Во время работы над фильмом «Наш друг Ромен Роллан» (1966). На фото (слева направо): режиссер Иосиф Посельский, руководитель и дирижёр Государственного симфонического оркестра Госкино СССР Арнольд Ройтман, литературовед Тамара Мотылёва, Автор фото: Леонид Котляренко.
«Наш друг Ромен Роллан» — документальный фильм режиссера Иосифа Посельского и оператора Леонида Котляренко, созданный в 1966 году на ЦСДФ к 100-летию со дня рождения писателя.
Также над фильмом работали: литературовед Тамара Мотылёва, дирижёр Арнольд Ройтман, звукооператор Виктор Котов, оператор комбинированных съемок Зинаида Громова. Вошли интервью композитора Дмитрия Кабалевского, художника-графика Евгения Кибрика.
В фильм вошли съемки Ромена Роллана операторами «Союзкинохроники» во время визита писателя в Москву в 1935 году,
Фильм хранится в Красногорском архиве (Учетный номер в РГАКФД: 24116).
Представлены материалы (фотографии создателей фильма и иконографические материалы, вошедшие в фильм) из архива Леонида Котляренко — 36 экспонатов.
Фотография писателя была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
Ромен Роллан (фр. Romain Rolland; 29 января 1866, Кламси — 30 декабря 1944, Везель) — французский писатель и общественный деятель, драматург, учёный-музыковед. Иностранный почётный член АН СССР (29 марта 1932). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915): «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».
«Времена меняются, и вместе с ними меняемся мы». Эта крылатая латинская цитата, как нельзя лучше, определяет зыбкость и непостоянство наших пристрастий и увлечений в историческом измерении. Так, современная молодежь практически ничего не знает о Ромене Роллане и с полным безразличием относится к его творчеству. Понять можно: новые времена рождают новых кумиров. О знаменитом писателе помнят в основном люди старшего поколения, и в этом нет ничего удивительного: в советские времена этот французский романист был необычайно популярен. Произведения Роллана издавались в переводах на русский язык огромными тиражами, его деятельность как борца против империализма, верного друга СССР постоянно освещалась в печати. Ему прощали даже то, что, активно поддерживая советский строй, он вносил в эту поддержку элемент критического суждения, о чём свидетельствуют его статьи тех лет. И хотя далеко не каждый читатель мог осилить до конца многотомные романы «Жан-Кристоф» и «Очарованная душа», интерес к его творчеству не ослабевал ни на минуту.<...>
НАШ ДРУГ РОМЕН РОЛЛАН. К 155-летию со дня рождения писателя — #МузейЦСДФ (28.01.2021)
Визит в СССР писателя Р. Роллана в 1935 году. На фото: Р. Роллан с женой Марией Кудашевой (Марией Павловной Кювилье). и председателем Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) Александром Аросевым. Москва, Белорусский вокзал, 23 июня 1935 года. Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
23 июня 1935 года Ромен Роллан с Марией Павловной приехал в СССР и пробыл почти месяц, по 21 июля.<...>
Собираясь в дорогу, Роллан отдавал себе отчет, что его знакомство с Советской страной останется ограниченным и неполным. Он все же надеялся увидеть и понять многое, быть может, даже больше, чем видят и понимают обычно иностранные путешественники. В Москве у него было немало друзей, знакомых, корреспондентов. Некоторые советские деятели культуры бывали у него в Видьневе (например, К. Федин или известный дипломат и писатель А. Аросев), некоторые вели с ним содержательную переписку (как, например, художник Е. Кибрик, иллюстрировавший «Кола Брюньона»), Разумеется, Роллан многого ожидал от встречи с Горьким, с которым был в таком близком заочном общении в течение почти двадцати лет. Словом, в СССР было с кем поговорить: обилие личных контактов могло возместить неполноту внешних впечатлений.<...>
Немаловажно и то, что Роллана сопровождала жена, для которой Россия была родной страной и у которой остался здесь свой круг родственников и знакомых. В Москве его ждал Сергей Кудашев, названый сын, милый, умный юноша, — с ним у отчима успели установиться добрые, доверительные отношения.<...>
(Мотылева Т.Л.: Ромен Роллан. (Изд.: —М., Молодая гвардия, 1969 из серии ЖЗЛ). Источник: www.20v-euro-lit.niv.ru)
Аросев Александр Яковлевич (13 (25) мая 1890 – 10 февраля 1938) — революционер, государственный деятель, писатель.
Родился в Казани в семье портного. С 1905 г. в партии эсеров. С 1907 г. член РСДРП(б). Неоднократно подвергался арестам, ссылался.
В 1909–1911 гг. в эмиграции. Учился на философском факультете в Льеже (1910–1911) и в Петроградском психоневрологическом институте (не окончил). Во время Октябрьской революции член Московского ВРК.
В 1918 г. комиссар Главвоздухфлота. В 1920 г. председатель Верховного революционного трибунала Украины. С 1921 г. работал в Институте по истории партии и революции. До 1927 г. сотрудник ВЧК.
В 1927–1928 гг. полпред СССР в Литве. В 1929–1933 гг. полпред в Чехословакии, затем на дипломатической работе во Франции.
В 1934–1937 гг. председатель ВОКС. Автор книг «Белая лестница» (1923), «Недавние дни» (1924), «Москва—Париж» (1925), «О Владимире Ильиче» (1926), «От желтой реки» (1927), «На земле под солнцем» (1928), «Корни» (1933) и др.
Арестован 3 июня 1937 года. Расстрелян в Москве. Реабилитирован в 1956 году.
Ромен Роллан и Георгий Димитров во время Парада физкультурников на Красной Площади в Москве. 30 июня 1935 года. Кадр из документального фильма «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
<...>В Москве Роллана поместили в гостинице «Савой» (теперь она называется «Берлин»), в самом центре города. Он постепенно знакомился с Москвой; в один из первых дней он побывал в Музее новой западной живописи, был рад, что нашел там полотна любимых им Моне, Ренуара, Сезанна, и оставил в книге посетителей растроганную запись. Позже — уже накануне отъезда из Москвы — он посетил и Третьяковскую галерею, — его восхитила древнерусская живопись, в особенности произведения Андрея Рублева.
В былые годы Роллан во время своих заграничных поездок обстоятельно и со вкусом смотрел архитектуру, живопись, анализировал увиденное в дневнике и письмах. Здесь, в Советском Союзе, его интересовали в первую очередь не столько художественные и исторические достопримечательности, сколько сам народ, его сегодняшняя жизнь.
