Давид ШТИЛЬМАН

дирижёр, музыкальный оформитель, педагог

Имя при рождении:
Штильман Давид Шлеймович

Дата рождения:
05 ноября 1905
г. Москва, Московская губерния, Российская империя

Дата смерти:
06 августа 1995 (89 лет)
г. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США

Профессии:
дирижёр, музыкальный оформитель, педагог

Краткая биография

Штильман Давид Семёнович (23 октября (05 ноября) 1905, Херсон[1] — 06 августа 1995, Нью-Йорк) — скрипач, дирижёр, музыкальный формитель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1972). Член ВКП(б) — КПСС с 1941 года.

В 20-е годы — скрипач-концертмейстер оркестра и второй дирижёр в частной оперетте Кошевского[2].

В 1932 году окончил Московский областной музыкальный техникум; в 1937 году окончил Московскую государственную консерваторию по классу скрипки (педагог Д. М. Цыганов).

Состоял в оркестре Большого театра; работал (внештатно) дирижером в Оркестра кинематографии, который был приписан к киностудии «Союздетфильм» в Лиховом переулке. 
С 1937 — главный дирижер и заведующим музыкальной частью Московского госцирка[3]; дирижёр Государственного симфонического оркестра кинематографии СССР

В 1939 – 1941 — аспирант Московской консерватории по классу дирижирования (педагоги Лев Штейнберг и Григорий Столяров).

В начале Великой Отечественной войны находилсмя с семьей в эвакуации, первоначально в Свердловске, куда был эвакуирован Московский цирк, затем во Фрунзе. 

После возвращения из эвакуации в Москву в марте 1942 года работал на Центральной студии кинохроники (с 1944 — ЦСДФ), где занимался музыкальным оформлением фильмов, среди них: «Урал кует победу», «Приговор народа» (оба 1943 года); «Майданек», «Трагедия в Катынском лесу» (оба 1944 года); «Освобожденная Чехословакия», «Берлинская конференция» (оба 1945 года). Также среди его работ множество киножурналов и фронтовых киновыпусков.

В сентябре 1950 года, в период кампании по «борьбе с космополитизмом», Давид Семёнович Штильман уволен из штата Оркестра кинематографии.

С сентября 1951 по май 1953 — старший преподаватель в Институте военных дирижёров.
С мая 1953 — дирижёр Государственного симфонического оркестра кинематографии СССР.

В качестве дирижёра Государственного симфонического оркестра кинематографии СССР записывал музыку к игровым и мультипликационным фильмам, среди которых такие известные фильмы, как «Морозко» (1964), «Обыкновенное чудо» (1964), «Ваш сын и брат» (1966), «Журналист» (1967), «О любви» (1970), «День за днём» (1971), «Ох уж эта Настя!» (1971), «Красное и чёрное» (1976), «Конец императора тайги» (1978), «Приключения Электроника» (1979), «В небе "ночные ведьмы"» (1981).

В конце 1981 года переехал к сыну в США на постоянное место жительства.

________________________________
1. Из воспоминаний сына следует, что Давид Штильман родился в Херсоне день большого погрома, 23 октября 1905 года (Погромы в октябре 1905 года происходили практически на всей территории Российской империи, где только жило еврейское население)
2. Кошевский (Кричевский) Александр Дмитриевич (1873 — 1931), премьер оперетты, популярный комик. Создатель кабаре «Нерыдай» (1921 - 1924); кабаре открылось в парке «Эрмитаж». Позже заведение работало на площадках: Зимний театр в саду «Аквариум», Петровский театр, театральное помещение в Мамоновском переулке.
3. В связи с юбилеем — пятнадцатилетием советского цирка награжден орденом «Знак Почета». (Источник: «Советское искусство» [общественно-политическая газета], 1939, № 83 (663), 24 ноября) Обладатель ордена имел право бесплатного проезда на общественном транспорте (с правом входа в троллейбус или автобус с передней площадки)

