Константин СИМОНОВ

военный корреспондент, журналист, кинодраматург, писатель, поэт

Имя при рождении:
Кирилл Михайлович Симонов

Дата рождения:
28 ноября 1915
г. Петроград, Российская империя

Дата смерти:
28 августа 1979 (63 года)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
военный корреспондент, журналист, кинодраматург, писатель, поэт

Краткая биография

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (15 (28) ноября 1915, Петроград — 28 августа 1979, Москва) — поэт, писатель, журналист, кинодраматург. Лауреат шести Сталинских (Государственных) премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950) и Ленинской премии (1974). Герой Социалистического Труда (1974). Член Союза писателей СССР с 1936 года. Член ВКП (б) — КПСС с 1940 года. Член Всемирного Совета Мира. «Почетный гражданин г. Гулькевичи».

Детские годы прошли  в Рязани и Саратове. Воспитывался отчимом — преподавателем военного училища.

После окончания семи классов поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ). Работал токарем по металлу в Саратове. После переезда в Москву в 1931 году продолжил работать токарем.

Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем в Литературном институте им. М. Горького, который окончил в 1938 году. 

С 1938 — редактор «Литературной газеты». В том же году поступил в аспирантуру Института истории, философии, литературы (ИФЛИ); в 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в аспирантуру уже не вернулся.

В 1940 году написал первую пьесу «История одной любви», премьера которой прошла на сцене Театра им. Ленинского комсомола.

В течение года учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получив воинское звание интенданта второго ранга.

Участник Великой Отечественной войны. Призван в РККА 22 июня 1941 года. Воинское звание: ст. батал. комиссар; подполковник. Воинская часть Западный фронт, 4 УкрФ, СКФ. Военный корреспондент  газеты «Красная звезда» в Действующей армии.

Военные корреспонденты (справа налево): Павел Трошкин (газета «Известия»), Евгений Кригер (газета «Известия»), Константин Симонов (газета «Красная звезда»), Оскар Курганов (газета «Правда»), (неустановленное лицо). Действующая армия, 1941 год. Источник фото: МАММ / МДФ.Публиковал очерки в газетах «Известия», «Красная звезда», во фронтовой газете «Боевое знамя».

Приказом Военного совета (ВС) Западного фронта от 03 мая 1942 года старший батальонный комиссар Симонов награждён орденом Красного Знамени. 

В 1943 году как корреспондент газеты «Красная звезда» освещал Харьковский процесс над военными преступниками (1943).

Военные корреспонденты с воинами 62-й Армии. На фото: Константин Симонов (на первом плане слева), операторы (на втором плане слева направо) Иван Малов и Михаил Посельский. Фото из личного архива Н.Я. Венжер.

В годы войны Симонов написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов — «С тобой и без тебя» и «Война».

В качестве военного корреспондента принимал участие в боевых операциях в составе Западного фронта.

Группа корреспондентов в Берлине. На фото (в автомобиле): Константин Симонов (в центре) и Илья Аронс (слева). Май 1945 года. Автор фото: Евгений Халдей. Источник: МАММ / МДФ.

Приказом ВС 4 Украинского фронта от 30 мая 1945 года полковник Симонов награждён орденом Отечественной войны I степени.

После войны были опубликованы сборники его очерков «Письма из Чехословакии» (1945), «Славянская дружба» (1945), «Югославская тетрадь» (1945), «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

В 1946 — 1950 и 1954 — 1958 — главный редактор журнала «Новый мир».
В 1950 — 1954 — главный редактор «Литературной газеты».
В 1958 — 1960 — собственный корреспондент газеты «Правда»; жил и работал в Ташкенте, где познакомился с литературоведом Абрамом Вулисом, который передал Симонову машинописный текст романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»; роман (в сокращённом виде) впервые опубликован в журнале «Москва» (главный редактор Евгений Поповкин) с предисловием Константина Симонова и послесловием Абрама Вулиса). 

