Последнее обновление: 16.09.2024.
Венжер Наталия Яковлевна (21 мая 1932, Москва — 10 февраля 2021, Москва) — геолог, киновед, социолог кино и телевидения. Беспартийная. Член Союза кинематографистов СССР — СК России с 1984 года. Член гильдии киноведов и кинокритиков. Член Международной ассоциации анимационного кино (ASIFA).
Родилась в семье известных режиссёров-документалистов Якова Посельского и Ирины Венжер в роддоме им. Грауэрмана. Семья жила на 1-й Мещанской улице. Здесь же Наташа Венжер пошла в школу.
Из воспоминаний Наталии Яковлевны следует, что в июле 1941 года, когда началась бомбардировка Москвы авиацией нацистской Германии, вместе с няней Ириной Ивановной уезжает в эвакуацию. Их маршрут проходил через Раненбург, где жили родственники Ирины Ивановны, затем Тамбов – Саратов – Энгельс. В Энгельсе к ним присоединилась мама Наташи — Ирина Владимировна Венжер; далее через Саратов семья была эвакуирована в Алма-Ату (ныне Алматы)[1].
В эвакуации семья живёт в знаменитом "лауреатнике", где также жили прославленные кинематографисты — Сергей Эйзенштейн, Эдуард Тиссэ, Любовь Орлова, Григорий Александров[2].
В мае 1943 года семья возвращается в Москву; в январе 1945 года переезжает в «Дом артистов» (построен в 1937 году) на Большой Полянке[3].
В 1950 году, после окончания школы, училась в МГУ им. М.В. Ломоносова — сначала на филологическом факультете, затем на географическом факультете (отделение геоморфологии), который окончила в 1956 году.
В 1950 – 1951 гг. работала в Институте геологии АН СССР; в 1956 – 1963 — в Институте географии АН СССР.
В 1963 – 1964 годах училась на киноведческом факультете ВГИКа.
В 1963 – 1975 — в оргкомитете Союза кинематографистов СССР, ответственный секретарь Всесоюзной комиссии мультипликационного кино.
В 1975 – 1989 — ответственный редактор Всесоюзного объединения «Союзинформкино».
С 1989 – создатель и совладелец информационно-аналитической группы «Дубль – Д» с Даниилом Дондуреем.
Готовила диссертационную работу по теме «Коммуникативные возможности современной мультипликации».
С 1994 года занималась пропагандой, рекламой и методикой кинопоказа, исследовательской работой в области системы кинопроизводства и проката, мониторингом кино- и телеотрасли.
Автор большого количества статей и брошюр, посвящённых отечественной анимации. Составитель книги «Сотворение фильма» (1987), автор статей в сборнике «Наши мультфильмы» (2006).
Идейный вдохновитель и организатор первого анимационного фестиваля «Крок».
В 2004 — член Экспертной комиссии по игровому кино Федерального агентства по культуре и кинематографии
Создатель базы данных (совместно в Г.И. Рейснером) информационного портала, посвящённого всей российской и советской мультипликации — Аниматор.ру
Отец — Яков Михайлович Посельский (1892 — 1951), кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Мать — Венжер Ирина Владимировна (21 апреля (04 мая) 1903, Ялта — 14 ноября 1976, Москва), кинорежиссер. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1948).
Брат (от первого брака Я.М. Посельского с Ц.Я. Имас) — Посельский Михаил Яковлевич (03 января 1918 — 17 мая 2008), оператор документального кино и телевидения, фронтовой кинооператор. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965).
Муж — Рейснер Георгий Игоревич (1934 — 2013), геоморфолог, сейсмотектонист; в 1956 году окончил географический факультет МГУ; главный научный сотрудник, зав. лабораторией сейсмотектоники Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН; доктор геолого-минералогических наук; создатель ряда прогрессивных методических разработок и ответственных прогнозов; членом редколлегии журнала «Геоморфология».
Сын — Михаил Георгиевич Рейснер (род. в 1959 году), окончил геологический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова.
Наталья Яковлевна Венжер, дочь режиссеров Якова Михайловича Посельского и Ирины Владимировны Венжер, была в эвакуации в возрасте 8–9-ти лет. Она запомнила расположение комнат в «лауреатнике» и кто где жил. Кроме того, она рассказала несколько любопытных историй о тех днях, которые мы здесь и приводим.
Наталия ВЕНЖЕР Воробьиная ночь. (Публикацию подготовила Н.А.Громова)., Источник
"Мы шли с мамой по городу, вдруг все потемнело как ночью и только ярко фосфорицировали верхушки Алатау. Такое состояние природы на Востоке называют «воробьиная ночь». Несло листья, рвались ветки с деревьев. Город в 1911 году перенес ужасное землетрясение, и снова оцепенел в ожидании беды. Начиналась паника. Тогда Крючков схватил гармонь и выбежал вместе с Чирковым к лавочке перед «лауреатником». Они стали петь песни: «Где эта улица, где этот дом» и другие… Потом Крючков встал на руки и сделал «флажок». Публики становилось все больше и больше. Пока шло представление, ветер утих, и снова стало светло.
Новый 1943-й год многие решили встретить у Жарова. Каждый принес то, что мог. Время приближалось к Новому году, а хозяина все не было. И вдруг кто-то приносит его жене записку. Она впадает в истерику, ее подруги хлопочут вокруг. Всем тут же становится известно содержание послания Жарова: «Извини, прийти не смогу, я ушел к Целиковской» (жену Жарова тоже звали Люся, она была темноволоса как цыганка, поэтому ее называли Люся Черная, а Целиковскую, по контрасту, Люся Белая. После долго шутили, как в новогоднюю ночь Жаров поменял Люсю Черную на Люсю Белую). Все понимают, что праздник испорчен. Да еще пропали продукты, сбереженные для Нового года—нельзя же было их забрать назад! Стали расходиться. Но потом решили все-таки посмотреть, у кого что осталось для праздничного стола. Собрали и пошли на квартиру Посельского и Дзигана. Там было много народу, в том числе и Эйзенштейн. Ему очень нравилась Любовь Добровольская, он весь вечер говорил Ирине Владимировне Венжер: «Посмотрите на нее, какая красивая!» Но, видимо его ухаживания не дали никаких результатов, потому что вскоре она вышла замуж за А.Зархи…"
[...]В октябре 1989-го в Киеве проходил первый анимационный фестиваль “Крок”, еще не международный – всесоюзный. К фестивалю замечательная компания (критики, журналисты, заболевшие анимацией) готовила специальное издание “Крок”. Все делалось на чистом энтузиазме. И на любви. Хотелось, чтобы получилось нечто грандиозное, интересное, анимационное. Получилось. Четыре номера. Тираж каждого – пятьдесят тысяч экземпляров (!). Организатором, наставником, вдохновителем всего этого дела была Наталья Яковлевна Венжер. Она вообще была человеком уникальным. Уникальность ее заключалась еще и в том, что она с истовой убежденностью могла увлечь и повести за собой – а дело того стоило.[...]
«Экран и сцена» № 4 за 2021 год., Источник
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в т.ч. сайтов: Аниматор.ру, #МузейЦСДФ. Фотографии из семейного архива Н.Я. Венжер.