СЕМЬЯ

Отец — Соломон Львович (Шломо бар Лейб) Штильман (1875, Херсон — 1937, Москва), до 1917 года был арендатором постоялого двора в центре Херсона.
Мать — Анна Марковна (Хана бат Менахем-Мендель) Мармелович (умерла в 1949 году в Москве), происходила из семьи потомственного портного; до замужества работала швеёй; в браке, который был вторым, родились четверо сыновей (младший умер при родах).
Братья:
— Иосиф (род. в 1907 году), учился в Реальном училище;
Самуил (род. в 1910 году), виолончелист Государственного симфонического оркестра.
Сын — Артур Давидович Штильман (род. 05 мая 1935 года в Москве), скрипач. Окончил Центральную музыкальную школу, Московскую консерваторию и аспирантуру; ученик И. Ямпольского, А. Зильберштейн и Д. Цыганова. С 1962 по 1979 годы — солист Московской филармонии. С 1966 по 1979 годы — скрипач оркестра Большого театра. В 1979 году эмигрировал в США. В 1980 — 2003 — в составе оркестра Метрополитен-опера. Автор многочисленных очерков о скрипачах XX века, частично собранных в книге «Музыка и власть» (Ганновер, 2007).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Документальные / музыкальное оформление

1938 — Сталинский день железнодорожника; полнометражный; режиссер Г. Сатарова; операторы: нет данных; ассистент режиссера Н. Долинский; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: В. Нестеров, М. Каплунский, С. Семенов, М. Соболев, Д. Овсяников
1939 — Сталинский день железнодорожника; режиссер С. Репников; операторы: нет данных; ассистент режиссера В. Чекулаева; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: Д. Овсянников, Фомин
1939 — Домик в Гори (фильм о  Дое-музее И. В. Сталина); Производство: Сектор хроники Тбилисской студии и Московской студии кинохроники; режиссер; асс. режиссера А. Богданов; оператор Н. Нагорный; музоформител Д. Штильман; звукооператор Д. Овсяников
1943 — Урал кует победуполнометражный; производство: Московская, Куйбышевская и Свердловская студии кинохроники; авторы сценария: Б. Агапов, В. Бойков; режиссеры: Ф. Киселев, В. Бойков, Я. Бабушкин; операторы: Н. Степанов, О. Рейзман, С. Авлошенко, Н. Блажков, П. Ногин, Г. Родниченко, А. Сухов; звукооператоры: В. Котов, М. Соболев; музоформители: Н. Аносов, Д. Штильман; ассистент режиссера З. Дембовская 
1943 — Приговор народа (суд над немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками в Краснодаре); режиссер И. Сеткина; операторы киногруппы Северо-Кавказского фронта: А. ЛевитанД. ШоломовичЛ. КотляренкоГ. АслановС. СтояновскийМ. Трояновский;  асс. режиссера З. Дембовская; музоформитель Д. Штильманзвукооператоры: В. Котов, В. Нестеров
1944 — Летающие крепости 
(генералы Перминов и Кесслер (США) инспектируют авиабазу "летающих крепостей"); режиссер  Н. Кармазинский; операторы: Л. Котляренко, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шоломович, В. Штатланд; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов
1944 — Сражение за Витебск (Фронтовой спецвыпуск № 1); режиссер И. Копалин; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, М. Беров, И. Гелейн, Г. Голубов, Л. Котляренко, А. Кричевский, А. Крылов, К. Пискарев, В. Придорогин, В. Фроленко; редактор Ю. Каравкин; военный консультант С. П. Платонов; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов
1944 — Хелм и Люблин (На освобожденной польской земле); режиссер И. Копалин; операторы: Е. Мухин, М. Посельский, В. Соловьев, В. Томберг, В. Штатланд; асс. режиссера З. Дембовская; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов
1944 — Майданек (фильм о злодеяниях немцев в лагере уничтожения на Майданеке в городе Люблин); режиссер И. Сеткина; операторы: А. Софьин, Р. Кармен, В. Штатланд; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов
1944 — Вступление Красной Армии в Болгарию (Фронтовой выпуск № 8); режиссер М. Фиделева; операторы: А. Кричевский, В. Микоша, Г. Асланов, Б. Рогачевский, А. Сологубов, Сокольников, И. Голомб, А. Смолко, К. Дупленский, С. Стояновский, И. Чикноверов; музоформитель Д. Штильман, звукооператор В. Котов; асс. режиссера А. Гольдберг; военный консультант С. Платонов
1944 — Вступление Красной Армии в Бухарест; режиссер И. Копалин; операторы: Г. Донец, А. Щекутьев, А. Рубинович; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов
1944 — Трагедия в Катынском лесу (фильм о работе Чрезвычайной Государственной Комиссии (ЧГК) по расследованию и установлению обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу (близ г. Смоленска) военнопленных польских офицеров осенью 1941 г.; киносъёмка проводилась 18-24 января 1944 г.); производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: И. Посельский; операторы: А. Ю. Левитан, В. Форберт; звукооператоры: М. Соболев, В. Котов; музоформитель Д. Штильман
1945 — К пребыванию Э. Бенеша в Москве (спецвыпуск); режиссер П. Аташева; операторы: И. Беляков, Б. Макасеев, М. Оцеп, А. Хавчин, Р. Халушаков, В. Штатланд; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров; редактор Ю. Смирнитский
1945 — От Вислы до Одера (освобождение советскими войсками польских городов: Варшавы, Познани); режиссер В. Беляев; операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, В. Фроленко, И. Аронс, Б. Дементьев, В. Комаров, Л. Мазрухо, М. Посельский, Б. Соколов, В. Симхович, В. Томберг; текст: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: А. Кирюхина, В. Чекулаева; нач. группы фронта А. Кузнецов; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; ддиктор: Л. Хмара; консультант С. Платонов
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; 
режиссеры: И. КопалинП. Аташева; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, К. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. Шейнин, А. Шафран, В. Смородин, А. Эльберт, О. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. Касаткин, Ю. Монгловский, Д. Каспий, М. Глидер, Б. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев; нач. группы: А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман: звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор Л. Хмара; художник Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев
 