Ему обязательно захотелось, например, увидеть спортивный парад на Красной площади, который был назначен на воскресенье, 30 июня.<...>
(Мотылева Т.Л.: Ромен Роллан (Изд.: —М., Молодая гвардия, 1969 из серии ЖЗЛ). Источник: www.20v-euro-lit.niv.ru)
Летом 1935 года Ромен Роллан гостил у М. Горького на его подмосковной даче «Горки». Кадр из документального фильма «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
<...>Уникальным по богатству источником знаний об СССР была для Роллана многолетняя – начавшаяся еще в 1916 году – переписка с Горьким. Она вовсе не была столь пустопорожне – высокопарной, какой она представлена мимоходом в воспоминаниях Н. Берберовой. Нет, это была переписка в высшей степени содержательная, – конечно, она требует специального углубленного анализа, и для этого придет время, когда она будет опубликована полностью. В ней ставятся большие проблемы – идет речь о судьбах человечества в XX веке, о Востоке и Западе, об историческом пути России и Франции, о конкретных вопросах художественного творчества, не говоря уже о текущих литературных делах. Разумеется, в переписке отразились искания обоих писателей, их идейные повороты. Причем отразились местами в обостренно-субъективной форме.<...>
(Московский дневник Ромена Роллана. Журнал "Вопросы литературы" № 3 за 1989 год)
16 июля 1935 года в Горках состоялась встреча Ромена Роллана и Максима Горького с советскими киноработникиами и деятелями культуры. На фото (слева направо): М. Барская, М. Дубсон, Э. Шуб, Е. Соколовская, Б. Бабицкий, Н. Лебедев, Я. Чужин, В. Пудовкин, Р. Роллан, М. Роллан, М. Горький, К. Юков, А. Довженко, Ю. Райзман, Б. Цейтлин, Г. Рошаль, М. Ромм, Л. Трауберг, Г. Александров, М. Кауфман. Автор фото: М. Ошурков (?). Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
Летом 1935 года Ромен Роллан гостил у М. Горького на его подмосковной даче «Горки». Не знаю, по чьей инициативе была тогда организована встреча группы кинематографистов с обоими великими писателями. Делегация была довольно многочисленна, человек 12–15. Ехали в трех машинах.
«Горки» — барская усадьба: парк, большой дом, просторное каменное крыльцо с колоннами. Мы вошли в огромную столовую нижнего этажа, в ней было пустовато: длиннейший стол, стулья и больше ничего, только в одной из стен прорезаны аппаратные окошечки, видимо, для киносеансов.<...>
Вошел Ромен Роллан с женою. Несмотря на жаркий летний день, он был в длинном черном сюртуке, под сюртуком был надет черный вязаный жилет и серый пуховый шарф. Лицо Роллана поражало своей породистостью, аристократической лепкой: горбатый гасконский нос, высокий белый лоб, редкие, зачесанные назад волосы, длинные, тонкие белые пальцы. Ощущение некоторой чопорности, приподнятости, какого-то изысканного величия исходило от этого человека: орлиная посадка гордо поднятой головы, прохладный взгляд. Жену я плохо запомнил, глядел на Роллана. Она была русская.<...>«Беседа с Горьким и Роменом Ролланом». Из книги Михаила Ромма "О себе, о людях, о фильмах".
Из присутствовавших на встрече киноработников четверо будут репрессированы в 1937 — 1938 годах по обвинению в участии в контрреволюционной организации (реабилитированы посмертно):
Елена Кирилловна Соколовская (Софья Ивановна Мрийская) (1894, Одесса (ныне Украина) — 26 августа 1938, Коммунарка, Московская область). В партии большевиков с 1915 года. В 1918 — 1919 годах руководила подпольным Одесским губкомом КП(б) У. В 1930 — 1934 годах — член ЦКК ВКП (б). С 1935 года возглавляла киностудию «Мосфильм». Арестована 12 октября 1937 года. В архивах сохранились собственноручные указания И. В. Сталина, сделанные им 17 октября 1937 года по методам ведения органами НКВД СССР ее "дела" (АП РФ. Ф.3. Оп. 24.Д. 315. Л.32 и Д.324, л.93). 26 августа 1938 года приговорена к расстрелу ВКВС СССР по обвинению в шпионаже, участии в контрреволюционной организациии; в тот же день расстреляна. Реабилитирована 3 марта 1956 года.
Борис Яковлевич Бабицкий (1901, Белосток (ныне Польша) — 10 марта 1938, полигон Коммунарка, Московская область) — организатор кинопроизводства. Член ВКП(б). В 1934 — 1937 — директор Москинокомбината / кинофабрики (киностудии) «Мосфильм». 22 декабря 1937 года был необоснованно арестован. На момент ареста — зам.еститель директора Зооцентра при Управлении цирков Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР. 10 марта 1938 года был приговорён Военной коллегией Верховного суда по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации и в тот же день расстрелян. Реабилитирован 21 апреля 1956 года.
Яков Эммануилович Чужин (октябрь 1898, Херсон (ныне Украина) — 21 апреля 1938, Коммунарка, Московская область) — организатор кинопроизводства, первый заместитель начальника Главного управления кинофотопромышленности, заместитель председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР. Награды: орден Трудового Красного Знамени (1935). 3 февраля 1938 года был необоснованно арестован. На момент ареста — зам. председателя Всесоюзного комитета по делам искусств. 21 апреля 1938 года приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации и в этот же день был расстрелян на полигоне в Коммунарке. Реабилитирован 27 октября 1956 года.
Константин Юлианович Юков (07 апреля 1902, Свенцяны (ныне Литва) — 07 сентября 1938, Коммунарка, Московская область) — организатор кинопроизводства, партийный работник. Член ВКП(б) с 1920 года. 3 февраля 1938 года был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации и приговорен к расстрелу. На момент ареста — заведующий сектором искусств отдела культпросветработы ЦК ВКП(б). Расстрелян 7 сентября 1938 года. Реабилитирован 25 апреля 1956 года.
Ромен Роллан в Парке культуры и отдыха. На фото юноша в берете — пасынок Роллана Сергей Сергеевич Кудашев. Июль 1935 года. Кадр из документального фильма «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
<...>За год до поездки в СССР у Роллана возникла необходимость вмешаться в судьбу Сергея в связи с его поступлением в университет. Он написал 26 апреля 1934 года письмо во Всесоюзное общество культурной связи с заграницей, на имя М. Аплетина:
«Мой пасынок (сын моей жены г-жи Кудашевой, которая теперь — г-жа Роллан), Сергей Кудашев, 17 лет, этой весной заканчивает подготовку в университет. Ему надо представить свои «документы» в Московский университет, — я хотел бы, чтобы он специализировался там по математике (он очень способен к точным наукам и желает посвятить себя им).
