Обухович Николай Владимирович (21 февраля 1936, Ленинград — 01 сентября 2016, Санкт-Петербург) — оператор, режиссер документального кино. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Обладатель Золотой пушкинской медали «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры» (1999). Приз за вклад в кинолетопись, премия «Лавр» (2008). «Ветеран труда». Беспартийный. Член Союза кинематографистов СССР — СК России.
Учился в Средней художественной школе при Академии художеств (г. Ленинград).
В 1959 году окончил постановочный факультет Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) по специальности «Инженер-технолог сцены» (мастерская Н. Акимова).
Выпуск ВСКР 1971 года. На фото сидят в первом ряду (слева направо): Валентина Матвеева, Галина Бурашева, Галина Антонова, Вячеслав Орехов, Гарик Халтурин (второй справа), Юрий Татулашвили; стоят (слева направо): Андрей Добровольский (третий слева), Клим Лаврентьев, Елена Геккер, Владимир Рютин (второй справа); в третьем ряду (в центре): Николай Обухович. Фото из личного архива В. Орехова.
В 1971 году окончил Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссёров Госкино СССР — мастерская неигрового кино режиссёра-документалиста Екатерины Вермишевой.
В 1960 — 1962 — художник-декоратор киностудии «Ленфильм».
С 1962 — оператор, режиссер Ленинградской студии документальных фильмов.
В качестве кинооператора работал с выдающимся ленинградским режиссером Павлом Коганом — фильмы «Гордое смирение» (1964), «Спокойная сталь» (1965), «Классы» (1967).
Режиссер фильмов «Скорый Москва – Ленинград» (1972), «Мне о России надо говорить…» (1973), «38-й километр» (1973), «Что ты делаешь вечером?» (1974), «Ночь разведенных мостов» (1977), «Председатель Малинина» (1976), «Из семейного альбома» (1984), «Жизнь по лимиту» (1988), «Наша мама – герой» (1979-1989) и др.
С 1991 — режиссер Санкт-Петербургской студии документальных фильмов.
В 1997 — член жюри VIII Открытого фестиваля неигрового кино «Россия» (председатель жюри — Виктор Лисакович).
В 2021 году в проекте Алексея Ханютина «Золотая коллекция неигрового кино», авторы рассказали об истории создания на ЛСДФ Николаем Обуховичем фильма о дважды Герое социалистического труда, известной советской ткачихе Валентине Николаевне Голубевой «Наша мама – герой». Фильм, снятый в 1979 году и вышедший на экран спустя 10 лет во время перестройки, имел зрительский успех и широкий общественный резонанс.
Сын — Обухович Владимир Николаевич (род. в 1965 году в Ленинграде) — сценарист, режиссёр; с 1998 года работает на телеканалае «Культура», начальник отдела художественно-публицистических программ. Главный редактор студии «Культура» ГТРК «Санкт-Петербург».
Ленфильм
1962 — Мальчик с коньками; короткометражный; игровой; по дноимённому рассказеу Ю. Яковлева; автор сценария Юрий Яковлев; режиссер Сергей Гиппиус; оператор Владимир Ковзель; художник Николай Обухович; в главных ролях: Пантелеймон Крымов, Игорь Селюжёнок
ЦСДФ
1969 — Всенародный праздник труда (фильм о Всесоюзном коммунистическом субботнике 12 апреля 1969 года); режиссер В. Коновалов; операторы: А. Бялик, А. Воронцов, В. Киселев, Б. Шер, Ю. Коровкин, А. Крылов, Л. Максимов, П. Опрышко, Л. Михайлов, Н. Обухович, Г. Серов, А. Шафран, Е. Федяков, И. Филатов
ЛСДФ
1963 — Тринадцатый старт
1964 — Гордое смирение (фильм рассказывает о Пулковской обсерватории, Кисловодской астрономической станции, радиоастрономии, астрометрии); широкоэкранный; фильм комментируют сотрудники Пулковской обсерватории: академик А. А. Михайлов, профессор Н. Н. Павлов, писатель Б. Стругацкий, Н. Музалевская и другие); авторы сценария: В. Владимиров, А. Шлепянов; режиссер П. Коган; операторы: Ю. Александров, Н. Обухович; композиторы: Р. Котляревский, С. Томбак; звукооператор Е. Беляева
1965 — Второе рождение
1965 — Спокойная сталь (фильм в поэтической манере рассказывает о Череповецком металлургическом заводе; авторы создали образ индустриального гиганта, дополненный городскими зарисовками); автор сценари Гурвич В.; режиссер Коган П.; операторы: Занин Ю., Обухович Н.; звукооператор Боронин Н.
