Ирина ЦАТУРОВА

звукомонтажница, звукооформитель, киномеханик

Полное имя:
Ирина Маратовна ЦАТУРОВА

Дата рождения:
10 августа 1938
г. Ростов-на-Дону, РСФСР, СССР

Профессии:
звукомонтажница, звукооформитель, киномеханик

Краткая биография

Последнее обновление: 06.06.2024.

Цатурова Ирина Маратовна (род. 10 августа 1938 года в Ростове-на-Дону) — звукооформитель. «Ударник коммунистического труда» (1972). «Отличник кинематографии СССР» (1977). «Ветеран труда» (1989). Член КПСС. с июня 1965 года.

На Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) работала с июня 1959 по 1994 год; с июня 1959 — киномеханик в аппаратной перезаписи; с июня 1963  — ассистент звукооформителя; с октября 1968 — монтажница 6-го разряда в отделе звукооформления; с мая 1973 — звукооформитель 2-й категории; с марта 1974  — звукооформитель 1-й категории. Первоначально работала на оптической плёнке («оптике»), затем освоила новую технологию работы с широкой магнитной плёнкой («магнитке»).

Была членом Комитета комсомола студии.

Вожатая в пионерском лагере ЦСДФ и студии им. М. Горького «Буревестник». Фото из личного архива И.М. Цатуровой.

Коллеги – звукооформители, с которыми работала Ирина Маратовна:

Старшее поколение[1]: Чижова Мария Фёдоровна, Колосова Евдокия Ивановна, Иванова Пальмира Николаевна.

Коллеги-звукооформители: Котова Элеонора Викторовна, Васильева Надежда Павловна, Золотарёва Ирина Георгиевна, Анкина Зинаида Александровна, Мариновская Зоя Михайловна, Ольга Александровна Лобанова.

Оформлением узкой плёнки для шумотеки, созданием картотеки и каталога занималась Любовь Шенк.

Звукооператоры, с которыми работала Ирина Маратовна:

Старшее поколение[2]: Овсяников Дмитрий Николаевич, Воскресенская Ирина Николаевна, Георгиевская Валентина Серафимовна, Гунгер Игорь Феликсович, Нестеров Виталий Александрович, Никитин Кирилл Васильевич, Уздин Завель Менделеевич, Котов Виктор Алексеевич, Петров Александр Михайлович, Уманский Евгений Яковлевич.

Среднее поколение: Устименко Николай Иванович, Дёмкин Юрий Николаевич, Зорин Юрий Викторович, Зорин Владимир, Оганджанов Юрий Николаевич. Гапеев Михаил Михайлович, Пивоваров Пётр Викторович, Весёлкин Александр Георгиевич, Иванов Вячеслав Анатольевич и Конюшенко Дмитрий Иванович.

На премьере полнометражного фильма «Солдаты народа, солдаты мира» в Доме кино.  1980 год. На фото (слева направо): Ирина Цатурова, музоформитель Петр Кутьин, драматург Генрих Гурков, режиссер Александр Кочетков. Фото из личного архива И.М. Цатуровой.

Работала с авторами и  режиссерамиСемирамидой Николаевной Пумпянской, Константином Михайловичем Симоновым, Мариной Михайловной Бабак, Игорем Моисеевичем Ицковым, Екатериной Ивановной Вермишевой, Александром Петровичем Саранцевым, Александром Юльевичем Иванкиным, Анатолием Николаевичем Паниным, Борисом Николаевичем Рычковым, Джеммой Сергеевной Фирсовой, Эдуардом Николаевичем Киселёвым, Евгенией Викторовной Головня, Ильей Семёновичем Гутманом, Галиной Евгеньевной Долматовской и другими.

Чтобы представить объём работы Цатуровой, выполненный только с одним режиссёром, достаточно посмотреть фильмографию Семирамиды Пумпянской, которая насчитывает более 100 фильмов, на 80-ти из них работала Ирина Маратовна.

С 1997 по 2012 — на Российской центральной киновидеостудии хроникально-документальных и учебных фильмов (РЦСДФ). Работала с режиссерами Андреем Владимировичем ОсиповымНаталией Михайловной ГугуевойЕвгением Абелевичем Голынкиным

Ирина Маратовна сохранила шумотеку ЦСДФ, состоящую из 15 000 фонограмм, которую накопил коллектив звукооформителей ЦСДФ, оцифровала и передала бесценное звуковое наследие ВГИКу и Мосфильму.

______________________________
1. Старшее поколение звукооформителей — люди, пришедшие в звуковое кино в 30 годы.
2. Старшее поколение звукооператоров — люди, пришедшие в звуковое кино в 30 годы.

