Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (15 (28) ноября 1915, Петроград — 28 августа 1979, Москва) — поэт, писатель, журналист, кинодраматург. Лауреат шести Сталинских (Государственных) премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950) и Ленинской премии (1974). Герой Социалистического Труда (1974). Член Союза писателей СССР с 1936 года. Член ВКП (б) — КПСС с 1940 года. Член Всемирного Совета Мира. «Почетный гражданин г. Гулькевичи».
Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Воспитывался отчимом — преподавателем военного училища.
После окончания семи классов поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ). Работал токарем по металлу в Саратове. После переезда в Москву в 1931 году продолжил работать токарем.
Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем в Литературном институте им. М. Горького, который окончил в 1938 году.
С 1938 — редактор «Литературной газеты». В том же году поступил в аспирантуру Института истории, философии, литературы (ИФЛИ); в 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в аспирантуру уже не вернулся.
В 1940 году написал первую пьесу «История одной любви», премьера которой прошла на сцене Театра им. Ленинского комсомола.
В течение года учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получив воинское звание интенданта второго ранга.
Участник Великой Отечественной войны. Призван в РККА 22 июня 1941 года. Воинское звание: ст. батал. комиссар; подполковник. Воинская часть Западный фронт, 4 УкрФ, СКФ. Военный корреспондент газеты «Красная звезда» в Действующей армии.
Публиковал очерки в газетах «Известия», «Красная звезда», во фронтовой газете «Боевое знамя».
Приказом Военного совета (ВС) Западного фронта от 03 мая 1942 года старший батальонный комиссар Симонов награждён орденом Красного Знамени.
В 1943 году как корреспондент газеты «Красная звезда» освещал Харьковский процесс над военными преступниками (1943).
В годы войны Симонов написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов — «С тобой и без тебя» и «Война».
В качестве военного корреспондента принимал участие в боевых операциях в составе Западного фронта.
Приказом ВС 4 Украинского фронта от 30 мая 1945 года полковник Симонов награждён орденом Отечественной войны I степени.
После войны были опубликованы сборники его очерков «Письма из Чехословакии» (1945), «Славянская дружба» (1945), «Югославская тетрадь» (1945), «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».
В 1946 — 1950 и 1954 — 1958 — главный редактор журнала «Новый мир».
В 1950 — 1954 — главный редактор «Литературной газеты».
В 1958 — 1960 — собственный корреспондент газеты «Правда»; жил и работал в Ташкенте, где познакомился с литературоведом Абрамом Вулисом, который передал Симонову машинописный текст романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»; роман (в сокращённом виде) впервые опубликован в журнале «Москва» (главный редактор Евгений Поповкин) с предисловием Константина Симонова и послесловием Абрама Вулиса).
В 1946 — 1959 и 1967 — 1979 — секретарь Союза писателей СССР.
Автор романов «Товарищи по оружию» (1952), «Живые и мёртвые» (1959 — 1964; трилогия).
Автор документальных фильмов
По сценариям Симонова поставлены игровые фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1959, совместно с Ш. Спааком и Э. Триоле), «Живые и мёртвые» (1964), «Возмездие» (1967), «Двадцать дней без войны» (1976).
Поздравления театра «Современник» на юбилейном вечере Константина Симонова в 1975 году. Пародия на постановки «Ромео и Джульетты» Шекспира в театре «Современник», Московском театре драмы и комедии на Таганке и в стиле мюзикла.
Константин Михайлович Симонов скончался в Москве 28 августа 1979 года в возрасте 63 лет. Согласно завещанию, прах К. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.
Дед — Симонов Агафангел Михайлович, состоял в чине коллежского асессора на должности бухгалтера провиантской дистанции военного ведомства Калужской губернии.
Отец — Симонов Михаил Агафангелович (29 марта 1871 — ?), генерал-майор, участник Первой мировой войны, кавалер орденов, образование получил в Орловском Бахтинском кадетском корпусе; в службу вступил 1 сентября 1889 года; выпускник Императорской Николаевской военной академии (1897); в браке с А. Л. Оболенской с 1912 года.
Мать — Симонова (урожденная Оболенская) Александра Леонидовна (1890, Санкт-Петербург — 1975).
Отчим (супруг А. Л. Оболенской с 1919 года) — Иванишев Александр Григорьевич (1883 — 1961).
Первая жена — Гинзбург (Соколова) Наталья Викторовна (12 августа 1916, Одесса — 25 сентября 2002, Москва), писательница, родилась в семье Типота (Гинзбурга) Виктора Яковлевича .
Вторая жена — Ласкина Евгения Самойловна (1915, Орша — 1991, Москва); филолог (окончила Литинститут 22 июня 1941 года), литературный редактор, заведующая отделом поэзии журнала «Москва»; двоюродная сестра сценариста Бориса Ласкина; в первом браке была замужем за звукооператором Я. Е. Хароном.
Третья жена — Серова (в девичестве Половикова) Валентина Васильевна (10 февраля 1919, Харьков — 11 декабря 1975, Москва), актриса театра и кино; заслуженная артистка РСФСР(1946), лауреат Сталинской (Государственной) премии (1947).
Четвертая жена — Жадова Лариса Алексеевна (1927—1981), искусствовед, специалист по русскому авангарду; окончила МГУ имени М. В. Ломоносова.
Сын (от брака с Е. С. Ласкиной) — Симонов Алексей Кириллович (род. 8 августа 1939 года в Москве), кинорежиссёр, писатель, переводчик, правозащитник, журналист, педагог; с 1991 года президент Фонда защиты гласности; член Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека до 2012 года.
Сын (приемный) — Серов Анатолий Анатольевич (1939 — 1974); родной сын Анатолия Серова.
Дочь (от брака с Валентиной Серовой) — Симонова Мария Кирилловна (род. в 1950 году в Москве), филолог, работала 15 лет координатором Фонда защиты гласности.
Дочь (приемная) — Симонова-Гудзенко (урождённая Екатерина Семёновна Гудзенко) Екатерина Кирилловна (род. в 1951 году в Москве), родная дочь Семёна Гудзенко.
Дочь (от брака с Ларисой Жадовой) — Симонова Александра Кирилловна (1957 — 2000), искусствовед.
К. М. Симонов
1915 1979
Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах
(Источник)
Игровые
1942 — Парень из нашего города (по мотивам одноимённой пьесы Константина Симонова); производство: ЦОКС; авторы сценария: Константин Симонов, Александр Столпер; режиссёры:
Борис Иванов, Александр Столпер, Александр Птушко; операторы-постановщики: Сергей Уралов, Самуил Рубашкин; в главных ролях: Николай Крючков, Лидия Смирнова
1943 — Жди меня (по мотивам одноимённого стихотворения Константина Симонова); производство: ЦОКС; автор сценария: Константин Симонов; режиссёры-постановщики: Александр Столпер, Борис Иванов; оператор Самуил Рубашкин; комбинированные съёмки: оператор Борис Горбачёв, художник Михаил Головатинский; в главных ролях: Борис Блинов, Валентина Серова, Лев Свердлин
1944 — Дни и ночи (экранизация одноименной повести К. Симонова) (фильм об одном из эпизодов Сталинградской битвы в годы Великой Отечественной войны); производство: Мосфильм; автор сценария Константин Симонов; режиссёры-постановщики Александр Столпер; оператор Евгений Андриканис; Юрий Любимов в начальник штаба Миша Масленников, Лев Свердлин в роли генерала Проценко
1956 — Бессмертный гарнизон (фильм посвящён подвигу защитников Брестской крепости; действие происходит в период 22 июня — 20 июля 1941 года); производство: Мосфильм; автор сценария Константин Симонов; режиссёры: Захар Аграненко, Эдуард Тиссэ; оператор Григорий Айзенберг; в главных ролях: Василий Макаров, Николай Крючков, Владимир Емельянов
1959 — Нормандия – Неман (фильм, снованный на реальных событиях, посвящён лётчикам французской эскадрильи «Нормандия-Неман», сражавшимся в годы Великой Отечественной войны на территории Советского Союза); совместное производство: Мосфильм, ALKAM, Franco London Films; авторы сценария совместно с Ш. Спааком и Э. Триоле, режиссер-постановщик Жан Древиль; оператор Жак Натто
1964 — Живые и мертвые (по одноименному роману Константина Симонова); производство: Мосфильм; режиссёр Александр Столпер совместно с Владимиром Басовым; автор сценария Александр Столпер; оператор: Николай Олоновский; в главных ролях: Кирилл Лавров, Анатолий Папанов; Главная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1964), Премия на Международном кинофестивале в Акапулько (1964), Главная премия и приз за актёрскую работу (А. Папанов) на первом ВКФ в Ленинграде (1964)
1967 — Возмездие (по мотивам романа К. М. Симонова «Солдатами не рождаются»); (фильм о героях Сталинградской битвы); производство: Мосфильм; автор сценария и режиссер Александр Столпер; оператор Николай Олоновский; в главных ролях: Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Людмила Крылова
1967 — Двадцать дней без войны (сценарий написан Константином Симоновым на основе одноимённой повести из цикла «Из записок Лопатина»); производство: Ленфильм; автор сценария Константин Симонов; режиссер Алексей Герман; оператор Валерий Федосов; в главных ролях: Юрий Никулин, Людмила Гурченко; премия Жоржа Садуля (1977; Франция)
Документальные
1967 — Если дорог тебе твой дом. Защитника Москвы посвящается; авторы: Евгений Воробьев, Константин Симонов, Василий Ордынский, режиссёр-постановщик Василий Ордынский; главный оператор Владимир Николаев; операторы: О. Кобызев, В. Сивков, А. Нисский, С. Черкасов; директор картины Ф. Могилевский
1967 — «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (фильм рассказывает о войне в Испании в 1936 — 1939 годах); авторы сценария: Роман Кармен, Константин Симонов; режиссер: Роман Кармен; ассистент режиссёра М. Бабак; операторы (съемки национально-революционной войны в Испании): Р. Кармен, Б. Макасеев; операторы (современные съемки): А. Саранцев, В. Цитрон; звукооператоры: В. Котов, С. Сенкевич; директор Картины: Т. Кононова; премия Всесоюзного кинофестиваля
1972 — Чужого горя не бывает (фильм рассказывает об американской агрессии во Вьетнаме); полнометражный; авторы сценария К. Симонов; режиссер М. Бабак; оператор О. Воинов
1975 — Константин Симонов: остаюсь военным писателем
1975 — Константин Симонов «Шел солдат...» кино-поэма; полнометражный; автор: Константин Симонов; режиссер Марина Бабак; оператор: В. Альтшулер; на XVIII МКФ короткометражных и документальных фильмов в Лейпциге главный приз "Золотой голубь"
1976 — Солдатские мемуары; цикл из 6-ти полнометражный фильмов; производство: ЦСДФ по заказу ЦТ; автор К. Симонов; режиссер М. Бабак; оператор: В. Альтшулер
Мне вспоминается, как Константин Симонов, Евгений Воробьёв и режиссёр Василий Ордынский сдавали в 1967 году в Госкино фильм «Если дорог тебе твой дом» – о битве за Москву. Там был эпизод – фото тридцать шестого года, на котором были изображены члены Главного военного совета Красной Армии. Здесь Тухачевский, Егоров, Уборевич, Блюхер, Якир… Потом шло затемнение и фигуры исчезали – то же фото, но уже в тридцать восьмом году – сидят Ворошилов, Будённый, ещё кто-то – остальные стулья пусты. Их уже нет – они расстреляны. Консультант – генерал, руководящий работник Главпура, – предложил авторам убрать этот кадр: «Ну что он прибавляет к фильму? А если бы эти люди были живы, что мы в июне сорок первого до Берлина дошли?»[...]
Владимир Баскаков, Источник
[...]Приключения, с какими мы с моим ассистентом Мати Каськом добирались до Кубы, — это сюжет для другого занимательного рассказа. Добрались на теплоходе «Мичуринск» из Ленинграда. Когда выходили из порта, а это был самый конец февраля, температура на рассвете была минус тридцать градусов, пришли через двадцать один день на Кубу, в порт Мантанзас, было плюс тридцать и, удивительное дело, температура воды в море тоже плюс тридцать. А ведь еще в декабре 1959 года я был по соседству с Кубой — в Мексике — в составе группы кинематографистов и писателей, прибывших на кинофестиваль в Акапулько. В этой же группе был и Константин Симонов. Я снимал кинорепортаж.
Семен Школьников, кинооператор, режиссер, Источник
Когда закончился кинофестиваль, мы вернулись в Мехико, чтобы отсюда лететь на родину. В этот же день Симонова и меня вызвал наш посол. Он спросил меня:
— У вас еще осталась пленка?
— Да! — ответил я.
— На Кубе сейчас происходят чрезвычайно интересные события, — сказал посол. — Возможно, вам двоим придется выехать туда снимать и писать. Вы согласны?
— Согласны! — сказал Симонов за себя и меня.
Я-то не знал абсолютно ничего о том, что там происходит.
— Сегодня я свяжусь с нашим МИДом. Ответ я сообщу вам скоро. Будьте готовы.
Не знаю, что ответил МИД, но на Кубу мы не попали. А жаль. Мы оказались бы там первыми из репортеров и сняли бы вход Фиделя в Гавану. На Кубе мы все же побывали, но позже. Константин Симонов в 1961-м, а я через два года, в 1963-м.[...]
[...]В 1962-м году Вулис, будучи в Москве, встречается с вдовой Михаила Булгакова Еленой Сергеевной, которая знакомит его с рукописью «Мастера и Маргариты». Содержание нескольких глав романа попало в диссертацию Вулиса, опубликованную в Ташкенте. О романе заговорили.
Источник
В Ташкенте Вулис познакомился с Константином Симоновым, который работал спецкором «Правды» (в Ташкент Симонов был фактически сослан Хрущевым, который недолюбливал писателя). Именно здесь Симонов прочитал рукопись романа и понял, что имеет дело с выдающимся произведением.
Поддержанная Константином Симоновым попытка Вулиса опубликовать роман в одном из приложений к журналу «Огонек» не удалась.
Из воспоминаний Вулиса: «А что это "Мастер и Маргарита"?
— Это очень сложный роман... — начал мямлить я. — Действие происходит параллельно в двух временах... Библейские главы чередуются с современными... Сатана попадает в Москву тридцатых годов...
— Вы мне проще скажите: это за советскую власть или против?
— Это не о том...» .
В конце восьмидесятых, когда Вулис вспоминал эту историю, он говорил, что сейчас бы он не замешкался. И прямо сказал, что роман за советскую власть.
После неудачи в «Огоньке» Симонов предложил ознакомиться с рукописью главному редактору журнала «Москва» Евгению Ефимовичу Поповкину, который решил печатать роман. Из воспоминаний К. Симонова: «Поповкин человек слова. Он очень болен, поэтому никого и ничего не боится».
Первая публикации состоялась в журнале «Москва» в 1966 — 1967 гг.. Предисловие Константина Симонова, послесловие Абрама Вулиса.[...]
[...] Несмываемым позором покрыла Соединённые Штаты война во Вьетнаме. Это преступление против человечества было беспощадно осуждено деятелями мировой культуры. В том же 1972 году советская кинопублицистика обогатилась и страстной лентой Константина Симонова «Чужого горя не бывает…». Она родилась из книги его стихов о Вьетнаме. «В основе этой книжки, – писал автор, – лежали чувства человека, в молодости прошедшего через войну у себя дома и вдруг столкнувшегося с ней снова через тридцать лет на другом конце планеты и попробовавшего представить себя на месте вьетнамцев, не под теми давними бомбами, а под этими – нынешними».[...]
Генрих Гурков, журналист, Источник
Константин Симонов предваряет сценарий фильма «Чужого горя не бывает…» – как это характерно для него обычно в делах и поэтических, и прозаических – очень точными, взвешенными словами: «Мне доводилось несколько раз в жизни писать дикторские тексты для готовых или почти готовых, уже в принципе сложенных без моего участия, документальных фильмов. Это бывало не особенно интересно для меня и, как мне кажется, не особенно полезно для тех фильмов, к работе над которыми меня привлекали под самый конец. Впервые к работе в документальном кино меня по-настоящему потянуло, когда я увидел потрясший меня и навсегда оставшийся в моей благодарной памяти фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». После этого фильма мне самому захотелось попробовать говорить некоторые важные для меня вещи не только на газетном листе или в книгах, как я до сих привык, а – с экрана!»
Константин Михайлович внёс большой вклад в советский документальный кинематограф. Он не мог, не умел быть посторонним человеком всюду, куда его забрасывала жизнь и творческие устремления. Он был личностью, и потому никогда не казались ему малозначимыми люди рядом, те, с кем вместе делал он это неимоверно прекрасное, это изнурительное, это радостное, это мучительное дело – кино. «Чужого горя не бывает…» – четвёртая моя работа в документальном кино, – написал он. – Она сделана вместе с коллективом молодых кинематографистов – режиссёром Мариной Бабак, операторами Олегом Войновым и Львом Копысовым, директором Татьяной Кононовой, звукооператором Юрием Игнатовым, ассистентом режиссёра Еленой Брагиной, монтажёром Ириной Галынкиной. В этой работе большую помощь нам оказали консультант фильма Мариан Ткачёв и редактор Воля Донская». Он никого не забыл, человек, которого ласково и уважительно называли в киногруппе «классик» – что, впрочем, совпадает с оценкой из школьных хрестоматий…[...]
[...]Фильм об Испании («Гренада, Гренада, Гренада моя...». - Прим. ред. #МузейЦСДФ) делали два человека — писатель Константин Симонов и я. Один из нас двоих — Симонов не был в Испании в годы гражданской войны. Как и многие люди его поколения, хотел быть там, но мечта его сражаться с фашизмом не осуществилась. А другому автору фильма — мне — выпало счастье быть в Испании.
Роман Кармен, Источник
И все же, хотя Симонов и не был в те годы в Испании, она была его юностью и вошла красной нитью в его творчество всех последующих лет. Кажется, нет поэмы, пьесы, романа Константина Симонова, где героями не были бы люди, сражавшиеся с фашизмом. Это и определило закономерность творческого содружества двух авторов.[...]
О сопротивлении испанского народа военному фашистскому мятежу в 1936-1937 годах были сделаны различные фильмы, пытающиеся отобразить беспримерный героизм в борьбе, с которой фактически началась вторая мировая война.
Долорес Ибаррури о фильме «Гренада, Гренада, Гренада моя...», Источник
Одним из лучших и наиболее удачных является, по-моему, фильм Романа Кармена и Константина Симонова «Гренада, Гренада, Гренада моя...».
Я не вдаюсь, поскольку я не специалист, в технические стороны созданного фильма, хотя, впрочем, мне кажется, что они удачны. Но по своей волнующей точности, реализму и обилию документального материала – это самый правдивый фильм о войне в Испании.
Героическое сопротивление почти безоружных масс военной машине Гитлера и Муссолини, поддержанной реакционными илами внутри страны, выступающими против республики в Испании, правдиво и волнующе показано в этом фильме.
Во всей своей наготе выступает в фильме вероломство «невмешательства» Англии и Франции. В фильме прекрасно отражён легендарный героизм бойцов интернациональных бригад и советских лётчиков и танкистов, пришедших на помощь испанскому народу в эти трагические дни крови и славы, политической трусости и национальных измен.
Но фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя…» не только волнующие документы о прошлом, которое ещё не забыто прежде всего это серьёзное предупреждение; это призыв народов к бдительности и сопротивлению политике военных блоков, политике агрессии и войны, которую проводит американский империализм, это призыв бороться против возрождения гитлеровского реваншизма.
[...]В Польше в селении Поронино находился дом, где до революции 1917 года жил В. И. Ленин. Я получил от Литвина задание снять сюжет об этом доме. Возвращаясь из Поронино, на одной из фронтовых дорог мы встретились с группой военных корреспондентов «Красной Звезды», среди которых был К. Симонов. Это было наше первое знакомство. Встреча была очень радушной. На фронте вообще ценились встречи с коллегами, друзьями, земляками. Они были наполнены чувством особого щемящего родства, ведь другой такой встречи могло не быть… Мы обменялись впечатлениями, новостями и разъехались.
Мансур Барбутлы, кинооператор, Источник
Но новая встреча произошла! Случалось и такое! Это было в Германии, в Гинденбурге. Разговаривали долго… Симонов запомнился молодым подполковником, бесстрашным, готовым, если надо, повести солдат в атаку. Была и третья встреча — в 1967 году в Кисловодске. Симонов отдыхал в санатории «Красные камни». А мы с П. Финкельбергом снимали фильм «О чём поют солдаты». И решили включить в него эпизод с Симоновым: его размышления о песнях военных лет.
Лечащий врач Симонова категорически отказала во встрече, пояснив, что Константин Михайлович очень болен. Тогда я передал ей для Симонова фотографию, сделанную в Гинденбурге. Когда врач показала ему фото, поэт попросил немедленно позвать меня. Встреча была тёплой! Мы вспомнили военные годы. Фронтовая дружба была для Симонова святой. И, конечно, он с радостью согласился поработать в фильме![...]
Почти тридцать лет назад на экраны вышел фильм "Если дорог тебе твой дом"[1967]. Вышел на экран, наверное, громко сказано, но об этом ниже. Да и что, спрашивается, за событие -- выход еще одного документального фильма, разве мало было в ту пору такого рода премьер?
В. Баскаков, Источник
Но дело в том, что это была не просто премьера, да и фильм был не совсем обычный.
Это все-таки было событие, и событие принципиальное.
Фильм об обороне Москвы задумал Константин Симонов. Ему непременно хотелось сделать документальную ленту о тех фактах, о которых умалчивалось в официальной истории не только при Сталине, но и при Хрущеве, и при Брежневе.
И еще.
Симонов стремился громко сказать о Жукове, который в то время был, по существу, под домашним арестом. О нем не упоминалось даже в юбилейных статьях, посвященных Московской битве.[...]
При подготовке материала использована информация из открытых источников, в т.ч. материалы сайта #МузейЦСДФ. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии: частные архивы, ГОСКАТАЛОГ.РФ, МАММ / МДФ.
[ Страница дополняется материалами ]