Алексей ЛЕБЕДЕВ

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Алексей Алексеевич ЛЕБЕДЕВ

Дата рождения:
25 марта 1905
с. Сватово-Лучка, Харьковская губерния, Российская империя

Дата смерти:
01 ноября 1988 (83 года)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Лебедев Алексей Алексеевич (12 (25) марта 1905 — 01 ноября 1988). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1942, 1946). Член КПСС с 1944 года.

В 1925 — администратор кинофабрики «Культкино».
С октября 1927 — администратор кинофабрики «Культкино».
В 1929 окончил ГТКа. В 1927 — 1970 — оператор, режиссёр студии "Совкино" / ЦСДФ.

Фронтовой оператор в годы Великой Отечественной войны. Призван Ростокинским РВК г. Москвы. Место призыва — ГлавПУРККА 24 июня 1941 года. Звание — инженер-майор. Руководил киногруппами Волховского фронта и 2-го Украинского Фронта. В качестве кинооператора участвовал в операции по расширению плацдарма на правом берегу р. Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманьской, Ясско-Кишиневской, БудапештскойВенской, Пражской наступательных операциях. 

На фото (справа налево): Борис Небылицкий, Алексей Лебедев. Вена. Фото из семейного архива Лебедевых.

Награждён орденом Красной Звезды (1943),  орденом Отечественной войны I степени (1945).
Кинокадры, снятые А.А. Лебедевым, вошли в фильмы: "Разгром немецких войск под Москвой" и "День войны" (1942), "Будапешт", "Освобождённая Чехословакия", "Берлинская конференция" и "Парад Победы" (все 1945).
В 1948 году — оператор корпункта в Праге.

Февраль 1945 года. Кинооператор А.А. Лебедев ведёт съёмку на улице Будапешта. Фото: РГАКФД.

Был организатором цеха подводных съёмок на ЦСДФ и режиссёром фильмов "На дне голубой бухты" (1959), "Рассказы моря" (1960), "На дне океана" (1963), "Подводные старты" (1965) и др. 

Фото: "Фронтовые кинооператоры в гостях у легенды — лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева". На фото сидят (слева направо): Борис ШерДмитрий РымаревАлександр ВоронцовАркадий Левитан, Алексей Маресьев, Михаил ОшурковПавел Касаткин. Стоят (слева направо): Александр Щекутьев, Леон Сааков (предположительно), Алексей ЛебедевВладислав МикошаАнатолий Крылов, Константин ШиронинСоломон Коган, директор ЦСДФ (с 1983 по 1986 год)  Дмитрий Сарычев, зам. директора ЦСДФ Эдуард Стаченков. Фото из личного архива Э.В. Стаченкова.

СЕМЬЯ

Брат — Николай Алексеевич Лебедев (1897 — 1978 ), советский киновед и педагог; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969); Доктор искусствоведения (1963). Был инициатором киноведческого образования во ВГИКе. С 1931 по 1978 год преподавал и заведовал кафедрами во ВГИКе (с 1940 года — профессор), в 1934 — 1936 и 1955 — 1956 годах был директором института.
Сын — Олег Алексеевич Лебедев (1928 — 1990), оператор, режиссёр ЦСДФ.
Внуки — Алексей Олегович Лебедев (род. 15 января 1950 года), кинооператор ЦСДФ / РЦСДФ, с 1995 — оператор в Государственной Думе; Елена Олеговна Лебедева (род. 10 мая 1961 года), окончила МГПУ им. Ленина
Правнук —  Алексей Алексеевич Лебедев (род. 12 апреля 1976 года), оператор, режиссер, фотограф.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Оператор
1928 — Путь изобретателя; Производство: Совкино; реж.: Геник
1931 —  Пролетарии Трехгорки; Производство: Совкино; реж.: В. Будилович
1931 — Автогигант закончить в срок (строительство автомобильного завода в районе г. Нижнего Новгорода); Производство: Совкино; реж.: С. Гуров; операторы:  Г. Эйзе, А. Лебедев
1933 —  Делегаты I-го Всесоюзного съезда колхозников в гостях у Красной Армии; реж.:  Р. Гиков, И. Посельский; операторы: В. Ешурин, Р. Кармен, А. Лебедев