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в г. г. Кёзлин, Штаргард, Альтдамм, Штеттин, Цоппот, Гдыня, Гданьск ( немецкое название Данциг). Германия. Северная Померания); режиссёр В. Беляев; операторы:  Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор В. Котов, музоформитель Д. Штильман; нач. фронтовой группы: М. Трояновский, А. Кузнецов; автор текста Ю. Смирнитский
1945 — Будапешт (боевые действия 2-го и 3-го Украинских фронтов по освобождению советскими войсками г. Будапешта во время 2-й Мировой войны); режиссёр В. Беляев; операторы: В. Афанасьев, А. Лебедев, П. Касаткин, Д. Рымарев, О. Рейзман, Г. Асланов, Л. Аристакесов, Я. Берлинер, И. Грачев, С. Гольбрих, К. Дупленский, Ю. Кун, А. Рубанович, Б. Рогачевский, А. Сологубов, И. Сокольников, С. Стояновский, А. Фролов, Е. Яцун, Р. Кацман (нач. фронтовой киногруппы); асс. режиссера: В. Чекулаева, А. Гольберг; диктор Л. Хмара; музыкальное оформление Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е Кашкевич
1945 — Знамя Победы над Берлином водружено (боевые действия советских войск в Берлине, водружение знамени над Рейхстагом; прибытие в Берлин уполномоченных Верховного Главнокомандования экспедиционными силами союзников; подписание в Карлхорсте Акта о капитуляции Германии 8 мая 1945 года; Парад Советской Армии в Берлине); режиссеры: Ю. Райзман, В. Беляев; оператор в соавторстве; асс. режиссера: А. Кирюхина; автор текста Ю. Смирнитский; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1945 — Берлинская конференция; полнометражный; руководитель съёмок Сергей Герасимов; режиссёр; операторы: Б. Макасеев, А. А. ЛебедевА. КричевскийИ. Беляков, А. Гафт, В. Масс, Л. Мазрухо; музыкальное оформление: А. Ройтман, Д. Штильманзвукооператоры: В. Котов, В. Нестеров   
1946 — Болгария; полнометражный; производство: ЦСДФ, Болгарское дело; режиссер Р. Кацман; музоформитель Д. Штильман
1947 — День победившей страны (путешествие по СССР снимали 48 операторов в один день — 14 августа 1947 года; в фильме отображены промышленность, сельское хозяйство, строительство, научная и культурная жизнь советских людей разных национальностей; виды ландшафта СССР); полнометражный;автор сценарного плана и текста Борис Агапов; режиссеры: И. Копалин, И. Сеткина; главные операторы: М. Глидер, Т. Бунимович; операторы: Е. Мухин, Никифоров, М. Посельский, В. Бобров, В. Доброницкий, Л. Мазрухо, В. Фроленко, Н. Вихирев, Никифоров, М. Силенко, М. Ошурко, А. Щекутьев, Константинов, Писанко, Оппенгейм, К. Широнин, М. Беров, Петросов и др.; композитор В. Шебалин; текст песни А. Сурков; звукооператоры: В. Нестеров, К. Никитин; музыкальное оформление: А. Ройтман, Д. Штильман; текст читает Л. Хмара
1948 — На страже мира (30 лет Советской Армии); полнометражный; режиссеры: Р. Григорьев, М. Фиделева; звукооператор В. Котов, музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман
1955 — На страже мира (фильм о советских вооруженных силах в годы Гражданской войны, Великой Отечественной войны, в послевоенное время); [новая редакция фильма 1948 года] режиссеры: Р. Григорьев, М. Фиделева; авторы сценария: Е. Габрилович, Р. Григорьев; авторы текста Б. Горбатов, С. Нагорный, диктор Л. Хмара, асс. режиссера М. Авдюшина, звукооператор Д. Овсянников, музоформление А. Ройтман, Д. Штильман; художники: И. Нижник, В. Крестьянинов
1957 — На шестом континенте (экспедиции по исследованию геофизического состояния Антарктиды. Исследования синоптиков со станции «Мирная». Обследование континентального шельфа на борту дизель-электрохода комплексной экспедиции «Лена»); производство: ЦСДФ; режиссер В. Ешурин; операторы: В. Ешурин, Н. Шмаков; автор текста: А. Марьямов; диктор А. Задачин; композитор Ю. Ефимов; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: Д. Овсяников, С. Ключевский; консультант – профессор К. Марков