1966 — Письма с Невского пятачка (1 июня 1965 года у Невской Дубровки под Ленинградом в разрушенном блиндаже были найдены останки воина и истлевшая полевая сумка с документами роты и одиннадцатью письмами, написанными в ноябре 1941 года, авторы фильма решили узнать имя того, кто был найден в блиндаже, узнать судьбу людей, писавших эти письма); авторы сценария: А. Аверин, Г. Губачева; режиссер В. Логинов; оператор Н. Обухович; звукооператор Н. Зинина
1966 — На благо моряка
1966 — На режиссерских уроках; полнометражный
1967 — Классы (фильм рассказывает о методах и способах обучения театральных режиссеров на примерах занятий будущих режиссеров в мастерской М. О. Кнебель, А. А.Гончарова и А. В. Эфроса); авторы сценария: А. Шлепянов, П. Коган; режиссер П. Коган; операторы: Н. Обухович, Ю. Занин
1967 — Срочно требуется песня (фильм посвящен клубам самодеятельной песни, в частности, ленинградскому клубу «Восток»; актер В. Высоцкий исполняет песню "Порвали парус", педагог А. Якушева исполняет песню "Другие города", физик Б. Полоскин исполняет песню "Музыка ждет" и др.); режиссер С. Чаплин; операторы: Ю. Занин, Н. Обухович; автор сценария А. Менделеев; звукооператор Н. Зинина
1968 — Судьбы книг – судьбы людей
1969 — Назван именем Ленина (фильм проводит зрителей по местам, связанным с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, и другим достопримечательностям города Ленинграда); по заказу Комитет по культурным связям с зарубежными странам); автор сценария Абазов С. режиссер Кононов Н.; операторы: Александров Ю., Обухович Н.; композитор Котляревский Р., Томбак С., звукооператор Бельский Е.
1969 — И завтра в море (фильм о морском клубе "Юнга" при ДОСААФ (Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) в г. Ленинграде); режиссер Н. Боронин; операторы: О. Роменский, Н. Обухович
1969 — И не кончается строка (фильм посвящен развитию культуры в России; музыкальный основой фильма является сюита Александра Градского "Ностальгия", написанная на стихи Владимира Набокова); режиссер Н. Обухович; операторы: Д. Масс, Н. Аврунин
1971 — Чтобы ничего не случилось; режиссер
1971 — Вся сталь Абакумова (фильм рассказывает о профессии сталевара на примере сталевара завода «Центролит» в г.Тихвине Ю. Абакумове); авторы сценария: Г. Балуев, А. Гельман; режиссер Н. Обухович; оператор Ю. Александров
1971 — Помнить всегда (фильм предостерегает от наиболее характерных нарушений правил техники безопасности на железной дороге, главным образом, при обслуживании устройств сигнализации и связи); автор сценария С. Рунге; режиссер Н. Обухович; оператор Б. Севастьянов; звукооператор Е. Беляяева
1972 — Скорый Москва – Ленинград (в купе поезда рабочий, Герой Социалистического Труда Е. И. Лебедев, директор завода «Звезда» В. Г. Першин и доктор философских наук О. К. Шкаратан спорят об иерархии и ценности профессий; разговор проходит под звуки студенческих песен); авторы сценария: Г. Балуев, А. Гельман режиссер Н. Обухович; оператор В. Дьяконов; звукооператор Н. Зинина
1973 — Мне о России надо говорить… («Вечер в Кобоне») (литературный вечер на родине советского поэта А. Прокофьева в селе Кобона под Ленинградом; в фильме участвуют О. Берггольц, М. Дудин, В. Соловьев-Седой); авторы сценария: Д. Молдавский, М. Дымный; режиссер Н. Обухович; оператор В. Дьяконов; звукооператор Н. Зинина
1973 — До детства обратный билет; режиссер
