Михаил КРЕСИН

кинорежиссёр, организатор кинопроизводства

Краткая биография

Материалы, связанные с жизнью и профессиональной деятельностью М. Л. Кресина предоставлены историком, к.и.н., доцентом кафедры теории и истории государства и права Академии труда и социальных отношений О. И. Капчинским.

Михаил Леонтьевич Кресин (1890, Николаев, Российская империя —1953, Ленинград, СССР) — организатор кинопроизводства, режиссер; один из первых руководителей советского кинематографа. Беспартийный.

Обучался в гимназии и на юридическом факультете Петроградского университета.

В кино с 1917 года. В 1917 — 1918 — председатель постоянной Комиссии народных чтений, заведующий киноподотделом внешкольного отдела Наркомпроса, комиссар Скобелевского комитета.

В 1918 — 1919 — заместитель председателя Петроградского кинокомитета.

На фото сидят (слева направо): М. Л. Кресин, председатель Кинокомитета Д. И. Лещенко, Ф. И. Шаляпин, А. М. Давыдов.

В 1919 — 1920 — особоуполномоченный Петроградского железнодорожного узла.
В 1920 году — заведующий оргинструкторским отделом Управления Госпроката, председатель Бюро производственной пропаганды Всероссийского фотокиноотдела (ВФКО) Наркомпроса.
В 1921 — 1923 — временно исполняющий обязанности директора «Севзапкино»; в 1923 — 1925 — директор производства «Кино-Север».

Журнал «Советский экран» № 39, 25 декабря 1925 года ; с. 10.

В 1925 — 1926 — заместитель директора производства Госкино; с середины августа 1925 — временно исполняющий обязанности директора 3-й фабрики Госкино; с 28 августа 1925 года вплоть до ареста, последовавшего в ночь на 16 апреля 1926 года — директор 3-й фабрики Госкино. (РГАЛИ. Ф. 989. Оп. 1. Д. 506. Л.233-233 об; ГАРФ. Ф. 1652. Оп. 1. Д. 270. Л. 60; ГАРФ. Ф. А 406. Оп. 12. Д. 1469. Л 15; РГАЭ. Ф. А 2303. Оп. 1. Д. 2. Л. 15 — данные О. И. Капчинского)

В ночь на 16 апреля 1926 года был арестован ОГПУ по делу шестнадцати руководящих работников «Госкино» и «Пролеткино», обвинённых в бесхозяйственности и злоупотреблении служебным положением. Освобожден из под стражи 20 июля 1926 года. Решением Мосгубсуда от 22 апреля 1927 года был приговорен к 3 месяцам заключения. От наказания был освобожден, был зачтен срок предварительного заключения. (РГАСПИ. Ф. 589. Оп. 2. Д. 1850. Л. 83, 138; ЦА ФСБ. Следственное дело Р- 37146. Том 1. Л. 37, 226-227 — данные О. И. Капчинского)

Письмо Луначарского прокурору ВС РСФСР С. Н. Шевердину от 7 июля 1926 года:

"Дорогой тов. Шевердин.
В Верховный Суд поступило дело о работниках кино. Среди них имеется Кресин Михаил Леонтьевич, который арестован и ему предъявлено обвинение, по моим сведениям, в бесхозяйственности. Я знаю тов. Кресина очень давно. Он начал работать с нами с первых же дней революции. Я считал его одним из самых честных и полезнейших работников в области кино. При таком тяжелом положении, в котором находилось кино-дело, он принес нам много пользы. Работники фабрики, которой управлял тов. Кресин, обращались с просьбой об освобождении его из-под заключения, но до сих пор результатов нет. Со своей стороны охотно присоединяюсь к просьбе работников фабрики и прошу о скорейшем освобождении тов. Кресина." ( ГАРФ. Ф. 1652. Оп. 1. Д. 269. Л. 104 - данные О. И. Капчинского)

Из выступления оператора Н. Ф. Козловского на заседании Мосгубсуда:

"Кресин начал работать буквально на второй день после Октябрьской революции, явившись в пустое здание Наркомпроса в Петрограде с докладом о желательности организации кино. Доклад поддержала Крупская, и его назначили организатором и заведующим киноподотделом Внешкольного отдела Наркомпроса, чем положил начало вообще кино. Затем комиссаром Скобелевского Комитета национализировал киноимущество. Через полгода по его докладу был организован в Коллегии Наркомпроса Кинокомитет, в котором стал зампредом. Потом в Москве в ВФКО заведующим орготделом и бюро производственной пропаганды. Затем вновь в Петрограде, где в «Севзапкино», временно исполняющим директора, заведующим эксплуатационным отделом, ответственным руководителем производства. Когда был организован «Кино-Север», он был приглашен организовывать производство и оборудовал кинофабрику. А после ликвидации «Кино-Севера» по приглашениюнию Наркомпроса назначен в Госкино, где работал до роковой ночи с 15 по 16 апреля. После его насильственного увода с фабрики, воцарились «спасители» кино, постановка затянулась на месяцы и все подорожало. Лето пропало, съемок не было, лучшие работники разбежались. «Совкино» не нашло ничего лучше как закрыть 3-ю фабрику под предлогом отсутствия денег, а на самом деле нет ни денег, а идей. Нет людей, способных заменить в этой специфической области, соединяющую промышленность с искусством. Мы были пионерами, ведь недаром Крупская так и его назвала — пионером советской кинематографии". (ГАРФ. Ф. 1652. Оп. 1.. Д. 269. Л. 51-52 — данные О. И. Капчинского)

