Последнее обновление: 06.08.2024.
Шерман (Завьялов) Николай Исаевич (род. в 1946 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) — кинооператор документальных, научно-популярных и игровых фильмов.
С 14 лет увлёкся фотографией и кино (до этого времени обучался игре на фортепиано и скрипке), занимался в любительской киностудии Ленинградского Дворца Пионеров.
С 1962 — постановщик декораций на Ленинградской Студии Телевидения, затем работал в группе телеоператоров. Принимал участие в создании множества телевизионных передач, которые передавали в то время в эфир напрямую, т.е. без предварительной записи на магнитную ленту или съёмок с экрана кинескопа. В их числе были телевизионные постановки: «Вера», «Ожидание счастья», «Игра на своем поле»; молодёжные программы «Горизонт»; программы Детской редакции телевидения: «Музыкальная грамота», «Много профессий хороших и разных»; трансляции футбола, хоккея и других спортивных игр — практически все жанры существовавшего тогда телевизионного вещания, производил киносъёмки для многосерийного телеспектакля «Волшебник страны Оз».
В 1970 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Н. Н. Кудряшова; мастер-руководитель Э. А. Розовский); в 1971 году защитил диплом. Однокурсники по ВГИК: Юрий Орлов, Геннадий Мякишев, Игорь Гриненко, Феликс Кучар, Альберт Юрьев, Альберт Виноградов, Валентин Колотилов, Анатолий Лаптев, Геннадий Ландин, Эрик Матевосян, Александр Маринченко, Михаил Вентцель, Михаил Цыганов, Алексей Тарасов.
С 1968 по 1979 — кинооператор Ленинградской студии научно-популярных фильмов («Леннаучфильм»), где снял более 40 фильмов. В 1976 году дрейфовал на полярной стации СП-22 (фильм «Полярный эксперимент» (1977).
Участник двух экспедиций советских ученых-приматологов и кинооператор серии фильмов «Обезьяний остров», «Косматые Робинзоны», «Необыкновенные соседи» (режиссер фильмов Игорь Войтенко).
Являлся членом Союза кинематографистов СССР; исключен в связи с отъездом в Израиль в 1979 году.
До 1986 года жил в Иерусалиме, где работал на телевидении (IBA).
С 1986 года проживает в Мельбурне (Австралия), где основал компанию по производству фильмов для кино и телевидения «Melpet Productions».
Николай Шерман, ACS снял в Австралии и за eё пределами (Америка, Германия, Голландия, Израиль, Индонезия, Испания, Италия, Канада, Китай, Ливан, Литва, Острова Фиджи, Российская Федерация, Украина, Франция, Япония) около 50-ти фильмов разных жанров — игровые, документальные, образовательные, рекламные.
Его работы неоднократно отмечались призами на различных международных кинофестивалях и смотрах-конкурсах Австралийского Общества кинооператоров (Australian Cinematographers Society, ACS). Николай — лауреат кинофестивалей православного кино Российской Федерации (Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, Обнинск) и Украины (Киев).
Последние годы занимается авторским кино, работая как режиссер и оператор, создавая фильмы на духовные темы.
Рассказы Николая Шермана на русском языке были напечатаны в сборнике «Уроки Русского», издательство «Monash University» (Melbourne; Australia).
Австралийский литературный журнал «Overland» опубликовал отрывки (на английском языке) из его автобиографической книги «В тени самого себя» (2001).
В 2011 году вышла книга Игоря Войтенко и Николая Шермана «КОСМАТЫЕ РОБИНЗОНЫ или приключения с кинокамерой в стаде шимпанзе на Обезьянем Острове». Авторы в увлекательной форме рассказывают о своей работе в экспедиции под руководством доктора медицинских наук, руководителя лаборатории физиологии поведения приматов в Институте физиологии им. И. П. Павлова АН СССР Леонида Александровича Фирсова на одном из островов озера Язно в Псковской области.
Николай Шерман профессионально занимается фотографией. В 1969 году в Ленинграде (Летний сад; Павильон Росси) состоялась первая выставка его фоторабот; в 1981 — выставка фоторабот в Иерусалиме; в 2003 и в 2006 годах состоялись выставки в художественной галерее «Intrude Gallery» (Мельбурн).
