Павел СВОРКОВ

режиссер, сценарист

Полное имя:
Павел Васильевич СВОРКОВ

Профессии:
режиссер, сценарист

Краткая биография

Материал, связанный с жизнью и профессиональной деятельностью П. В. Своркова, подготовлен к.т.н. В. Ю. Буравцевым.

Сворков [иногда Сварков] Павел Васильевич (1891, Казань (по другим данным: с. Покровское Казанской губернии), Российская империя — 1937, СССР) — режиссёр и сценарист научно-популярного, игрового, мультипликационного и документального кино.

В 1913 году окончил с отличием Казанское среднее сельскохозяйственное училище, по специальности — агроном.

С 1914 — офицер Русской императорской армии,

Участник Первой мировой войны. Был демобилизован по ранению, вернулся в Казань.

В 1918 (1919) году мобилизован в Русскую армию адмирала А. В. Колчака. Из-за вновь открывшихся ран отстал от своей части в Сибири; в часть не вернулся.

В 1922 году проживал в Канске, где был арестован и приговорен к 1 году принудительных работ. Затем работал окружным агрономом, затем переехал в Ново-Николаевск (Новониколаевск; ныне г. Новосибирск).

В 1926 – 1933 — режиссер-постановщик АО «КиноСибирь» (с 1929 — кинофабрики Сибирского отделения «Совкино» (Сибсовкино); с 1930 — Сибирской кинофабрики «Союзкино» (Сибсоюзкино); с января 1933—  Сибирской фабрики учебных, научных и технических фильмов треста «Союзтехфильм» (Сибтехфильм)).

В 1926 году совместно с оператором и режиссером Яковом Задорожным выпустил первое периодическое издание АО «КиноСибири» — три выпуска киножурнала «В помощь земледельцу».

В Новосибирском государственном краеведческом музее хранится сценарий фильма «Золотое дно» (Молочное хозяйство и маслоделие Сибири) в 5-ти частях с прологом (Автор-руководитель агроном П. Сворков)

Арестован по политическим мотивам в 1933 году. Приговорен 22 мая 1933 года тройкой ПП ОГПУ Запсибкрая к ИТЛ. По информации дочери Ксении Сворковой из лагеря не вернулся. (По другим источникам был арестован в декабре 1937 года и вскоре расстрелян)[1] .

Реабилитирован 14 июня 1956 года Военным трибуналом Сибирского военного округа.

__________________________________
1. Летопись российского кино. 1930—1945 / сост. В. Е. Вишневский, А. С. Дерябин, В. И. Фомин и др. — М.: Материк, 2007. — С. 522.

СЕМЬЯ

Был женат.

Дочь — Своркова Ксения Павловна (род. 06 октября 1927 г.).

Брат — Сворков Николай Васильевич, агроном; жил в Новосибирске.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1926 — В помощь земледельцу № 1, 2 (киножурнал); автор сценария П. Сворков
1926 — Совхоз Элита (документальный); автор сценария П. Сворков
1927 — В помощь земледельцу № 3 (киножурнал); автор-сорежиссер П. Сворков
1927 — Киносибирь № 1, 2, 3, 4, 5 (киножурнал); автор-сорежиссер П. Сворков
1927 — Опытная станция (документальный); автор сценария П. Сворков
1927 — На переломе / Шагай сибирская деревня! / Путь советской деревни (культурфильм); автор-сорежиссер П. Сворков
1927 — Показательный бой Красной Армии в Новосибирске (документальный); режиссер П. Сворков совм. с Я. Задорожным
1927 — На зов индустрии (документальный); автор-режиссер П. Сворков
1927 — Город и деревня Сибири в 10 годовщину Октября (документальный); автор сценария П. Сворков, режиссер П. Сворков совместно с Я.Задорожным
1928 — Как повысить урожай (агитмассовый); автор сценария П. Сворков cовместно с Анифиловьевым
1928 — Золотое дно (культурфильм); автор-сорежиссер П. Сворков
1928 — Сибирский альманах № 1, 2 (киножурнал); автор сценария  П. Сворков
1929 — Конец Журавлихи (игровой); режиссер П. Сворков совместно с Я.Задорожным, автор сценария П. Сворков совместно с А. Куликовым
1929 — 3-й заем индустриализации (мультипликационный); автор-режиссер П. Сворков
1929 — Два гиганта (документальный); автор сценария П. Сворков совместно с А. Куликовым, режиссер П. Сворков совместно с Я. Задорожным
1928 — О чем мычит корова (культурфильм); автор-режиссер П. Сворков
1930 — Бабьи сполохи (культурфильм); режиссер П. Сворков
1931 — Зеленая крепость (культурфильм); режиссер П. Сворков
1931 — На участке фронта. Луговодство (культурфильм); режиссер П. Сворков