В 1926 — 1931 — заведующий производством «Белгоскино», директор кинофабрики «Белгоскино», заместитель директора кинофабрики «Советская Беларусь», заведующий производством Ленинградского отделения «Совкино», ассистент и режиссер Ленинградской кинофабрики «Совкино». (РГАЛИ. Ф. 2497. Оп. 1. Д.55. Л. 4 - данные О. И. Капчинского).

В середине 30-х годов работал заместителем директора кинофабрики №1 «Союзтехфильм», в 1942 года был эвакуирован с семьей из Ленинграда в Свердловск.

После окончания Великой Отечественной войны работал начальником цеха комбинированных съемок на киностудии «Леннаучфильм».

Умер в 1953 году в Ленинграде.

Автор воспоминаний о первых днях советского кинематографа. Режиссер (совм. с С. Герасимовым) фильма «Сердце Соломона» (1932, Производство Ленинградской фабрики «Совкино», фильм не сохранился).

СЕМЬЯ

Родился в 1890 году в Николаеве в еврейской семье. Происхождение: из мещан.

Брат — Зиновий Леонтьевич Кресин, 1988 года рожд., член ВКП(б) с 1932 года. В 1918 году заведовал гражданскими департаментами Судебной палаты, Петроградским нотариатам. в 1919 году — юрисконсульт продовольственного отдела Московско-Рязанской железной дороги. В 1920 — 1921 годах — председатель Коллегии обвинителей Николаевского губернского ревтрибунала. В 1922 — 1923 годах — юрисконсульт Агро-службы Октябрьской железной дороги; заведующий секретариатом, камер-прокурор и помощник Ленинградского губернского прокурора; в 1923 — 1925 годах — член Коллегии защитников в Ленинграде, сотрудник газет «Ленинградская правда», «Красная газета». Читал лекции по политэкономии и праву в Ленинграде и Николаеве. (ЦГА Москвы. Ф. 1607. Оп. 1. Д. 57. Л. 80, 82; ЦГА Москвы. Ф. 1607. Оп. 1. Д. 175. Л. 411 — данные О. И. Капчинского).
Брат — Марк Леонтьевич Кресин, 1899 года рожд., беспартийный. До 1918 года работал письмоводителем у адвоката, счетоводом стеклозавода в Петрограде. В 1918-1920 годах учился в Петроградском институте инженеров путей сообщения, репетиторствовал. В 1920-1924 годах — инструктор, организатор библиотечного дела на Северо-Западной железной дороге, заведующим библиотечным отделом в Ленинградском институте инженеров путей сообщения. В 1925 году работал в отделе нормирования на радиотелефонном заводе в Ленинграде. В 1926 году — методист Худсовета по делам кино Главполитпросвета. В 1927 — 1929 годах — инструктор, старший киномеханик Управления Московских зрелищных предприятий. В 1930 — 1931 годах - экономист техно-экономического управления Всесоюзного объединения автотракторной промышленности ВСНХ. (ЦГА Москвы. Ф. 7. оп. 11. Д. 820. Л. 20; РГАЭ. Ф. 7620. Оп. 7. Д. 34.. Л. 182, 183 — 184, 190 — данные О. И. Капчинского)
Брат — Константин Леонтьевич Кресин, 1902 года рожд, член РКП(б) с 1919 года. Окончил 5 классов еврейского казенного училища, затем учился на экономическом отделении факультета общественных наук 1 МГУ, ушел с 1-го курса; окончил одногодичную политшколу при Московском губкоме партии. В 1920 — 1922 годах — представитель комсомола в дорожный комитете профсоюза рабочих железнодорожного транспорта Северной железной дороги, в 1922 — 1924 годах на той же должности в Октябрьской железной дороге. В 1924 — 1925 годах — политбоец Кавалерийского эскадрона 16 дивизии. В 1926 — 1927 годах — лектор политпросвета отдела просвещения Московско-Казанской железной дороги. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 9. Д. 1798. Л. 54 — данные О.И. Капчинского)
Сестра — Гуревич Елизавета Леонтьевна.
Племянник (сын Константина Леонтьевича Кресина) — Кресин Артем Константинович (род. в 1933 году в Москве), автор воспоминания "Мы из блокады. Хроника одного блокадного детского дома".