1973 — 38-й километр (фильм рассказывает одорожных строителях); автор сценария (совместно с Б. Лобковым) и режиссер Н. Обухович; оператор Ю. Александров; звукооператор М. Подтакуй
1974 — Что ты делаешь вечером? (о проблеме свободного времени у современного человека); автор сценария Ирина Ефремова; режиссер Н. Обухович; оператор В. Дьяконов; звукооператор М. Подтакуй
1975 — Калужские рубежи
1976 — Председатель Малинина (фильм-портрет доярки, председателя колхоза «12-й Октябрь» Костромскоой области, лауреата Государственной премии, дважды Героя Социалистического Труда Прасковьи Андреевны Малининой (1904-1983)); автор сценария Ф. Нафтульев; режиссер Н. Обухович; оператор В. Дьяконов;звукооператор Р. Лернер; редакторы М. Мамедов, Т. Янсон
1977 — Ночь разведенных мостов (киноновелла о прощании с детством, вступлении во взрослую жизнь); автор сценария В. Викторов; режиссер Н. Обухоич; оператор Э. Раненко; звукооператор М. Подтакуй; редактор С. Янсон
1981 — Тыл (о трудовом подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны); автор сценария А. Самойлов; режиссер Н. Обухович; оператор А. Якубовский; звукооператор М. Подтакуй
1981 — Балтийский ветер (кинопортрет дважды Героя Социалистического Труда, бригадира судосборщиков Балтийского завода В. А. Смирнова); автор сценария (совместно с В. Викторовым) и режиссер Н. Обухович; оператор А. Якубовский; звукооператор М. Подтакуй
1981 — Призвание – учитель (праздник Первого сентября у первоклассников в различных региона СССР: Ульяновске, Азербайджане, литовском городе Шяуляе и Ленинграде); автор сценария А. Мадорский; режиссер Н. Обухович; оператор А. Якубовский; звукооператор Л. Лернер
1983 — Золотая пластинка-2
1984 — Из семейного альбома (фильм посвящен матери первого космонавта Ю.А. Гагарина - Анне Тимофеевне Гагариной); автор сценария:(совместно с Т. Копыловым) и режиссер Н. Обухович; оператор Д. Масс; композитор М. Камилов; звукооперато М. Подтакуй
1984 — Золотая пластинка-3, 4
1985 — Колхоз «Красный маяк» (фильм рассказывает о деревне середины 1980-х годов и Городецкой росписи); автор сценария и режиссер Н. Обухович; оператор Д. Масс; композитор М.Камилов; звукооператор М. Подтакуй
1985 — Прием по личным вопросам (о генеральном директоре Ленинградского объединения «Электросила» Б. И. Фомине, который, избрав одним из видов приоритетной деятельности социальную поддержку рабочих и служащих завода, ведет прием по личным вопросам, в том числе связанным с получением бесплатного жилья); автор сценария Л. Сидоровский; режиссер Н. Обухович; оператор С. Скворцов; звукооператор М. Подтакуй
В начале 1992 года (по инициативе генерального директора завода «Электросила» Бориса Ивановича Фомина и его энергичных сподвижников из руководства завода) создано Специальное благотворительное предприятие «ЭЛСО» («Электросила» и «Социальная поддержка»). Целью деятельности «ЭЛСО» — выявление и последующая социальная поддержка одиноких нуждающихся пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны, блокадников, многодетных семей, одиноких матерей – работников завода «Электросила». Соучредителями организации выступили профсоюзный комитет и объединение «Электросила». Ранее финансирование деятельности фонда осуществлялось за счет завода, в настоящее время — за счет открытого акционерного общества «Силовые машины», частью которого является «Электросила». - Прим ред. #МузейЦСДФ.
