Кристи Сергей Михайлович (10 июля 1921, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — 19 января 1986, Москва) — актер, поэт, корреспондент-краснофлотец, корреспондент газеты. Беспартийный. Член Союза журналистов СССР. Автор (в соавторстве) бардовских песен, считающихся первыми шедеврами жанра, созданными в послевоенное время.
Родилсся в семье профессионального революционера, члена РСДРП Кристи Михаила Петровича. В 1926 году семья переехала из Ленинграда в Москву.
В 1939 году окончил 43-ю среднюю школу ФОНО (г. Москва).
В 1939 – 1940 гг. учился в школе-студии Центрального театра Красной Армии (ушел со 2-го курса); актер театра (параллельно с учебой).
В 1940 году призван в РККА, служил в команде артистов-красноармейцев при Центральном театре Красной Армии.
Участник Великой Отечественной войны. Воинское звание: б/зв.
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945).
После демобилизации (по состоянию здоровья) вернулся в Москву, где в 1945 – 1947 гг. работал корреспондентом в газете «Московский комсомолец».
В 1947 – 1948 — актер в труппе Государственного центрального театра кукол (ГЦТК) под руководством Сергея Образцова.
В 1946 – 1949 — в Госкомиздате (по договору).
С 03 августа по 02 ноября 1949 — ст. администратор цеха съемок Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); зачислен для работы по фильму «Пятилетка в четыре года».
С 1953 года жил в Московской области, работал ответственным секретарем Воскресенской районной газеты «Коммунист».
С 1947 года писал песни совместно с Алексеем Охрименко и Владимиром Шрейбергом с которыми подружился во время учебы в школе. Творческое содружество Кристи — Охрименко — Шрейберг продолжалось в период с 1947 по 1953 год. В этот период ими написаны: «Батальонный разведчик«, «Лев Николаич Толстой», «Отелло», «Гамлет» и многие другие. Автор музыки песен: Владимир Шрейберг. В музыкальных аранжировках иногда помогал композитор Виталий Гевиксман (с 18 июля 1949 по 14 апреля 1952 — старший музыкальный редактор ЦСДФ). В 50-е годы песни стали широко известны как безымянные народные. Авторство было установлено лишь в начале 90-х годов, когда тексты песен напечатала газета «Литературные новости» (№ 11 за 1992 год), а сами песни исполнены Алексеем Охрименко на концертах авторской песни, которые в начале 90-х годов устраивал Эдмунд Иодковский. Считается, что цикл песен Кристи – Охрименко – Шрейберга оставил заметный след в поэзии Высоцкого.
Отец — Кристи Михаил Петрович (1875 — 1956), профессиональный революционер, член РСДРП с 1898 года; родился в городе Измаил в Бессарабии в семье служащих, выходцев из Македонии; вскоре после рождения сына семья переехала в Крым, где М. Кристи окончил гимназию; с 1895 г. работал в керченских газетах; владелец и главный редактор газет: «Южный курьер», «Крымская газета», «Накануне», «Южный голос»; в 1905 году «Южный курьер» призывал к стачкам, забастовкам и демонстрациям; в 1906 году за революционную деятельность привлечен к суду; не дожидаясь ареста, уехал в эмиграцию; с 1906 по 1917 год жил во Франции, Австрии, Италии и Швейцарии, где получил блестящее высшее образование на естественном и литературном факультетах Лозаннского университета; в 1915 году в Женеве знакомится с А. В. Луначарским, который приглашает его с женой Н. С. Кристи и их детьми в Париж; в начале 1917 г. А. В. Луначарский и М. П. Кристи с группой политических эмигрантов и беженцев возвращаются.вслед за Лениным через Германию в Россию; по возвращении в Россию в 1917 году стал членом Президиума Керченского совета рабочих и крестьянских депутатов; с 1918 по 1926 — уполномоченный Наркомпроса в Петрограде (занимался сохранением и реконструкцией научных и музейных учреждений; в период гражданской войны был заведующим петроградскими высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими и художественными организациями, театрами); с 1926 — зам. начальника Московского отделения Главнауки (занимался вопросами музейного строительства и развития науки); с ноября 1928 по октябрь 1937 — директор Третьяковской галереи (сменил на этом посту А. В. Щусева); с 1938 до 1948 — художественный руководитель Московского товарищества художников (секция Союза художников). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Сестра — Кристи Наталия Михайловна (1907 — 1989), физик, научный сотрудник Радиотехнического институтата АН СССР.
Брат — Кристи Леонид Михайлович (30 ноября 1910, Париж — 28 мая 1984, Москва), кинорежиссер, педагог. Народный артист РСФСР (1969). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947). Лауреат Ленинской премии (1980) и двух Сталинских (Государственных) премий (1948, 1949).
Жена — Кристи Вера Яковлевна.
Сын — Кристи Михаил Сергеевич.
