Вадим АТАРБЕКОВ

ВЧК-ОГПУ-НКВД, организатор кинопроизводства

Имя при рождении:
Атарбекян Оник Александрович

Профессии:
ВЧК-ОГПУ-НКВД, организатор кинопроизводства

Краткая биография

Материалы, связанные с жизнью и профессиональной деятельностью В. А. Атарбекова предоставлены иcториком, к.и.н., доцентом кафедры теории и истории государства и права Академии труда и социальных отношений О. И. Капчинским.

Последнее обновление: 19.03.2023.

Атарбеков Вадим (Оник) Александрович (1897 / 1902, Ростов, Российская империя (ныне Ростов-на-Дону) / Эривань (ныне Ереван, Армения)  — не ранее 1973 года) — организатор кинопроизводства. Член РКП(б) — ВКП(б) с 1 февраля 1919 по 1935 год.

Родился в многодетной семье в 1897 году (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 9. Д. 1608. Л. 114), по другим сведениям в 1902 году (ГАРФ. Ф. Р5145. Оп. 2. Д. 450. Л. 17) в Ростове или в Эриване (ГАРФ. Ф. А539. Оп. 6. Д. 133. Л. 22-24).

Рано лишился отца, был предоставлен в деле обучения и образования себе, старший брат и сестры находились в ссылке за революционную деятельность (большевики с 1905–1907 годов).

Окончил 4 класса гимназии. Поступил слесарем в мастерскую, затем работал слесарем на Чугунолитейном заводе в Ереване. Участвовал в революционном движении. Ввиду преследования местными властями вынужден был покинуть город, выехал к сестре в Сухум. Там поступил в реальное (ремесленное) училище, которое окончил через два года обучения.

С июня 1917 по декабрь 1918 года — на подпольной работе в Сухуми.
Активно участвовал в восстании, руководимом старшим братом. По раскрытии подполья на моторной лодке бежал в Россию по Черному через Сочи в Краснодар.

В 1919–1921 годах — уполномоченный ВЧК в Краснодаре.
В 1921–1922 годах — начальник секретно-оперативной части аппарата Уполномоченного ВЧК на Северном Кавказе (уполномоченным был его брат Г. Атарбеков) в Ростове-на-Дону.
Участвовал в раскрытии контрреволюционных организаций на Дону, Кубани, Азербайджане. В те же годы у Атарбекова стали проявляться признаки нервно-психического расстройства.

В начале 1923 года — член Верховного трибунала Абхазии в Сухуми.

С 1924 по декабрь 1925 года — заведующий коммерческим отделом треста Госметр. Затем работал начальником коммерческого управления АО «Тепло и Сила».

С 1924 по 1928 год учился на экономическом факультете Института народного хозяйства им. Плеханова (ГАРФ. Ф. А539. Оп. 6. Д. 133. Л. 24), по другим сведениям учился 3 года, обучение начал в Московском коммерческом институте в 1917 году или ранее. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 9. Д. 1608. Л. 114)

С октября 1926 и на 10 января 1927 года (1928) — управляющий делами Торгово-промышленного банка СССР.
В 1928–1930 годах — начальник административно-финансового управления (АФУ) Наркомзема РСФСР. Одновременно преподавал в Московской горной академии.
В 1929–1932 годах — начальник управления и член правления Наркомторга СССР.
В 1931–1932 годах — заведующий социально-экономическим циклом и заведующий кафедрой политэкономии Московского авиационного института (МАИ), с октября 1931 года — аспирант Института красной профессуры (ИКП) Мирового хозяйства и мировой политики (отчислен в марте 1934 года как потерявший связь с институтом).

В 1932–1933 годах — заведующий сектором культмассовой работы Отдела культуры и пропаганды МГК ВКП(б). 

В 1933–1935 годах — управляющий трестом «Востокфильм»[1].

В 1935 году исключен из ВКП(б), в 1936 году Верховным судом РСФСР осужден к 4 годам лишения свободы за разбазаривание и расхищение государственных средств на сумму 2 млн. рублей, очковтирательство и обман государственных органов[2].

В 1938 году актирован из мест заключения, а позже амнистирован со снятием судимости.

С 1938 по 1943 год сведения о работе не сохранились (пенсионер по болезни).
В 1943–1944 годах — уполномоченный отдела Главного управления рабочего снабжения (Главурса) Наркомата минометного вооружения СССР.

