Да­вид ГЕЙГНЕР

дирижёр, композитор, музыкальный оформитель

Полное имя:
Да­вид Иса­ако­вич ГЕЙГНЕР

Дата рождения:
13 января 1898
м. Казатино, Казатинская волость, Бердичевский уезд, Киевская губерния, Российская империя

Дата смерти:
08 января 1938 (39 лет)
Московская область, полигон «Коммунарка», РСФСР, СССР

Профессии:
дирижёр, композитор, музыкальный оформитель

Краткая биография

Гейгнер Давид Исаакович (13 января 1898, Казатино, Украина — 08 января 1938, полигон «Коммунарка», РСФСР, СССР) — композитор, пианист, дирижёр. Один из первых создателей джаз-оркестра в СССР. Беспартийный. Член Союза московских композиторов (1935)[1].

Обучился игре на рояле в раннем детстве, уже в возрасте 11-ти лет играл на свадьбах, работал тапером.

В годы Гражданской войны служил в агитбригаде 1-й Конармии Буденного; писал музыку к спектаклям труппы «Синяя блуза».

С 1926 года служил дирижером в Русской оперетте во Владивостоке; в 1928 году Давид Гейгнер как руководитель Русской оперетты едет с труппой на гастроли в Китай на КВЖД, где также выступает (вместе с женой Цецилией Чудновской) в Харбинской филармонии. После распада труппы создает джаз-оркестр «Русский Харбинский Оркестр».

В 1933 – 1935 гг. находился с семьей на гастролях в Китае; его джаз-оркестр выступает в Пекине, Циндао, Тяньцзине, Чанчуне, Даляне, затем его джаз-ревю в двух отделениях было приглашено в Шанхай. В этот период Давид Исаакович сочинил много романсов и инструментальных пьес; им написана музыка к балету «Маски города».

После смерти отца в 1935 году возвращается с семьей в Москву. Работал музыкальным оформителем на кинофабрике «Союзкинохроники»; писал музыку к физкультурным парадам, фильмам «Абиссиния» (об итало-эфиопская войне), «Полет героев» — о беспосадочном перелете Чкалова, Белякова, Байдукова по маршруту: Москва — Северный полюс — Северная Америка.

Параллельно с работой на кинофабрике создает джаз-оркестр, с которым выступает на концертной площадке ресторана гостиницы «Метрополь».

В 1936 году пишет музыку к игровому фильму «Леночка и виноград». После ареста во время концерта в «Метрополе», 03 декабря 1937 года, в титрах фильма композитором был указан Н. Стрельников.

_______________________________________
1. В 1932 году после опубликования постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» вместо отдельных творческих объединений была создана единая творческая организация – Союз советских композиторов, находящийся, как и другие творческие союзы – художников, писателей, в подчинении Наркомпроса РСФСР. Наркомпрос в специальном постановлении предложил целый комплекс мер по укреплению социального и материального положения композиторов в обществе. Государственной филармонии было предложено включить в свой план регулярные циклы концертов из произведений советских композиторов. Был создан специальный фонд для премирования лучших произведений. Были даны поручения издательству Музгиз по выпуску в свет сочинений советских композиторов, также определены нормы оплаты творческого труда. Активно развивалась практика заключения контрактов с композиторами и выделения средств на подготовительную работу. В 1933 году было принято постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР «О жилищных правах научных работников», целиком относящееся и к композиторам (в частности, было узаконено право на дополнительную жилплощадь). В 1932 году президиум правления Союза советских композиторов утвердил структуру Московского союза советских композиторов. 30-е годы аналогичные композиторские организации возникли в Ленинграде, Харькове, Киеве, а также в Азербайджане, Белоруссии, Армении и Грузии. (Источник: www.союзмосковскихкомпозиторов.рф)

СЕМЬЯ

Родился в многодетной семье музыкантов.

Жена — Цецилия Александровна Чудновская, пианистка, певица; окончила Киевскую консерваторию (педагог Владимир Пухальский).
Сын — Эмиль Давидович Гейгнер (1920 – 2012), джазовый саксофонист, кларнетист, композитор и оркестровщик; солист джаз-оркестров Александра Цфасмана и Леонида Утесова; в музыкальных кругах  его считают предтечей послесталинского поколения молодых московских джазистов.
Дочь — Елизавета Давидовна Ривчун, была женой джазового музыканта Александра Ривчуна (1914 – 1974).
Внук — Борис Александрович Ривчун, композитор.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Документальные

1936 — Абиссиния (итало-эфиопская война); полнометражный; режиссер И. Копалин; операторы: В. Ешурин, Б. Цейтлин; музыка Д. Гейгнера
1937 — Полет героев (самолет АНТ-25 на Щелковском аэродроме. В. Чкалов, Байдуков, Беляков у самолета. Самолет взлетает); производство: Московская студия кинохроники; режиссер В. Гейман; операторы: В. Доброницкий, М. Ошурков; звукооператор С. Семенов; музыка Д. Гейгнера
1937 — Песня лейтенанта (выступление военного оркестра, хора  Ленинградской пехотной школы); производство:  Московская студия кинохроники; режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; оператор Н. Степанов; композитор Д. Гейгнер, звукооператоры: Н. Бертран, П. Харитонов 

Игровые

1936 — Леночка и виноград; производство: «Ленфильм»; авторы сценария: Е. Шварц, Н. Олейников; режиссёр А. Кудрявцева; в главных ролях: Я Жеймо и В. Чирков 

РЕПРЕССИИ

Гейгнер Давид Исаакович арестован 03 декабря 1937 года. Обвинен в шпионаже и подготовке теракта. По приговору Военной Коллегии Верховного суда СССР был расстрелян 8 января 1938 года. Место захоронения — полигон «Коммунарка». Реабилитирован 08 декабря 1956 года (посмертно).

Цитаты

[...]Еще живя в Харбине, он написал оперетту «К тем берегам» на либретто И. Козлова, о судьбах русской эмигра-ции. В 1937 году она была принята к постановке в Московском театре оперетты... Елизавета Давидовна не раз обращалась к заведующей литературной и музыкальной частью по поводу участи нотного материала оперетты. Но, к сожалению, ей так ничего найти не удалось. Во время войны пропали все пластинки Давида Исааковича, а его нотами соседи растапливали печку…
Давида Гейгнера забрали прямо с концерта джаз-оркестра в ресторане «Метрополь», в перерыве между первым и вторым отделениями. Пригласили к директору, где его уже ждали двое. Ему разрешили переодеть фрак и лаковые туфли и, не дав попрощаться с женой, увезли на Лубянку навсегда...
«А я ждала. Я ему писала письма. Прятала под пианино. А когда делали ремонт, отодвинули пианино. Там было такое! Мама чуть в обморок не упала, когда прочитала, как я рассказывала про свои дела, делилась. Мне его не хва¬тало. Вот придумала, что я ему пишу, потом действительно стала писать и прятать письма. Я помню, вдруг на меня напало, я побежала, папины туфли отнесла в мастерскую. Мне показа¬лось, набойки стесались. А вдруг он придет, чтоб туфли его ждали. Когда я приходила из школы, первое, что я смотрела, нет ли его шляпы и пальто на вешалке. Может быть, он уже дома», — вспоминает Елизавета Давидовна. Его расстреляли за пять дней до 40-летия.[...]

Людмила Щербакова, Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД. Биография: интернет-журнал www.jazz.ru.