СЕМЬЯ

Отец —  Цатуров Марат Гайкович (1906 – 1964), начальник Главного управления рабочего снабжения Министерства химической промышленности СССР.

Мать — Цатурова Зоя Дмитриевна (1906 – 1964).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1964 — «Новости дня» № 42 (киножурнал)
1967 — Странная моя
1972 — Хоккей против хоккея, автор сценария и режиссёр Б. Рычков
1972 — Чужого горя не бывает…; режиссёр М. Бабак
1975 — Константин Симонов «Шел солдат...» кино-поэмаполнометражный; автор: Константин Симонов; режиссер Марина Бабак; оператор В. Альтшулер
1975 — Я хочу рассказать о ГДР
1978 — «The Unknown War» (Неизвестная война) — версия на английском языке документальной 20-ти серийной киноэпопеи «Великая Отечественная»); исполнительный продюсер и режиссер Роман Кармен (СССР); телевизионный продюсер Исаак Клейнерман (США); серии;: «Оборона Сталинграда» и «Сталинград выстоял» (оба фмильма режиссера С. Пумпянгской), «Последнее сражение Неизвестной войны» (режиссер И. Григорьев)
1979 — Неизвестный солдат — фильм 20-й киноэпопеи «Великая Отечественная» («Неизвестная война»); создана при участии американских кинематографистов для показа в США и других странах; режиссер Р. Кармен
1980 — Солдаты народа, солдаты мира; режиссёр А. Кочетков

На премьере полнометражного фильма «Солдаты народа, солдаты мира» в Доме кино. У микрофона режиссёр А.С. Кочеткова. На сцене стоят (слева направо): консультанты фильма, автор сценария Г. Гурков (третий слева), дир. картины Валентина Гусева и Тамара Салеева, оператор Владимир Байков (седьмой слева), шумовой оформитель Ирина Цатурова, звукооператор Валентина Георгиевская, редактор Глеб Лысой, операторы Юрий ОрловИван ФилатовЮрий Голубев, музоформитель Пётр Кутьин. Фото из личного архива В. И. Гусевой.

1983 — Русская северная; полнометражный; режиссёр А. Панин
1984 — Маршал Жуков. Страницы биографии; авторы сценария: М. Бабак, И. Ицков; режиссёр М. Бабак
1985 — Открытие Антарктиды (фильм рассказывает о трех антарктических экспедициях — 1-й, 30-й и специальной спасательной; в фильм вошли автобиографические воспоминания участника полярной экспедиции и первой зимовки на Антарктиде Александра Степановича Кочеткова); полнометражный; авторы фильма: А. С. Кочетков, А. А. Кочетков
1985 — Пирамида; полнометражный; автор сценария Л. Рошаль; режиссёр А. Иванкин
1987 — ...Больше света! Историко-публицистическое повествование; полнометражный; режиссёры;  И. Ицков и М. Бабак
1988 — Лимита, или четвёртый сон; полнометражный; авторы сценария: Авторы сценария; Е. Головня, Ю. Щекочихин; режиссёр Е. Головня
1988 — Диалог. Хроника московской встречи в верхах; режиссер А. С. Кочетков
1988 — Из жизни на Северном полюсе; режиссёр А. А. Кочетков
1989 — За горизонтом – горизонт. Штрихи к портрету академика Трешникова; режиссёр А. С. Кочетков
1990 — Услышать музыку; режиссёр А. Панин
1990 — Изменницы; полнометражный; авторы сценария: Евгения Головня, Максуд ИбрагимбековОксана Головня; режиссёр Е. Головня
1990 — Все будет лучше...; полнометражный; режиссёр А. С. Кочетков
1990 — Верность ильм посвящен памяти Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), писателя, кинорежиссёра, актёра); производство: Патриот (ЦСДФ); полнометражный; автор сценария и режиссер А. Саранцев
1999 — Занесённые ветром; полнометражный; производство: Школа-студия документального кино; автор сценария Г. Городний; режиссёр А. Осипов
2001 — Et cetera: Семь войн – от японской до чеченской; производство: Киновидеостудия "Риск"; режиссёр А. Осипов
2001 — Форсаж; режиссёр Н. Гугуева
2004 — Страсти по Марине; полнометражный; производство: киновидеостудия РИСК; автор сценария и текста О. Агишев; режиссёр А. Осипов
2005 — Тимур. История последнего полёта; режиссёр Н. Гугуева
2018 — Свидетели любви; полнометражный; производство: Студия "Встреча"; режиссёр Н. Гугуева
2021 — НЕрасставание; режиссёр Н. Гугуева