1986 — Диалоги (фильм рассказывает о советском джазе; фильм выпущен на экран после ряда компромисов); автор сценария и режиссер Н. Обухович; операторы Д. Масс; композитор В. Чекасин; звукооператор Л. Лернер
1987 — В поисках портрета (в основу фильма легли три события февраля 1987 года: выход на экраны фильма «Покаяние», выставка-конкурс в Манеже проектов монумента Победы на Поклонной горе и 150-летие со дня смерти А. С. Пушкина); автор сценария В. Балаян; режиссер Н. Обухович; операторы: Ю. Александров, Н. Виноградский, В. Донец, С. Иванюхин; композитор С. Курехин; звукооператор Л. Лернер
1988 — Четвертый сон Анны Андреевны (Однажды в одну из ленинградских газет пришло письмо, в котором содержался план полного коммунистического переустройства мира в духе утопий Чернышевского. Его автор — сельский фельдшер Анна Андреевна Авзаева. Дата рождения — 30 декабря 1922 г. — день образования СССР. Эта женщина прошла через фронт, за покушение на офицера была отправлена в лагеря, где ей и привиделась модель рая на земле. Ее кумиры — Чернышевский, Гете, Расул Гамзатов и Николай Угодник. Во сне к ней приходит Ленин, и их отношения более чем дружеские. Ее безумие — цельное, ее мир логичен и строен, но, к сожалению, не имеет никакого отношения к реальности. При этом она — единственный человек, который помогает больным в этом маленьком селе); автор сценария (в соавторстве с В. Балаяном) и режиссер Н. Обухович; оператор С. Скворцов; композитор Марат Камилов; звукооператор Л. Лернер
1988 — Жизнь по лимиту (о судьбе простой русской крестьянки А. П. Разживиной, которая в 30-е годы уехала из деревни и стала рабочей (по лимиту) в Ленинграде); режиссер Н. Обухович; операторы: М. Масс, М. Камилов, Л. Лернер
1989 — Наша мама – герой (фильм посвящен ткачихе Ивановского камвольного комбината, дважды Герою Социалистического Труда, депутату Верховного Совета СССР Валентине Голубевой, ее трудовой деятельности и повседневной жизни ее семьи; фильм, снятый в 1979 году, вышел на экран через 10 лет — в 1989 году); полнометражный; автор сценария и режиссер Н. Обухович; оператор А. Якубовский; звукооператор М. Подтакуй; Приз за лучший документальный фильм, ВКФ неигрового кино в Воронеже (1990); Приз жюри критиков, ВКФ неигрового кино в Воронеже (1990)
В 1987 году Валентина Голубева назначена генеральным директором Ивановского производственного хлопчатобумажного объединения; в 1987−2002 — генеральный директор «Большой Ивановской мануфактуры» (БИМ); участвовала в приватизации предприятия; с 2002 года — председатель Совета директоров АО «БИМ», пост генерального директора занял её сын — Павел Борисович Голубев (1970 – 2005). - Прим ред. #МузейЦСДФ.
1989 — И не кончается строка (фильм посвящен развитию культуры в России; музыкальный основой фильма является сюита Александра Градского "Ностальгия", написанная на стихи Владимира Набокова); автор сценария и режиссер Н. Обухович; операторы: Д. Масс, Н. Аврунин; звукооператор М. Подтакуй
Фильмография Санкт-Петербургской студии документальных фильмов и других студий
1992 — «Сонм белых княжон» (рассказ о семье последнего русского императора; авторы фильма использовали семейную летопись: письма, дневниковые записи, рисунки и фотографии в сочетании с документальными киносъемками дореволюционных лет); полнометражный фильм (1 серии); производство: «Мосфильм» Киностудия «Круг», «Инком-фильм»; автор сценария Т. Александрова; режиссер Н. Обухович; композитор Олег Каравайчук; оператор Ю. Клименко
1995 — Не о Сталине (авторы средствами документального кино пытаются исследовать глубинную сути сталинизма как явления, которое базировалось и базируется на исторических, психологических социальных традициях российского общества); полнометражный; авторы сценария: Я. Сухотин, В. Кузин; режиссер Н. Обухович; оператор М. Масс; композитор О. Каравайчук; звукооператор А. Дударев. Приз Свердловской киностудии и Союза кинематографистов России «За выдающийся вклад в развитие неигрового кино» (1996) на VII Открытом фестивале неигрового кино «Россия»
1996 — Диалоги
1998 — День Вознесения (из цикла «100 фильмов о Москве»); полнометражный; производство: НЭЦКИ при участии БИЛАЙН; художественный руководитель и продюсер Савва Кулиш; режиссер Н. Обухович. Премия и золотая медаль "Бронзовый Пегас" — "За поэтический язык Евразии"
2004 — Ноев ковчег Виктора Дольника
Снимал в качестве кинооператора сюжеты для киножурналов: «Ленинградская кинохроника», «Новости дня». Режиссер киножурналов: «Ленинградская кинохроника», «Советская Карелия».