В 1945–1948 годах — товаровед, экономист, заведующий отделом Народного комиссариата заготовок СССР, заведующий плановым отделом УПОЭМЕДа.
В 1948–1952 годах — инженер, начальник отдела Упромздрава.
В 1953–1956 годах — начальник планово-экономического отдела конторы Росметаллопроект в Москве.

В 1956 году Комитет Партийного контроля (КПК) при ЦК КПСС отказал в восстановлении в партии, в 1961 году Бюро МГК КПСС отклонило апелляцию к ХХII Съезду КПСС. Прокуратура СССР в 1957 году не нашла оснований к изменению приговора 1936 года, а в 1962 году КПК вновь отказал в восстановлении в партии.

Ходатайства Атарбекова о восстановлении в партии поддержали известные советские кинематографисты. В своем заявлении от 9 сентября 1954 года режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР С. И. Юткевич, член партии с 1939 года, указал, что знал Атарбекова в 1933-1934 годах, при его руководстве трест «Востокфильм» из бывшей церкви переехал в приличное помещение, началось производство фильмов. Режиссеры В. Легошин и М. Донской под руководством Юткевича сняли «Песнь о счастье», были сняты фильмы Е. Червякова
«Заключенные»[3] и А. Разумного «Кара-Бугаз». Была восстановлена и оборудована Ялтинская киностудия. Но из-за склоки киноруководства Атарбекову было вменено клеветническое обвинение.

Народный артист СССР Е. А. Иванов-Барков, член КПСС с 1950 года, указал, что знал Атарбекова с 1932 года, с момента его назначения руководителем треста «Востокфильм». Неумелое прежнее руководствово довело трест до полного развала. Высланный с улицы Куйбышева трест ютился в пустой неотапливаемой церкви. Не было у треста своей кинофабрики. Зарплату задерживали на несколько месяцев. Несмотря на противодействие руководства ГУКФ Атарбеков добился передачи тресту производственной базы в Ялте, состоявшей из небольшого павильона для немых съемок и маленькой лаборатории. В короткий срок из базы выросла кинофабрика, павильон был переоборудован под звуковой, а для съемок немых фильмов был построен новый, лаборатория была технически переоснащена. При Атарбекове в трест были приглашены С. Юткевич, М. Донской и Е. Червяков и привлечены Н. Погодин, В. Шкловский, К. Паустовский. Кинофильм «Песнь о счастье» имел у успех и в СССР и за границей. К работе в тресте были привлечены национальные кадры — ассистент режиссера З. З. Сабитов, оператор М. Э. Шуруков и другие. Атарбеков, по его мнению, пострадал из-за интриг и межведомственных распрей и потому просил восстановить его в партии.

Фильм: Песнь о счастье (Тайна Кавырли). 1934 год. Сцена из фильма «марийские девушки». Слева персонаж Анук (Я. Жеймо). Источник: ГОСКАТАЛОГ. РФ (Музей кино).

Д. Н. Бассалыго, член партии с 1904 года, персональный пенсионер союзного значения в своем заявлении от 6 сентября 1943 года указал, что знал Атарбекова с 1933 года, с момента назначения его управляющим трестом «Востокфильм». При Атарбекове трест переехал в новое помещение. Казахские писатели включились в работу, труппа бурятского театра прибыла в Москву и Крым для участия в съемках «Наместника Будды» (в 1935 году). Е. Червяков ставил «Заключенных». Картина «Наместник Будды» была сорвана начальником ГУКФ Б. З. Шумяцким, и, несмотря на постановление суда об окончании картины, так и не была доведена до конца.

Удар по «Востоккино» и Атарбекову был непонятен массе кинематографистов. Поэтому Бассалыго просил восстановить членство Атарбекова в партии.

С января 1960 года — персональный пенсионер Армянской ССР, затем — РСФСР (в июне 1960 года переехал в Москву). Инвалид II группы.
С 4 октября 1972 года персональная пенсия прекращена, получал обычную пенсию.
Умер, вероятно, в конце 1970-х годов в Москве, 17 января 1973 года еще был жив.