Он, в частности, должен предъявить документы, удостоверяющие его «социальное происхождение». К сожалению, со стороны отца дело обстоит не совсем просто. Его отец был князем, но он умер в возрасте 23 лет, когда ребенку было всего три года. Что касается его матери, то она, можно сказать, «пролетарского происхождения»: она работала с 14 лет до замужества и два года спустя снова стала работать. Но, так как она живет теперь в Вильневе со мной, я просил бы составить документ, удостоверяющий ее «трудовой стаж». Прилагаю список ее должностей, начиная с 1921 года. Думаю, что вам нетрудно будет его проверить, а в крайнем случае положиться на нас. Помимо этого, так как Сергей Кудашев теперь мой пасынок, я думаю, что можно принять во внимание и мое ручательство за него. Прошу упомянуть это в тексте документа, удостоверяющего «трудовой стаж» его матери».
С подобным же письмом Роллан обратился к наркому просвещения Бубнову.
Сергей Кудашев был принят в Московский государственный университет; очень возможно, что решающую роль тут сыграло не столько его родство с прославленным французским писателем, сколько его собственные блестящие способности к математике. Так или иначе, Роллану запомнился этот эпизод. Хорошо ли, справедливо ли, что судьба молодого человека, вступающего в жизнь, в какой-то мере зависит от того, кем были его родители? Частный факт, с которым близко столкнулся Роллан, дал ему повод задуматься над нерешенными проблемами советского общества.
Мотылева Т.Л.: Ромен Роллан. (Изд.: —М., Молодая гвардия, 1969 из серии ЖЗЛ). Источник: www.20v-euro-lit.niv.ru)
КУДАШЕВ Сергей Сергеевич (14 марта 1917 — ноябрь 1941)
Учился на механико-математическом факультете МГУ. Был усыновлен Ромэном Ролланом. Летом 1941 года жил со своей матерью Марией Павловной Кудашевой и отчимом Р. Ролланом в Везеле под Парижем.
В начале войны вернулся в Москву, окончил артиллерийские курсы и ушел на фронт. Воинское звание: мл. лейтенант. Воинская часть: 8 ад (8 ад). Пропал без вести в ноябре 1941 года во время боев под Москвой. (Источник: Информационный портал Минобороны «Память народа» (1941 — 1945). Реставрация фотографии С. С. Кудашева — Илья Бриткин)
СЕМЬЯ
Дед — князь Александр Сергеевич Кудашев (28 января 1872, Санкт-Петербург — 1917) — инженер путей сообщения, профессор Киевского политехнического института. Пионер отечественного самолётостроения.
Бабушка — Кудашева Екатерина Васильевна, урожденная графиня Толстая.
Отец —князь Кудашев Сергей Александрович, офицер русской императорской армии; скончался в 1918 году.
Мать — Кювилье Мария Павловна (в первом браке княгиня Кудашева) после Октябрьской революции (Октябрьского переворота) уехала во Францию; работала переводчицей; в 1934 году стала женой Ромена Роллана. Мария Павловна возглавляла фонд Ромена Роллана при Парижском университете.
Жена — Кудашева Т.Н.
В 1963 — 1964 годах отдел рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина получил 14 писем Ромена Роллана к Сергею Сергеевичу Кудашеву, датированных 1930 — 1940 годами. Ромен Роллан принимал большое участие в жизни своего пасынка. Конечно, это личные письма, и в них прежде всего видна забота Роллана о мальчике, которого ему хотелось поддержать советом, ободрить, помочь в выборе жизненного пути. Однако этим не исчерпывается значение этих писем. Писатель высказывает мысли о судьбах молодежи в СССР и Европе, его внимание приковано к войне в Абиссинии и Испании, где идет борьба с фашизмом...<...>
(Из материалов выставки «Очарованная душа. К 150-летию Ромена Роллана». Источник: www.olden.rsl.ru)
Максим Горький в Соренто (Италия). Кадр из документального фильма «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
[...]В феврале 1920 года он [Ромен Ролан] подробно записал в дневник то, что услышал от профессора-биолога Виктора Анри, вернувшегося в Париж после пятилетнего пребывания в России. Рассказ Анри дал Роллану представление о колоссальных трудностях, с которыми столкнулась молодая Советская республика, о голоде, разрухе, эпидемиях, расстройстве транспорта, — и вместе с тем о тех гигантских усилиях, которые делало Советское правительство, чтобы побороть эти трудности.
«Виктор Анри рассказывает о возвышенных мечтах Горького, Луначарского и некоторых других лиц. Никогда они не отказываются постоять за правое дело. Они стараются пресечь злоупотребления, когда узнают о них. Горький с безграничным великодушием приходит на помощь своим коллегам, писателям, впавшим в бедность. По его инициативе выпускается серия весьма тщательно подготовленных изданий классиков русской и мировой литературы — по очень низкой цене (примерно по рублю, то есть по семь-восемь су за книжку). Государство терпит моральный ущерб, и это ему известно. Но оно не придает этому значения. Оно хочет, чтобы народ читал. И этого удается достичь. Народ читает неимоверно много. Повсюду покупают книги...»
Попятно, как радовало и подкупало Ромена Роллана все то, что он слышал (и не только от Виктора Анри) о жадной любознательности советских людей, о тяготении к культуре, к книге. В заботе молодого Советского государства о развитии народного просвещения Роллан видел одно из доказательств его здоровья и жизнеспособности.
Роллан осуждал тупоголовие и предубежденность французских правящих кругов, включая и верхушку буржуазной интеллигенции, по отношению к Советской России: его возмутило, что ликто из видных политических деятелей не пожелал принять Виктора Анри. «Повсюду во Франции — все то же упрямство, слепое и равнодушное».
Однако сам Роллан, выслушивая разнородные свидетельства о Советской стране, порой воспринимал с доверием и такие, которые в общей оценке положения были окрашены известной предвзятостью, боязнью революционных событий в Европе.