Интервью журналиста Бориса Тензера с Николаем Шерманом и Татьяной Симоновой (2009; Нью-Йорк, США)
Документальные и научно-популярные фильмы (СССР)
2008 — Personality Plus; (Sure Fire Films, Melbourne)
2005 — Twilight; (Hamburg Films, USA)
2003 — The Tree Of Humility; (Chapel of Change / Melpet Productions, Melbourne)
2001 — Rooms for Rent; (Global Tribe Moving Images, Melbourne)
1999 — Voluntary Act; (G.C. Simsion & Associates, Melbourne)
1998 — Nonna; (Angela Laino Productions, Melbourne)
1995 — Double Life; (SBS/Sorena Productions, Sydney)
1994 — Nowhere to Hide; (Realtime Productions, Melbourne)
1989 — A Sting in the Tale; (Rosa Colosimo Pty Ltd, Melbourne)
Documentaries:
2019 — Totem & Ore; (Dingo Books, New Zealand)
2017 — Songline: River of Fire; (Melpet Productions, Melbourne)
2008 — The Little Church – The Family – documentary; (Melpet Productions, Melbourne)
2008 — Ghost Lines; (Melpet Productions, Melbourne)
2007 — The Message – documentary; (Melpet Productions, Melbourne)
2006 — Sobor 2006; (Melpet Productions, Melbourne)
2006 — In Search of The Watchmaker; (Melpet Productions, Melbourne)
2005 — Merry Creek Dreaming; (Melpet Productions, Melbourne)
2003-2006 — Australian Biography series; (Film Australia / SBS)
2002 — The Music Teacher; (Melpet Productions, Melbourne)
2000 — Uncle Chatzkel; (Film Australia, SBS, Robe Productions, Sydney)
2000 — "One Last Chance - War Criminal”; (SBS, Sydney)
1998 — Talking with Ade; (Sunrise Pictures, Melbourne)
1996 — Rupert Bunny – Colour, Mood & the Senses; (ABC, Lions Den Productions, Melbourne)
1996 — Reflections From A Mind’s Eye; (SBS)
1993 — Hello, Turkey; (Turkish TV, Istanbul, Turkey)
1992 — Hitler, the Final Chapter; (Cyril Jones & Associates, Discovery Channel International, Melbourne)
1990 — Hans Heysen – Recollections; (Lions Den Productions, Melbourne)
1989 — It Is Not All Rubbish; (SBS, TV-ED, Melbourne)
1987 — Making the Air Come Alive 2; (7S Productions, Melbourne)
Experimental films:
2000 — The Decay of the Angel; (Chapel of Change / Melpet Productions, Melbourne)
2000 — Space, Effects & Rhythm; (IgorCo productions, Tokyo, Japan)
Commercials:
1999 — Adaire; (Pitchford Films, Melbourne)
1996 — Great Outdoors (China); (Sorena Productions, Sydney)
1995 — Citizenship; (Blazing Productions, Melbourne)
1995 — Pedders Suspensions – «Bump-Tow-Steering»; (Blazing Productions, Melbourne)
1994 — Odour Attackers; (Blazing Productions, Melbourne)
1993 — Mitre 10; (Blazing Productions, Melbourne)
1993 — Dippity Dips; (Blazing Productions, Melbourne)
1993 — Sportpower; (Blazing Productions, Melbourne)
1993 — Making of Secrets; (ABC, Sydney)
1993 — QUIT’93; (Lori Dale Productions, Melbourne)
1992 — Weedstick – 30 sec. TVC; (Blazing Productions, Melbourne)
1991 — Out of the Window; (Pan Pacific Productions, Melbourne)
Corporate films:
2002 — Is This the Truth? (Melpet Productions, USA)
2001 — Mayne. One Company One Vision; (Australian Business Theatre, Melbourne)
1997 — The Pharmaceutical; (Melpet Productions, Melbourne)
1995 — Geelong Grammar; (Cyril Jones & Associates, Melbourne)
1992 — Alice in Wondercorp; (Film Montage, Melbourne)
1990 — Replacing Carlos; (Summer Hill Films, Sydney)
1990 — Eddy (Youth and Credit); (Summer Hill Films, Sydney)
[...]Небольшой фильм о Большеохтинском мосте через Неву, который я снял в декабре 1968 года, стал моей первой самостоятельной кинооператорской работой. Этот фильм мы начали делать вместе с моим другом — режиссёром и актёром Борисом Янцем. Дней десять мы провели на этом мосту ― одном из самых красивых в Ленинграде, наблюдая его жизнь, производя киносъёмки конструкций и архитектурных деталей. Большеохтинский мост имеет свою уникальную историю, и поначалу мы думали, что натурные съёмки будут только частью фильма-рассказа о его создании, но вышло так, что мой друг заболел, а мне нужно было ехать на зимнюю сессию во ВГИК.
Николай Шерман, Источник
Фильм снимался как учебная работа ВГИК по курсу «Кинокомпозиция», и я из-за нехватки времени решил начерно смонтировать отснятый материал и показать его в институте.
Сидя за монтажным столом, я увидел, что может получиться небольшая кинозарисовка о мосте ― труженике, мосте, связующем не только берега, но и человеческие судьбы. Использовав джазовую музыку из своей коллекции долгоиграющих пластинок в сочетании с «Air» J.S.Bach в интерпретации известной группы «Swingle Singers», я смонтировал восьмиминутный фильм, который назвал «Мост».
B то время я был страстным поклонником голландского кинодокументалиста Йориса Ивенса. Его фильм «Сена встречает Париж» показывался в кинотеатрах Ленинграда и произвёл на меня большое впечатление. В биографии Ивенса, изданной в СССР, я увидел кадры одного из первых его фильмов — «The Bridge» («Мост»), которые вызывали ассоциации с конструкцией Большеохтинского моста и которые в какой-то степени послужили толчком для создания моего фильма.[...]
При подготовке материала использована информация из открытых источников, в том числе сайта https://nsherman.me/russian/. Фильмография: электронный каталог ООО НЭТ-ФИЛЬМ. Биография и фотографии предоставлены Н. И. Шерманом.