Документальные / дирижёр

1959 — Звёзды встречаются в Москве (очерк о Первом Московском международном кинофестивале, проходившем в августе 1959 года, о его участниках и гостях - советских и зарубежных актёрах, режиссёрах, приехавших на кинофорум); полнометражный; производство: ЦСДФ и Мосфильм; режиссеры: В. Катанян, В. Бычков; авторы сценария: Склют ИосифНагорный Семен; операторы: Михайлов ЛевРусанов ПавелСеров Георгий; художники-постановщики: Морозов МихаилАртамонов Михаил Савицкий Константин; музыкальное оформление И. Швейцер; дирижёр Д. Штильман

Игровые / дирижёр

1960 — Девичья веснамузыкальная кинокомедия; производство: киностудия им. М. Горького; режиссёры: В. ДорманГ. Оганесян; композитор А. Флярковский
1962 — Весёлые историидетско-юношеский фильм по сценарию Виктора Драгунского на основе его рассказов о Денисе Кораблёве.; производство: киностудия им. М. Горького; режиссёр В. Дорман; композитор А. Флярковский
1962 — Где-то есть сын; драма; производство: Ялтинская киностудия; автор сценария Д. Холендро; режиссер-постановщик А. Войтецкий; композитор М. Табачников  
1962 — Путешествие в апрелькинокомедия; производство: «Молдова-фильм»; режиссёр-постановщик Вадим Дербенёв; режиссёр Вячеслав Котёночкин; композитор Эдуард Лазарев   
1962 — Ты не сирота; производство: Узбекфильм; режиссер Шухрат Аббасов
1963 — Ждите нас на рассвете
1963 — Всё для вас
1963 — Морозко; производство: киностудия им. М. Горького; режиссёр-постановщик Александр Роу   
1963 — Обыкновенное чудо (экранизация одноимённой пьесы Евгения Шварца); производство: киностудия им. М. Горького; режиссёры-постановщики: Эраст Гарин, Хеся Локшина
1965 — Последний месяц осени; производство: «Молдова-фильм»; автор сценария И. Друцэ; режиссёр В. Дербенёв
1966 — Ваш сын и братВасилий Шукшин на киностудии им. М. Горького снял фильм по своим рассказам «Стёпка», «Змеиный яд» и «Игнаха приехал» из цикла «Сельские жители»
1967 — Журналист (2 серии); производство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»; автор сценария и режиссер-постановщик С. Герасимов  
1967 — Марианна (фильм снят по автобиографической повести советской разведчицы Прасковьи Дидык «В тылу врага»); режиссёр В. Паскару.
1968 — Мужской разговор (по мотивам повести Вадима Фролова «Что к чему»); производство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»; режиссер И. Шатров 
1968 — Пассажир с «Экватора»производство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»; режиссер А. Курочкин  
1968 — Последний угон; производство Свердловской киностудиирежиссёра Б. Халзанов
1968 — Ташкент – город хлебный (по мотивам одноимённой повести Александра Неверова)производство: Узбекфильм; режиссер Ш. Аббасов
1969 — 13 поручений
1969 — Варвара-краса, длинная коса; фильм-сказка; производство:  «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»; режиссер-постановщик А. Роу 
1969 — Обвиняются в убийстве; производство: «Молдова-фильм»; режиссёр Б. Волчек; автор сценария Л. Агранович 
1969 — У озерапроизводство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»; режиссер-постановщик Сергей Герасимов