Летом 1920 года он прочитал в английском журнале «Нейшн» статьи Бертрана Рассела о его поездке в Россию; эти статьи показались ему «весьма примечательными», и в письме к А. де Шатобриану он пересказывал впечатление Рассела:
«Он вынес оттуда ощущение величия и страха. Он верит в победу Советской России и опасается за участь цивилизации. Ленин показался ему непоколебимо строгим учителем, а Троцкий напомнил Бонапарта». (Далее в письме говорится об опасениях Рассела относительно «революции во всемирном масштабе».)[...]
(Мотылева Т.Л.: Ромен Роллан (Изд.: —М., Молодая гвардия, 1969 из серии ЖЗЛ). Источник: www.20v-euro-lit.niv.ru)
Ромен Роллан, Максима Горький и секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев среди комсомольцев. На фото (на превом плане) внучки Горького Марфа и Дарья (в клетчатых платьях). Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
Александр Васильевич Косарев (01 ноября 1903, Москва — 23 февраля 1939, Москва) — советский комсомольский, партийный и государственный деятель 1920 — 1930-х годов, 7-й первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1929 — 1938), основатель ДСО «Спартак».
В 1938 году избран депутатом Верховного Совета СССР. Имел в комсомоле непререкаемый авторитет, пользовался широкой популярностью, считаясь одним из наиболее перспективных партийных деятелей. Одно время даже считался фаворитом И.В. Сталина.
За 3 квартала 1937 года по стране было исключено из комсомола более 72 тысяч человек. Из них как враждебные элементы – 34,5 тысячи.
В ноябре 1938 г. Косарев был снят с поста 1-го секретаря и выведен из ЦК комсомола «за грубое нарушение внутрикомсо-мольской демократии, бездушно-бюрократическое и враждебное отношение к честным работникам комсомола, покровительство морально разложившимся, спившимся чуждым партии и комсо-молу элементам».
29 ноября 1938 года был арестован. В феврале 1939 года Косарев был приговорен к смертной казни по обвинению в антисоветской и террористической деятельности. Расстрелян 23 февраля 1939 года. Тело было кремировано в Донском крематории. Прах захоронен в общей могиле №1 на Донском кладбище.
В 1954 году Александр Косарев был реабилитирован, в 1989 г. восстановлен в партии.
По материалам из открытых источников, в т.ч. сайта www.dnnmuseum.ru.
Литературовед Тамара Мотылёва во время работы над документальным фильмом «Наш друг Ромен Роллан» (1966). Автор фото: Леонид Котляренко.
Тамара Лазаревна Мотылёва — автор книг о Ромене Роллане — «Творчество Ромена Роллана» (1959), «Ромен Роллан» (1969; из серии ЖЗЛ).
<...>Высокую оценку Роллана, как друга трудящегося человечества, можно найти в статьях и речах прогрессивных французских писателей и общественных деятелей по поводу столетия со дня рождения Роллана в 1966 году.
В Советском Союзе автора «Жан-Кристофа» давно знают и любят, его сочинения распространены в миллионах экземпляров. О художественном творчестве Ромена Роллана, о путях его идейного развития у нас написано несколько книг и много статей. Но пока еще нет работ о Роллане-человеко, о его жизни, долгой, нелегкой и прекрасной. И многие советские люди, сроднившиеся с Жан-Кристофом, Кола Брюньоном, Аннетой Ривьер, как с давними близкими друзьями, не очень ясно представляют себе, что за личность был Pомен Роллан.
Иные читатели, которым известны большие заслуги Роллана в борьбе против империалистической войны и фашизма, его выступления в поддержку Советского Союза, рисуют его себе в первую очередь как писателя-трибуна, публициста с кипучим общественным темпераментом.
Те же, кому известны работы Роллапа по истории музыки, его статьи о великих писателях прошлого, его исторические труды специального характера — например, книги об индийских мыслителях Рамакришне и Вивекананде, — склонны видеть в нем скорей кабинетного ученого, человека замкнутого и созерцательного склада.
А в своих художественных произведениях — иногда даже и на различных страницах одних и тех же произведений — Роллан и вовсе раскрывается с разных сторон, и читателю не так легко разобраться, кто же такой автор: пламенный борец, исследователь-эрудит или же — хрупкпй и уединенный мечтатель.
Казалось бы, самое простое — поделить жизнь Роллана на периоды «до» и «после» идейного перелома, связанного с первой мировой войной и наступлением новой, революционной эпохи, и прийти к выводу, что он из писателя-одиночки, из мыслителя камерного типа постепенно превратился в активного борца за лучшее будущее человечества.<...>
(Мотылёва Т.Л. Ромен Роллан. (Изд.: —М., Молодая гвардия, 1969 из серии ЖЗЛ). Источник: www.20v-euro-lit.niv.ru)
Тамара Лазаревна Мотылева (16 (29) мая 1910, Москва — 5 ноября 1992, Москва) — литературовед, критик. Окончила МГУ им. М. В. Ломоносова (1930). Доктор филологических наук, профессор. Награждена орденом «Знак Почета», медалями. Лауреат премии им. братьев Гримм (ГДР, 1981). Член Союза писателей СССР (1943).
Входила в состав редколлегии «Краткой литературной энциклопеди» ( КЛЭ) — издание в 9 томах, вышедшее в издательстве «Советская энциклопедия» в 1962—1978 годах. Основные 8 томов вышли в 1962—1975, дополнительный 9-й том — в 1978.
Письмо Р. Роллана писателю Н. А. Островскому. Фотография с изображением письма была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
«Дорогой друг Николай Островский!Не многие проявления симпатии тронули меня так, как тронуло то, которое последовало от Вас, потому что Ваше имя для меня — синоним редчайшего и чистейшего нравственного мужества. Я восхищаюсь Вами с любовью и восторгом, — писал Р. Роллан. — Будьте уверены, что если Вы в Вашей жизни и знали мрачные дни, Ваша жизнь есть и будет светочем для многих тысяч людей. Вы останетесь для мира благородным, возвышающим примером победы духа над коварством личной судьбы. Вы стали единым целым с Вашим великим освобожденным и воскресшим народом. Вы сделали своей его мощную радость и его неудержимый порыв. Вы — в нем, он — в Вас. Горячо жму руку.
