Леонтович Фёдор Александрович (10 (23) августа 1904, Киев (ныне — Украина) — 25 января 1969, Москва) — оператор документального кино. Член РКСМ — ВЛКСМ (1922–1931). Член СК СССР (с 1958 года). Одним из первых в СССР освоил подводные съемки.
Леонтович Любовь Васильевна (справа на фото).
Леонтович Любовь Васильевна, продолжала "революционную" линию своих родственников — была профессиональным революционером-подпольщиком. Близкая подруга Н. К. Крупской по Бестужевским курсам, она работала в Петербурге связной партии большевиков и содержала их конспиративную квартиру, где одно время хранился шрифт газеты «Правда». Дважды подвергалась аресту за революционную деятельность: в 1900-1902 гг. (сохранились ее письма из тюрьмы за эти годы) и в 1912-1913 гг. После революции по заданию партии возглавила в Кашире детский интернат .
Любовь Васильевна познакомилась с будущим отцом Федора во время тюремного заключения за революционную деятельность. Известно, что он был революционером армянского происхождения. Ребёнка усыновил родной брат Любови Васильевны — выдающийся учёный-физиолог Александр Васильевич Леонтович (1869 — 1943).
Федя Леонтович на фото слева.
С 1922 — ученик слесаря на торфяных разработках в Шатуре.
С мая 1922 по март 1923 — организатор пионерской работы в окружном комитете РКСМ.
С 1923 году окончил Первые рабочие курсы физкультуры.
С 1929 — оператор дальневосточной базы «Совкино» (с февраля 1930 — «Союзкино»), затем Московской фабрики «Совкино» (с 1931 — Всесоюзная кинофабрика кинохроники СОЮЗКИНО «Союзкинохроника»).
В 1936 году создал отечественный киносъемочный аппарат для подводных съемок.
В 1937 году занимался научными разработками в ЭПРОНе.
С 1938 — оператор Московской студии треста «Союзкинохроника» (с 1940 — Центральная студия кинохроники).
На фото (сидят слева направо): "Коганович, Киров, Орджоникидзе, Калинин, Сталин, Ворошилов, Куйбышев с работниками «Союзкинохроники»". Стоят на фото (слева направо): журналист Михаил Кольцов (предположительно), режиссер Сергей Гуров (второй справа), асс. оператора Федор Леонтович (стоит справа). 1929 год. Фотография была опубликована в газете «Правда» № 11 (6257) от 11 января 1935 года. Фото из личного архива Юрия Барыкина.
1 апреля 1925 года на экраны выходит первый номер «Совкиножурнала». С 1926 года «Совкиножурнал» выходит регулярно. В штате киножурнала: Островский (зав. хроникой), заместитель и техруководитель Уланович, режиссеры-монтажеры Н. Н. Кармазинский и С. С. Лямин, операторы В. Л. Степанов и Б. Б. Цейтлин, помощник Ф. А. Леонтович, осветитель Е. Д. Лозовский.
(В Музее кино хранится "Историческая справка" (ГОСКАТАЛОГ.РФ № 13082317) о создании кинопериодики, составленная Н. Н. Кармазинским).
15 мая 1941 года Федор Леонтович обратился с письмом к председателю Совнаркома Киргизской ССР И. П. Реброву по поводу организации поиска города под водой (возможной столицы девяти городов Верхнего Барсхана) и проведения подводных съемок в районе Кай-Сара на озере Иссык-Куль.
5 июня 1941 года был получен в целом положительный ответ. Но планам не суждено было реализоваться. 22 июня 1941 года началась война...
В письме упоминаются — кинооператор Николай Самгин, директор Рыбпрома Занадворов, археолог и востоковед Александр Натанович Бернштам.
Федор Леонтович (справа на фото) во время награждения медалью «За боевые заслуги» (Приказ подразделения № 13/н от 06.04.1943 г.; Издан: ВС 15 ВА. Архив: ЦАМО).
Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с июня 1941 года. Звание: воентехник 2-го ранга.
8 февраля 1943 года на здании Дворца пионеров был водружено победное знамя. Вечером того же дня Совинформбюро сообщило стране об освобождении Курска.
Давным-давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Кажется, что все сказано, все написано, но нет – работа историков приносит все новые открытия…
75 лет назад в февральские дни 1943 года освобождение Курска от немецко-фашистских захватчиков было отмечено водружением Красного знамени над уцелевшим зданием городского Дома пионеров по ул. Ленина, 69.