1970 — Гибель Чёрного консула; производство: Узбекфильмрежиссёра К. Ярматов
1970 — Мишка принимает бой; производство: Свердловская киностудия; режиссёр О. Николаевский.
1970 — Последний месяц осени
1970 — О любвипроизводство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»; режиссер-постановщик М. Богин; композитор Е. Крылатов   
1970 — Переступи порог; производство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»; автор сценария Анатолия Гребнева; режиссер - постановщик Р. Викторова; композитор В. Чернышёв
1970 — Риск (фильм снят по автобиографической повести советской разведчицы-радистки Прасковьи Дидык «В тылу врага»); производство: «Молдова-фильм»; режиссёр В. Паскару 
1970 — Севастополь (по мотивам одноимённой повести Александра Малышкина); производство: Одесская киностудия;  режиссёр В. Исаков 
1970 — Семеро сыновей моих
1970 — Хуторок в степи
1971 — День за днём
1971 — День прошёл
1971 — Достояние республики; двухсерийный приключенческий художественный фильм; производство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»; режиссёр В. Бычков
1971 — Ох уж эта Настя!с Юрий Победоносцев
1972 — Жизнь испытывает нас
1972 — Золотые рога (фильм-сказка); производство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»; режиссёр-постановщик А. Роу; композитор А. Филиппенко   
1972 — Последний гайдук
1973 — Дмитрий Кантемир
1973 — Истоки
1973 — Мальчишку звали Капитаном
1973 — Про Витю, про Машу и морскую пехоту
1973 — Самый сильный
1974 — Абу Райхан Беруни
1974 — Валькины паруса
1974 — Ещё можно успеть
1974 — Следую своим курсом
1975 — Меняю собаку на паровоз
1975 — Надёжный человек
1975 — Человек уходит за птицами
1975 — Шторм на суше
1976 — Далёкие близкие годы
1976 — Красное и чёрное (экранизация одноимённого романа Стендаля): пятисерийный; производство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»; режиссер-постановщик С. Герасимов
1976 — По волчьему следу
1976 — Русалочка (по одноимённой сказке Ганса Христиана Андерсена, посвящён памяти писателя); совместное производство: СССР и НРБ
1976 — Только вдвоём
1976 — Цена счастья
1977 — Кольца Альманзора (по мотивам пьесы Тамары Габбе «Оловянные кольца»)
1977 — Последний год Беркута
1977 — Риск – благородное дело
1977 — Смятение чувств; производство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»
1977 — Уланпроизводство: «Киргизфильм»; режиссёр Т. Океев 
1977 — Цветы для Оли
1977 — Четвёртая высота (по одноимённой повести Елены Ильиной); производство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»
1978 — Агент секретной службы; производство: «Молдова-фильм»
1978 — Конец императора тайги; производство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»
1978 — Любовь и ярость
1979 — Приключения Электроника (по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова); телевизионный
1980 — Большая малая война
1980 — Золотая осень
1981 — В небе «ночные ведьмы»; производство: «Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького»; режиссер Е. Жигуленко.
1981 — Непокорная; производство: на киностудии «Узбекфильм»; режиссёр А. Кабулов.

