Дмитрий ДАЛЬСКИЙ

директор киностудии, кинорежиссёр, начальник фронтовой киногруппы, редактор

Имя при рождении:
Шлугер Дмитрий Александрович

Дата рождения:
12 августа 1903
г. Одесса, Одесский уезд, Херсонская губерния, Российская империя

Дата смерти:
29 января 1981 (77 лет)
г. Куйбышев, РСФСР, СССР

Профессии:
директор киностудии, кинорежиссёр, начальник фронтовой киногруппы, редактор

Краткая биография

Дальский Дмитрий Александрович (30 июля (12 августа) 1903, Одесса (ныне Украина) — 29 января 1981, Куйбышев (ныне Самара) — режиссер документального кино, организатор кинопроизводства. Заслуженный артист Башкирской АССР (1948). Член РКП(б) — КПСС с октября 1924 года. Член СК СССР с 01 июля 1957 года.

В Красной Армии c апреля 1919 года.

В 1927 году окончил режиссерское отделение Одесского техникума кинематографии.
С 1927 — ассистент режиссера, режиссер на Одесской кинофабрики ВУФКУ / «Украинфильм».
С 1931 — на Киевской кинофабрике «Украинфильм».
В 1932 году поставил игровой фильм «Возможно завтра» (в соавторстве с Л. Снежинской).
С 1933 по май 1935 — заместитель начальника кинопоезда «Союзкинохроники», организованного режиссером Александром Медведкиным[1]. Одновременно с 04 октября 1933 — редактор-консультант производственного сектора «Союзкинохроники»; с мая 1935 — старший редактор сектора «Союзкинохроники».
С 01 декабря 1938 по 08 октября 1940 — директор Ленинградской студии кинохроники. Во время финской «зимней войны» руководил съемочными коллективами фильма «Линия Маннергейма». В 1940 году награжден орденом Красного Знамени (за образцовое выполнение заданий по киносъёмке боевых действий на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и выпуск кинофильма «Линия Маннергейма»).
С 10 октября 1940 по 01 мая 1941 — исполняющий обязанности директора Ростовской студии кинохроники.

Во время Великой Отечественной войны в 1941 — 1943 годах руководил фронтовыми киногруппами. Воинское звание: майор. Воинская часть: СКФ, ЗакФ.

  • В июне-октябре 1941 — начальник киногруппы Юго-Западного фронта.
  • С октября 1941 по октябрь 1942 — директор Ростовской студии кинохроники, эвакуированной в Дзауджикау (ныне Владикавказ).

На фото (слева направо): операторы Г. Асланов, А. Левитан, режиссеры Р. Кацман и И. Копалин, оператор и нач. фронтовой киногруппы Закавказского фронта М. Трояновский, режиссер и директор Ростовской студии кинохроники Д. Дальский. 1942 год. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

  • С октября 1942 по июнь 1943 — начальник киногруппы Северо-Кавказского фронта. 
  • С июня 1943 по июнь 1944 — режиссер эвакуированной в Дзауджикау Ростовской студии кинохроники.
  • С 26 мая 1944 — на Свердловской студии хроникально-документальных фильмов.

Режиссер выпусков «Освобожденный Ростов» (1943), «На защиту родного города» (1942) и др.

Позже работал на различных студиях кинохроники: Дальневосточной, Куйбышевской, Нижне-Волжской, Свердловской и Казанской.  

Режиссер документальных фильмов «В тяжком краю» (1945), «Советская Удмуртия» (1945), «Советская Башкирия» (1948), «О них заботится Родина» (1952), «Куйбышевский гидроузел» (1956; диплом Венского фестиваля в фестиваля в Монтевидео, 1956), «Там, где были ковыли» (1960), «Липкая паутина» (1961), «Волжские зори» (1963) и др.

_________________________________
1. Кинопоезд имени К.Е. Ворошилова вышел на крупнейшие стройки страны 15 января 1932 года. Бригада кинопоезда насчитывала 32 человека — режиссёр, кинооператор и работники технических служб. За перый год работы кинопоезда было снято 72 фильма полезным метражом около 25 тысяч метров. В вагонах кинопоезда размещались кинофотолаборатории, монтажная, мультцех, редакция, типография, электростанция. За 1932 — 1934 годы кинопоезд А. Медведкина совершил 12 рейсов. За это время кинобригада выпустила более сотни киногазет, киноочерков, фельетонов, комедий, мультшаржей, киноплакатов, инструктивно-технических и учебных фильмов. «Отъездив в поезде 294 дня, создав более семидесяти фильмов и, главное, сколотив живой и монолитный коллектив, Медведкин в начале 1933 года передал командование поездом другому режиссеру — Якову Блиоху, по многозначительной случайности, тоже бывшему буденовцу-красноармейцу. Этот поезд работал на стройках второй пятилетки ещё несколько лет. В его работе принимали участие С. БубрикС. ГуровН. КармазинскийФ. КиселёвВ. ЕшуринМ. ТрояновскийА. Кричевский и другие видные кинодокументалисты» (Из книги Р. Юренева "Александр Медведкин, сатирик" (1981)
Первой выездной киноредакцией, созданной фабрикой Союзкинохроники, следует считать редакцию, посланную фабрикой (тогда еще сектором хроники) в 1930 году в Донбасс, в связи с прорывом на угольном фронте. Эта первая выездная киноредакция продемонстрировала в Донбассе пять своих выпусков. 6 июля 1931 года выездная киноредакция в количестве пяти работников, снабженная съемочным стационарным аппаратом и одним автоматом, выехала из Москвы в предоставленном НКПС вагоне в Новосибирск. В период с июля по октябрь  редакцией было выпущено пять киножурналов. (Источник: журнал "Пролетарское кино" № 12 за 1931 год)

СЕМЬЯ

Жена — Снежинская Людмила Евгеньевна (1903 — 1946) — режиссер игрового и документального кино. Награждена орденом Красной Звезды (1943).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые

1928 — Земля зовет; актер (роль молодого цыгана)
1932 — Возможно, завтра (военно-патриотический фильм о будущем нападении фашистов на СССР); производство: Киевская кинофабрика «Украинфильм»; режиссеры: Д. Дальский, Л. Снежинская; оператор В. Окулич; композитор Олесь Чишко 

