

Чен Иоланда Евгеньевна (05 (18) октября 1913, Кантон, Китай — февраль 2006, Москва) — оператор игрового и документального кино. Лауреат трех Сталинских (Государственных) премий (1946, 1949, 1951).
В 1935 году окончила операторский факультет ГИКа.
С 1935 — ассистент оператора киностудий «Межрабпомфильм».
С 1936 — на киностудии «Союздетфильм»; с 01 августа 1944 — 2-й оператор (Приказ Кинокомитета при СНК СССР).
С 14 августа по 01 декабря 1944 — оператор Центральной студии документальных фильмов (в порядке перевода с киностудии «Союздетфильм» для проведения документальных съемок).
С 01 декабря 1944 — 2-й оператор киностудии «Союздетфильм».
С 1945 — оператор киностудии «Мосфильм».
Большинство фильмов Иоланда Чен сняла совместно с мужем, оператором А. В. Шеленковым.
Отец — Чен Евгений (Чэнь Южэнь) (02 июля 1878, Сан-Фернандо, Тринидад и Тобаго, Британская империя — 20 мая 1944, Шанхай, Китайская республика) — политический деятель Китая (дипломат, юрист); министр иностранных дел Китайской Республики с 30 декабря 1931 по 29 января 1932 год.
Мать — Агата Альфосин Гантом (1878 — 1926).
Брат — Чен (Percy Chen) Перси (1901— 1986), адвокат, журналист, предприниматель и просоветский политический активист.
Сестра — Чен (Si-Lan Chen Leyda) Сильвия (1905 — 1996), танцовщица, хореограф, активист.
Брат — Чен Иван (Джек) Бернард (1908 — 1995), журналист-карикатурист.
Муж — Шеленков Александр Владимирович (1903 — 1996) — кинооператор. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1949). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959). Лауреат четырёх Сталинских (Государственных) премий (1946, 1947, 1950, 1951).
Племянник — Чен Евгений Бернардович (род. 8 мая 1934 года в Москве) — легкоатлет, советский и российский тренер; в 1952 году стал рекордсменом СССР среди юношей 17-18 лет в прыжке в длину (7.20); с 1954 по 1962 год входил в сборную СССР, член Олимпийской сборной СССР 1956 года; победитель многих всесоюзных и международных соревнований; в 1958 году установил мировое достижение в помещении в тройном прыжке — 15.66; после завершения спортивной карьеры стал спортивным журналистом; с 1965 — главный редактор журнала «Лёгкая атлетика»; с 1995 — комментатор и эксперт на канале «Евроспорт».
Внучатая племянница (дочь Евгения Бернардовича Чена) — Чен Иоланда Евгеньевна (род. 26 июля 1961 года в Москве) — российская легкоатлетка; заслуженный мастер спорта России; чемпионка мира в закрытых помещениях 1995 года в тройном прыжке (15,03 м, мировой рекорд); трижды в своей карьере улучшала мировые рекорды; после завершения спортивной карьеры работала спортивным журналистом.
Игровые
1937 — Ущелье Аламасов; производство: «Союздетфильм»; режиссер В. Шнейдеров; оператор А. Шеленков; асс. оператор И. Чен
1944 — Зоя; производство: киностудии «Союздетфильм» художественный руководитель С. Юткевич; (фильм восстановлен в 1967 году на киностудии им. Горького); режиссер-постановщик: Лео Арнштам; режиссеры: И. Фрез, В. Сухобоков; главный оператор А. Шеленков; оператор И. Чен; комбинированные съемки: режиссер а. Птушко, оператор Н. Ренков; хор и оркестр Кинокомитета под управлением Д. Блока
1946 — Глинка; киностудия «Мосфильм»; автор сценария и режиссер Лео Арнштам; операторы: А. Шеленков, И. Чен
1947 — Повесть о «Неистовом»; киностудия «Мосфильм»; режиссёром Б. Бабочкин; операторы: А. Шеленков, И. Чен
1949 — Райнис; режиссер Ю. Райзман; авторы сценария: В. Крепс, Ф. Рокпелнис; операторы И. Чен, А. Шеленков
1950 — Далеко от Москвы (по одноимённой книге Василия Ажаева) производство: киностудия «Мосфильм»; режиссёр А. Столпер; операторы; И. Чен, А. Шеленков
1953 — Адмирал Ушаков; производство: киностудия «Мосфильм»; режиссёр М. Ромм; операторы; И. Чен, А. Шеленков
1953 — Корабли штурмуют бастионы; производство: киностудия «Мосфильм»; режиссёр М. Ромм; операторы; И. Чен, А. Шеленков
1955 — Ромео и Джульетта; производство: киностудия «Мосфильм»; авторы сценария и режиссёры-постановщики: Л. Арнштам, Л. Лавровский; операторы: А. Шеленков, И. Чен
1957 — Урок истории; производство: киностудия «Мосфильм», Болгарская киностудия; режиссер Л. Арнштам; олператоры: А. Шеленков, И. Чен
1958 — Коммунист; производство: киностудия «Мосфильм»; режиссёр Ю. Райзман; операторы; И. Чен, А. Шеленков
1960 — Пять дней, пять ночей; совместное производство киностудий «Мосфильм» и ДЕФА; режиссёры-постановщики: Л. Арнштам, В. Эбелинг; операторы: А. Шеленков, И. Чен
1965 — Секрет успеха
1967 — Софья Перовская; производство: киностудия «Мосфильм»; режиссёр Л. Арнштам; операторы; И. Чен, А. Шеленков
1967 — Война и мир (экранизация одноимённого романа Льва Толстого); производство: киностудия «Мосфильм»; авторы сценария: Василий Соловьёв, Сергей Бондарчук; режиссёр-постановщик: Сергей Бондарчук; операторы: Анатолий Петрицкий, Чен Ю-Лан (Иоланда), Александр Шеленков; Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969); Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке (1969). Главный приз МКФ 1965 года
1968 — Люди на Ниле (о строительстве Асуанской плотины); широкоформатный; производство: киностудия «Мосфильм», Cairo Film Production Agency (Египет); режиссеры: В. Семаков, Ю. Шахин; операторы: И. Чен, А. Шеленков, К. Петриченко
1970 — Песни моря; советско-румынский музыкальный фильм-ревю; режиссёр Ф. Мунтяну; операторы: И. Чен, А. Шеленков
1971 — У нас на заводе; производство: киностудия «Мосфильм»; режиссёр Л. Агранович; операторы; И. Чен, А. Шеленков
1973 — Жили три холостяка (экранизация водевиля Владимира Дыховичного «Свадебное путешествие»); производство: киностудия «Мосфильм», Творческое объединение «Телефильм», по заказу Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию; режиссер М. Григорьев; операторы: А. Шеленков, И. Чен
1975 — Ярослав Домбровский; производство: киностудия «Мосфильм»; режиссёр-постановщик Богдан Поремба; автор сценария: Юрий Нагибин; операторы: А. Шеленков, И. Чен
[...]Нельзя не сказать о трудностях, которые пришлось преодолевать операторам А. Шеленкову и Чен Ю-Лан при съемке корабельных интерьеров. По установившейся кинематографической традиции, ради удобства мизансцены и облегчения условий освещения, как правило, каюты и кубрики воспроизводятся в павильонах в несоразмерно увеличенных масштабах. В отличие от этой традиции в картине «Адмирал Ушаков» все объемные пропорции корабельных интерьеров строго соблюдены. Внутренние помещения кораблей даны в объемах и освещенности, максимально приближенных к действительным[...].
ИСАКОВ И. Об исторической достоверности и художественной правде // Искусство кино. 1953. № 5
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.
[ Страница дополняется материалами ]