РЕПРЕССИИ

  • Арестован 24 апреля 1922 года по обвинению в контрреволюционной деятельности. Осужденен 17 августа 1922 года Енгубревтрибуналом. Приговор: ИТЛ, 1 год. Реабилитирован Военной прокуророй СибВО 31 августа 1992 года. (Источник: Архив УФСБ КК, дело № П-23630)
  • Арестован по политическим мотивам в 1933 году. Приговорен 22 мая 1933 года тройкой ПП ОГПУ Запсибкрая к ИТЛ. По информации дочери К. П. Сворковой из лагеря не вернулся. (По другим источникам был арестован в декабре 1937 года и вскоре расстрелян). Реабилитирован 14 июня 1956 года Военным трибуналом Сибирского военного округа.

Библиография

1927 — Сворков, П. В.. На переломе [Текст] : Пути Сибирской деревни : [Беседа о кино-ленте] / Автор-руководитель по засъемке агроном П. В. Сворков.: [б. и.], — 14 с. : 17х13 см. (изд.: — Москва : Главполитпросвет)

Цитаты

[...]Павел Сворков, сверстник Задорожного, – казанец, получивший агрономическое образование. В империалистическую войну — фронтовой офицер. По ранению возвращается домой, где и встречает 1918-й. Мобилизован в колчаковскую армию. С нею и докатывается до Ново-Николаевска, где открывшиеся раны помогают выйти из игры. Агрономическое образование, литературные задатки и интерес к фотографии способствуют сотрудничеству в журнале «Помощь земледельцу» краевого земельного управления. С появлением здесь Задорожного сразу же прикрепляется к нему и вместе с оператором-режиссером участвует во всех начавшихся съемках. Так складывается этот творческий дуэт, принесший и Киносибири, и ее преемникам немало побед, а потом распавшийся – вначале по соображениям творческим, затем поворотами в личной судьбе: Задорожный стал маститым советским режиссером, первым лауреатом Государственной (Сталинской) премии в кино за Уралом, а Сворков расстрелян, не успев проработать и десятка лет в новосибирском кино.[...]

Из книги «История города. Новониколаевск — Новосибирск».Историченские очерки.—Новосибирск : Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2005.— 864 л. (с. 749), Источник

[...]Любопытно отметить, что агитфильм «На переломе» вышел на экраны 1927 году. Он был одним из первых. которым начались в кино пропаганда коллективизации. На два года позднее появилась картина Сергея Эйзенштейна «Старое и новое», тоже посвященная этой же теме. Вслед за картиной «На переломе» режиссер П. Сворков ставит игровую киноленту «Конец Журавлихи». Известен только год выпуска фильма на экраны. 1929-й.
Негатив фильма не сохранился, а растиражированные копии со временем утратились. Но сохранилось либретто сценария. Картина показывала на примере крестьянина Федора Шумилова борьбу жителей Журавлихи против куликов, приход к новым формам организация труда, становление колхоза. Пресса, указывая слабость художественного решения картины, справедливо отмечала, что «фильм своевременно и верно отразил тему коллективизации». Все роли в картине исполняли крестьяне.[...]

Киногазета (1929), Источник

Источники информации

Архив Научного и просветительского центра «Мемориал» ( НИПЦ «Мемориал») (репозиторий) (Ф. 1. Оп. 3. Д. 4542); https://nipc.memo.ru/
База данных Красноярского общества «Мемориал» https://memorial.krsk.ru/Articles/KP/7/s05.htm
Ватолин В. Голливуд за Каменкой. Очерки зарождения и становления производства фильмов в Сибири // КЗ, № 74 (2005), с. 282—321.
Ватолин В. Яков Задорожный, основоположник кинопроизводства в Cибири. Из книги очерков «Люди-вехи сибирского кино» // КЗ, № 81 (2007), с. 263—284.
Фотография: Архив НИПЦ «Мемориал».( Ф. 1. Оп. 3. Д. 4542).

[ Страница дополняется материалами ]