Мультипликационные

1975 — Медной горы хозяйка (по мотивам одноимённого сказа Павла Петровича Бажова); производство: Свердловская киностудия 
1976 — Малахитовая шкатулка (по мотивам одноимённого сказа Павла Петровича Бажова); производство: Свердловская киностудия 
1977 — Каменный цветок (по мотивам уральских сказов П. П. Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер»); производство: Свердловская киностудия 
1978 — Подарёнка (по сказу Павла Бажова «Серебряное копытце»); производство: Свердловская киностудия 

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

      Принимал участие в качестве музыкального оформителя в создании киножурналов «Железнодорожник», «Союзкиножурнал», «Новости дня».

      1938 — Железнодорожник № 6; режиссер Г. Сатарова; операторы: Бурт, Д. Рымарев, В. Доброницкий, В. Штатланд, Ефимов, Шафран, Капкин; ассистент режиссера Е. Козина; звукооператор В. Нестеров; муз. оформление Д. Штильман
      1938 — Железнодорожник № 10; режиссер Г. Сатарова; операторы: Городецкий, Козьмин, Соловьев, Каиров, Косицин, Семенов, Штатланд, Капкин; ассистент режиссера Н. Долинский; звукооператор Д. Овсяников, музоформитель Д. Штильман
      1939 — Железнодорожник № 1; режиссер С. Репников; операторы: Мухин, Штатланд, Балухтин, А. Брантман, Абромян, Марченко, Торбеев; звукооператор Д. Овсяников; музоформление Д. Штильман
      1939 — Железнодорожник № 2; режиссер С. Репников; операторы: Чаплыгин, И. Вейнерович, Койфман, Писанко, Брантман, Е. Мухин; звукооператор Д. Овсяников; муз. оформление Д. Штильман 
      1939 — Железнодорожник № 5; режиссер С. Репников; операторы: 
      Д. Рымарев, Попов, Штатланд, И. Вейнерович, Шадронов, Емельянов; звукооператор Д. Овсяников; муз. оформление Д. Штильман
      1939 — Железнодорожник № 6; режиссер С. Репников; операторы: Шнейдеров, Писанко, А. Щекутьев, К. Широнин, Емельянов, Бак, Сокольников; ассистент режиссера В. Чекулаева; звукооператор Д. Овсяников; музоформление Д. Штильман  
      1939 — Железнодорожник № 8; режиссер С
      . Репников; операторы: К. Кутуб-заде, Авлошенко, Цветков, Городецкий; муз. оформление Д. Штильман
      1939 — Железнодорожник № 9; режиссер С. Репников; операторы: Гриберман, К. Соломаха, Торбеев; звукооператор А. Камионский, музоформление Д. Штильман