ЦСДФ
1968 — Новости дня № 20; производство: ЦСДФ; режиссер: И. Венжер; операторы: И. Грачев, Б. Макасеев, Р. Туморина, А. Хавчин, С. Коновалов, К. Бурцев, Н. Обухович, О. Роменский, А. Шафран, Е. Мухин
1968 — Новости дня № 24; производство: ЦСДФ; режиссер: И. Венжер; операторы: Г. Захарова, П. Опрышко, М. Прудников, Р. Туморина, Р. Вилесова, Ю. Литвяков, Ю. Грибов, В. Скоробогатова, В. Валдайцев, Б. Валдайцев, Р. Шевалье, Н. Обухович, Л. Михайлов, А. Хавчин, В. Ходяков
1969 — Новости дня № 6; производство: ЦСДФ; режиссеры: З. Фомина, А. Леонтьева; операторы: А. Иванов, Н. Обухович, Г. Монгловская, В. Ходяков, Е. Корзун, В. Гутлин, Л. Михайлов, А. Хавчин
1969 — Новости дня № 9; производство: ЦСДФ; режиссер: З. Фомина; операторы: Г. Монгловская, А. Кричевский, И. Сокольников, Я. Гринберг, Н. Обухович, А. Крылов, М. Ошурков, И. Филатов, Л. Барышев, Ю. Буслаев
1969 — Новости дня № 49; производство: ЦСДФ; режиссер: Т. Лаврова; операторы: С. Коган, В. Макасеев, Х. Короев, А. Шафран, Н. Обухович, А. Вакурова, И. Сокольников, Г. Захарова, Р. Туморина
ЛСДФ
1969 — Ленинградская кинохроника № 7; производство: ЛСДФ; режиссер Куфос Л.; операторы: Булатов Г., Валдайцев В., Виноградский Н., Гринберг Я., Иванов А., Козырев Б., Николаев Ю., Обухович Н.
1975 — Советская Карелия № 8; режиссер Н. Обухович; оператор Р. Шевалье
1978 — Ленинградская кинохроника № 3; режиссер Обухович Н.; операторы: Бурцев В., Виноградский Н., Иванов А., Иванюхин С., Мокиль В., Павлов А., Рожин Л.
1978 — Ленинградская кинохроника № 22; режиссер Обухович Н.; операторы: Виноградский Н., Лучинин О., Павлов А., Петров И., Рожин Л., Титов Б.
1978 — Ленинградская кинохроника № 36; режиссер Обухович Н.; операторы: Виноградский Н., Донец В., Павлов А.
1978 — Советская Карелия № 6; режиссер Н. Обухович; операторы: В. Селицкий, С. Андреев
1978 — Советская Карелия № 12; режиссер Н. Обухович; операторы: В. Селицкий, С. Андреев
1980 — Ленинградская кинохроника № 4; режиссер Обухович Н.; операторы: Виноградский Н., Гутман А., Иванов А., Титов Б., Чижевский Ю.
1981 — Ленинградская кинохроника № 24 Решения XXVI съезда КПСС - в жизнь!; режиссер Обухович Н.; операторы: Виноградский Н., Донец В., Иванюхин С., Павлов А.
