Георгий НИКОЛАЕВ

актёр, ВЧК-ОГПУ-НКВД, директор киностудии, кинооператор, кинорежиссёр, организатор кинопроизводства

Полное имя:
Георгий Николаевич НИКОЛАЕВ

Дата рождения:
15 октября 1904
с. Каинки, Свияжский уезд, Казанская губерния, Российская империя

Профессии:
актёр, ВЧК-ОГПУ-НКВД, директор киностудии, кинооператор, кинорежиссёр, организатор кинопроизводства

Краткая биография

Материалы, связанные с жизнью и профессиональной деятельностью Г. Н. Николаева, предоставлены Катрионой Келли (Catriona Kelly) / Тринити Колледж, Кембриджский университет (ведущий научный сотрудник, почетный профессор).

Последнее обновление: 10.05.2023.

Николаев Георгий Николаевич (15 октября 1904, Каинки (ныне село в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан) — 1965, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — оператор, режиссер, организатор кинопроизводства. Член ВКП(б) — КПСС с октября 1939 года.

Родился в семье учителя низшей сельскохозяйственной школы.

В 1915 году поступил в 1-е Высшее начальное училище в Омске, которое окончил в 1919 году.
В 1919 году поступил в Омское среднее механико-техническое училище; с 3-го курса перешел в Школу штурманов полярного плавания 1-го Западно-Сибирского морского техникума (расформирован в 1922 году).

В 1918 году начал работать по найму; в 1919–1921 гг. в период учебных каникул в летнее время работал сельскохозяйственным рабочим в хозяйстве Сибирской сельскохозяйственной академии в Омске, рулевым на экспедиционной яхте «Шалунья» Сибирского географического общества, трактористом на областной опытной станции; в мае – ноябре 1922 г. — матрос на пароходе «Омск» Карской экспедиции Комитета Севморпути и Наркомвнешторга.

1 октября 1923 года поступил на актерское и операторское киноотделение Саратовского государственного театрального техникума; окончил в 1926 году; специальность: киноактер и кинооператор. Сокурсником Г. Н. Николаева по техникуму был будущий фронтовой кинооператор С. И. Авлошенко.  

В октябре 1923 — ноябре 1925 г. (одновременно с поступлением в театральный техникум) работал пом. режиссера и пом. оператора Нижне-Волжского отделения «Пролеткино»; член и секретарь Горсовета Общества строителей пролетарского кино (ОСПК) в Саратове (параллельно с работой и учебой).
В ноябре 1925 — апреле 1926 —  киноактер кинофабрики «Межрабпом-Русь» (г. Москва).
С апреля по ноябрь 1926 — кинооператор Нижне-Волжского отделения «Совкино» (г. Саратов).
В ноябре 1926 — феврале 1929 — кинооператор Ленинградской фабрики «Совкино» (г. Ленинград).
В феврале 1929 — январе 1930 — кинооператор Уральского отделения «Совкино» (г. Свердловск).
В январе 1930 — августе 1933 — кинооператор Саратовской студии кинохроники (г. Саратов).
В августе 1933 — марте 1940 — режиссер-оператор, директор  Энгельской студии кинохроники /  Энгельской студии хроникально-документальных фильмов (г. Энгельс).
В марте 1940 — октябре 1942 — режиссер-оператор, директор Воронежской студии хроникально-документальных фильмов (г. Воронеж).

Участник Великой Отечественной войны. Звание: техник-капитан. Дата окончания службы: 12.11.1948[1].

  • В 1941 — 1942 — руководил съемками боевых операций в районе г. Ливны и г. Воронеж; снимал как военный кинооператор; одновременно с июля 1941 по июль 1942 — работал в системе УНКВД по Воронежской области, начальник штаба и комиссар истребительного батальона[2].

В октябре 1942 — марте 1944 — кинооператор и начальник Пензенского корреспондентского пункта Куйбышевской студии хроникально-документальных фильмов (г. Пенза).

В июне 1944 — октябре 1949 — режиссер-оператор, директор Фрунзенской студии кинохроники; в 1947 — 1949 — член Президиума Республиканского Комитета Союза кинофотоработников (г. Фрунзе).

В 1949 году направлен Министерством кинематографии СССР в распоряжение Главного Управления советским имуществом за границей (ГУСИМЗ) и командирован в Берлин (ГДР), где до августа 1950 года работал начальником производственно-технического отдела Советского акционерного общества «Линза» (отделение в ГДР); ликвидировано в августе 1950 года[3].
В сентябре 1950 — сентябре 1954 — директор (с советской стороны) Советского-Германского акционерного общества «Прогресс» в Берлине (ГДР) / PROGRESS Film-Vertrieb G.m.b.H. – Die DEFA – Stiftung[4] (директор с немецкой стороны Rudolf Bernstein).
С 1954 по январь 1957 — заместитель директора по производству киностудии «Ленфильм» в Ленинграде; 07 января 1957 года Приказом по Министерству культуры РСФСР назначен  исполняющий обязанности директора, позже директор киностудии «Ленфильм» (до 11 апреля 1961 года).
Позже работал директором Ленинградской студии киноактёра[5].
Избирался депутатом Ленинградского городского совета депутатов трудящихся[6].
За работу в советской кинематографии награжден орденом «Знак Почета», тремя Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Киргизской СССР, юбилейным значком «XX лет кино СССР».