      1938 — Союзкиножурнал № 21; режиссеры: Н. Кармазинский, И. Сеткина, М. Фиделева; операторы: В. Фроленко, З. Уздин, А. Сухов, И. Беляков, А. Рахимов, Б. Жилин; звукооператоры: В. Нестеров; музоформитель Д. Штильман
      1938 — Союзкиножурнал № 22; режиссеры: Н. Кармазинский, И. Сеткина; операторы: М. Беров, В. Вейнерович, Д. Ибрагимов, Л. Голод, Авдеенко, В. Доброницкий, Э. Бабасьев, М. Ковнат, В. Ильченко; муз. оформление Д. Штильман; звукооператор Д. Овсяников
      1943 — Союзкиножурнал № 8; режиссер С. Гуров; операторы: И. Беляков, Т. Бунимович, С. Уралов, А. Погорелый, Е. Учитель, Н. Страдин, А. Ажогин; асс. режиссера В. Чекулаева; муз. оформление Д. Штильман; звукооператор В. Нестеров
      1943 — Союзкиножурнал № 39; муз. оформление Д. Штильман

      1947 — Новости дня № 57; режиссер  Р. Кацман
      муз. оформление Д. Штильман

      1949 — Новости дня № 31; режиссер И. Сеткина; операторы: И. Михеев, Я. Гринберг, Г. Симонов, И. Вартаньян, И. А. Грек, И. Грек, А. Крылов, Листвин; автор текста В. Беликов; музыкальное оформление Д. Штильман; звукооператор И. Гунгер

      Оркестр под управлением Давида Штильмана

      Звания

      1972 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

      Награды

      1939 — Орден «Знак Почёта» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1939 года "О награждении артистов и работников Главного Управления Государственных цирков")
      1946 — «За гражданские заслуги» III степени (НРБ) (за полнометражный документальный фильм "Болгария" (1946))

      Цитаты

      [...]В действительности первое, самое раннее воспоминание об окружающем мире относится к моим восьми с половиной месяцам. Эта дата точна, потому что связана с фотографией. Как-то мой отец [Давид Штильман] пригласил своего приятеля сфотографировать меня, так как сам отец снимать не умел, да и камеры у него не было. Во время съемки я сначала лежал в кровати, а потом отец взял меня и посадил к себе на колени. Сделали один снимок. Вдруг он сказал маме: «Ну, сейчас он захочет перейти к тебе на руки». Я прекрасно понял смысл сказанного им и тут же продемонстрировал, что действительно хочу перейти к маме на руки. Фотография точно зафиксировала этот момент. Впоследствии он никогда мне не верил, что я отчётливо помнил этот первый «выход в свет». «Это я тебе рассказывал», — говорил он всегда. Тогда я ему точно описывал, где мы сидели, какие вещи были вокруг, но он всё же не верил мне… Так же, как не верил и в то, что я отлично помнил, как он в 1937 году готовил свою дипломную программу для окончания Московской Консерватории, занимаясь на скрипке часами в моём присутствии. Я напомнил ему пятьдесят лет спустя о том, что он играл одну из вариаций «Каприса» Паганини № 24 не в оригинале, а в какой-то обработке. Тут он растерялся… «Но как ты мог это помнить? Ведь тебе было два года?» — всякий раз говорил он. «Ну, тогда откуда я могу это знать?» — всегда отвечал я, приводя ему даже некоторые детали его исполнения. Только тогда его охватывала некоторая неуверенность — действительно таких тонкостей он уже и сам не мог теперь вспомнить.[...]

      Артур Штильман, Источник

      [...]По прибытии [из эвакуации] в Москву отец немедленно пришёл на киностудию в Лиховом переулке. Его с энтузиазмом встретил старый коллега — режиссёр Илья Петрович Копалин: «Ну, наконец-то! Мы прямо сейчас начинаем работать! Виктор Сергеевич Смирнов сегодня занят на радио, и мы просто не знали, что делать! Надо срочно озвучивать “Новости дня”! Ночью надо сдавать!» Так снова началась работа моего отца в кино, продолжавшаяся до 1981 года — с трехлетним перерывом с 1950 по 1953 годы — в связи с борьбой с «космополитизмом»[...]
      Все дни нашей эвакуации, то есть жизни вне Москвы, мы, как и всё население Советского Союза, ежедневно, по нескольку раз в день жадно слушали по радио сводки с фронтов. В какой-то момент ноября 1941 года, когда мы были ещё в Свердловске, стало казаться, что сдача Москвы неминуема. Надо сказать, что искусство пропаганды сыграло в этом случае исключительно важную роль. По радио стали передаваться пьесы, связанные с Отечественной войной 1812 года, читали отрывки из «Войны и мира», и постепенно все как-то осознали, что даже если Москва падёт, война на этом не закончена — и Наполеон был в Москве, а окончил поход бесславно. Рождалась уверенность, впервые с начала войны, что путь к победе будет очень долог, невероятно кровав и тяжёл для всей страны, но что гибель Гитлера всё равно неотвратима. Статьи Эренбурга читали по радио по нескольку раз в день — иногда сразу после новостей. В общем, в какой-то момент, ещё до окончания битвы под Москвой, стала возникать уверенность в том, что немцы войну всё равно проиграют, что это вопрос времени и нечеловеческих усилий, но что СССР победит. Фильм «Два бойца» вышел позднее, в 1943 году, но песня «Тёмная ночь», гениально исполненная Бернесом, стала, если можно так выразиться, «лирическим гимном войны» и внесла свой эмоциональный вклад в перелом настроения огромных масс людей. Сегодня эти воспоминания и рассуждения кажутся банальными и примитивными, но тогда, чтобы заставить поверить в победу миллионы людей, понадобилась мобилизация всех компонентов искусства пропаганды и надо признать, что результаты воздействия пропаганды в тылу дали впечатляющие результаты.[...]

      Артур Штильман, Источник

      [...]... отец вернулся из Фрунзе в марте 1942 года и сразу был зачислен в штат Студии документальных фильмов и оркестра Кинематографии.
      В оркестре в ту пору работали многие оставшиеся в Москве музыканты из разных оркестров и театров, включая Большой театр.
      Записи к фильмам начинались поздно, так как необходимое напряжение электросети могло обеспечить относительно качественную запись лишь начиная с 8-и или 9-и вечера, а иногда и после 10-и. То есть когда заводы делали ночной перерыв (не все, конечно). Таким образом проходила работа студии и оркестра. Фронтовые кинооператоры (они же были, как правило, и режиссёрами своих документальных фильмов или сюжетов для "Новостей дня" — киножурнала, доставлявшегося даже во фронтовые части Красной Армии, находившиеся тогда очень близко от Москвы) выезжали на съёмки на фронт. Приезжая обратно (часто не всем везло возвратиться...), привозили свой материал, он быстро проявлялся, монтировался и был готов к озвучиванию с диктором и сопровождающей музыкой. Диктором был, как правило, Леонид Хмара, работавший всю войну на этой студии в Лиховом переулке. Иногда бывало, что вмонтировали голос или "живого" Левитана, но это уже после 1943 года. Левитан был старым приятелем отца, ещё со времён его работы на московском Радио в начале 1930-х годов, дирижировавшего тогда передачами для детей, и некоторыми другими. Я помню, как мы обедали по "талонам", полагавшимся моему отцу и Левитану в ЦДРИ как раз в начале лета 1943 года. Помню, что отец мой тогда отметил, что Левитан порядком моложе его - ему в то время было 27 лет[...]

      Артур Штильман, Источник

      Источники информации

      При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография (документальные фильмы) — электронный каталог РГАКФФД. Биография — автобиографическая книга Артура Штильмана "История скрипача. Москва. Годы страха, годы надежд. 1935-1979" (2017. Издательство «Алетейя» (СПб); из серии "Символы времени").

      [ Страница дополняется материалами ]