Этот момент был запечатлен фронтовым кинооператором. Фрагмент в 25 секунд был снят предположительно 9 февраля 1943 года. Оператор занял удобную позицию для съемки еще до появления на месте военнослужащих с флагом. Камера зафиксировала их перемещение по скату крыши.
Причем от объектива не ускользнул момент, когда офицеры поскользнулись на заснеженной крыше, но не выпустили при этом флага из рук. Далее один из офицеров надежно крепит знамя, разворачивает полотнище с надписью «СССР», что-то говорит, обращаясь, видимо, к собравшимся на улице горожанам.
В недавно обновленной сотрудниками Российского государственного архива кинофотодокументов аннотации к киносюжету появилась, наконец, фамилия офицера, установившего знамя над освобожденным Курском.
Об этом человеке рассказывает в 18 выпуске «Курского военно-исторического сборника» в специальной статье доктор исторических наук Владимир Коровин (Юго-Западный государственный университет)...
Имя фронтового оператора, снимавшего освобожденный Курск, установить сразу не удалось. Но за последние годы научно-справочный аппарат РГАКФД пополнился новой информацией.
В результате у безымянного ранее киноматериала появился автор – кинооператор Федор Леонтович.
В октябре 1941 года семья Фёдора Леонтовича (вместе с семьями других кинематографистов) была эвакуирована из Москвы в Куйбышев (ныне Самара).
Письмо написано падчерицей Ириной. Упоминаются: жена — Семёнова Мария Александровна; Ася (Ксения) — подчерица; Кикушка (Кирилл) — сын, родился в 1937 году.
На фото (сидят слева направо): оператор Федор Леонтович, (неустановленное лицо), киноинженер Игорь Гордийчук. Германия, весна 1945 года. Фотография из архива Ирины Дадыкиной предоставлена соавтором проекта "Как снимали войну" Георгием Молодцовым.
В июне 1945 года награжден орденом Отечественной войны II степени.
Федор Леонтович по просьбе жены Марии Александровны, на наше счастье, вел фронтовой дневник, который благополучно дошёл до наших дней. Не будем забывать, что это не художественное произведение, а записки личного характера, адресованные близкому человеку. Искренний и поистине бесценный документ военного времени!
Наталия Белл-Вешнева
Из фронтового дневника Фёдора Леонтовича:
Пролетели два месяца нашего пребывания. Много событий. Много встреч, впечатлений. По существу я, конечно, не умею писать дневники, но ведь я не брался писать дневник, а лишь записывать для тебя то, что не умещается в письмах к тебе. По существу, это большое письмо к тебе, письмо о моих скитаниях.
Мы живём в деревне Семендяево, в большой избе. Сами готовим пищу, закатываем роскошные по нынешним временам обеды. Из наших окон видны чудесные, нежные русские пейзажи. Глядя на них, еще больше начинаешь чувствовать левитановскую акварель. Глушь, дичь... Ругаемся с нашей стервой-хозяйкой. Старая ведьма. Скряга. Ей, этой карге, надоела война. Рассея..., мать ее так...
Военизированное население. Военные разговоры. Дребезжащее стекло в окнах от отдалённой канонады и скелеты обгоревших домов нарушают идиллию сельской жизни и не дают возможности забыть о войне.
Ночью мерцающие вспышки за лесом и пунктиры трассирующих пуль.
Прямо против наших окон, чуть вправо — дорога на фронт, по ней мчатся автомобили, плетутся санные обозы. Мелькают сожженные деревни, по обочинам дорог валяются трупы лошадей — безгласных героев отечественной войны..<...>
Вот и фронт. Большое село, больше ста домов, из них сохранились три. Остальные - обгорелые, израненные каменные остовы, в которых стоят лошади; сделаны соломенные шалаши и в них живут бойцы. Из подвалов и погребов торчат трубы, там тоже живут бойцы и чудом уцелевшие “туземцы”. Они у меня вызывают всегда два равных по силе чувства: чувство жалости и чувство “прищуренного глаза” - чувство настороженности. Это звучит примерно так: “Бедняга, какого же ты чёрта, сукин сын, здесь остался? А?” В одном погребе я видел “сукину дочь”. У неё 10 человек ребят. Можешь себе представить, что это за милая семейка, и какой это кагал? Прибавь к этому ещё железную дымившуюся печь и человек пять бойцов. Почему они “сукины дети”? Я думаю, ты сама понимаешь: “А может, лучше будет?” А теперь страдают и клянут немца. Крестьянин был и пока ещё есть. Немцы в их понимании сволочи. Но почему? Потому что они у них забрали картошку, хлеб, кур, коров, овец. Наша семендяевская карга ненавидела одинаково и немцев, и нас.
Родная, конечно, это не поголовное уравнение, но такой сволочи хватает.
Если б этот псевдонаполеон со своей граб. армией вёл иную политику в отношении мирного населения, то много бы нашлось “крестьян, довольных новым порядком”. Но немцы есть немцы. Расовая теория есть расовая теория. А война есть война. Иного выхода у них нет. Они везут на фронт боеприпасы, а питание рассчитано на самозаготовку, или, иными словами, грабежи. В этом глубочайшая ошибка Германии, обрекшая её на поражение в русской кампании — одна из причин.<...>
Читать полностью: ФРОНТ
Сын — Кирилл Федорович Леонтович (род. в 1937 году), впоследствии детский врач-психиатр.
В 1945 — 1951 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С мая 1951 по июль 1968 год руководил организацией и проведением подводных съемок на ЦСДФ.
Фото из архива Алексея Лебедева (младшего).
И судьба послала нам дядю Федю!.. из книги «Волны над нами» (1960).
К нам на станцию приезжала группа подводных спортсменов, кочевавших по Крыму. Это опытные подводники, по сравнению с которыми мы были просто зелеными новичками. У них было самое богатое снаряжение, какое может только присниться начинающему подводнику. Прекрасные маски и ружья, большой бокс для подводных съемок и настоящие акваланги. Мотор «Победы» давал им возможность накачивать воздух в баллоны. Мы с Виталием смотрели на них с завистью, но, памятуя обещание дать и нам возможность поплавать с аквалангом, терпеливо ждали наступления счастливого часа. К сожалению, ничего из этого не вышло. Подводники вынуждены были спешно уехать в Москву, так и не выполнив своего обещания. Мы с Виталием мужественно перенесли удар судьбы, и за это она послала нам дядю Федю.
Группа кинохроники состояла из трех человек: оператора Федора Александровича и двух Валей, черненького и беленького. Оба Вали были студенты, отличные пловцы-подводники, выполнявшие при Федоре Александровиче, которого они почтительно именовали дядей Федей, роль помощников оператора, как известно, включающую необыкновенно широкий круг обязанностей.
Кроме киноаппаратуры, солидной профессиональной аппаратуры, у них были акваланг и запас сжатого воздуха в транспортном баллоне. Киногруппа поселилась на старом катере «Карадаг», стоящем на гальке причала. Там были тесные, но уютные каюты, предельная близость моря и полная независимость.<...>
О.Ф. Хлудова. Из книги «Волны над нами» (1960).
Хлудова Ольга Флорентьевна (1913 — 1975), художник и зоолог, энтузиаст подводного спорта. Автор книг о подводном мире Черного, Азовского и
Киносъемка осьминога. На фото: Федор Леонтович (слева), Олег Лебедев (четвертый слева). Дальний Восток. 1962 - 1963 гг. Фото из архива семьи Лебедевых.
В 1945 — 1951 гг. Федор Леонтович – оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С мая 1951 г. по июль 1968 г. руководил организацией и проведением подводных съемок на ЦСДФ.
В 1947 — 1950 гг. разработал крепления к самолетам для кинокамер.
В 1955 году первым в СССР освоил широкоэкранную оптику для кинокамер.
На съемках фильма «Мы и дельфины» (1965). Съемочная группа ЦСДФ в Голубой бухте (Крым). Фото из архива Юрия Барыкина.
Фото из архива Алексея Лебедева (младшего).
Статья Ф.А. Леонтовича "Пластмассовый подводный бокс для аппарата «Конвас»" была опубликована в сборнике ДОСААФ «Библиотечка спортсмена подводника» (1965).
Прежде чем начать описание бокса, хочется объяснить, почему описывается аппарат «Конвас», а не какой- нибудь другой. Потому что он отвечает трем весьма существенным требованиям, которые приобретают решающее значение при выборе аппарата, предназначенного для подводных съемок.
Аппарат имеет зеркальный обтюратор, обеспечивающий возможность визуального контроля по матовому стеклу, контроля резкости изображения и визирования через съемочный объектив; компактен и удобен для перезарядки (кассета магазинного типа, исключающая прикосновение пальцев к пленке в процессе перезарядки, что чрезвычайно важно в условиях работы, когда руки всегда влажные).
Компактность является одним из главных условий, предъявляемых не только к киноаппарату, но и к любому прибору, предназначенному для работы под водой. И особо учитываются эти требования в случаях, когда подводник использует приборы при плавании.
Требование компактности относится не только к кинобоксу, но и в равной степени к фотобоксу, подводным фонарям и т. п.