Ваш друг Ромен Роллан».Подпись «Ваш друг Ромен Роллан» не была лишь данью вежливости. Французский писатель, всего на восемь лет переживший советского собрата по перу, немало сделал для пропаганды замечательного романа «Как закалялась сталь».Еще в конце 1936 года французские читатели коммунистической газеты «Юманите» познакомились с отдельными главами романа Николая Островского. Прочел избранные места романа и молодой профессор, преподаватель эстетики и философии Дьепского лицея, коммунист Валентин Фельдман. Прочел и загорелся благородной идеей: он должен перевести весь роман для французского народа, для молодежи страны. В этом он видел свой долг коммуниста, воспитателя юношества.
В 1937 году переведенная Фельдманом книга советского писателя была издана. Предисловие к ней согласился дать уже знакомый с творчеством Н. Островского Ромен Роллан. «…Все в Островском, — писал Р. Роллан в предисловии, — пламя действия и борьбы; и чем теснее мрак и смерть обступали его, тем больше росло и ширилось пламя… Он разрабатывал планы восстания в далеких краях, командовал армией, громил фашистские банды Франко… Он видел приближение мировой революции и прокладывал ей дорогу».[...]
Когда немецкие фашисты вторглись во Францию, в стране поднялось мощное, как девятый вал, движение Сопротивления. В. Фельдман — активный участник Сопротивления, командир батальона франтиреров (вольных стрелков), сотрудник подпольной демократической газеты «Ла верите» («Правда»). Гитлеровцы арестовали его в феврале 1942 года в Руане. Позже его переводят в Париж, в тюрьму гестапо. Палачи ничего не добились от заклепанного-коммуниста. Измученный допросами и пытками, Валентин никого не выдал.
«Мне суждено погибнуть, это я чувствую, но книга, мною переведенная, останется и будет служить моим бойцам, моему народу», — думал Фельдман. В углу камеры он нашел большой гвоздь и нацарапал на стене: «Все самое прекрасное в моей жизни — это моя смерть».
Ранним утром 27 июля 1942 года, когда солнце только вставало над горой Мон-Валерьен, ушел из жизни коммунист-корчагинец Валентин Фельдман. Но книга, им переведенная, живет на земле Франции.[...]
(Из книги «Вторая жизнь Павла Корчагина» Автор: Доступова Т.Г. (из серии: Судьбы книг; Изд. — М.: «Книга»)
Лидер социалистического движения Жан Жорес читает первый номер газеты «Юманите». Данное изображение было использовано в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
Первый номер «Юманите» вышел в свет в понедельник 18 апреля 1904 года. Для её основателя Жана Жореса это новое социалистическое издание (подзаголовок газеты гласил «ежедневная социалистическая газета») должно поначалу стать средством объединения французского социалистического движения, а затем одним из орудий революционной борьбы против капитализма.
Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
Ромен Роллан. На пороге XX века. Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
В 1915 году Ромену Роллану присуждена Нобелевская премия по литературе, которую писатель получил благодаря роману «Жан-Кристофу», который выходил с 1904 по 1912 год; история жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Бетховен; представлена широкая панорама современного общества первого десятилетия XX века.
<...>Идеальных героев не существует. Безоблачных человеческих судеб не бывает. Да, исследовать жизнь великих людей, конечно, нужно, но не для того, чтобы воздвигать памятники недосягаемым героям. Даже о самых светлых гениях человечества необходимо говорить всю правду, ничего не приукрашивая и не упрощая. Пройдут годы, и Роллан возьмется за многотомный исследовательский труд о Бетховене, чтобы раскрыть его облик более разносторонне, с большей глубиной, чем это было сделано в маленькой «Жизни Бетховена». Пока что ему больше хотелось писать о Бетховене XX века, Жан-Кристофе, прослеживая судьбу талантливой личности на фоне разнообразных типов и проблем современного общества.<...>
(Мотылёва Т.Л. Ромен Роллан. (Изд.: —М., Молодая гвардия, 1969 из серии ЖЗЛ). Источник: www.20v-euro-lit.niv.ru)
Ромен Роллан с Рабиндранатом Тагором в Вильнев (Швейцария). Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
В фильме композитор Дмитрий Кабалевский рассказывает о своей опере, написанной по мотивам повести Р. Роллана «Кола Брюньон». Премьера оперы в постановке Ленинградский Малый оперный театр состоялась 22 февраля 1938 года.
<...>Настоящим бестселлером стал роман «Кола Брюньон» в блестящем переводе Михаила Лозинского. Как утверждают биографы писателя, при создании образа главного героя Роллан воспользовался сведениями о жизни и характере своего прадеда по отцовской линии — Боньяра. Он, по мнению Роллана, воплощал в себе галльский дух, оптимизм, жизнелюбие, любознательность, народную мудрость. Всеми этими чертами писатель наградил своего главного персонажа — резчика по дереву Кола Брюньона. По мотивам этого романа советский композитор Дмитрий Кабалевский написал оперу «Мастер из Кламси», которая стала одной из вершин его творчества.<...>
(А. Голубев. НАШ ДРУГ РОМЕН РОЛЛАН. К 155-летию со дня рождения писателя)
Музыканты Государственного симфонического оркестра Госкино СССР во время звукозаписи музыки для фильма «Наш друг Ромен Роллан» (руководитель и дирижёр — Арнольд Ройтман) в Большом павильоне ЦСДФ. Лихов переулок, дом 6. Автор фото: Леонид Котляренко.
Музыку для фильма «Наш друг Ромен Роллан» записывали в Большом павильоне ЦСДФ. Специально оборудованный павильон (ныне Соборная палата ПСТГУ) считался лучшим в Москве залом с идеальной акустикой. В этом зале оркестром Госкино СССР была записана музыка ко многим документальным и игровым кинокартинам.
Во время работы над фильмом «Наш друг Ромен Роллан» (1966). На фото (слева направо): звукооператор Виктор Котов, режиссер Иосиф Посельский, руководитель и дирижёр Государственного оркестра Главного управления кинематографии СССР Арнольд Ройтман. Автор фото: Леонид Котляренко.
Фотография с данным графическим изображением была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
В фильме художник-график Евгений Адольфович Кибрик рассказывает о своих встречах с писателем Роменом Ролланом.
В декабре 1900 года состолась премьера «Дантона». Данное изображение было использовано в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
Писатель Эмиль Золя за кулисами театра. Данное изображение было использовано в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
Эмиль Золя (2 апреля 1840, Париж — 29 сентября 1902, Париж) — французский писатель, публицист и политический деятель, соединивший "беспощадность реализма с мужеством политического действия" (Луи Арагон), страстный защитник демократии и гуманизма,
Лев Николаевич Толстой (редкий портрет). Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
<...>28 октября 1910 года Роллан был выбит из привычной жизненной колеи неожиданной бедой. Автомобиль, пронесшийся на полной скорости, сшиб его с ног. В течение нескольких недель пришлось лежать без движения, пока не срослись переломанные кости левой руки и ноги. Его перевезли на квартиру родителей, и мать ухаживала за ним.