________________________________
1. Информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа».
2. 24 июня 1941 г. — приняты специальные постановления СНК СССР: «Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов» и № 1738-746сс «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе». (Источник: Гриднев В. П. "Защищая Ленинград (1941–1944 гг.)")
3. Генеральный директор АО «Линза» в советской зоне оккупации Германии Антонов Леонид Александрович. (Источник: #МузейЦСДФ)
4. PROGRESS Film-Vertrieb GmbH («ПРОГРЕСС Фильм-Верлей») основан в Восточном Берлине в 1950 году как монопольный кинопрокатчик в ГДР. PROGRESS — это уникальное кинематографическое наследие; включает 950 художественных и короткометражных фильмов, 820 анимационных фильмов и 5800 документальных фильмов, кинохроники и кинопериодики, снятых в период с 1946 по 1990 год.  
Предшественником («ПРОГРЕСС Фильм-Верлей») была советская кинопрокатная компания «Совэкспортфильм», которая с 1948 года работала совместно с недавно созданным немецкой кинопрокатной компанией DEFA-Filmvertrieb.  Фактически слияние этих двух дистрибьюторов под эгидой «Прогресса» произошло 13 июля 1950 года, но из прагматических соображений официальной датой основания считается 1 августа 1950 года. (Источник: Progress Film – Wikipedia)
5. Источник: www.literatura.kg.
6. Источник: ЦГАИПД СПб ( — Фонд Р-24. — Опись 133. — Дело 374. — Л.6).

СЕМЬЯ

Отец — Николаев Николай Иванович (родился в 1881 году в с. Урлейка, Кондальской волости, Петровского уезда, Саратовской губернии в бедной крестьянской семье), преподаватель садоводства и огородничества в Омске. 
Мать — Николаева (Островская) Мария Дмитриевна (умерла в 1945 году).
Жена — Николаева Нина Васильевна (род. в 1907 году), кинооператор Ленинградской студии кинохроники.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1932 — На вахте навигации (фильм об Астраханском судоремонтном заводе); производство: «Союзкинохроника»; режиссеры: Е. Мирович, В. Будилович; операторы: Пятов, Николаев
1933 — Есть в полет!; производство: «Союзкинохроника»; режиссер Д. Яшин; операторы: Пятов, Гиндин, Соломаха, Вихирев, Теплухин, Николаев

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Игровые

1925 —  Черная смерть (В степях Киргизии); документально-художественный; производство: Пролёткино (Саратов); автор сценария: П. Гребнев; режиссер В. Полевой; пом. оператора Г. Николаев (съемки проходили в Нарынской области Киргизии; «Чёрная смерть» — одна из крупнейших эпидемий чумы)
1927 — Тревога («Катастрофа») (об укреплении производственной дисциплины на металлургическом заводе); (фильм не сохранился); производство: «Пролеткино» (Саратовское отделение); режиссеры: А. Усольцев-ГарфЕ. Петров; оператор-постановщик В. Беляев совместно с Г. Николаевым

Документальные

1932 — На вахте навигации (ледоход на Волге; речные суда на Астраханском судоремонтном заводе; рабочие читают газеты; митинг в защиту хозрасчета; речные суда на Волге); производство: «Союзкинохроника»; режиссеры: Е. Мирович, В. Будилович; операторы: Пятов, Николаев

Кинопериодика (выборочно) / кинолетопись

1932 — За социалистическую деревню № 1; производство: «Союзкино»; режиссер Г. Сатарова; операторы: Сидоров, Звенигородский, Николаев, В. Пятов
1932 — За социалистическую деревню № 13; производство: «Союзкино»; режиссер Г. Сатарова; операторы: Николаев, Шкаренков, Попов, Б. Маневич, Д. Дебабов, П. Лампрехт; редактор Н. Кованов
1932 — За социалистическую деревню № 20; производство: «Союзкинохроника»; режиссер Г. Сатарова; операторы: Николаев, М. Безвыконная, С. Баданов, Н. Блажков, Попов, Маневич
1932 — Союзкиножурнал № 41; производство: «Союзкинохроника»; режиссер А. Литвинов; операторы: Баранов, А. П. Софьин, Николаев, Поляков, С. Н. Фомин
1933 — Социалистическая деревня № 13; производство: «Союзкинохроника»; режиссеры: С. Карабанова, Е. Борисович; операторы: Николаев, Звенигородский, Казаков, Н. Вихирев, Степанов
1941 — Союзкиножурнал № 8; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер М. Фиделева; операторы: Ф. Овсянников, А. Левитан, И. Беров, М. Капкин, Я. Славин, М. Безвиконная, Г. Николаев, А. Брантман, М. Каплунский, Е. Донец; звукооператор А. Каминский; музоформитель А. Гран
1954 — Берлинское совещание министров иностранных дел 4-х держав; производство: ЦСДФ; операторы: П. Опрышко, А. Хавчин, Г. Николаев
1954 — Пресс-конференция в Берлине (Пресс-конференция в Доме Прессы, в связи с Берлинским совещанием министров иностранных дел 4-х держав); производство: ЦСДФ; операторы: П. Опрышко, Г. Николаев