___________________________________
1. ВОСТОКФИЛЬМ (1928—1935). В 1928–1934 — АО "Востоккино" в Москве (отделения в других городах).
В 1934–1935 — Государственный трест по производству национальных художественных кинокартин "Востокфильм" при Совнаркоме РСФСР. (Источник:  материалы справочника-каталога "Документальное кино XX века.  Кинооператоры от А до Я" (сост. В. Горбатский; редактор А. Дерябин. 2005 г. Москва. Изд. Материк)
2. Помимо В.А. Атарбекова к уголовной ответственности привлечены: начальник художественно-производственного управления «Востокфильма» Григорий Марьямов и главный бухгалтер треста Дунаянц. Марьямов приговорен к 2 годам лишения свободы по ст. 128 УК РСФСР, Дунаянц получил год принудительных работ. (Источник: газета «Вечерняя Москва» № 249 (3879), 28 октября 1936 г.)
3. Картина «Заключенные» (о перевоспитании уголовников и вредителей, отбывающих наказание на строительстве Беломорканала), поставленная режиссером Е. Червяковым по пьесе Николая Погодина «Аристократы», завершена на киностудии «Мосфильм»; фильм вышел на экраны в 1936 году. 

СЕМЬЯ

Брат — Атарбеков (Атарбекян) Георгий Александрович (02 (15) декабря 1892, Вагаршапат, Эриванская губерния — 22 марта 1925, Тбилиси) — участник революционного движения и гражданской войны; один из руководителей органов государственной безопасности. Член РСДРП с 1908 года. Учился на юридическом факультете Императорского Московского университета (исключен из университета за принадлежность к РСДРП). С 1918 года — сотрудник ЧК; являлся одним из организаторов расправы над «заложниками от буржуазии» 1 ноября 1918 года в Пятигорске, убийца генерала Николая Рузского. Заместитель наркома Рабоче-крестьянской инспекции Георгий Атарбеков погиб 22 марта 1925 года в авиационной катастрофе под Тифлисом, также в катастрофе погибли партийные функционеры — зампред Совнаркома ЗСФСР, член президиума ЦИК СССР Александр Мясников, председатель Закавказской ЧК Соломон Могилевский, летевшие из Тифлиса в Сухум на встречу с Львом Троцким.

Цитаты

Преступная бесхозяйственность, срыв планов и заданий, растраты, очковтирательство и засорение аппарата, все это привело к краху треста «Востокфильм», ликвидированного в августе прошлого года правительством РСФСР.
Расследование, произведенное следователем по важнейшим делам при прокуроре республики т. Уманским, установило, что по минимальным подсчетам лишь за 1934 г. и начало 1935 г. дельцы из «Востокфильма» разбазарили около 2.500.000 рублей.
Характер «деятельности» управляющего трестом В. Атарбекова и начальника художественно-производственного управления Г. Мариамова[Марьямов] особенно ярко проявился при постановке картины «Заключенные», стоившей около 1.200.000 рублей, так и не выпущенной на экран. Картину ставили без предварительного плана. Это привело к огромным простоям, стоявшим — несколько сот тысяч рублей. Режиссер этой картины Червяков получил оплату номера в гостинице 18.000 руб. и сверх зарплаты по 250 руб. в день за участие в съемке его жене за участие в 8 съёмках уплатили 11 тысяч рублей. Такими же «методами» ставили «Наследника Будды и другие картины.
Большинство сценариев, принятых Атарбековым и Мариамовым, сплошная халтура и брак. Об одном из них («Северная красавица») на следствии эксперт-писатель Бабель сказал, что сценарий лежит за пределами литературной критики. В лучшем случае автор-графоман и пошляк, цитаты из которого осчастливили бы сотрудников «Крокодила»... И за это «литературное произведение» некоей Корнеевой уплатили 5.000 рублей. Таких сценариев было принято на сотни тысяч рублей.
Одна из основных задач треста привлечение национальных кадров и освоение национальных тем-игнорировалась. Больше того: национал-актеры, режиссеры и авторы всячески затирались.[...]

Источник

Источники информации

РГАЛИ. (— Ф. 2489. — Оп. 1. — Д. 84. — Л. 157-159)
РГАСПИ. (— Ф. 17. — Оп. 9. — Д. 1608. — Л. 114)
ГАРФ. (— Ф. Р 5145. — Оп. 2. — Д. 450. — Л. 1-2, 4, 12-15, 17)
ГАРФ. (— Ф. А 539. — Оп. 6. — Д. 133. — Л. 1-4, 8, 12, 19-21, 24, 26-34, 36, 40)