Как только Роллан, слегка оправившись от нервного шока, смог снова читать газеты, его поразили сообщения, напечатанные на видном месте, под сенсационными заголовками: «Исчезновение Толстого», «Льва Толстого все еще не нашли», «Толстой блуждает», «Трагедия в доме Толстых»... В течение двух последних месяцев 1910 года имя Толстого не сходило со страниц мировой печати. Его внезапный и загадочный уход из Ясной Поляны, болезнь, смерть, похороны — все это широко освещалось, обсуждалось, комментировалось вкривь и вкось. Журналисты, потакая любопытству обывателей, пытались проникнуть в тайны семейной драмы Толстого. Реакционная печать даже в траурные дни не удержалась от нападок на русского «нигилиста» и «мятежника».
Первой работой, за которую взялся Роллан еще до окончательного выздоровления, был биографический очерк о Толстом, вначале задуманный как статья для «Ревю де Пари», потом разросшийся в книгу.
Одновременно с Ролланом книгу о Толстом опубликовал Андре Сюарес.<...>
(Мотылёва Т.Л. Ромен Роллан. (Изд.: —М., Молодая гвардия, 1969 из серии ЖЗЛ). Источник: www.20v-euro-lit.niv.ru)
Ромен Роллан и Мария Кудашевоа (Мария Павловна Кювилье) в Везеле (Франция). Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
В 1934 году Ромен Роллан женился на Марии Павловне Кудашевой.
Дом Ромена Роллана в Везеле (Франция). Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
Режиссер Иосиф Посельский во время работы над документальным фильмом «Наш друг Ромен Роллан» (1966). Автор фото: Леонид Котляренко.
Посельский Иосиф Михайлович (11 (23) декабря 1899, Москва — 19 февраля 1970, Москва) — один из зачинателей советского документального кино. Лауреат трёх Сталинских (Государственных)) премий (1941, 1946, 1952). Член ВКП(б) — КПСС с 1944 года. Член СК СССР.
Режиссёр документальных кинофильмов «Правда о Красной Армии» (1925), «Стан 700» (1932), «На Дунае» (1940, с И. Копалиным), «Иран» (1942), «Возрождение Сталинграда» (1945), «Парад Победы» (1945; черно-белый вариант; совместно с В. Беляевым, И. Венжер), «Молодость нашей страны» (1946, с С. Юткевичем и И. Венжер), «Вильям Шекспир» (1964), «Ромен Ролан» (1966) и др.
В архиве ГЦМК хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством И. М. Посельского. (ГОСКАТАЛОГ.РФ)
Ромен Роллан «Очарованная душа». Фотография с данным изобажением была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
<...>Ромен Роллан обычно вынашивал замыслы своих произведений годами, а то и десятилетиями. Так было и с «Очарованной душой».
Еще в 1912 году, сразу же после окончания «Жан-Кристофа», он задумал книгу, в центре которой должна была стоять женщина. И притом женщина современная, та, которая переживает в новом столетии «пору загадочной и трагической ломки». Он писал в дневнике 1912 года: «Женщины наших дней завоевывают себе независимость». В этом он видел одну из характерных примет эпохи.<...>
Новый роман был начат летом 1921 года — после того как Роллан переехал из Парижа в Вильнев. Он отметил в дневнике «чувство огромного удовлетворения», которое давала ему эта работа. «Незнакомое существо поселилось во мне, и я проникаюсь его жизнью, его мыслями и его судьбой». Снова — как в пору работы над «Жан-Кристофом» — личность, рожденная творческой фантазией автора, стала жить своей жизнью, подчас совершая поступки, неожиданные не только для читателя, но и для самого романиста.<...>
(Мотылёва Т.Л. Ромен Роллан. Предисловие. (Изд.: —М., Молодая гвардия, 1969 из серии ЖЗЛ). Источник: www.20v-euro-lit.niv.ru)
Ромен Роллан. «Кола Брюньон». Телеспектакль. 1966 год.
Постановка: Главная редакция литературно-драматических программ Гостелерадио СССР
Автор сценария Т. Филиппова
Режиссер-постановщик Андрей Гончаров
Режиссер Лидия Ишимбаева
Операторы: Олег Гудков, Борис Кипарисов, Борис Ревич
Роли исполняли: Евгений Весник (Кола Брюньон), Евдокия) Урусова (Жена Брюньона), Григорий Лямпе (нотариус), Юрий Медведев (кюре), Николай Волков (дворянин), Ольга Аросева (Ласочка).
Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
<...>24 августа 1939 года голос диктора сообщил, что в Москве подписан пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией. А потом заговорили комментаторы, обрушивая проклятия на большевиков, предсказывая близкое начало войны в Европе. Обыватели Везеле заметались. Мужчины призывного возраста собирали вещевые мешки в ожидании скорой мобилизации, хозяйки запасались продовольствием. В городке воцарилась растерянность.
Растерян был и Ромен Роллан. Внешнеполитические обозреватели буржуазной печати перекладывали на Москву ответственность за срыв военных переговоров с Францией и Англией, злорадно расписывали подробности дипломатических встреч Молотова с Риббентропом. Они использовали пакт как удобный повод для разжигания антисоветских страстей.<...>
Хладнокровнее всех в доме Ролланов был в эти дни Сергей Кудашев. Он провел каникулы в Везеле, а в конце августа срочно собирался домой, чтобы успеть попасть в Москву — через Швецию и Финляндию — по возможности до того, как начнется война в Европе. Он ничуть не сомневался, что ему рано или поздно предстоит сражаться с гитлеровцами в рядах Красной Армии. Уезжая, он спокойно сказал матери и отчиму, что прощается с ними, возможно, навсегда. Ведь он математик — значит, пойдет в артиллерию, он даже точно знает, что будет офицером средней артиллерии; а там процент смертности, как показывает военная статистика, очень высок... Мария Павловна мучительно тревожилась за Сергея: сумеет ли он благополучно добраться домой? И что будет с ним дальше? Роллан разделял тревоги жены. Но еще более тяжким было для него состояние неуверенности перед лицом неожиданно нахлынувших событий. Вдобавок и почта перестала доставляться. Никто из друзей не приезжал — всем было не до того. Роллан вдруг почувствовал себя очень одиноким.