Забоксировать — защитить от воды — можно, по существу, любой кино- или фотоаппарат. Но дело не в том, чтобы изготовить непромокаемый футляр — бокс — и перед объективом установить стеклянное окно (и обязательно плоскопараллельное), как многие стремятся, считая это решающим условием, а сделать бокс таким, чтобы он обеспечивал максимальное удобство при работе под водой, по возможности сохранив все свои качества. <...>
Ф.А. Леонтовича "Пластмассовый подводный бокс для аппарата «Конвас»" (1965)
Документальные
1938 — Люди моря (фильм о водолазном техникуме в Крыму; фильм создан к 15-летию ЭПРОНа); реж.: В. Ерофеев; оператор: В. Штатланд; оператор подводных съемок Ф. Леонтович
1953 — Повесть о нефтяниках Каспия; полнометражный; реж.: Р. Кармен; операторы: М. Мамедов, А. Зенякин, С. Медынский, Ф. Леонтович (оператор подводных съемок)
1955 — Международные соревнования по плаванию; реж.: А. Рыбакова; операторы: А. Грек, В. Комаров, В. Скоробогатов, А. Хавчин; Ф. Леонтович (оператор подводных съемок)
1959 — На дне Голубой бухты (спортсмены-подводники обследуют морское дно Голубой бухты Чёрного моря в Крыму; кинооператоры проводят испытания аппаратуры во время подводных киносъёмок); реж.: А. Лебедев; операторы: Ф. Леонтович, О. Лебедев
1960 — Рассказы моря (фильм об экспедиции кинодокументалистов и спортсменов подводного плавания по Черному морю и побережью на катамаране); реж.: А. Лебедев; операторы: Ю. Егоров, О. Лебедев, Б. Юрченко; Ф. Леонтович (руководитель группы подводных съемок фильма "Человек-амфибия")
1960 — На земле и под водой; круговая кинопанорама
1962 — На дне океана (экспедиция путешественников-подводников на один из вулканических островов Тихого океана — остров Манерон); реж.: А. Лебедев; руководитель группы операторов и оператор подводных съемок Ф. Леонтович
1963 — Подводными тропами; реж.: А. Лебедев; оператор: А. Голубчиков; руководитель и оператор подводных съемок Ф. Леонтович
1963 — На подводных скутерах; панорамный фильм; руководитель подводных съемок Ф. Леонтович
1964 — Подводные старты; руководитель подводных съемок Ф. Леонтович
1965 — К нам пришли дельфины; руководитель подводных съемок Ф. Леонтович
1965 — Мы и дельфины; руководитель подводных съемок Ф. Леонтович
Игровые
1958 — Голубая стрела (по мотивам одноимённой повести Владимира Черносвитова) (оператор подводных съемок) — Киностудия имени А. Довженко
1961 — Человек-амфибия (по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева) (оператор подводных съемок) — Киностудия «Ленфильм»
Леонид Куравлёв и Фёдор Леонтович в фильме «Золотой телёнок» (1968).
Из воспоминаний Наталии Белл-Вешневой:
"Мой любимый фильм — «Золотой телёнок», потому что дедушка был консультантом подводных съёмок и "угодил" в актёры. В фильме есть сцена, когда Остап допрашивает Скумбриевича прямо в море. Человек в чёрном на пляже, смотрящий в подзорную трубу, — это Фёдор Александрович Леонтович. Он рассказывал нам, что актёр опоздал на съёмку, и режиссёр предложил дедушкину кандидатуру. На мой взгляд, получилось неплохо!.."
Фёдор Александрович Леонтович скончался 25 января 1969 года в Москве.
Из воспоминаний Наталии Белл-Вешневой:
"Дедушка Фёдор был необыкновенным человеком: мягкий, ласковый, доброжелательный, любвеобильный, надёжный и прекрасный рассказчик с чудесным чувством юмора. Мы все его обожали! У него были свои любимые словечки, и для каждого из нас он придумывал прозвища.
Его всегда можно было спросить: "Что такое...?", и он терпеливо, очень подробно и доходчиво объяснял.
Помню, как в Крыму в бухте "Уютное", где снимался фильм о дельфинах, он безнадёжно старался научить меня плавать, приговаривая: "Мне стыдно, что моя внучка не умеет плавать!"
Помню такой смешной случай. Однажды я решила сшить себе купальник и попросила дедушку принести мне для лифчика кусочек пенопласта. Он принёс толстый, с одной стороны покрытый тонким слоем целлофана. Я была разочарована и сказала ему об этом. На что он с гордостью ответил: "Зато он звуконепроницаемый!"
Его кончина была для нас настоящей трагедией...!"
.