Гамбург Григорий (Герман) Семёнович (09 (22) октября 1900, Варшава (ныне Польша) — 28 октября 1967, Москва) — дирижёр, композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).
Окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции (педагог Н. Черепнин), по классу скрипки (педагог В. Р. Вильшау) и Московскую консерваторию по классам дирижирования (пелагог Н. Малько), по классу композиции (Н. Мясковский), скрипки (педагог Б. Сибор).
В 1924 — 1930 — участник государственного квартета им. Страдивариуса в качестве альтиста.
С 1928 по 1941 годах преподавал в Московской консерватории на отделении камерного ансамбля; профессор (1939).
В 1945 — 1954 годах преподавал в Институте военных дирижёров.
Профессор Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1954).
Автор музыкального оформления киножурналов, документальных, игровых и мультипликационных фильмов.
Жена — Гамбург Рахиль Соломоновна (1903 — 1998).
Дочь — Нора.
Документальные
1930 — Олимпиада искусств народов СССР; полнометаржный; производство: Союзкино; режиссер В. Ерофеев; операторы: И. Беляков, Б. Небылицкий, Г. Донец; звукооператор: З. Залкинд, литконсультант С. Кантор; композитор Г. Гамбург; пом. П. Ралагин
1934 — Таджихан Шадиева; производство: Союзкинохроника; режиссер Л. Снежинская; оператор Н. Соколов; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор С. Ренский
1935 — Возвращённая жизнь (фильм о коммуне им. Дзержинского; бывшие заключенные (правонарушители) — члены коммуны за работой, на отдыхе, физкультурном празднике, в общежитии); звуковой; производство: Союзкинохроника; режиссер С. Бубрик; операторы: И. Беляков, В. Соловьев, Н. Степанов; асс. режиссера И. Генина; звукооператор: С. Ренский, С. Семенов; музоформитель Г. Гамбург
1936 — Наш Горький (похороны А. М. Горького); режиссер Л. Степанова; операторы: Б. Цейтлин, Б. Макасеев, И. Беляков, Б. Небылицкий, В. Соловьев, Б. Бурт; звукооператор Н. Бертран; музоформитель Г. Гамбург; асс. режиссера К. Кулагина
1936 — Советской Грузии 15 лет; режиссёр-оператор Р. Кармен; операторы: Б. Шер, С. Семенов; звукооператор Д. Овсяников, музоформитель Г. Гамбург; другие создатели: Н. Рыбаков
1936 — Слово Сталину (совещание передовых комбайнеров с руководителями партии и правительства в Кремле 01 декабря 1935 года); режиссер В. Бойков; оператор Н. Вихирев; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсяников; асс. режиссера М. Спандарян
1936 — Солнечное затмение (подготовка советских и американских астрономов (в лагере ученых США в районе города Ак-Булак Казахской ССР) для наблюдения за солнечным затмением, ожидаемым 19 июня 1936 года, и длившегося 117 секунд); режиссер В. Бойков; оператор: Н. Вихирев; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор И. Ренков
1936 — В дружественной Монголии; режиссер Л. Степанова; операторы: С. Гусев, А. Лебедев; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсяников
1937 — Наш Серго; производство: Московская студия кинохроники; режиссер; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсяников
1937 — Памяти А. С. Пушкина; режиссер Н. Соловьев; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий; звукооператоры: Д. Овсянников, И. Ренков; музоформитель Г. Гамбург
1937 — Москва – Волга; производство: Московская студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, Э. Тросман, К. Солмаха; звукооператор И. Ренков; музоформитель Г. Гамбург
1937 — Москва – Волга; полнометражный; производство: Московская студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, Э. Тросман, К. Соломаха; композитор Г. Гамбург; звукооператор И. Ренков; ассистент Г. Кумяльский
1938 — Лес (фильм о лесорубах); режиссер И. Жуков; операторы: А. Лебедев, Д. Плаксин; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсяников; асс. режиссераА. Кирюхина
1938 — У южных границ (военные корабли Черноморского флота, в т. ч. линкоры, миноносцы, крейсеры, подводные лодки в море, во время военных учений); режиссер В. Бойков; операторы: В. Доброницкий, М. Ошурков; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсяников; асс. режиссера С. Каплун
1938 — Ленин; полнометражный; режиссеры: И. Копалин, И. Сеткина; асс. режиссера: К. Кулагина, И. Маркелова; звукооператор Д. Овсяников; музоформитель Г. Гамбург
1939 — Памяти Б.В. Щукина (спецвыпуск) (прощание с Народным артистом Союза ССР); производство: Московская студия кинохроники; режиссер С. Бубрик; операторы: К. Соломаха, С. Школьников; звукооператор А. Камионский; музоформитель Г. Гамбург