Война Франции с гитлеровской Германией вот-вот начнется — это было очевидно. Долг честных французов в этой войне — не стоять «над схваткой», а сражаться. «Фашизм — враг, которого нужно разбить», — так не раз писал Роллан в своих статьях. На этой позиции он оставался и теперь, и ему хотелось громко заявить об этом.<...>
(Мотылева Т.Л.: Ромен Роллан. (Изд.: —М., Молодая гвардия, 1969 из серии ЖЗЛ). Источник: www.20v-euro-lit.niv.ru)
Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
В день объявления войны, 3 сентября, Роллан отправил письмо премьеру Даладье:
«В эти решающие дни, когда французская республика встает, чтобы прекратить путь гитлеровской тирании, обрушивающейся на Европу, — разрешите старому борцу за мир, который издавна обличал варварство, коварство, наглые притязания Третьей империи, — высказать вам свою полную преданность делу демократий, Франции и всего мира, находящихся ныне в опасности...»
В этот же самый день, 3 сентября, была закрыта газета «Юманите». Начались повальные аресты коммунистов, всех антифашистов, полицейский поход против прогрессивных организаций. У Роллана были все основания пожалеть о своей наивной доверчивости по отношению к правительству Даладье: становилось все более очевидным, что это правительство вовсе не намерено воевать всерьез с гитлеровской Германией, что оно воюет в первую очередь с передовыми силами в собственной стране.
Начался затяжной период так называемой «странной войны»: на фронтах было тихо, а внутри Франции свирепствовал полицейский террор.
Роллан замкнулся в горестном молчании. Поведение тех французских литераторов, которые заняли в это время официозную, «конформистскую» позицию, было ему отвратительно. Он писал Стефану Цвейгу 18 декабря 1939 года:
«Не ждите от меня статей! Мне не разрешили бы напечатать (или написать — даже обращаясь к друзьям) больше, чем половину правды или одну ее треть. Половина или треть правды — это ложь, которая может быть выгодна в военных условиях. Нет, эта пища — не для меня. Мне надо либо все сказать, либо ничего.
Нужно уничтожить Гитлера и гитлеризм — в этом мы с вами согласны и будем полностью согласны — до конца. Мы были антигитлеровцами первого часа и останемся ими до последнего часа.
Но о многом другом у нас тоже есть что сказать. А это нам не дозволено. Даже в Швейцарии и в нейтральных странах в ходу лишь очень куцая правда. «Cedat armis veritas!»1. А между тем полная правда была бы так замечательно интересна и поучительна, и даже так полезна для крупных государственных деятелей и для крупных историков, которые должны были бы быть их советниками!..
Я утешаю себя тем, что пишу Воспоминания молодости. Описал уже годы пребывания в Нормальной Школе и Риме, дошел до лет супружества, между 1892 — 1901 гг., — в это время я был молодым Жан-Кристофом, непримиримым, несправедливым, бунтующим, толкался и ошибался то справа, то слева.
Эта война, помимо всего прочего, разорительна для нас, писателей. Наши ресурсы совершенно истощены, а расходы возросли. Одни лишь видные «конформисты», вроде Дюамеля, Жироду, Жюля Ромена, отлично приспособились. Лекция Жюля Ромена в Женеве — образец того, чего я никогда не сделаю. У этих господ часы всегда идут в соответствии с большими часами Информационного центра»
_______________________________
1. «Истина уступает оружию»
(Мотылева Т.Л.: Ромен Роллан. (Изд.: —М., Молодая гвардия, 1969 из серии ЖЗЛ). Источник: www.20v-euro-lit.niv.ru)
Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
<...>Состояние здоровья Роллана продолжало ухудшаться. Всякое передвижение было для него крайне трудно. Он тем не менее решил отправиться в Париж — ему была необходима серьезная медицинская помощь. И конечно же, хотелось увидеть «дорогой город» в радостной горячке первых недель после освобождения — без флагов со свастикой, без ненавистных пришельцев в серо-зеленых мундирах!
Квартирка на бульваре Монпарнас так и оставалась неприбранной, неустроенной — Ролланы всегда жили там, как на биваке. Но сквозь запыленные стекла щедро светило солнце. В эти золотые осенние дни 1944 года весь Париж как-то неожиданно похорошел, и даже старое темно-серое здание церкви Нотр-Дам де Шан, которую Роллан видел из окна, казалось менее мрачным, чем обычно.
Время в Париже текло быстро. Визиты врачей, визиты друзей, знакомых, издателей... Шли корректуры обоих томов «Пеги». У Роллана не было сил их читать. Но было приятно, что его новый труд скоро выйдет.
В начале ноября пришло приглашение от советского посла Богомолова на прием в посольство СССР по поводу годовщины Октябрьской революции. Роллан чувствовал себя очень плохо. Он и в прежние годы, когда был здоровее, не любил больших сборищ. Но он решил обязательно поехать на прием. Это был способ снова выразить свои добрые чувства к великой стране, с которой его связывало столь многое, вклад которой в дело войны с гитлеризмом он так высоко ценил и от которой он столько лет был оторван.<...>
(Мотылева Т.Л.: Ромен Роллан. (Изд.: —М., Молодая гвардия, 1969 из серии ЖЗЛ). Источник: www.20v-euro-lit.niv.ru)
Режиссер Иосиф Посельский и оператор Леонид Котляренко во время работы над фильмом «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
Посельский Иосиф Михайлович (11 (23) декабря 1899, Москва — 19 февраля 1970, Москва) — один из зачинателей советского документального кино. Лауреат трёх Сталинских (Государственных)) премий (1941, 1946, 1952). Член ВКП(б) — КПСС с 1944 года. Член СК СССР.
Режиссёр документальных кинофильмов «Правда о Красной Армии» (1925), «Стан 700» (1932), «На Дунае» (1940, с И. Копалиным), «Иран» (1942), «Возрождение Сталинграда» (1945), «Парад Победы» (1945; черно-белый вариант; совместно с В. Беляевым, И. Венжер), «Молодость нашей страны» (1946, с С. Юткевичем и И. Венжер), «Вильям Шекспир» (1964), «Ромен Ролан» (1966) и др.
Котляренко Леонид Тихонович (30 мая (12 июня) 1917, г. Острогожск (Россия под управлением Временного правительства) — 21 мая 1969, Москва). Награжден орденами и медалями. Член ВКП(б) с 1951 года. Член СК СССР с 1957 года. Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны.