Награды

1940 — Нагрудный значок «XX лет кино СССР»
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (29 апреля 1947 года)
1946 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (11 июня 1946 года)
1946 — Орден «Знак Почёта» (06 апреля 1946 года; за заслуги в деле развития советской кинематографии)

Цитаты

[...]к середине 1939 г. создание кинематографической базы во Фрунзе становится одной из важнейших задач культурного строительства в Кыргызстане, что прекрасно понимало руководство республики и 4 июня 1939 г. Правительство принимает постановление "Об организации в городе Фрунзе постоянного корреспондентского пункта Ташкентского отделения "Главкинохроники".
В конце лета 1940 года (10 августа) было принято очередное правительственное постановление, касающееся создания кинематографической базы в республике.
Постановление определило организацию самостоятельного отделения студии кинохроники во Фрунзе. Руководил работами звукооператор Центральной студии кинохроники И. Гунгер. К работе также подключились братья Герштейны: старший — Юз и младший — Изя, впоследствии известные режиссёры-документалисты.
Студия постепенно обретала опыт. Появлялось кое-что из техники, уходили одни люди, приходили другие. Уехали в Москву И. Гунгер, М. Варейкис, В. Шарапова. Поступили на студию оператор Г.Н. Николаев, назначенный директором вместо Г. Шулятина, его жена, ассистент оператора Н. Николаева, звукооператоры В. Копотев и К. Бак.
В октябре 1944 года киножурнал "Советская Киргизия" впервые вышел на двух языках — русском и кыргызском.

Источник

[...]Георгий Николаевич Николаев, человек яркий и неординарный. Он проработал во Фрунзе всего несколько лет, но сумел дать молодому творческому коллективу такой мощный духовный импульс, что его хватило очень надолго.
Первое его появление ужаснуло студийцев. Они увидели крепко сбитого, длиннорукого человека с абсолютно криминальной внешностью. Квадратные челюсти, низкий лоб, маленькие, глубоко посаженные глаза, колючий взгляд из-под густых бровей…Казалось, этот человек будет управлять студией с фанатизмом садиста. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Проработав совсем немного на новой должности, Г. Николаев быстро раскрылся как человек доступный, весёлый и лёгкий в общении. Зайти в его кабинет не представляло ни малейшего труда. Стиль его работы был очень демократичным.[...]
По воспоминаниям старожилов, новый директор сумел создать здесь атмосферу настоящего творчества. Он был человеком необычайно тонкого вкуса, всегда мог посоветовать что-то дельное, обсудить варианты, тактично направить творческий поиск, да и сам порой генерировал интереснейшие идеи. При нём после некоторого застоя, имевшего место при прежнем руководителе, студия начала расцветать. И хоть помещение было не самое лучшее и оборудования катастрофически не хватало, появлялись новые значимые работы, снимались интересные сюжеты и очерки, принимавшиеся порой даже на всесоюзный экран…[...]
Будучи человеком невероятно развитым физически, он выступал на боксёрском ринге, занимался борьбой, работал в цирке. Ходил в экспедиции с геологическими партиями, служил матросом.
Прекрасно водил машину, обладал незаурядным литературным талантом; пройдя большую школу операторской практики, легко снимал хроникальные сюжеты и нередко давал весьма дельные советы по монтажу. Демократизм директора порой удивлял всех творческих работников – в хозяйственных работах на студии Г. Николаев участвовал наравне со своими подчинёнными и даже на строительстве Большого Чуйского канала он управлялся с лопатой не хуже остальных.[...]
Что касается творчества, то Георгий Николаевич сумел создать на студии такую атмосферу, при которой наиболее полно раскрывались таланты и способности людей, велись бесконечные споры о том, как лучше снять, смонтировать, озвучить, как достичь в своей работе совершенства. К тому же он не был ментором, все творческие проблемы решались с юмором, с мягкой доброжелательностью. Он не отличался злопамятностью, производственные конфликты разрешал справедливо и честно, а личностных конфликтов у него, пожалуй, и не было. Поэтому студия под его руководством уверенно шла вперёд, и когда киргизских кинематографистов приглашали на региональные смотры, им всегда было что показать.[...]

Владимир Михайлов, Источник

Источники информации

Использованы материалы из открытых источников, в том числе: фильмография — РГАКФД; биография — ЦГАИПД СПб (— Фонд Р-24. — Опись 133. — Дело 374. — Л.1-8). Награды: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа».