Проворов Федор Федорович (12 (25) декабря 1905, пос. Малаховка, Ухтомского р-она — 05 октября 1975, Москва) — оператор игрового и документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1947). Член ВКП(б) — КПСС с 1951 года. Член СК СССР.
Первый советский кинооператор, начавший осваивать цветную кинематографию.
В 1926 — 1930 — снимал рекламные и культурно-просветительские фильмы.
С 1930 года принимал активное участие в работе НИКФИ по освоению методов цветной киносъёмки и аппаратуры для съёмок цветных фильмов.
В 1935 году снимает двухцветным виражным способом цветной документальный фильм «Карнавал цветов»[1].
В 1936 году снимает двухцветным способом первый советский художественный фильм «Груня Корнакова» («Соловей-Соловушко»).
В 1939 году режиссер Александр Медведкин снимает один из первых советских цветных документальных фильмов по системе П. М. Мершина «Цветущая юность» о параде физкультурников, проходившем в Москве 18 июля 1939 года; технический руководитель съемок — Федор Проворов [2].
В 1940 году совместно с режиссёром Николаем Экком трехцветным способом снимает экспериментальные цветные стереоскопические этюды, демонстрация которых велась в поляризованном свете в малом зале кинотеатра «Художественный».
Во время Великой Отечественной войны — кинооператор в штате Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов.
После окончания войны работал на киностудии «Мосфильм». Оператор фильмов Александра Птушко «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец» (в соавторстве с оператором Юлием Куном).
Оператор (в соавторстве с А. Темериным) фильма Юлии Солнцевой «Повесть пламенных лет» (автор сценария Александр Довженко).
С 1954 года вёл научно-исследовательскую работу по улучшению качества цветных плёнок и разработке новых видов кинематографии.
Данных нет.
Документальные
1935 — Карнавал цветов; полнометражный, цветной; производство: Межрабпомфильм; автор сценария и режиссер Николай Экк; оператор Фёдор Проворов; композитор Яков Столляр; звукооператор Д. Флянгольц; ассистенты оператора: Георгий Рейсгоф, Василий Нестеров
1936 — Артек (фильм о пионерском лагерь "Артек" на берегу Черного моря); производство: Межрабпом-фильм; авторы: Ф. Проворов, В. Нестеров, Г. Рейсгоф; композитор Ф. Богуславский
1939 — Цветущая юность (экспериментальный цветной фильм о параде физкультурников 18 июля 1939 года); совместное производство киностудий: «Мосфильм» и «Ленфильм»; режиссер А. Медведкин; технический руководитель и цвето-оператор Ф. Проворов; цвето-операторы: В. Гарданов, А. Атакшиев, М. Магид. Цветная печать выполнена лабораторией Мосфильма методом хромированной желатины по способу П.М. Мершина.
1942 — Концерт фронту; полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер М. Слуцкий; операторы: В. Доброницкий, С. Семенов, Ф. Проворов; звукооператор В. Котов; музоформитель Д. Штильман
1943 — Авиация дальнего действия; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер М. Фиделева; операторы: А. Кричевский, А. Шафран, Ф. Проворов
1945 — Всесоюзный парад физкультурников; полнометражный; звуковой; черно-белый вариант; производство: ЦСДФ; режиссеры: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; операторы: Атакшеев, А. Богоров, Г. Гибер, Ш. Гегелашвили, П. Касаткин, К. Кутуб-Заде, А. Кричевский, А. Левитан, Г. Монгловская, Б. Макасеев, В. Микоша, Ф. Проворов, П. Паллей, А. Погорелый, Г. Рейсгоф, Д. Рымарев, С. Семенов, А. Свинцов, Я. Толчан, Е. Учитель, В. Цитрон, М. Цирюльников, Д. Шоломович, А. Щекутьев; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов, В. Нестеров; автор текста Б. Агатов; диктор Л. Хмара; асс. режиссера: Е. Залкинд, А. Кирюхина, К. Кулагина [учетный № РГАКФД: 5591]
1945 — Парад Победы; цветной; производство: ЦСДФ; операторы: Ш. Н. Гегелашвили, В. В. Домбровский, Г. А. Кабалов (в титрах Кобалов), Б. К. Макасеев, В. В. Микоша, Ф. Ф. Проворов, Г.А. Рейсгоф, Д. Г. Рымарев, В. В. Соловьёв; руководитель съёмок режиссёр Н. В. Соловьёв