Съёмочная группа «Союзкинохроники» на военных маневрах РККА. Предположительно — 1935 - 1936 гг.. Стоят на фото (слева направо)  операторы: А.А. Лебедев, С.А. Семёнов (четвертый слева). В верхнем ряду: оператор М.Ф. Ошурков. Автор фото: Иван Шагин. Фото: МДФ / russiainphoto.ru1935 — Борьба за Киев (фильм о маневрах вооруженных частей Киевского военного округа); полнометражный; Производство: Союзкинохроника и "Союзтехфильм"; режиссеры: Н. КармазинскийЛ. Анци-Половский, С. Бубрик, П. Малахов; оператор в соавторстве; другие создатели: Л. П. Штейнберг, Н. Бертран, Б. Верховский
1936 — В дружественной Монголии; реж.: Л. Степанова; операторы: С. Гусев, А. Лебедев
1936  — Будем готовы к противовоздушной химической обороне; реж.: С. Гуров; операторы: А. Лебедев, В. Мищенко, В. Соловьев
1939 — Лес; реж.: И. Жуков; операторы: А. Лебедев, Д. Плаксин
1939 — С.М. Киров; полнометражный; автор текста: М. Цейтлин
1941 — Весна Литвы
1942 — Разгром немецких войск под Москвойполнометаржный; режиссёры: Леонид ВарламовИлья Копалин; операторы: Иван БеляковГеоргий БобровТеодор БунимовичПавел КасаткинРоман КарменАнатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис МакасеевБорис НебылицкийВасилий СоловьёвМихаил ШнейдеровВиктор ШтатландСемён ШерАлександр ЩекутьевАлександр ЭльбертАлексей Семин (в титрах не указан); асс. оператора: Мария Сухова;  первый в СССР «Оскар» в категории за «Лучший документальный фильм» (вручались только в 1943 году)
1943 — Комсомольцы (фильм создан к 25-летию ВЛКСМ); полнометражный; реж.: С. Гуров, Л. Степанова; операторы:  А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг
1945 — Будапешт
1945 — В логове зверя (разгром немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); реж.: Я. Посельский; операторы:  А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, А. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов, А. Медведкин, М. Трояновский
1945 — День войны
1945 — Освобождённая Чехословакия
1945 — Венгрия
1945 — Берлинская конференция; руководитель съёмок: Сергей Герасимов; режиссёр: Илья Копалин; операторы: Б. Макасеев, А. Лебедев, А Кричевский, И. Беляков, А. Гафт, В. Масс, Л. Мазрухо
1945 — Парад Победы; полнометражный; ч/б; руководитель съёмок: В. Беляев; режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; операторы: И. Аронс, И. Беляков, Т. Бунимович, С. Гусев, А. Брантман, М. Глидер, Г. Гибер, Г. Голубов, В. Доброницкий, А. Кричевский, Н. Лыткин, Е. Лозовский, Ю. Монгловский, Б. Макасеев, М. Оцеп, М. Ошурков, Приезжев, М. Посельский, З. Фельдман, С. Семенов, Р. Халушаков, Г. Монгловская, Б. Штатланд, Б. Шер, С. Шейнин, А. Лебедев, С. Школьников, В. Соловьев, А. Щекутьев, Е. Мухин, М. Трояновский, М. Цирульников, А. Гинзбург, А. Шафран, Я. Берлинер, А. Левитан
1946 — Разрушения произведений искусства и памятников национальной культуры, произведенные немцами на территории СССР; реж.: С. Бубрик; операторы:  Г. Бобров, Т. Бунимович, Б. Дементьев, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгольский, К. Петросов, А. Щекутьев
1948 — На страже мира (30 лет Советской Армии); полнометражный; реж.: Р. Григорьев, М. Фиделева ; операторы: А. Шафран, Бобров, Блажков, Шоломович, Нагорный, Левитан, Ю. Монгловский, Г. Монгловская, Чернявский, Ошурков, Придорогин, Рымарев, Репников, Коган, М. Посельский, Б. Небылицкий, О. Рейзман, Д. Каспий, А. Лебедев

Режиссёр

На съемках фильма ГОРСТЬ ЗЕМЛИ (1966). На фото сидят (слева направо): кинооператор Придорогин, председатель колхоза Прозоров, режиссер А. Лебедев; стоит на фото: директор картины Николай Макеев. Фото из семейного архива Виктории Кузьмич (внучки Н. Макеева).
1959 — На дне голубой бухты (о спортсменах-подводниках): операторы: Ф. Леонтович, О. Лебедев
1960 — Рассказы моря ильм об экспедиции кинодокументалистов и спортсменов подводного плавания по Черному морю и побережью на катамаране); операторы: Ю. Егоров, О. Лебедев, Б. Юрченко
1960 — На страже границ (об истории пограничных войск); оператор: П. Касаткин 
1961 — Выставка в Каире
1961 — Так начинается утро; полнометражный; операторы:  Ю. Коровкин, В. Цитрон
1962 —  На краю земли (съемки проводились на Курильских остравах); операторы:  О. Лебедев, Б. Юрченко
1963 — На дне океана (съемки, в т.ч. подводные проводились в Тихом океане)
1963 — Искусство миллионов (смотры художественной самодеятельности профсоюзов, проходящие в Советском Союзе); полнометражный; операторы: Ю. Буслаев, Е. Ефимов 
1964 — Летописцы нашего времени
1964 — В скафандре под водой (фильм рассказывает об учебном центре Центрального морского клуба ДОСААФ); оператор: О. Лебедев