1985 — Ленинградская кинохроника № 5; режиссер Н. Обухович; операторы: Виноградский Н., Донец В., Иванюхин С., Рожин Л.; авторы текста Кучерявенко А.
2004 — Подцензурная жизнь Николая Обуховича (программа «Документальная камера») (фильм посвящен перманентному конфликту режиссера с советской цензурой; участники фильма режиссер Евгений Голынкин, сценарист, историк ЛСДФ Анна Ганшина, киновед Андрей Шемякин); эфир на ТВ «Культура»; автор идеи и ведущий Андрей Шемякин; режиссер Андрей Нянькин; автор сценария Анна Ганшина; редакторы: О. Кузнецова, А. Нянькин; оператор-постановщик В. Воронин; композитор А. Батагов; руководитель проекта С. Бражников
2016 — Николай Обухович (документальный цикл «Острова» — руководитель проекта Ирина Изволова); эфир на ТВ «Культура»; автор и режиссер И. Ланина, операторы: Е. Тимохин, А. Аниканов; редактор Т. Плещёва; редактор архива О. Рыбаков
2023 — Николай Обухович. За амальгамой бытия (о Николае Обуховиче рассказывают его коллеги и друзья: режиссер Евгений Голынкин, историк кино Евгений Марголит, сценарист Анна Ганшина); производство: студия "Берег" при финансовой пожжержке Министерства культуры РФ; режиссер и пролюсер Т. Скабард; оператор Е. Кокусев; монтаж и звук Ю. Геддерт; директор фильма О. Курбацкая
[...]...поехали мы с Димой Массом снимать Анну Тимофеевну Гагарину, пришли и поразились, там у нее на кухне огромный портрет сына, в конце картины она открывала дверь, включала свет и он возникал... Начался жуткий скандал, все принимали участие в этом скандале, вот женщина, она заброшена всеми, мы ей сметану привозили из Москвы, ей неудобно в очереди стоять, ее все узнают, она стоит, все в нее пальцем тыкают, вот мать Гагарина... и она вот там сидит и единственное ей приносят письма, все... И как бы это письма от людей, вот Анна Тимофеевна, Ваш сын такой-то замечательный… Все знали этот адрес, каждый день вот она ждала вот этого почтальона, мы сняли все это, вот брошенная женщина, ничего нет...
из интервью режиссера Николая Обуховича, Источник
Мы сделали картину так: мы не знаем кто такая, вот какая-то женщина, почтальон, письма и вдруг в конце она открывает эту дверь и там портрет, оказывается, что она мать Гагарина... Ну, прелестно все... И началось... У вас же... Это, понимаете, мать Гагарина это олицетворение Родины... и что же, она брошена? Сейчас будет дата, приедут космонавты... И вот я взял, поехал снимать и там как на нее налетели, я вставил такой кусок, но все, картины ведь нет уже... Вставил, ну вытащи ты сейчас то, но кому это сейчас уже нужно... И вот так по каждому фильму, по каждому фильму, это же невероятно...[...]
[...].... мне предлагали ЦСДФ, и Леннаучфильм, но я пошел на очень унизительные условия на Ленинградскую студию документальных фильмов, потому что по всем параметрам это была моя студия... И она не была для меня слепой, потому что один из факторов того, что я пошел в документальное кино — это то, что я смотрел фильмы Павла Семеновича Когана.
из интервью оператора Сергея Скворцова, Источник
Для меня документальное кино — это кино, которое меня удивило, меня ошарашило в общем потоке всего остального и телевидения тоже, тогда идти на телевидение было унизительно... Так вот я шел на студию, на которой работал Коган, работали Дьяконов, Обухович, я шел на студию, на которой работали совершенно конкретные люди... Я был готов работать на этой студии, несмотря на мой красный диплом, кем угодно, ассистентом... Это была внутренне моя студия. Я только в высших своих мечтах мог представить, что, может быть, когда-то я буду работать с Павлом Семеновичем Коганом...