1945 — Парад Победы; полнометражный; чёрно-белый; производство: ЦСДФ; Руководитель операторской группы В. Беляев; оператор в группе
1945 — Всесоюзный парад физкультурников; полнометражный (6 частей); звуковой; цветной вариант; производство: ЦСДФ; режиссеры: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; операторы: Атакшеев, А. Богоров, Г. Гибер, Ш. Гегелашвили, П. Касаткин, К. Кутуб-Заде, А. Кричевский, А. Левитан, Г. Монгловская, Б. Макасеев, В. Микоша, Ф. Проворов, П. Паллей, А. Погорелый, Г. Рейсгоф, Д. Рымарев, С. Семенов, А. Свинцов, Я. Толчан, Е. Учитель, В. Цитрон, М. Цирюльников, Д. Шоломович, А. Щекутьев; музоформитель Д. Блок; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов, В. Нестеров; диктор Л. Хмара; художник И. Нижник; автор текста В. Агатов; асс. режиссера Л. Залкинд, А. Кирюхина, К. Кулагина; нач. группы В. Иосилевич [учетный № РГАКФД: 6705]
1945 — Всесоюзный парад физкультурников; полнометражный (7 частей); звуковой; цветной вариант; оператор в группе [учетный № РГАКФД: 6707]
1966 — Гроза; производство: Киностудия ГАММА (НИКФИ) и МЭИ-фильм; операторы: С. Рожков, М. Найденов, Ф. Проворов, В. Курник
1966 — Пешеход и переход; производство: Гамма (НИКФИ); режиссер Г. Бреннер; операторы: С. Рожков, Ф. Проворов
Игровые
1936 — Груня Корнакова (Соловей-соловушко); (фильм о бунте работниц большого фарфорового завода в царской России); первый советский цветной (двухцветный виражный) полнометражный игровой фильм; производство: Межрабпомфильм; авторы сценария: Н. Экк, Р. Янушкевич; режиссёр Н. Экк; оператор Ф. Проворов; художник И. Степанов; композитор Я. Столляр; звукооператор Д. Флянголых; ассистент режиссера С. Сенкевич
1944 — Иван Никулин – русский матрос (о героическом подвиге краснофлотцев в годы Великой Отечественной войны); производство: Мосфильм; автор сценария Л. Соловьев; режиссер-постановщик И. Савченко; главный оператор: Ф. Проворов; художники: К. Юон, М. Самородский; композитор: С. Потоцкий; звукооператор Н. Минна; режиссеры: Е. Шнейдеров, А. Давидсон; оператор Г. Рейсгоф; 2-й оператор В. Филиппов; первый и последний советский цветной игровой полнометражный фильм по методу П. Мершина.
1946 — Каменный цветок («Уральский сказ»); (экранизация уральских сказов П. П. Бажова) полнометражный; производство: Мосфильм; авторы сценария: П. Бажов, И. Келлер; режиссер-постановщик А. Птушко; оператор-постановщик Ф. Проворов; художники: М. Богданов, Г. Мясников; композитор Л. Шварц; первый игровой фильм на многослойной цветной пленке Agfacolor; в 1947 году фильм «Каменный цветок» удостоен Сталинской премии I степени; на первом Каннском кинофестивале (1946) картине присужден большой международный приз жюри фестиваля за лучший цвет.
1948 — Три встречи; драма, полнометражный, цветной; производство «Мосфильм»; авторы сценария Н. Погодин, С. Ермолинский, М. Блейман; режиссеры: С. Юткевич, В. Пудовкин, А. Птушко; операторы: Ф. Проворов, И. Гелейн, Е. Андриканис; художники: Г. Турылев, Г. Мясников; композитор: Н. Крюков; ролях: Т. Макарова, Б. Чирков, Крючков, Ю. Борисова, К. Лучко, Ю. Любимов, А. Панова, М. Державин, А. Тутышкин, К. Лабутин, М. Трояновский, А. Хвыля, А. Шатов
1952 — Садко (по мотивам онежских былин); полнометражный; цветной; производство: «Мосфильм»; автор сценария К. Исаев; режиссер-постановщик А. Птушко; главный оператор Ф. Проворов; оператор К. Петриченко; оператор комбинированных съёмок Б. Горбачёв (в титрах не указан)
1956 — Илья Муромец (фильм рассказывает о подвигах русского былинного богатыря Ильи Муромца); полнометражный; цветной; производство: «Мосфильм»; автор сценария М. Кочнев; режиссер-постановщик А. Птушко; операторы: Ф. Проворов, Ю. Кун; операторы комбинированных съемок: А. Ренков, Б. Травкин; первый советский широкоэкранный цветной полнометражный игровой фильм; снимался одновременно в двух вариантах: широкоэкранном и обычном.