1964 — Ловцы трепангов (о работе водолазов-трепанголовов дальневосточного острова Путятин); оператор: Ю. Юрченко
1965 — Подводные старты (6-е международные соревнования по подводному спорту); оператор: Ю. Буслаев
1965 — Тропою героя
1965 — Дозорные народа (работа группы содействия партийно-государственному контролю на Новомосковском химическом комбинате); оператор: В. Бойко
1966 — Горсть земли (о председателе колхоза "Красный Октябрь" Кировской области П. А. Прозорове)
1968 — Полвека в дозоре (фильм о пограничниках); оператор:  В. Усанов

Сценарист

1974 — Голоса войны (каждый год 9 мая на площади Свердлова у Большого театра в Москве собираются ветераны войны, сюда приходят и 20-летние, они хотят представить услышать голоса войны; в фильме кадры кинохроники Великой Отечественной войны. Среди них: регулировщица Спитак дает интервью у Бранденбургских ворот в г. Берлине (синхронно), летчики и партизаны произносят текст военной присяги (синхронно), летчик, Герой Советского Союза В. В. Талалихин рассказывает о воздушном бое, беседует с матерью (синхронно) и другие); авторы сценария: Волоцкий М., Лебедев А.; реж.: Г. Красков: операторы: Г. Епифанов, Г. Мякишев
1983 — Отвести ядерную угрозу (фильм о событиях, связанных с манифестацией, проходившей в Москве 1 октября 1983 года); автор сценария; режиссер: Раменский В.; оператор: Извеков В.
1985 — За мир и жизнь (фильм о Всесоюзной конференции сторонников мираавтор сценария совместно с  Локшиным А.; реж.: Раменский В.

КИЕОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов.

______________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 110). Фотографии из частных архивов.

Библиография

1970 — Их оружие — кинокамера (Составители: В.И. Желтов, А.А. Лебедев) (изд.: — М; «Искусство»)
1984 — Их оружие — кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров (Составители: А.А. Лебедев, Д.Г. Рымарев; Союз кинематографистов СССР) (изд.: — М.; «Искусство»)

Звания

1987 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1942 — Сталинская премия (за фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (1942).)
1943 — Орден Красной Звезды (Приказ №: 13/н от: 19.02.1943; Издан: ВС Волховского фронта)
1945 — Орден Отечественной войны I степени (Приказ № 114/н от 11.05.1945; Издан: ВС 2 Украинского фронта)
1946 — Сталинская премия (за фильм «Освобождённая Чехословакия» (1945))

Цитаты

[...]В архиве Центрального Государственного Музея кино хранится достаточно богатая коллекция документов и материалов, поступившая от Центральной студии документальных фильмов в годы пресловутой горбачевской перестройки (Ф. 26).
Этот фонд собран преимущественно по персональному принципу и включает разнообразные документы, связанные с работой во фронтовой хронике И. Копалина, Л. Варламова, С. Гусева, А. Лебедева, В. Сущинского, А. Крылова и др.
В состав этого фонда входит также небольшой, но содержательный комплекс документов общего характера: приказы, инструкции, заключения Главкинохроники на отдельные съемки.
Более представительный комплекс документов по истории фронтовой кинохроники представлен в личном фонде известного киноведа, патриарха и создателя отечественного киноведения Н.А. Лебедева. Основу этого собрания составляют в основном рукописи воспоминаний фронтовых операторов. Эти воспоминания инициировал и бережно собирал в течении многих лет брат Н.А. Лебедева фронтовой оператор Алексей Алексеевич Лебедев. В результате его усилий в 1970 году был подготовлен и издан уникальный сборник воспоминаний «Их оружие – кинокамера», дополненный и переизданный в 1984 г. Значительная часть воспоминаний, собранных А.А. Лебедевым, осталась все же неопубликованной или опубликована в изрядно отутюженном редакторами советской эпохи виде.
Они бережно хранятся в ГЦМК. Частично были опубликованы в книге «Цена кадра. Каждый второй – ранен. Каждый четвертый – убит. Советская фронтовая кинохроника 1941–1945 гг. Документы и свидетельства».[...]

Валерий Фомин, киновед, Источник

[ Страница дополняется материалами ]