1940 — В Советской Эстонии; режиссер С. Бубрик; операторы: Г. Донец, Е. Учитель, Г. Шулятин; ассистенты режиссера: И. Генина, И. Маркелова; звукооператор А. Камионский; музоформитель Г. Гамбург; директор фильма М. Кафиева
1940 — В Советской Латвии; режиссер С. Бубрик; операторы: Я. Марченко, М. Беров, Г. Голубов, Г. Донец, Г. Шулятин; ассистент режиссера: И. Генина, И. Маркелова, звукооператор А. Камионский, музоформитель Г. Гамбург
1940 — В Бурят-Монголии; производство: Иркутская студия кинохроники; операторы: В. Будилович, О. Зекки; ассистент оператора П. Патушинский; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсяников
1941 — Московская консерватория; режиссер Н. Соловьев; оператор Э. Тросман; музоформитель Г. Гамбург; звукооператоры: А. Камионский, З. Уздин; другие создатели: Волков-Ланнит
1943 — Москвичи – лесорубы; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: В. Каштелян; операторы: Г. Симонов, М. Оцеп; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор В. Нестеров; ассистент оператора Г. Захарова
1945 — Освенцим; режиссер Е. Свилова; операторы 1-го Украинского фронта: М. Ошурков, Н. Быков, К. Кутуб-Заде, А. Павлов, А. Воронцов; музоформитель Г. Гамбург
1945 — Праздник советской науки (о праздновании 220-летнего юбилея Академии наук СССР); режиссер С. Бубрик; операторы: И. Беляков, Н. Блажков, А. Хавчин, А. Брантман, О. Иванов, Б. Макасеев, Г. Монгловская, С. Семенов, М. Оцеп, В. Фроленко, Р. Халушаков, М. Цирюльников, В. Штатланд, А. Щекутьев; ассистент режиссера М. Спандарян; ассистент оператора Л. Зайцев; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсяников, диктор М. Лебедев
1945 — К пребыванию в Москве И. Броз Тито и министра иностранных дел И. Шубашича (спецвыпуск); режиссер С. Бубрик; операторы: И. Беляков, С. Семенов, А. Хавчин, Р. Халушаков, В. Штатланд, М. Оцеп, Г. Монгловская; автор текста Г. Фрадкин; асс. режиссера М. Спандарян; музоформитель Г. Гамбург; звукооператоры: Д. Овсяников, В. Нестеров; асс. оператора А. Зайцев
1949 — За высокий урожай; производство: ЦСДФ; режиссер Е. Свилова; операторы: М. Аранышев, А. Булдаков, Н. Вихирев, А. Гриберман, Г. Егоров, М. Каюмов, Н. Киселев, А. Ковальчук, А. Крылов, М. Лифшиц, Ю. Монгловский, М. Пойченко, Г. Попов, Н. Рябов, А. Семененко, А. Семин; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсяников
1951 — Советский Таджикистан; полнометражный; производство: Сектор хроники Сталинабадской киностудии; режиссер Б. Кимягаров; операторы: И. Барамыков, А. Кричевский, М. Барбутлы, В. Кузин; композитор С. Баласанян; дирижер Г. Гамбург; звукооператор: Д. Овсяников; диктор: Р. Выгодский; асс. режиссера: Е. Абдиркина; художник: В. Крестьянинов
1955 — Маяковский; полнометражный; режиссер С. Бубрик; оператор А. Левитан; композитор А. Муравьёв; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор И. Гунгер; диктор Я. Смоленский; консультант В. Перцов
Кинопериодика
1933 — Союзкиножурнал № 27; производство: Союзкино; режиссер Л. Степанова; операторы: Э. Тиссе, Р. Кармен, Богоров, Самгин; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Скляревский
1934 — Союзкиножурнал № 21; производство: Союзкинохроника; режиссер М. Кауфман; операторы: Р. Кармен, Лебедев, Хмелев, А. Софьин; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор С. Ренский
1934 — Союзкиножурнал № 30; производство: Союзкинохроника; режиссер И. Венжер; операторы: Миронин, Бадалов, Л. Мазрухо, Гласс, Нагорный, Булдаков; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор С. Ренский
1936 — Союзкиножурнал № 15; производство Союзкинохроники; режиссер С. Бубрик; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев, Семененко, И. Беляков, М. Ошурков, С. Семенов, И. Михеев, А. Софьин; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсяников
1938 — Социалистическая деревня № 4; производство: Союзкинохроника; режиссер М. Фиделева; операторы: Тросман, Щекутьев, Богдан, Беров, Кауфман, Самуцевич; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсяников
1940 — Союзкиножурнал № 51; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер М. Фиделева; операторы: С. Семенов, А. Щекунтьев, П. Лампрехт, Н. Салюмтин, А. Сологубов, А. Ковальчук, С. Фомин; ассистент режиссера А. Караидасова; звукооператор В. Нестеров; музоформитель Г. Гамбург