Документальные

1929 — Очерки советского города («Столица») / «Нариси радянського міста»; режиссер
1930 — Краматорский завод; режиссер
1931 — Наш друг; режиссер
1931 — Участок фронта; режиссер
1932 — Удар с воздуха; режиссер
1942 — Освобожденный Ростов; режиссер
1943 — На защите родного города; режиссер
1944 — 60-я параллель («Город Серов»); режиссер
1945 — В таежном краю; автор сценария и режиссер
​​​​​​​1945 — Удмуртия; автор сценария и режиссер
1946 — Тайга покоренная; автор сценария с Юрием Хазановичем; режиссер
1948 — В оренбургских степях; автор сценария и режиссер
1948 — Советская Башкирия; полнометражный; производство: Куйбышевская студия кинохроники; автор сценарного плана совместно с С. Гариным; режиссеры: А. Садецкий, В. Каштелян, Д. Дальский; операторы: А. Смолка, Г. Амиров, А. Сухов; диктор Л. Хмара; автор текста Б. Ямпольский; композитор А. Ключарев; звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров 
1948 — На краю земли советской (Чукотка); производство:  Дальневосточная студия кинохроники; автор сценария В. Малыгин; режиссеры: Д.  Дальский, В. Каштелян; оператор В. Гулин; диктор Л. Хмара; звукооператор А. Митрохина
1949 — Зимняя охота; автор сценария и режиссер
1949 — На востоке страны; производство: Дальневосточная студия кинохроники; авторы сценария: Б. Ямпольский, Д. Дальский; режиссеры: Д. Дальский, В. Каштелян; операторы: Я. Кулиш, А. Купешвили, В. Мирный, В. Петров, В. Прокахин, И. Чешев;  асс. режиссера А. Епихова; звукооператор Б. Картавенко
1949 — Народный судья (кинопортрет); производство: Куйбышевская студия кинохроники; авторы сценария А. Гра, Д. Дальский; режиссер Д. Дальский; оператор Н. Степанов
1950 — Дом культуры; режиссер
1951 — Дети Сталинграда; автор сценария с Г. Раневским; режиссер
1951 — На первенство страны; автор сценого плана и режиссер
1952 — Нефтяники Башкирии; режиссер
1952 — О них заботится Родина; производство: Куйбышевская студия кинохроники; автор  сценария А. Гра; режиссеры: Д. Дальский, Г. Аронов; оператор Н. Степанов; звукооператор Б. Картавенко
1953 — Метод Василия Колесова; автор сценария и режиссер
1953 — На строительстве Куйбышевского гидроузла; автор сценария и режиссер
1954 — Лебедянские сады; производство: Куйбышевская студия кинохроники; автор сценария С. Гарин; режиссер А. Дальский; оператор Н. Степанов; звукооператор Б. Картавенко
1954 — Решающий год; автор сценария и режиссер
1955 — Семья Косимцевых; автор сценария и режиссер
1956 — Куйбышевский гидроузел; производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер Д. Дальский; операторы: Н. Степанов, Н. Киселев, А. Ткаченко; редактор В. Кагарлицкий; диктор М. Меланед; музоформители: Г. Краснов, С. Шатирян; звукооператоры Е. Бельский, Э. Меерович; директора картины: В. Дубинский, А. Эльконюк
1956 — Победа чкаловских хлеборобов; автор сценария и режиссер
1956 — Рождение моря; автор сценария (в соавторстве) и режиссер
1957 — Мы из Сормова; автор сценария с В. Кагарлицким; режиссер
1958 — На Волге широкой; производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер Д. Дальский; оператор Н. Степанов; диктор Р. Выгодский; музыка Т. Краснова; звукооператоры: Е. Бельский, Ф. Галочкин
1958 — Огни Жигулей; автор сценария и режиссер
1959 — Конструктор Николаев («Инженер Николаев»); производство: Куйбышевская студия кинохроники; автор сценария Г. Федоров; режиссер Д. Дальский; оператор А. Ткаченко; звукооператор Ю. Тарасов
1959 — Судьба Леонида Решетняка; автор сценария и режиссер
1959 — Там, где были ковыли; производство: Куйбышевская ст. кинохроники; режиссер Д. Дальский; операторы: А. Сухов, К. Урбанович
1960 — Герои села Заокского; режиссер
1960 — Исповедь; производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер Д. Дальский; операторы: А. Софьин, А. Ткаченко, Ю. Тунтуев, Э. Иванов; звукооператоры: Ф. Галочкин, И. Щенов
1960 — Улица Невзорова, 29; производство: Куйбышевская ст. кинохроники; режиссер Д. Дальский; оператор А. Ткаченко
1961 — Владимир Капралов (фильм рассказывает об одном из лучших кукурузоводов Оренбургской области, заведующем клубом в колхозе имени Ленина села Юговка В. Капралове); автор сценария и режиссер Д. Дальский; оператор К. Урбанович
1961 — Липкая паутина (фильм рассказывает о религиозных сектах "Истинно православные", живущие в селах Мордовской АССР, Горьковской области, Татарской АССР); производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер Д. Дальский; операторы: Л. Барышев, А. Ткаченко
1961 — По зову партии; автор сценария и режиссер
1962 — В добрый путь, ребята!; художественный руководитель и режиссер
1962 — Доверие; режиссер
1962 — На крыльях (фильм рассказывает оработе судостроительного завода "Красное Сормово"; о скоростных судах на подводных крыльях типа "Молния", "Вихрь", "Ракета", "Метеор", "Спутник", "Чайка"); производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер и автор сценария: Д. Дальский; оператор А. Ткаченко; звукооператор И. Нифонова
1963 — Волжские зори (фильм рассказывает о работе Волжского ресного пароходства); производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер Д. Дальский; оператор А. Ткаченко
1963 — Через всю жизнь (киноочерк о сельском враче М. Д. Савельеве, работающем в селе Елшанки Куйбышевской области в течение 25 лет); производство: Куйбышевская студия кинохроники; автор сценария А. Толчинский; режиссер Д. Дальский; оператор Ю. Тунтуев; звук Н. Зинина
1964 — Большая Волга (г. Куйбышев, 8 июня 1964 года; ткрытие первой зональной художественной выставки); производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер Д. Дальский; операторы: Л. Садковой, Ю. Тунтуев
1965 — Приметы времени; автор сценария и режиссер
1965 — Это случилось на буровой; автор сценария
1966 — К ответу!; автор сценария и режиссер
1967 — Два призвания; автор сценария и режиссер
1968 — Звезды над Нижнекамском; режиссер
1968 — Сбереженная весна (фильм о бригаде мелиораторов, создающих плотины для сохранения весенней паводковой воды в Куйбышевская области); производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер Д. Дальский; оператор В. Федотов
1969 — Из истории села Ризоватово; производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер Д. Дальский; оператор А. Мочалов
1969 — Этого могло не случиться; автор сценария
1970 — Думы... Заботы... Планы...; автор сценария с В. Кожиным; режиссер
1970 — Татария, год 1970 (фильм создан к 50-летию образования Татарской Республики); полнометражный; производство: Казанская студия кинохроники; автор сценария (в соавторстве) и режиссер Д. Дальский; операторы: Л. Мирзоев, А. Стремяков
1970 — Три солдата (фильм рассказывает о бывших фронтовиках, кавалеров ордена Славы С. С. Дегтеве, Н. Е. Родимове, М. К. Шанине); производство: омитет по телевидению и радиовещанию Куйбышевского облисполкома; режиссер  Д. Дальский; операторы: И. Саранский, Р. Гайнуллин
1972 — Минута решает многое; режиссер
1973 — Дар сердца (фильм посвящен Куйбышевской областной комиссии содействия Фонду мира); производство: Куйбышевская студия кинохроники; автор сценария и режиссер Д. Дальский; операторы: В. Федотов, Н. Шумкова

КИНОПЕРИОДИКА И КИНОЛЕТОПИСЬ (выборочно)

Режиссер киножурналов: "Поволжье ",  "Северный Кавказ".

1941 — Северный Кавказ № 63-64; производство: Ростовская-на-Дону студия кинохроники; реэиссеры: Д. Дальский, Л. Снежинская;  В. Петров; другие создатели: А. Букий, Р. Кезели, Л. Марков
1942 — На защиту города Орджоникидзе (4 сентября 1942 г.; строительство оборонительных укреплений и огневых точек на подступах к городу и на улицах Орджоникидзе); режиссер Д. Дальский; оператор Н. Голубев
1942 — Северный Кавказ; производство: Ростовская ст. кинохроники; режиссеры: Д. Дальский, Л. Снежинская; операторы: Н. Подгорный, Н. Голубев

______________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 529-531) со ссылкой на РГАЛИ. (— Ф. 2944. — Оп. 28. — Ед. хр. 441; Дальский Дмитрий Александрович: учетная карточка члена СК СССР // Отдел творческих кадров СК РФ). Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

Звания

1948 — Заслуженный артист Башкирской АССР

Награды

1940 — Орден Красного Знамени (за образцовое выполнение заданий по киносъёмке боевых действий на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и выпуск кинофильма «Линия Маннергейма»)
1944 — Медаль «За оборону Кавказа»
1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1946 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»