В 1946 — 1959 и 1967 — 1979 — секретарь Союза писателей СССР.

Автор романов «Товарищи по оружию» (1952), «Живые и мёртвые» (1959 — 1964; трилогия).

Роман Кармен и Константин Симонов в гостинице «Москва». 1968 год. Фото из семейного архива Ирины Кононовой.Автор документальных фильмов 

По сценариям Симонова поставлены игровые фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1959, совместно с Ш. Спааком и Э. Триоле), «Живые и мёртвые» (1964), «Возмездие» (1967), «Двадцать дней без войны» (1976).

Поздравления театра «Современник» на юбилейном вечере Константина Симонова в 1975 году. Пародия на постановки «Ромео и Джульетты» Шекспира в театре «Современник», Московском театре драмы и комедии на Таганке и в стиле мюзикла.

Константин Михайлович Симонов скончался в Москве 28 августа 1979 года в возрасте 63 лет. Согласно завещанию, прах К. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.

СЕМЬЯ

Дед Симонов Агафангел Михайлович, состоял в чине коллежского асессора на должности бухгалтера провиантской дистанции военного ведомства Калужской губернии.
Отец — Симонов Михаил Агафангелович (29 марта 1871 — ?), генерал-майор, участник Первой мировой войны, кавалер орденов, образование получил в Орловском Бахтинском кадетском корпусе; в службу вступил 1 сентября 1889 года; выпускник Императорской Николаевской военной академии (1897); в браке с А. Л. Оболенской с 1912 года.

Александра Леонидовна Оболенская. Источник фото: МАММ / МДФ.

Мать — Симонова (урожденная Оболенская) Александра Леонидовна (1890, Санкт-Петербург — 1975).
Отчим (супруг А. Л. Оболенской с 1919 года) — Иванишев Александр Григорьевич  (1883 — 1961).
Первая жена  —  Гинзбург (Соколова) Наталья Викторовна (12 августа 1916, Одесса — 25 сентября 2002, Москва), писательница, родилась в семье Типота (Гинзбурга) Виктора Яковлевича .
Вторая жена — Ласкина Евгения Самойловна (1915, Орша — 1991, Москва); филолог (окончила Литинститут 22 июня 1941 года), литературный редактор, заведующая отделом поэзии журнала «Москва»; двоюродная сестра сценариста Бориса Ласкина; в первом браке была замужем за звукооператором Я. Е. Хароном.

«Под каштанами Праги» (1945). Второй слева – автор пьесы «Под каштанами Праги» Константин Симонов, в центре – актриса Валентина Серова, рядом с ней артист Грузинской ССР Д. А. Иванов, справа – режиссер Серафима Бирман. Источник фото: МАММ / МДФ.
Третья жена — Серова (в девичестве Половикова) Валентина Васильевна (10 февраля 1919, Харьков — 11 декабря 1975, Москва), актриса театра и кино; заслуженная артистка РСФСР(1946), лауреат Сталинской (Государственной) премии (1947).

Лариса Жадова и Константин Симонов на VI Московском международном кинофестивале. Источник фото: МАММ / МДФ.Четвертая жена — Жадова Лариса Алексеевна (1927—1981), искусствовед, специалист по русскому авангарду; окончила МГУ имени М. В. Ломоносова.
Сын (от брака с Е. С. Ласкиной) — Симонов Алексей Кириллович  (род. 8 августа 1939 года в Москве), кинорежиссёр, писатель, переводчик, правозащитник, журналист, педагог; с 1991 года президент Фонда защиты гласности; член Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека до 2012 года.
Сын (приемный) — Серов Анатолий Анатольевич (1939 — 1974); родной сын Анатолия Серова.
Дочь (от брака с Валентиной Серовой) — Симонова Мария Кирилловна (род. в 1950 году в Москве), филолог, работала 15 лет координатором Фонда защиты гласности.