1940 — Союзкиножурнал № 63; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер В. Бойков; операторы: М. Глидер, И. Вейнерович, Г. Родниченко, Г. Учитель, В. Фроленко, В. Ешурин, Д. Шоломович; асс. режиссера З. Дембовская; звукооператор В. Нестеров; музоформитель Г. Гамбург
1940 — Союзкиножурнал № 69; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Н. Кармазинский; операторы: А. Ковальчук, В. Ковальчук, К. Богдан, В. Страдин, С. Фомин, Г.; ассистент режисера С. Каплун; звукооператор В. Нестеров; музоформитель Г. Гамбург
1940 — Союзкиножурнал № 83; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер И. Сеткина; операторы: С. Гусев, Р. Халушаков, А. Левитан, А. Лебедев, А. Ковальчук, Я. Славин, И. Сокольников; асс. режиссера С. Каплун; звукооператор Д. Овсяников; музоформитель Г. Гамбург
Мультипликационные
1947 — Конёк-Горбунок (версия 1947 года)
1948 — Серая Шейка
1949 — Весенняя сказка
1954 — Золотая антилопа
1955 — Юля-капризуля
1958 — Петя и волк (экранизация симфонической сказки Сергея Прокофьева; в фильме снимались ученики ДМШ при Московской консерватории; дирижер Г. Гамбург); кукольный с натурой; режиссер А. Каранович; оператор Т. Бунимович
1964 — Левша (экранизация повести Н. Лескова об удивительном мастере Левше, который "аглицкую" блоху подковал); рисованный, перекладки; режиссер И. Иванов-Вано; Государственный симфонический оркестр, дирижер Г. Гамбург; VII МФ документальных и к/м фильмов в Лейпциге (1964) — Почетный диплом в категории анимационных фильмов
Игровые
1949 — У них есть Родина
1953 — Великий воин Албании Скандербег
1953 — Таинственная находка
1955 — Судьба барабанщика
1955 — Стёпа-моряк
1955 — Дым в лесу
1955 — Отелло
1956 — За власть Советов
1957 — Дело было в Пенькове
1957 — Высота
1957 — Юность наших отцов
1957 — Сапоги
1957 — Дом, в котором я живу
1957 — К Чёрному морю
1958 — Над Тиссой
1958 — Добровольцы
1959 — Айна
1959 — Василий Суриков
1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва
1959 — Неподдающиеся
1960 — Повесть пламенных лет
1960 — Русский сувенир
1960 — Евгения Гранде
1960 — Рыжик
1960 — Последние залпы
1961 — Когда деревья были большими
1961 — Академик из Аскании
1961 — Мир входящему
1962 — Капроновые сети
1962 — Увольнение на берег
1963 — Вступление
1964 — Я — «Берёза»
1964 — Хотите — верьте, хотите — нет…
1964 — Левша
1964 — Письма к живым
1966 — Человек без паспорта
Для оркестра
Увертюра-фантазия на башкирские темы «Салават Юлаев»
Сюита на якутские темы (1945)
Увертюра на три темы русских песен (1947)
Лирическая поэма (1947)
Концерты
Первый концерт для скрипки с оркестром
Первый концерт для виолончели с оркестром
Концерт для альта с оркестром
Второй концерт для скрипки с оркестром
Второй концерт для виолончели с оркестром
Камерные работы
Струнный квартет № 1
Струнный квартет № 2
2 пьесы для скрипки и фортепиано
Струнный квартет № 3
Струнный квартет № 4 «Квартет-сюита»
Струнный квартет № 5 для 4 виолончелей
Трио для струнных
Тема с вариациями для виолончели и фортепиано
[...]В классе Григория Семеновича (Гамбурга - А.Ш.) мы играли Квинтет для духовых инструментов и ф-но Римского-Корсакова. В основном, он дирижировал в Оркестре Кинематографии, записывая музыку для художественных фильмов. Г.С. Гамбург тепло рекомендовал меня в оркестр. Работа была очень интересной. Высокопрофессиональный оркестр, огромный по составу мог разделиться и работать на двух киностудиях, например, на Мосфильме и студии документальных фильмов, одновременно. Кроме Григория Гамбурга постоянно дирижировали Арнольд Савельевич Ройтман и Давид Семёнович Штильман. Эти имена можно прочитать и сегодня в заглавных титрах советских фильмов 1950 годов (на российском телеканале «Наше кино» А.Ш.). Оркестр записывал музыку, специально написанную для художественных фильмов киностудии «Мосфильм» и других киностудий страны. Особенно запомнился мне требовательный, с «собачьим слухом» дирижер Арнольд Савельевич Ройтман. Среди многих других фильмов, он с оркестром в 1955 году озвучил немой художественный фильм «Пышка» (1934) по одноименной новелле Ги де Мопассана. В «Пышке» Фаина Георгиевна Раневская сыграла свою первую роль в кино (главную роль играла Татьяна Окуневская. А.Ш.). Музыку написал композитор Михаил Чулаки. «Пышка» – первая режиссерская работа Михаила Ромма – один из моих любимых фильмов.[...]
Наум Зайдель, Источник
Использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД; материалы сайтов #МузейЦСДФ, Аниматор.ру, https://7iskusstv.com/2015/Nomer6/Shtilman1.php.
[ Страница дополняется материалами ]