Но, придя сюда, я долго очень был не у студийных дел. Студия была блестяще укомплектована, великолепные совершенно операторы... Я просто сидел в рекламе, которая в то время была чепухой... Но у меня уже было свое отношение к кино, свое понимание, и главное, уже свое несогласие с тем, что делалось на этой моей любимой студии моими же любимыми режиссерами и операторами... И вот с этим несогласием я жил года четыре пока меня не пригласили... Сейчас я это время вспоминаю, когда я ничего серьезного не снимал с точки зрения кинематографа. Я сделал свой диплом, который очень понравился и взял приз в Германии за лучший режиссерский дебют, его целый год не допускали к защите и прочее, я показал на студии, он понравился, меня взяли, и Познякова сказала, ну такие фильмы ты на этой студии снимать не будешь... Пять лет я ничего близко к этому не снимал... У меня было время отстраниться, посмотреть, что происходит на этой студии, а здесь начинался очередной кризис, кризис как раз тех людей, из-за которых я и пришел, этот кризис к началу, к середине 80-х полностью созрел. То, что они открыли, то с чем пришли — к тому времени выработалось, а они упорно продолжали все это делать... Ну, это бремя любого поколения, так же, как мы сейчас начинаем делать одно и все это нарабатывается, подходит к стене, за которую не видно... Я видел все эти процессы…[...]
[...]Быть романтиком становилось неприлично — ситуация по сравнению с 60-ми годами резко изменилась. Например, события в Чехословакии показали, к чему может привести излишний либерализм. Перемирие между государством и гражданином была разрушено. У советской идеи был собственный внутренний конфликт. И гражданин тоже что-то себе думал. Это как в семье.
Анна Ганшина, редактор, сценарист, Источник
Картины режиссера Николая Обуховича продолжали всю ту же тему — «взгляните на лицо». Две его знаменитые картины "Председатель Малинина" (1976) и "Наша мама — герой" (1979, была разрешена к показу только в 1989) — это портреты женщин-героинь труда... Но на самом деле это были портреты "нечеловеческого лица социализма".
Конечно, эти картины не портреты героев, герои используются только как повод для высказывания. Несчастная ткачиха, которая получает ордена и работает на 10 станках, у нее заброшена семья, муж и сын едят на кухне рыбу с газеты, и, приходя домой, она снимает сапоги с опухших ног и плачет в коридоре.
Ею манипулирует власть, но и режиссер манипулирует ею против власти.
В лице Николая Обуховича киновласть обрела идеального противника.
Сыгранные ими партии — само совершенство. Ни одна, абсолютно ни одна его картина не была принята без скандала, это какая-то изощренная тотальная оппозиционность и, тем не менее — это кино. И, мне кажется, ни одна из многочисленных санкций против него — от укладывания картин на полку до увольнений — никогда не была доведена до решительного конца. Вероятно, из-за того, что это было выше их сил потерять такого партнера.[...]
Фильм о знатной советской ткачихе Валентине Голубевой мог бы стать ещё одной документальной картиной в череде однотипных, стандартно прославляющих героев труда работ. Но режиссёр Ленинградской студии документальных фильмов Николай Обухович создал историю, поразившую всех. Так до Обуховича Героев социалистического труда не снимал никто. Это было гениальным вызовом эпохи.
цитируется с экрана, Источник
Режиссёр четко разделил фильм на две части: чёрно-белая официальная хроника и тусклые цветные кадры, снятые у героини дома. Рутина домашней жизни: муж Голубевой учит с сыном стихи, кормит его прямо со сковородки, стирает, выпивает с тестем на тесной кухне, а сын рисует маму с орденом на груди. Безжалостная камера фиксирует происходящее, противопоставляя на монтаже бравурный официоз и семью, где никогда нет мамы. Героиня фильма появляется только в последней сцене – уставшая, она садится в прихожей и начинает плакать. Таких героев труда в документальном кино до Обуховича не было. Профессионалы сразу же оценили незаурядность его работы. Иного мнения была всесильная в то время партийная власть. В итоге фильм пролежал на полке ровно десять лет.
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография и фильмография: справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 148). Фото: страница ЛСДФ в социальной сети facebook (принадлежит компании Meta, чья деятельность в марте 2022 года на территории РФ признана экстремистской и запрещена).
[ Страница дополняется материалами ]