Константин Симонов с дочерью Катей Симоновой-Гудзенко. Источник фото: МАММ / МДФ.Дочь  (приемная) — Симонова-Гудзенко (урождённая Екатерина Семёновна Гудзенко) Екатерина Кирилловна (род. в 1951 году в Москве), родная дочь Семёна Гудзенко.

Константин Симонов с дочерью Саней в кабинете в Красной Пахре. Источник фото: МАММ / МДФ.Дочь (от брака с Ларисой Жадовой) — Симонова Александра Кирилловна (1957 — 2000), искусствовед.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • На Буйничском поле, где был развеян прах Симонова, установлен мемориальный Симоновский камень. На валуне выбито факсимиле автографа писателя — «Константин Симонов». С другой стороны валуна установлена табличка с надписью:

К. М. Симонов 

1915  1979

Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах

(Источник)

  • 30 октября 1980 года саратовскому ПТУ № 2 (ул. 2 Садовая, 21) было присвоено имя писателя, а рядом с главным входом открыт памятник Симонову

Сын Константина Симонова — Алексей Кириллович Симонов и  Нина Павловна Гордон — литературный секретарь писателя. г. Гулькевичи. 07 мая 1983 г. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (34141287).

  • 7 мая 1983 года состоялось открытие мемориальной доски писателю Константину Симонову в г. Гулькевичи.
  • В Рязани на здании школы (улица Соборная, 9), в которой в 1925 — 1927 годах учился Константин Симонов , установлена мемориальная доска.
  • 5 декабря 2020 года в Саратове на доме, где в 1930-х годах жил Константин Симонов, открыта мемориальная доска.
  • В Москве на доме № 2 по улице Черняховского, где находился рабочий кабинет (приемная) Константина Симонова, установлена мемориальная доска.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Игровые

1942 — Парень из нашего города (по мотивам одноимённой пьесы Константина Симонова); производство: ЦОКС; авторы сценария: Константин Симонов, Александр Столпер; режиссёры:
Борис Иванов, Александр Столпер, Александр Птушко; операторы-постановщики: Сергей Уралов, Самуил Рубашкин; в главных ролях: Николай Крючков, Лидия Смирнова
1943 — Жди меня (по мотивам одноимённого стихотворения Константина Симонова); производство: ЦОКС; автор сценария: Константин Симонов; режиссёры-постановщики: Александр Столпер, Борис Иванов; оператор Самуил Рубашкин; комбинированные съёмки: оператор Борис Горбачёв, художник Михаил Головатинский; в главных ролях: Борис Блинов, Валентина Серова, Лев Свердлин
1944 — Дни и ночи (экранизация одноименной повести К. Симонова) (фильм об одном из эпизодов Сталинградской битвы в годы Великой Отечественной войны); производство: Мосфильм; автор сценария Константин Симонов; режиссёры-постановщики Александр Столпер; оператор Евгений Андриканис; Юрий Любимов в начальник штаба Миша Масленников, Лев Свердлин в роли генерала Проценко
1956 — Бессмертный гарнизон (фильм посвящён подвигу защитников Брестской крепости; действие происходит в период 22 июня — 20 июля 1941 года); производство: Мосфильм; автор сценария Константин Симонов; режиссёры: Захар Аграненко, Эдуард Тиссэ; оператор Григорий Айзенберг; в
 главных ролях: Василий Макаров, Николай Крючков, Владимир Емельянов
1959 — Нормандия – Неман (фильм, снованный на реальных событиях, посвящён лётчикам французской эскадрильи «Нормандия-Неман», сражавшимся в годы Великой Отечественной войны на территории Советского Союза); совместное производство: Мосфильм, ALKAM, Franco London Films; авторы сценария совместно с Ш. Спааком и Э. Триоле, режиссер-постановщик Жан Древиль; оператор Жак Натто  
1964 — Живые и мертвые (по одноименному роману Константина Симонова); производство: Мосфильм; режиссёр Александр Столпер совместно с Владимиром Басовым; автор сценария Александр Столпер; оператор: Николай Олоновский; в главных ролях: Кирилл Лавров, Анатолий Папанов; Главная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1964), Премия на Международном кинофестивале в Акапулько (1964), Главная премия и приз за актёрскую работу (А. Папанов) на первом ВКФ в Ленинграде (1964)
1967 — Возмездие (по мотивам романа К. М. Симонова «Солдатами не рождаются»); (фильм о героях Сталинградской битвы); производство: Мосфильм; автор сценария и режиссер Александр Столпер; оператор Николай Олоновский; в главных ролях: Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Людмила Крылова
1967 — Двадцать дней без войны (сценарий написан Константином Симоновым на основе одноимённой повести из цикла «Из записок Лопатина»); производство: Ленфильм; автор сценария Константин Симонов; режиссер Алексей Герман; оператор Валерий Федосов; в главных ролях: Юрий Никулин, Людмила Гурченко; премия Жоржа Садуля (1977; Франция)

Документальные

1967 — Если дорог тебе твой дом. Защитника Москвы посвящаетсяавторы: Евгений Воробьев, Константин Симонов, Василий Ордынский, режиссёр-постановщик Василий Ордынский; главный оператор Владимир Николаев; операторы: О. Кобызев, В. Сивков, А. Нисский, С. Черкасов; директор картины Ф. Могилевский

На фото (справа налево): писатель Константин Симонов, Роман Кармен, чилийский поэт Пабло Неруда, оператор Владимир Цитрон. Гостиница «Москва». 1968 год. Фото из семейного архива Ирины Кононовой.1967 — «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (фильм рассказывает о войне в Испании в 1936 — 1939 годах); авторы сценария: Роман КарменКонстантин Симонов; режиссер: Роман Кармен; ассистент режиссёра М. Бабак; операторы (съемки национально-революционной войны в Испании): Р. Кармен, Б. Макасеев; операторы (современные съемки): А. Саранцев, В. Цитрон; звукооператоры: В. Котов, С. Сенкевич; директор Картины: Т. Кононовапремия Всесоюзного кинофестиваля
1972 — Чужого горя не бывает (фильм рассказывает об американской агрессии во Вьетнаме); полнометражный; авторы сценария К. Симонов; режиссер М. Бабак; оператор О. Воинов
1975 — Константин Симонов: остаюсь военным писателем

Запись интервью м героем фильма «Шел солдат...». На фото (слева направо): звукооператор Валентина Георгиевская, директор картины Татьяна Кононова, писатель Константин Симонов, режиссер Марина Бабак. Фото из семейного архива Ирины Кононовой.1975 — Константин Симонов «Шел солдат...» кино-поэмаполнометражный; автор: Константин Симонов; режиссер Марина Бабак; оператор: В. Альтшулер; на XVIII МКФ короткометражных и документальных фильмов в Лейпциге главный приз "Золотой голубь" 
1976 — Солдатские мемуарыцикл из 6-ти полнометражный фильмов; производство: ЦСДФ по заказу ЦТ; автор К. Симонов; режиссер М. Бабак; оператор: В. Альтшулер

Библиография

1938 — Павел Чёрный: Поэма. — 84 с. (изд.: — М.: Советский писатель (11 тип. Мособлполиграфа))
1941 — На Карельском фронте: Очерки. — 46 с. — (Библиотека красноармейца) (изд.: — [Москва]: Воениздат)
1941 — Очерки с фронта / Е. Кригер, К. Симонов. – (Сер.: Библиотека "Огонек"; № 51) (изд.: — М. : "Правда")
1942 — На Запад! (изд.: — Ташкент)
1944 — Дни и ночи: Повесть. 257 с., 6 л. ил. (изд.: — М.: Воен. издательство)
1945 — Гордый человек: Повесть. — 40 с. (изд.: — [Воронеж]: Воронеж. обл. книгоиздательство (тип. изд-ва «Коммуна»))
1945 — От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента: в 4 книгах, 1942—1945 (изд.: — М.: Советский писатель)
1945 — Письма из Чехословакии. — 77 с. (изд.: — М.: Воен. издательство)
1945 — Славянская дружба: [О партизанском тыле Югославии в сентябре—ноябре 1944 г.] : [Очерки и рассказы]. — 88 с. (изд.: — [Москва]: Воен. издательство)
1945 — Югославская тетрадь. — 145 с. (изд.: — Москва: Сов. писатель)
1948 — От нашего военного корреспондента (изд.: — М., Воениздат)
1950 — Сражающийся Китай. — 248 с. (изд.: — М.: Советский писатель)
1951 — В эти годы: Публицистика, 1941—1950. — 420 с. (изд.: — М.: ГИХЛ)
1953 — Сочинения. Т. 1—3., 1952—1953. (изд.: — М.: Гослитиздат)
1956 — Норвежский дневник. — 113 с. (изд.: — М.: Советский писатель)
1969 — Далеко на Востоке. Халхин-гольские записи. — 111 с. (изд.: — М.: Советский писатель)
1970 — Каххар А. Сказки о былом / Перевод Камрона Хакимова и Константина Симонова с узбекского. (изд.: — М.: Советский писатель)
1970 — Собрание сочинений в 6 томах., 1966—1970. (изд.: — М.: Художественная литература)
1973 — Насими. Лирика / Перевод Наума Гребнёва и Константина Симонова с азербайджанского и фарси. Четверостишия (рубаи) в переводе Н. Гребнёва. Предисловие: Мирза Ибрагимов. Примечания. — 358 с. — Тираж 25 000 экз. (изд.: — М.: Художественная литература)
1974 — В этом непростом мире: Очерки. — 29 с. (изд.: — М.: Советская Россия)
1978 — Сегодня и давно. Статьи. Воспоминания. Литературные заметки. О собственной работе.— Тираж 75000 экз. — 636 c. (изд.: — М., Советский писатель,)
1982 — Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. — Т. 1. — 479 с. — 300 000 экз. (изд.: — М.: Художественная литература)
1982 — Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. — Т. 2. — 688 с. — 300 000 экз. (изд.: — М.: Художественная литература)
1987 — Собрание сочинений в 10 томах + 2 тома доп., 1979—1987 (изд.: — М.: Художественная литература)
1999 — 100 суток войны. — 576 c. (изд.: — Смоленск: Русич)
2005 — Ичин Корнелия, Йованович Миливое. «Лили Марлен» Х. Лейпа и «Жди меня» К. Симонова: опыт сближения с первого взгляда несближаемого // Ичин Корнелия, Йованович Миливое. Элегические раскопки. — С. 67—88. — ISBN 86-80267-84-8. (изд.: — Белград: Издательство филологического факультета в Белграде)

Цитаты

Мне вспоминается, как Константин Симонов, Евгений Воробьёв и режиссёр Василий Ордынский сдавали в 1967 году в Госкино фильм «Если дорог тебе твой дом» – о битве за Москву. Там был эпизод – фото тридцать шестого года, на котором были изображены члены Главного военного совета Красной Армии. Здесь Тухачевский, Егоров, Уборевич, Блюхер, Якир… Потом шло затемнение и фигуры исчезали – то же фото, но уже в тридцать восьмом году – сидят Ворошилов, Будённый, ещё кто-то – остальные стулья пусты. Их уже нет – они расстреляны. Консультант – генерал, руководящий работник Главпура, – предложил авторам убрать этот кадр: «Ну что он прибавляет к фильму? А если бы эти люди были живы, что мы в июне сорок первого до Берлина дошли?»[...]

Владимир Баскаков, Источник

[...]Приключения, с какими мы с моим ассистентом Мати Каськом добирались до Кубы, — это сюжет для другого занимательного рассказа. Добрались на теплоходе «Мичуринск» из Ленинграда. Когда выходили из порта, а это был самый конец февраля, температура на рассвете была минус тридцать градусов, пришли через двадцать один день на Кубу, в порт Мантанзас, было плюс тридцать и, удивительное дело, температура воды в море тоже плюс тридцать. А ведь еще в декабре 1959 года я был по соседству с Кубой — в Мексике — в составе группы кинематографистов и писателей, прибывших на кинофестиваль в Акапулько. В этой же группе был и Константин Симонов. Я снимал кинорепортаж.
Когда закончился кинофестиваль, мы вернулись в Мехико, чтобы отсюда лететь на родину. В этот же день Симонова и меня вызвал наш посол. Он спросил меня:
— У вас еще осталась пленка?
— Да! — ответил я.
— На Кубе сейчас происходят чрезвычайно интересные события, — сказал посол. — Возможно, вам двоим придется выехать туда снимать и писать. Вы согласны?
— Согласны! — сказал Симонов за себя и меня.
Я-то не знал абсолютно ничего о том, что там происходит.
— Сегодня я свяжусь с нашим МИДом. Ответ я сообщу вам скоро. Будьте готовы.
Не знаю, что ответил МИД, но на Кубу мы не попали. А жаль. Мы оказались бы там первыми из репортеров и сняли бы вход Фиделя в Гавану. На Кубе мы все же побывали, но позже. Константин Симонов в 1961-м, а я через два года, в 1963-м.[...]

Семен Школьников, кинооператор, режиссер, Источник

[...]В 1962-м году Вулис, будучи в Москве, встречается с вдовой Михаила Булгакова Еленой Сергеевной, которая знакомит его с рукописью «Мастера и Маргариты». Содержание нескольких глав романа попало в диссертацию Вулиса, опубликованную в Ташкенте. О романе заговорили.
В Ташкенте Вулис познакомился с Константином Симоновым, который работал спецкором «Правды» (в Ташкент Симонов был фактически сослан Хрущевым, который недолюбливал писателя). Именно здесь Симонов прочитал рукопись романа и понял, что имеет дело с выдающимся произведением.
Поддержанная Константином Симоновым попытка Вулиса опубликовать роман в одном из приложений к журналу «Огонек» не удалась.
Из воспоминаний Вулиса: «А что это "Мастер и Маргарита"?
— Это очень сложный роман... — начал мямлить я. — Действие происходит параллельно в двух временах... Библейские главы чередуются с современными... Сатана попадает в Москву тридцатых годов...
— Вы мне проще скажите: это за советскую власть или против?
— Это не о том...» .
В конце восьмидесятых, когда Вулис вспоминал эту историю, он говорил, что сейчас бы он не замешкался. И прямо сказал, что роман за советскую власть.
После неудачи в «Огоньке» Симонов предложил ознакомиться с рукописью главному редактору журнала «Москва» Евгению Ефимовичу Поповкину, который решил печатать роман. Из воспоминаний К. Симонова: «Поповкин человек слова. Он очень болен, поэтому никого и ничего не боится».
Первая публикации состоялась в журнале «Москва» в 1966 — 1967 гг.. Предисловие Константина Симонова, послесловие Абрама Вулиса.[...]

Источник

[...] Несмываемым позором покрыла Соединённые Штаты война во Вьетнаме. Это преступление против человечества было беспощадно осуждено деятелями мировой культуры. В том же 1972 году советская кинопублицистика обогатилась и страстной лентой Константина Симонова «Чужого горя не бывает…». Она родилась из книги его стихов о Вьетнаме. «В основе этой книжки, – писал автор, – лежали чувства человека, в молодости прошедшего через войну у себя дома и вдруг столкнувшегося с ней снова через тридцать лет на другом конце планеты и попробовавшего представить себя на месте вьетнамцев, не под теми давними бомбами, а под этими – нынешними».[...]
Константин Симонов предваряет сценарий фильма «Чужого горя не бывает…» – как это характерно для него обычно в делах и поэтических, и прозаических – очень точными, взвешенными словами: «Мне доводилось несколько раз в жизни писать дикторские тексты для готовых или почти готовых, уже в принципе сложенных без моего участия, документальных фильмов. Это бывало не особенно интересно для меня и, как мне кажется, не особенно полезно для тех фильмов, к работе над которыми меня привлекали под самый конец. Впервые к работе в документальном кино меня по-настоящему потянуло, когда я увидел потрясший меня и навсегда оставшийся в моей благодарной памяти фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». После этого фильма мне самому захотелось попробовать говорить некоторые важные для меня вещи не только на газетном листе или в книгах, как я до сих привык, а – с экрана!»
Константин Михайлович внёс большой вклад в советский документальный кинематограф. Он не мог, не умел быть посторонним человеком всюду, куда его забрасывала жизнь и творческие устремления. Он был личностью, и потому никогда не казались ему малозначимыми люди рядом, те, с кем вместе делал он это неимоверно прекрасное, это изнурительное, это радостное, это мучительное дело – кино. «Чужого горя не бывает…» – четвёртая моя работа в документальном кино, – написал он. – Она сделана вместе с коллективом молодых кинематографистов – режиссёром Мариной Бабак, операторами Олегом Войновым и Львом Копысовым, директором Татьяной Кононовой, звукооператором Юрием Игнатовым, ассистентом режиссёра Еленой Брагиной, монтажёром Ириной Галынкиной. В этой работе большую помощь нам оказали консультант фильма Мариан Ткачёв и редактор Воля Донская». Он никого не забыл, человек, которого ласково и уважительно называли в киногруппе «классик» – что, впрочем, совпадает с оценкой из школьных хрестоматий…[...]

Генрих Гурков, журналист, Источник

[...]Фильм об Испании («Гренада, Гренада, Гренада моя...». - Прим. ред. #МузейЦСДФ) делали два человека — писатель Константин Симонов и я. Один из нас двоих — Симонов не был в Испании в годы гражданской войны. Как и многие люди его поколения, хотел быть там, но мечта его сражаться с фашизмом не осуществилась. А другому автору фильма — мне — выпало счастье быть в Испании.
И все же, хотя Симонов и не был в те годы в Испании, она была его юностью и вошла красной нитью в его творчество всех последующих лет. Кажется, нет поэмы, пьесы, романа Константина Симонова, где героями не были бы люди, сражавшиеся с фашизмом. Это и определило закономерность творческого содружества двух авторов.[...]

Роман Кармен, Источник

О сопротивлении испанского народа военному фашистскому мятежу в 1936-1937 годах были сделаны различные фильмы, пытающиеся отобразить беспримерный героизм в борьбе, с которой фактически началась вторая мировая война.
Одним из лучших и наиболее удачных является, по-моему, фильм Романа Кармена и Константина Симонова «Гренада, Гренада, Гренада моя...».
Я не вдаюсь, поскольку я не специалист, в технические стороны созданного фильма, хотя, впрочем, мне кажется, что они удачны. Но по своей волнующей точности, реализму и обилию документального материала – это самый правдивый фильм о войне в Испании.
Героическое сопротивление почти безоружных масс военной машине Гитлера и Муссолини, поддержанной реакционными илами внутри страны, выступающими против республики в Испании, правдиво и волнующе показано в этом фильме.
Во всей своей наготе выступает в фильме вероломство «невмешательства» Англии и Франции. В фильме прекрасно отражён легендарный героизм бойцов интернациональных бригад и советских лётчиков и танкистов, пришедших на помощь испанскому народу в эти трагические дни крови и славы, политической трусости и национальных измен.
Но фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя…» не только волнующие документы о прошлом, которое ещё не забыто прежде всего это серьёзное предупреждение; это призыв народов к бдительности и сопротивлению политике военных блоков, политике агрессии и войны, которую проводит американский империализм, это призыв бороться против возрождения гитлеровского реваншизма.

Долорес Ибаррури о фильме «Гренада, Гренада, Гренада моя...», Источник

[...]В Польше в селении Поронино находился дом, где до революции 1917 года жил В. И. Ленин. Я получил от Литвина задание снять сюжет об этом доме. Возвращаясь из Поронино, на одной из фронтовых дорог мы встретились с группой военных корреспондентов «Красной Звезды», среди которых был К. Симонов. Это было наше первое знакомство. Встреча была очень радушной. На фронте вообще ценились встречи с коллегами, друзьями, земляками. Они были наполнены чувством особого щемящего родства, ведь другой такой встречи могло не быть… Мы обменялись впечатлениями, новостями и разъехались.
Но новая встреча произошла! Случалось и такое! Это было в Германии, в Гинденбурге. Разговаривали долго… Симонов запомнился молодым подполковником, бесстрашным, готовым, если надо, повести солдат в атаку. Была и третья встреча — в 1967 году в Кисловодске. Симонов отдыхал в санатории «Красные камни». А мы с П. Финкельбергом снимали фильм «О чём поют солдаты». И решили включить в него эпизод с Симоновым: его размышления о песнях военных лет.
Лечащий врач Симонова категорически отказала во встрече, пояснив, что Константин Михайлович очень болен. Тогда я передал ей для Симонова фотографию, сделанную в Гинденбурге. Когда врач показала ему фото, поэт попросил немедленно позвать меня. Встреча была тёплой! Мы вспомнили военные годы. Фронтовая дружба была для Симонова святой. И, конечно, он с радостью согласился поработать в фильме![...]

Мансур Барбутлы, кинооператор, Источник

Почти тридцать лет назад на экраны вышел фильм "Если дорог тебе твой дом"[1967]. Вышел на экран, наверное, громко сказано, но об этом ниже. Да и что, спрашивается, за событие -- выход еще одного документального фильма, разве мало было в ту пору такого рода премьер?
Но дело в том, что это была не просто премьера, да и фильм был не совсем обычный.
Это все-таки было событие, и событие принципиальное.
Фильм об обороне Москвы задумал Константин Симонов. Ему непременно хотелось сделать документальную ленту о тех фактах, о которых умалчивалось в официальной истории не только при Сталине, но и при Хрущеве, и при Брежневе.
И еще.
Симонов стремился громко сказать о Жукове, который в то время был, по существу, под домашним арестом. О нем не упоминалось даже в юбилейных статьях, посвященных Московской битве.[...]

В. Баскаков, Источник

Статьи

КОНСТАНТИН СИМОНОВ. Воспоминания кинодокументалиста (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»)
Константин Симонов. "Талант — это труд"
Марина Бабак. Женский взгляд на войну и победу
«Шел солдат...» (1975). Кинопоэма Константина Симонова. Фотовыставка на сайте #МузейЦСДФ
«Если дорог тебе твой дом…» (из сборника «Экран. 1967 — 1968»)
Там, где жил Хемингуэй (Семен Школьников о съёмках документального фильма об Эрнесте Хемингуэе)
Портрет беспокойного времени. Заметки о современном политическом документальном фильме. Год 1982-й
«Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1967)
Сталин и кино. Одна из задач кинематографа — «подымать политическую боеспособность масс»
«Не надо заводить архива, Над рукописями трястись» [?] Журнал «Вопросы литературы» 2008, № 1
Кинодокументы РГАКФД по истории первого освобождения Керченского полуострова в 1942 году
Как в Казахстане спасли советское кино . Центральная Объединенная киностудия — действовала в Алма-Ате в годы Великой Отечественной Войны.
В. Баскаков. Энергия правды (журнал «Искусство кино» № 5, май 1998 года)
«Гренада, Гренада, Гренада моя...». Интернет-выставка
Премьера документального фильма «Симоновы и Трошкины: двойной портрет в интерьере эпохи» пройдет в Москве

Источники информации

При подготовке материала использована информация из открытых источников, в т.ч. материалы сайта #МузейЦСДФ. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии: частные архивы, ГОСКАТАЛОГ.РФ, МАММ / МДФ.

[ Страница дополняется материалами ]