Кресина Лидия Осиповна (1896 — 1983).
Жена — Кресина Лидия Осиповна (1896 — 1983), окончила в сентябре 1924 года курсы экранного искусства при "КИНО-СЕВЕРе"; квалификация: актриса экрана.
Сын — Кресин Олег Михайлович (род. в 1938 году в Ленинграде).

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1932 — Сердце Соломона («Интернационал») (главной сюжетной линией картины была история еврея Соломона, вступившего в коммуну, чтобы стать настоящим крестьянином, как все настоящие люди, а не несчастным мелким торговцем из вымирающего «штетла», и сразу же наталкивающегося на привычный антисемитизм окружающих); производство Ленинградской фабрики "Совкино", режиссер в соавторстве с С. Герасимовым (фильм не сохранился)

_____________________________________
Источник изображений: "Дом Бака",  "Наследие А. В. Луначарского", www.docs.historyrussia.org.

Библиография

1958 — М. Л. Кресин. Из воспоминаний старого киноработника. — В кн. : Из истории кино. Материалы и документы, 1. (изд.: — М.)
1976 — Братолюбов С. К. На заре советской кинематографии : Из истории киноорганизаций Петрограда – Ленинграда 1918–1925 годов / ред. и вступ. статья Н. Горницкой; Ленингр. гос. ин-т театра музыки и кинематографии. – 167 с. (изд.: — Л. : Искусство)

Награды

1940 — Грамота "XX лет советской кинематографии (1920 —1940)" (за активную и плодотворную работу в киностудии «Лентехфильм»)

Цитаты

В апреле–мае 1926 г. в Бутырской тюрьме в Москве оказались свыше 20 руководящих, хозяйственных и творческих работников кинематографии (директора кинофабрик, их заместители, администраторы, режиссеры, большая часть которых трудилась в Госкино и Пролеткино), а еще около 10 человек находились под подпиской о невыезде.[...]
В течение лета–осени 1926 г. всех арестованных освободили под подписку о невыезде. В ходе прокурорского следствия (оно завершилось 15 января 1927 г.) обвинения в отношении восьми человек сняли, а в отношении еще одиннадцати выделили в отдельное производство (позже все дела также прекратили). В итоге на процессе, начавшемся 4 апреля 1927 г., на скамье подсудимых Московского губернского суда, куда было направлено дело, оказались 16 кинематографистов. 22 апреля восемь из них (директора кинофабрики Пролеткино К.И. Фельдмана, администраторов Госкино  В.И. Богомолова и М.А. Богорачева, директора объединения по постановке культурфильмов при Госкино В.Л. Степанова и его заместителя Н.В. Баклина, режиссеров Госкино и Пролеткино Б.А. Михина, П.К. Новицкого, В.Ю. Юренева) оправдали, двоим (А.В. Данашевскому и заместителю директора 1-й кинофабрики Госкино  Я.М. Блиоху) объявили общественное порицание, шестерых (И.Н. Бурсака, А.А. Ханжонкова, директоров 1-й и 3-й кинофабрик М.Я. Капчинского и М.Л. Кресина, заместителя директора 3-й кинофабрики Е.М. Шнейдера) осудили к заключению на сроки от двух месяцев до одного года, но от отбытия наказания в силу разных обстоятельств освободили[5].
Данное дело – свидетельство того, как ОГПУ и один из его руководителей, зампред Г.Г. Ягода, игравший к середине 1920-х гг. уже заметную роль в деятельности органов госбезопасности и нередко лично вмешивавшийся в культурную жизнь, в том числе кинематографическую, пытались поставить под свой контроль зрелищные искусства.[...]

Олег Капчинский, историк, Источник

[...]Скобелевский комитет выпустил ряд политически важных хроникальных съемок. Это заставило нас подумать о необходимости взять съемку кинохроники под государственный контроль.
4 мая (в Положении о комитете было указано 10 мая, но это ошибка), по моему докладу в Наркомпросе Северной коммуны, на заседании под председательством Луначарского, был учрежден Петроградский кинокомитет (председатель Д. И. Лещенко, заместитель М. Л. Кресин).
Новой организации было передано имущество Постоянной комиссии народного чтения и Скобелевского комитета. Кинокомитет провел регистрацию всех кинотеатров Петрограда. С переездом правительства в Москву деятельность Петроградского кинокомитета не только не замерла, но продолжала развиваться. B начале июня мы реквизировали дом № 36 по Сергиевской улице (ныне ул. Чайковского).
Я помню первый наш приход туда. В этом здании, где панно и плафоны бы ли расписаны Семирадским, а одна комната Айвазовским, где в некоторых залах были зеркальные стены с золоченой отделкой, помещалась артель сапожников, въехавшая туда в дни переворота. Запах подошвы, приятно щекотавший ноздри, однако не отбил у нас охоты выселить артель, тем более что в особняке оказался зимний сад, в ко тором можно было открыть съемочное ателье. Мы решили, что тут будет заложен первый камень советского киноискусства.[...]

Михаил Кресин, Источник

[ Страница дополняется материалами ]