Кадры, снятые Леонидом Котляренко, вошли в документальные фильмы: «Освобождение Донбасса» (1942); «День войны» (1942), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Приговор народа» (1943); «Кавказ» (1944), «От Вислы до Одера» (1945), «Берлин» (1945) и другие.
Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
<...>Как только Роллану становилось чуть-чуть лучше, он садился за письменный стол. Корреспонденты, ближние и дальние, ждали от него ответов. Ему и самому хотелось поделиться мыслями, которые бродили в нем. 7 декабря он написал супругам Мерсье:
«Мои дорогие друзья, благодарю вас за ваше сочувствие. Болезнь, с которой я борюсь в течение двух лет, не дает мне возможности ответить вам подробно.
Я думаю, что слово «вера» влечет за собой много недоразумений. Вера (по крайней мере у нас, людей, чуждых церкви, старающихся сохранить свободу духа) — это не просто уверенность в том, что будет. Это воля к осуществлению того, что, по нашему мнению, должно быть. Будущее пишется мало-помалу. И оно пишется при участии каждого из нас. Не надо преувеличивать слабость индивидуума перед лицом огромных слепых сил! <...>
Не теряйте доверия! Наша эпоха незаурядна — и в добре, и во зле. Она во всем нарушает меру. Нашей Франции, возможно, будет нелегко опять пойти в ногу с новым миром. Но она все же идет. «Е pur si muove!» Перенесенные испытания снова разожгли пламя самопожертвования. И в подпольной литературе, как и в освобожденной прессе, мы уже услышали могучие голоса — по большей части молодые и волнующие. Я чувствую доверие».
Это было одно из последних писем, которые написал Ромен Роллан.
Он умер 30 декабря 1944 года.
_______________________
1. «И всё-таки она вертится!»(Мотылева Т.Л.: Ромен Роллан. (Изд.: —М., Молодая гвардия, 1969 из серии ЖЗЛ). Источник: www.20v-euro-lit.niv.ru)
Фотография была использована в документальном фильме «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
Библиография
Книги и собрания сочинений на русском языке, изданные до 1969 года
Собрание сочинений, т. I—XX. Л., изд-во «Время». Гослитиздат, 1930—1937.
Собрание сочинений в четырнадцати томах, под общей редакцией И. Анисимова. М., Гослитиздат, 1954—1958.
Воспоминания. М., Гослитиздат, 1966.
Избранное. М., «Молодая гвардия», 1967.
Ромен Роллан перед отъездом из СССР. Москва, Белорусский вокзал. Кадр из документального фильма «Наш друг Ромен Роллан» (1966).
Даты жизни и творчества Ромена Роллана
1866, 29 января — рождение в г. Кламси. 1873—1880 — Ученье в коллеже г. Кламси. 1880 — Переезд семьи Рвлланов в Париж.
1880—1886 — Ученье в парижских лицеях Людовика Святого и Людовика Великого.
1886 — Роллан принят в Высшую Нормальную Школу.
1889 — Окончание Высшей Нормальной Школы.
1889 —1891 — Научная командировка в Рим, поездки по Италии.
1892 — Женитьба на Клотильде Бреаль. Поездка в Рим для подготовки докторской диссертации.
1893 — Возвращение в Париж.
1895 — Защита докторской диссертации, начало преподавательской работы в Высшей Нормальной Школе.
1897 — Драма «Святой Людовик» напечатана в «Ревю де Пари».
1898 — Драма «Аэрт» поставлена в театре «Эвр». Драма «Волки» написана и поставлена в театре «Эвр».
1899 —Драма «Торжество разума» поставлена в театре «Эвр».
1900, декабрь — Премьера «Дантона».
1901, февраль — Развод.
1902 — Драма «Четырнадцатое июля» поставлена в театре «Ренессанс».
1903 — Выход «Жизни Бетховена», драмы «Настанет время», книги «Народный театр».
1904 — В «Двухнедельных тетрадях» печатаются первые два тома «Жан-Кристофа». Роллан начинает читать в Сорбонне курс истории музыки.
1912 — Выход последнего тома «Жан-Кристофа». Роллан прекращает преподавательскую деятельность.
1913 — Работа над «Кола Брюньоном».
1914 — Первая мировая война. Начало антивоенной деятельности Ромена Роллана в Швейцарии (статьи в «Журналь де Женев»).
1916 — Сотрудничество в революционном журнале «Демэн». Получение Нобелевской премии по литературе.
1917 — Переписка с Горьким. Статья «Привет евободной и несущей свободу России» («Демэн», 1 мая).
1917—1918 — Работа над пьесой «Лилюли», над романом «Клерамбо» и повестью «Пьер и Люс».
1919 — Смерть матери Роллана. Появление «Декларации независимости духа» («Юманите», 26 июня).
1921—1922 — Спор в печати с Анри Барбюсом и группой «Кларте».
1922 — Переезд в Вильнев (Швейцария). Выход первых томов «Очарованной души».
1924 — Начало выхода журнала «Эроп» в Париже. Появление биографии Махатмы Ганди.
1924 —1930 —Роллан живет в Вильневе, выезжает на короткое время в Чехословакию (1924) и Австрию (1927), работает над драмами «Игра любви и смерти», «Вербное воскресенье», «Леониды», над книгами о Рамакришне и Вивекананде и исследованием о Бетховене.
1931 — Смерть отца Роллана. Появление статьи «Прощание с прошлым».
1931, декабрь — Визит Ганди в Вильнев.
1932 — Роллан вместе с Барбюсом организует Амстердамский антивоенный конгресс.
1933 — Выход последнего тома «Очарованной души». Роллан — почетный председатель Всемирного комитета борьбы против империалистической войны и фашизма.
1934 — Женитьба на Марии Павловне Кудашевой.
1935, июнь — июль — Поездка в СССР. Выход книг «Пятнадцать лет борьбы» и «Через революцию — к миру».
1936 — Франция Народного фронта торжественно празднует семидесятилетие Роллана. Выход книги «Спутники».
1938 — Роллан возвращается во Францию, поселяется в Везеле, работает над драмой «Робеспьер».
1939 —1944 — В годы войны Роллан живет в Везеле, работает над мемуарами, исследованием о Бетховене, биографией Шарля Пеги.
1944, октябрь—ноябрь — Пребывание Роллана в Париже, освобожденном от гитлеровских оккупантов.
1944, 30 декабря — Смерть Роллана в Везеле.