1960 — Повесть пламенных лет; производство: «Мосфильм»; автор сценария А. Довженко; режиссер Юлия Солнцева; операторы: Ф. Проворов, А. Темерин; первый советский цветной полнометражный игровой широкоформатный фильм. Премия за режиссуру на МКФ в Канне (1961); премия за операторское мастерство и высокое техническое качество фильма Высшей технической комиссии французской кинематографии (1961).
1967 — Вий (по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя); цветной, полнометражный; производство: «Мосфильм»; авторы сценария: А. Птушко, К. Ершов, Г. Кропачёв; режиссеры: К. Ершов, Г. Кропачёв; операторы: Ф. Проворов, В. Пищальников
1941-1942 — Москва зимой 1941-42 гг.; производство: Центральная студия кинохроники; оператор
1942 — Союзкиножурнал № 42; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер И. Сеткина; операторы: Г. Бобров, Б. Бурт, А. Лебедев, Л. Мазрухо, Г. Асланов, И. Беляков, Т. Бунимович, Ф. Проворов, И. Сокольников, М. Сухов, В. Доброницкий
1942 — Москва 12-13 июня 1942 г. Аэростаты воздушного заграждения над Москвой; производство: Центральная студия кинохроники; операторы: Беляков, Кричевский, Проворов
___________________________________
Материал подготовлен на основе инфомации из открытых источников: ГОСКАТАЛОГ. РФ (Музей кино), сайт Николая Майорова www.cinemafirst.ru), электронный каталог РГАКФД.
Судьбу технических инноваций в кинематографе во многом определяют те, кто первыми начинают использовать их в своей работе. Именно им приходится решать множество проблем, всегда сопровождающих внедрение технических достижений, а главное, открывать их выразительные и художественные возможности. Первопроходцем во внедрении цвета, широкого экрана, широкого формата и стереоскопии в нашем кинематографе был кинооператор Федор Федорович Проворов.
Дмитрий Масуренков, оператор, Источник
В профессии оператора есть как технико-организационные, так и художественно-творческие стороны, и у Проворова они гармонично сочетались. Он соединял в себе вдумчивого и скрупулезного исследователя, разработчика и испытателя технических и технологических новинок с талантом художника, открывающего новые выразительные возможности киноизображения. Трудно сказать, что в его работе доминировало – стремление открывать выразительные возможности с помощью новой техники или желание участвовать в создании способов и технических средств для реализации своих художественных замыслов. Вся его исследовательская и творческая деятельность была направлена на выявление художественных возможностей, которые открывались благодаря техническим и технологическим достижениям.[...]
В СССР работы над созданием цветного кино развернулись в начале тридцатых годов прошлого века одновременно в нескольких исследовательских центрах. В один из них – НИКФИ, в лабораторию цветного кино, пришел, оставив успешную карьеру кинооператора, Федор Проворов. Он активно включается в разработку системы цветного кино по двухцветной (бипачной) системе, уже используемой и в Германии, и в США. Эта технология заключалась в съемке одним аппаратом на две пленки, чувствительных к красной и синей областям спектра соответственно, с последующей печатью с двух негативов на один позитив с двухсторонней эмульсией и вирированием каждой из двух сторон пленки.
Первым фильмом, где Проворов реализует эти разработки, стал «Карнавал цветов» (режиссер Н. Экк, 1935). Хотя двухцветный метод давал несколько условное по цвету изображение, на кинематографическое сообщество и зрителей фильм произвел огромное впечатление и стал мощным толчком для продолжения работ по освоению цвета в кино.[...]