О графе Толстом, мужике не простом (Стихи С. Кристи, А. Охрименко, В. Шрейберга, Музыка В. Шрейберга)
Благодаря Шекспиру я потерял квартиру... — Нарымский рассказ о Шекспире, коварстве, любви и московской квартире (Стихи В. Шрейберга, А. Охрименко, С. Кристи, Музыка В. Шрейберга)
Венецианский мавр Отелло... — Отелло (Стихи А. Охрименко, С. Кристи, В. Шрейберга. На мотив песни "Когда б имел златые горы")
Жил-был великий писатель... — О графе Толстом — мужике непростом (А. Охрименко, С. Кристи, В.Шрейберг)
Ходит Гамлет с пистолетом... — Гамлет (Стихи В. Шрейберга, А. Охрименко, С. Кристи, Музыка В. Шрейберга)
Я был батальонный разведчик... — Батальонный разведчик (А. Охрименко, С. Кристи, В. Шрейберг)
[...]Одну из первых песен, «Жил был великий писатель, Лев Николаич Толстой», Кристи С. М. написал в старшем классе школы, когда изучали произведения Льва Толстого. Песни он писал вместе с друзьями, Алексеем Петровичем Охрименко и Владимиром Шрейбергом. По его собственному рассказу, он написал песню о Льве Толстом, чтобы легче излагать историю жизни писателя в школьном сочинении и при устном ответе на уроках литературы. Песня получила самое широкое распространение в разных вариантах и перепевах, начиная с военных лет. ...
Источник
[...]После войны Сергей Кристи, не имея высшего образования, не мог найти работу в Москве, и в 1953 году поехал работать в город Воскресенск, Московской области, в местную газету «Коммунист». Он много лет проработал там в должности ответственного секретаря. Свои статьи о соратниках Мусы Джалиля он иногда подписывал театральным псевдонимом "П. Лучино". Позднее, в 1970 году, за эти публикации он получил премию Союза журналистов СССР. [...]
[...]Алексей Петрович Охрименко родился в Рождественский сочельник 1923 года в Москве. В школе скрестились судьбы будущей тройки авторов – Алексея Охрименко, Сергея Кристи и Владимира Шрейберга. До войны вместе с Кристи успел поработать актёром в Театре Советской Армии. В 1942 году ушёл на фронт, в 1943-м на госпитальной койке в Шуе приступил к сочинению своей первой песни «Донна Лаура». После выписки снова воевал, снова был ранен, затем переброшен с германского фронта на японский.
Лев АЛАБИН, Источник
Вернувшись с войны, три друга стали собираться на Арбате в Чистом переулке, где они все и жили. И однажды Сергей Кристи принёс на встречу начало песни и предложил вместе написать продолжение. Это была песня о незаконнорождённом сыне Льва Толстого. Но после короткого спора решили написать о самом Льве Толстом, но в таком же юмористическом духе «вагонной песни». Так и началось это творческое содружество. В доме у Шрейберга были пианино и аккордеон, Охрименко приходил с гитарой. Так что музыкальное сопровождение получалось довольно богатое.[...]
Вскоре компания разрослась. Среди завсегдатаев был, например, Эрнст Неизвестный, тогда студент МГУ (ему, кстати, посвящена одна песня), журналист Аркадий Разгон. Появились слушатели, жаждавшие всё новых весёлых песен. Окрылённые успехом, стали сочинять дальше.
Втроём написали пять песен: «Толстой», «Отелло», «Гамлет», «Батальонный разведчик», «Коварство и любовь». Потом, когда компания распалась, Охрименко продолжал писать уже один: «Михайло Ломоносов», «Муций Сцевола», «Беранже», «Сосудик», «Реквием», многие другие.[...]
Мне всегда хотелось, взяв текст в руки, доказать, что «Батальонный разведчик» – шедевр. К счастью, эту работу проделал Лев Аннинский. Вот, например, что он пишет: «…и пели в компаниях эту летучую, могучую, никем не победимую балладу, лирический герой которой сделался как бы собирательным народным типом, встав в тот ряд, где уже обретались уныло напевающий ямщик, бродяга, переехавший Байкал, и молодец, сулящий девице златые горы. Теперь вровень с ними оказался словно изваянный самим народом солдат недавней войны».[...]
[...]...выяснилось: «Батальонный разведчик», вышибавший слезу у полков и армий, что растеклись после войны по интеллигентским кухням и пригородным поездам, — сочинен тремя вполне обыкновенными парнями.[...]
Лев Аннинский, Источник
Все трое были из «поколения лейтенантов». Одного звали Алеша, другого Сережа, третьего Володя. Подчеркну интернациональный характер этого братства, где объятые стихией русского слова сплелись украинские, западно-европейские и еврейские корни: Охрименко, Кристи, Шрейберг. Срастить бы их на манер «Кукрыниксов» — что получилось бы? «Окриш»? «Дед Окриш» — по аналогии с тем, как звали под конец жизни одного из них: «Дед Охрим»… Но в 1950-м как авторы они были безымянны: растворились в образе «Батальонного разведчика», в образе самого «батальона», нет, больше: тут что-то «соборное», «собирательное», «всенародное», дышащее в унисон...