БЛАГОДАРНОСТИ И ПРЕМИИ

  • За участие в работе по спецвыпускам, посвященным XXIII съезду КПСС объявлена благодарность (04.06.1966)

  • За участие в создании фильма «Странная моя» объявлена благодарность и выдана денежная премия (16.02.1967)

  • Объявлена благодарность за участие в создании кинофильмов к XXIV съезду КПСС (29.04.971)

  • Объявлена благодарность за участие в создании фильмов, посвященных визитам советских руководителей в зарубежные страны (07.01.1972)

  • За работу по фильму «Чужого горя не бывает» объявлена благодарность и премия Госкино СССР (06.03.1973)

  • Объявлена благодарность Госкино СССР за активное участие в создании на высоком идейно-художественном уровне фильма «Шёл солдат» (28.05.1975)

  • За оперативность в работе над фильмами о XVI съезде Профсоюзов — благодарность Госкино СССР (13.06.1977)

  • За участие в создании кинофильма «Я хочу рассказать о ГДР» объявлена благодарность и выдана денежная премия (03.03.1975)

  • За участие в создании киноэпопеи «Великая Отечественная» объявлена благодарность и вручена премия (23.08.1979)

  • За участие в создании фильма «Такой солдат непобедим» благодарность и денежная премия Госкино СССР (20.05.1985)

  • За участие в создании кинофильма «Сказание о Руси» объявлена благодарность и выдана премия (31.03.1987)

Цитаты

[...]В июне 1959 года я услышала по радио, что Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ) набирает киномехаников. Я руки в ноги — мне двадцать минут до неё. Киномехаников не хватало. Нас взяли, так как начали делать панорамы и кругорамы. Взяли меня и Светлану Князь, с которой мы подружились на всю жизнь! Проработала восемь месяцев киномехаником: двух и трехсменная работа. Человек тридцать пять киномехаников было. Я работала в аппаратной перезаписи, заряжала картины. Работа киномеханика не очень интересная. А в других отделах звукоцеха тоже не хватало людей. Потом начальник шумотеки предложила мне перейти в отдел звукооформления монтажницей. А Света ушла в аппаратную перезаписи техником. Моя работа в новом отделе заключалась в том, что монтаж шумов осуществлялся в паре со звукооформителем. Звукооформитель на аппарате «Мовиола» подкладывал шумы синхронно с изображением. Аппарат «Мовиола» стоял рядом с ручным монтажным столом, звукооформитель отмечал синхронность, монтажница тянула изображение и две пустые плёнки через синхронизатор и приклеивала звук на пустую плёнку синхронно, как ей давал звукооформитель. Так как фонограммы были оптические, то каждую фонограмму надо было зачистить бритвой, потом смазать ацетоном и на маленьком прессе наложить друг на друга и прижать, чтобы они склеились. И сверху, чтобы не было щелчка, приклеить уголок из белой плёнки. Так проходила работа по шумовому оформлению. Потом стала меняться технология — стали работать на магнитке, на монтажных столах. Монтаж изменился: склеивать надо было скотчем. Причём скотч был французский, у нас ещё не выпускали.[...]

Ирина Цатурова, Источник

Профессиональные принципы звукооформителя:
Принцип №1: «Выполненная работа должна нравиться звукооформителю и режиссёру. Многие режиссёры не понимают, повторяю, что можно сделать шумами. Шумы могут многое дать и многое испортить!»
Принцип №2: «Конечно, расхождение звука с изображением недопустимо. Надо было сделать не только синхронно, но, и чтобы получился образ звука. Чтобы звук соответствовал изображению, как будто специально был записан для данного эпизода. Звук должен быть, как родной.»
Принцип №3: «Ты должен найти то, что подойдёт к изображению. Это самое главное в этой профессии — найти именно ту самую фонограмму, сделать оптимальный выбор.»
Принцип №4: «То, что мы собирали, могло понадобиться, даже если один раз в жизни! Мы собирали все возможные звуки. Любой звук, который может быть, должен быть у тебя в шумотеке!»
Принцип №5: «Всегда шёл постоянный поиск, придумывание в работе над шумами — надо обязательно было найти то, что тебе хочется, и сделать даже то, чего нет в шумотеке, но надо было найти и сделать!»

Цатурова Ирина

Источники информации

При подготовке материала использована информация открытых источников, в том числе из семейного архива И. М. Цатуровой. Информация о благодарностях составлена в соответствии с записями в Трудовой книжке И. М. Цатуровой.