпиев пруд был создан в 1714—1716 годах. Согласно второму этапу план ировки (1710—1716), в Саду должны были обустроить несколько каскадных прудов. Помимо Карпиева — Цветочный, Форелиев и Мельничный. Водоемы создавались как для разведения рыбы, так и для благоустройства парковой зоны, однако ни один из них не сохранился.
С самого начала в Карпиевом пруду обитали лебеди и не только белые, но и черные лебеди. В пруду также обитают утки.
Аллегория Истины (Veritas). Копия с оригинала (скульптор М. Гропелли (Италия). Фото В. Пятинана.
В правой руке «Истина» держит солнечный диск — символ света и просвещения, в левой — книгу судеб. В петорвское время просвещение являлось одной из главных задач, а данная статуя имела особое символическое значение. В древнеримской мифологии «Истине» соответствует богиня Веритас.
«Аполлон Бельведерский». Копия с оригинала. Скульптор П. Трискорни, 1820-е. Каррарский мрамор (224 х 165 х 85 см). Фото В. Пятинина.
<...>Скульптор П.А. Трискорни (1757 — 1833) родился в 1757 в итальянском городе Карраре в семье мастеров монументальной скульптуры. С детства был окружен произведениями искусства и даже не помышлял себе иной судьбы, кроме судьбы художника. Основы мастерства начал постигать под руководством отца, затем учился в Kappapcкой Академии художеств. Получив образование, остался в Академии преподавателем, а вскоре был удостоен звания профессора. Кроме того, Трискорни руководил скульптурной мастерской Академии.
В основном мастер создавал копии античных статуй. Помимо всего прочего, Трискорни выполнял скульптурные заказы для России. В Петербург было доставлено огромное количество его работ: мраморные копии статуй "Диана и Эндимион", "Амур и Психея", мраморные изваяния "Лаокоон", "Геракл" и "Флора" и многие другие.<...>
Его работа "Апполон Бельведерский" находилась в Летнем Саду с 1830 года.<...>
Источник: www.restoration.rusmuseum.ru.
Карпиев пруд. Фото В. Пятинина.
Фото В. Пятинина.
Дарья. Фото В. Пятинина.
Карпиев пруд. Фото В. Пятинина.
Ограда Летнего сада. Фото В. Пятинина.
В связи с устройством набережной Невы в 1784 году вдоль северной стороны организована Невская ограда Летнего сада по проекту архитектора Ю. Фельтена. Ограда Летнего сада – одно из лучших произведений классицизма, архитектурный шедевр с мировой известностью. Впечатляющая монументальность удивительно соединяется в ней с легкостью, простотой и изяществом.
Подробнее на сайте КУЛЬТУР.РФ.
Ограда Летнего сада. Фото В. Пятинина.
Летний сад в поэзии
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.Анна Ахматова «Летний сад» (1959 год)
Летний сад — официальный сайт.
Вид на набережную реки Фонтанки и Летний сад. Фото В. Пятинина.
Музыкальное сопровождение фотовыставки: «Ария на струне соль» Иоганна Себастьяна Баха (аранжировка Вильгельми). Исполнение: «Жак Лусье трио».
В 19-м век немецкий скрипач Август Вильгельми сдел аранжировку второй части оркестровой сюиты Баха номер 3 в Ре мажоре, BWV 1068 — переложение для скрипки и фортепиано.
Жак Лусье (род. 26 октября 1934, Анжер, Франция) — французский пианист, известный джазовыми импровизациями на музыку Баха, Вивальди, Сати, Равеля.