[...]... думаю, в нынешней песенной стихии, где запретов нет и матерная ругань — что-то вроде проходного балла, — этот вопль батальонного разведчика вряд ли произведет впечатление. А вот в ситуации 1950 года даже намек на мат означал, что эмоция подошла к запретной черте: значит, теперь должен последовать взрыв гражданских чувств.[...]
Охрименко, имел пишущую машинку и некоторые связи в редакциях. Текст перепечатали. Однако с редакторских столов он очень скоро передислоцировался за ресторанные столики ЦДЛ, ЦДРИ, ВТО и прочих творческих союзов, вожделенных для тогдашней пишущей братии. И вот там, за столиками, выяснилось, что песня действует безотказно. И не гражданским своим пафосом (то есть не костылем, поднятым над головами сволочей тыла), а сентиментальным сюжетом, в котором, как и во все эпохи, таился целительный яд...[...]
Есть ли такая матрица в «Батальонном разведчике»? Наверное, есть. Только не схватишь. «Умер бедняга в больнице военной»? Нет, не то… Матрица в «Разведчике» есть, но не литературная, а фольклорная, таким тонким и глубинным слоем заложенная, что ирония по отношению к этой обкатанной модели не мешает патетике по отношению к той реальности, что эту модель породила. Выплеск в оба конца: в смеховую разрядку и в неподдельные слезы. Я ж говорю: «Батальонный разведчик» — это шедевр, уникум, неповторимое попадание.[...]
Насыщенный историко-культурный фон поэзии Высоцкого включает в себя различные ассоциации с неофициальным песенным искусством советского периода – как фольклорным (уличные и лагерные песни), так и авторским (Анчаров, Окуджава и др.). Часть таких параллелей уже отмечена. Но пока еще не привлекал специального внимания исследователей поэтический диалог Высоцкого с творчеством необычного песенного трио в составе Сергея Кристи (1921–1986), Алексея Охрименко (1923–1993) и Владимира Шрейберга (1924–1975) – трио, стоявшего у истоков авторской песни в отечественном искусстве.
Кулагин А.В., д.ф.н., профессор, Источник
Их имена стали известны в начале 90-х гг. благодаря публикациям и выступлениям единственного остававшегося к тому времени в живых участника трио – А. Охрименко. Выяснилось, что именно эти люди в молодости, в течение 1947–1953 гг., совместно сочинили тексты (автором мелодий был Шрейберг) шуточных песен, ставших вскоре очень популярными и воспринимавшихся как народные: «Я был батальонный разведчик», «О Льве Толстом – мужике не простом» («Жил-был великий писатель…»), «Ходит Гамлет с пистолетом…» и др.; народными наверняка считал их и Высоцкий. Они относятся к тому пласту неофициальной культуры середины столетия, который называют интеллигентским фольклором.[...]
[...]После объединения в 1958 году Воскресенского и Виноградовского районов Кристи становится литсотрудником, заведующим отделом, а впоследствии ответственным секретарем Воскресенской районной газеты «Коммунист». Он достиг в своем деле высокого профессионализма и не раз признавался областным Управлением по делам издательств и полиграфической промышленности одним из лучших ответственных секретарей районной печати. Помимо основной работы Сергей Михайлович с головой ушел в краеведение, в исследовательскую публицистику, посвященную истории нашего края.
REGIONS.RU / Воскресенск / 28 янв 2022, Источник
Среди публикаций Сергея Михайловича особое место принадлежит подвигу знаменитого татарского поэта Мусы Джалиля и его соратнику по подпольной антифашистской борьбе воскресенскому журналисту Ахмету Симаеву, до войны также работавшему ответственным секретарем районной газеты «Коммунист». Сергей Кристи был первым и самым последовательным исследователем жизни и подвига нашего земляка.
В 1970 году за публикации, посвященные Ахмету Симаеву и другим соратникам Мусы Джалиля, Сергей Михайлович Кристи был удостоен премии Союза журналистов СССР. Благодаря его инициативе в мае 1985 года на доме № 8 по улице Советской, где когда-то размещалась редакция районной газеты, была установлена мемориальная доска в память Ахмета Симаева.
При подготовке материала использована информация из открытых источников, в том числе сайта: www.bard.ru; "Пятьдесят российских бардов: Справочник" / Сост. [и автор соответствующего раздела] Р. Шипов. (М., 2001. С. 319–324); Третьяковские чтения (2013) // Материалы отчетной научной конференции (М. : Государственная Третьяковская галерея; 2014; с. 277-292)