Александр ГАЛЬПЕРИН

кинооператор, педагог

Полное имя:
Александр Владимирович ГАЛЬПЕРИН

Дата рождения:
23 сентября 1907
г. Баку, Бакинская губерния, Российская империя

Дата смерти:
01 марта 1995 (87 лет)
г. Москва, Российская Федерация

Профессии:
кинооператор, педагог

Краткая биография

Гальперин Александр Владимирович (10 (23) сентября 1907, Баку (ныне Азербайджан) — 01 марта 1995, Москва) — кинооператор, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1949). Член ВКП(б) — КПСС 1943 года. Кандидат искусствоведения.

В начале 20-х годов в качестве фотокорреспондента сотрудничал с журналами «30 дней», «Огонек», «Красный журнал».

С 1926 — оператор на различных киностудиях.

Съемочная группа фильма «Космический рейс». 1935 год. На фото в верхнем ряду (слева): подвешен на "качелях" для съемки оператор А. Гальперин; в первом ряду у кинокамеры: 2-й оператор К. Шкаренков (слева), асс.оператора Е. Андриканис (справа); в третьем ряду: режиссер В. Журавлев (третий слева), актер (с бородой) С. Комаров (четвертый справа). Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

В 1936 году окончил операторский факультет ГИКа
С 1936 года — преподаватель ГИКа (с 1938 — ВГИК).

В 1944 году Александр Гальперин по распоряжению председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Ивана Большакова был откомандирован на Центральную студию кинохроники и направлен на Дальний Восток.

В годы Великой Отечественной войны снимал сюжеты для «Боевых киносборников». В конце выполнял особо секретное задание высшего руководства страны – осуществил съемки полнометражного документального фильма о театре предстоящих военных действий на Тихом океане. По всей вероятности, эти засекреченные съемки в преддверии близкой войны с Японией предназначались лично для И. В. Сталина[1]. 

На фото (слева направо): А. Гальперин (второй слева), М. Беркович, Д. Шоломович. Предположительно — 1946 – 1947 гг. Автор фото: оператор Леонид Котляренко. Источник фото: #МузейЦСДФ.

25 апреля 1945 года был назначен уполномоченным Министерства кинематографии СССР в Германии, организовал выпуск киножурнала «Очевидец» на немецком языке. Принимал участие в работе над первым художественным фильмом киностудии ДЕФА «Убийцы среди нас» режиссера Вольфганга Штаудте.

После возвращения в 1947 году в Москву продолжил преподавательскую деятельность во ВГИКе в качестве научного сотрудника, затем декан операторского факультета. 

Педагоги и выпускники операторского ф-та ВГИКа. Конец 40-х годов. На фото (сидят в первом ряду): (неустановленное лицо), Алексей Семин, (неустановленное лицо), Леонид Косматов, Евгения Лисовская (предположительно), Александр Гальперин, (неустановленное лицо); стоят во втором ряду (слева направо): (неустановленное лицо), Иван Сокольников, Яков Местечкин, Георгий Епифанов, Игорь Бессарабов, Владимир Головня, (неустановленное лицо), Вячеслав Гулин, Яков Моисеевич Толчан; стоят в третьем ряду (справа налево): Аркадий Зенякин, Леонид Котляренко (четвертый справа). Фото из архива В. И. Фомина (Музей кино).

С 1960 — профессор ВГИКа. Читал курс лекций «Основы операторского мастерства» на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

Творческую мастерскую профессора Гальперина окончили Н. Ардашников, Ю. Гантман, Д. Гасюк, Д. Долинин, П. Емельянов, В. Железняков, М. Звирбулис, В. Ильенко, А. Итыгилов, Ю. Гаршнек, Л. Калашников, Д. Месхиев, В. Минаев, Г. Маранджян, А. Петрицкий, С. Полуянов, Ю. Силларт, М. Соосаар, X. Файзиев, С. Шахбазян и многие, многие другие[2].

Автор научных и учебных публикаций в области киносъёмки.

______________________________
1. Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018).
2. Из книги «Десять операторских биографий». Вып. 1. М., "Искусство", 1978. (Мастера советского театра и кино). Составитель: М. Голдовская.

СЕМЬЯ

Жена — Молдовер Софья Борисовна (1906 — 1997).

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Игровые

1927 — Скандальная история; производство: коллектив "Трудкино"; режиссеры: М. Быстрицкий, Д. Еремич; оператор
1928 — Цыганская кровь (фильм снят по одноименной повести К.Беркович из жизни румынских цыган); производство: Госкинпром Грузии; авторы сценария: М. Калатозов, П. Морской, А. Такайшвили; режиссер Л. Пуш; операторы: А. Гальперин, М. Калатозов
1928 — Дом на вулкане («Дом на забрате»); сторико-революционный фильм; действие фильма происходит в Баку в первые годы советской власти); поизводство: Азгоскино и Арменкино; режиссер А. Бек-Назаров; оператор
1929 — Крестины клаксона (пропагандистский фильм о деятельности общества "Автодор"); производство: Госвоенкино; автор сценария С. Ермолинский; режиссер М. Хухунашвили; оператор
1929 — Опиум ильм антирелигиозного и пропагандистского содержания о вреде наркотиков, алкоголя, религиозных предрассудков)производство: Госвоенкино; автор сценария Лиля Брикрежиссер В. Жемчужный; оператор
1929 — Бог войны (Белый всадник) (действие фильма происходит во время Первой мировой войны; по сюжету русский солдат Георгий постепенно прозревает, видя вокруг тысячи бессмысленных жертв; постепенно он понимает, зачем полковые офицеры и попы гонят солдат на смерть…); производство: Госкинпром Грузии; режиссер Е. Дзиган; операторы; А. Гальперин, С. Забозлаев
1932 — Дела и люди; производство Московкой фабрики Союзкино; автор сценария и режиссер А. Мачерет; оператор
1935 — Космический рейс; производство: Мосфильм; режиссер В. Журавлев; оператор

Плакат фильма «Трактористы» (1939). Художник:Л. Фрайман. источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино). 

1939 — Трактористы; производство: Мосфильм; режиссер И. Пырьев
1940 — Бабы; производство: Мосфильм; режиссер В. Баталов
1941 — Боевой киносборник № 4 (новелла "Приказ выполнен"); производство: Мосфильм и Союздетфильм; режиссчер Е. Арон
1941 — Боевой киносборник № 6 (новелла "Боевая песня о славе русского оружия"); производство: Мосфильм; режиссер В. Вайншток
1942 — Боевой киносборник № 10 (новелла "Молодое вино"); производство: ЦОКС (г. Алма-Ата); режиссер Е. Арон
1943 — Воздушный извозчик (ЦОКС (Алма-Ата); производство: ЦОКС (г. Алма-Ата); режиссер Г. Раппопорт
1949 — Суд чести; производство: Мосфильм; автор сценария Александр Штейн, режиссер Абрам Роом, оператор Александр Гальперин, композитор Л. Шварц

______________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников, в том числе: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018). Фото: #МузейЦСДФ.

Библиография

1927 — Гальперин Александр Владимирович. О рациональном использовании глубины резкости кино-съёмочных объективов : практическое руководство / А. В. Гальперин ; авт. предисл.: Ю. А. Желябужский. — 16 с. (изд.: — М. ; Л. : Кинопечать)
1948 — Гальперин Александр Владимирович. Глубина резко изображаемого пространства при кино и фотосъемке : рекомендовано методсоветом ВУЗа / А.В. Гальперин. — 150 с. : граф., ил., табл. — Библиогр.: с. 150. Калькуляторы глубины резко изобр. пр-ва: с.140 (изд.: — М.: ВГИК)
1955 — А. Гальперин. Определение фотографической экспозиции (изд.: — М.: Искусство)
1978 — Десять операторских биографий. Вып. 1. 207 с.; 31 л. ил. (Мастера советского театра и кино). На обороте тит. л. сост.: М. Голдовская. (изд.: — М.: Искусство)
1983 — Гальперин Александр Владимирович. Из истории кинооператорского искусства. Начальные этапы становления профессии оператора-художника. Первые шаги советской школы операторского мастерства : учеб. пособ. / А.В. Гальперин ; ВГИК. Каф. кинооперат. мастерства. (изд.: — М.: ВГИК)

Звания

1968 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1944 — Орден «Знак Почёта»
1948 — Медаль «В память 800-летия Москвы»
1949 — Сталинская премия (за съёмки фильма «Суд чести» (1948))

Цитаты

[...]Его командируют на учебу в Германию, тогда одну из самых развитых кинодержав мира. Однако официального направления и желания учиться оказалось недостаточно, чтобы попасть в Высшую фотокиношколу в Мюнхене – единственное в те годы киноучебное заведение в Германии. Баварское министерство отказало молодому гражданину Страны Советов в поступлении. Оставался единственный путь в кино – через практику работы непосредственно на кинопроизводстве. Но на студию ему удалось попасть сперва лишь в качестве статиста. Будущий оператор участвует в массовках снимавшихся тогда фильмов, которые ныне считаются шедеврами мирового кино, – "Безрадостная улица", "Последний человек", "Варьете"; заинтересованно наблюдает за работой опытных мастеров, операторов высокого класса Гвидо Зибера, Карла Фрейнда и других, а все свободное время проводит в библиотеке на Университетской улице Берлина, изучая материалы, связанные с теорией и практикой съемки фильмов.
Фрейнд обратил внимание на "статиста", владеющего несколькими европейскими языками и отлично осведомленного в вопросах операторской техники. Гальперин впервые встал к кинокамере...[...]

Д. Барщевский, Н. Виолина, Источник

В годы войны хроника выполняла ряд таких задач, которые были даже более приоритетными по сравнению с задачами фронтовых операторов. Существовала еще одна как бы еще одна параллельная реальность, в которую и меня однажды занесло волею случая.
Меня пригласили на студию хроники на разговор с Мануэлем Владимировичем Большинцовым, тогдашним главным редактором Центральной студии кинохроники.
Там мне был задан вопрос: не могу ли я сегодня ночью вылететь на Дальний Восток? Я ответил, что вряд ли , так как у меня имеется незавершенная работа и производственные обязанности на «Мосфильме».
Тогда мне показали приказ тогдашнего председателя Комитета по делам кинематографии Ивана Григорьевича Большакова о том, что я переведен на студию хроники и что мне надлежит приступить там к новым моим обязанностям.[...]

Александр Гальперин, Источник