Последнее изменение: 17.11.2024.
Фелицын Игорь Алексеевич (6 октября 1918, Москва — 25 июля 1977, Москва) — кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Член Союза кинематографистов СССР с 24 января 1958 года.
В 1940 году окончил операторский факультет ВГИКа.
С июня по сентябрь 1939 — ассистент оператора Свердловской студии кинохроники.
С 13 февраля по август 1942 года — ассистент оператора Ростовской студии кинохроники.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.
Участвовал в съмках документального фильма «Возрождение Кубани» (1943), киножурнала «Союзкиножурнал» № 61 («Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны: Новороссийск освобождён» (1943).
Награжден медалью «За оборону Кавказа» (1945).
С марта 1943 до 22 мая 1945 — ассистент оператора, оператор Ростовской-на-Дону студии кинохроники.
Педагоги ВГИКа и выпускники 1940 года (послевоенное фото). На фото сидят в первом ряду (справа налево): преподаватели операторского ф-та Яков Моисеевич Толчан, Александр Гальперин, Попова, (неустановленное лицо), Леонид Косматов, оператор Алексей Семин, (неустановленное лицо); во втором ряду (справа налево): Ланской, Вячеслав Гулин, Акопов, Владимир Головня (с 24 февраля 1946 года по 14 мая 1955 года — директор ВГИКа), Игорь Бессарабов, Георгий Епифанов, Яков Местечкин, Иван Сокольников (неустановленное лицо); в третьем ряду (справа налево): Аркадий Зенякин, (неустановленное лицо), Разумов, Леонид Котляренко, Архипов, Игорь Фелицын, (неустановленное лицо). Фото из архива В.И. Фомина.
С 26 июня 1945 — ассистент оператора; с 20 октября 1950 — 2-й оператор; с 16 июля 1954 — 2-й оператор комбинированных съемок киностудии «Мосфильм», также работал на киностудии «Ленфильм».
Оператор комбинированных съемок (в соавторстве с А. Ренковым) первого советского экспериментального цветного широкоэкранного стереофонического игрового фильма «Счастливая юность» (1955; режиссеры: С. Гуров, Э. Рязанов). Премьера в московском кинотеатре «Художественный» 24 октября 1955 года (2 декабря 1955 года на экраны СССР был выпущен обычный вариант фильма «Счастливая юность» под названием «Весенние голоса»).
Автор книги, в соавторстве с Борисом Горбачёвым, «Комбинированные киносъёмки».
В 1975 году Фелицын снял экспериментальный фильм «Последнее дело Фантомаса», целиком основанный на новой тогда технологии фронтпроекции. Снимался фильм не для проката, о его дальнейшей судьбе неизвестно.
В 1975 году принял участие и в другом экспериментальном фильме по теме «Разработка способа совмещения графической мультипликации с актёром в игровом фильме», более известном как «Алые паруса» (1978).
Данных нет.
Документальные
1943 — Возрождение Кубани; асс. оператора
1943 — «Союзкиножурнал» № 61 («Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны: Новороссийск освобождён»); асс. оператора
1967 — Страна моя; оператор комбинированных съемок
1970 — Наш марш; полиэкранный вариоскопический цветной широкоформатный звуковой фильм, 2 части; производство киностудии «Мосфильм» (Экспериментальное творческое объединение); авторы сценария: Я. Варшавский, А. Шейн; режиссеры-постановщики: А. Светлов, А. Шейн; операторы-постановщики: И. Фелицын, А. Винокуров, С. Хижняк; художник-постановщик А. Брусиловский; художник по цветомузыке Л. Нусберг; музыкальный оформитель А. Ройтман; звукооператор Е.Федотов; редактор: В. Спицин; монтаж - Т. Егорычева; директор картины С. Лосев
Игровые
1945 — Здравствуй, Москва!; режиссер Сергей Юткевич; оператор ; Марк Магидсон; асс. оператора
1947 — Весна; режиссёр Григорий Александров. оператор Юрий Екельчик; асс. оператора
1947 — Марите (фиьм рассказывает о литовской партизанке, Герое Советского Союза Марите Мельникайте); оператор комбинированных съемок
1953 — Застава в горах (фильм рассказывает о пограничниках); режиссер Константин Юдин; оператор Тимофей Лебешев; оператор комбинированных съемок
1953 — Мастера русского балета (фильм-концерт); производство: «Ленфильм»; сценарный план К. Сергеева; режиссер-постановщик Г. Раппопорт; главный оператор С. Иванов; оператор комбинированных съемок
1955 — Счастливая юность (первый советский экспериментальный цветной широкоэкранный стереофонический игровой фильм); производство: Мосфильм; автор сценария Б. Ласкин; режиссеры: Э. Рязанов, С. Гуров; операторы: В. Николаев, Ю. Шведов; художники: Б. Кноблок, В. Щербак; композитор А. Лепин; звукооператор В. Зорин; комбинированные съемки операторов Н.С. Ренкова и И. Фелицына; художники: Н. Звонарев, С. Зябликов; монтажер Е. Овсянникова; авторы текста песен: Е. Долматовский, С. Васильев; редактор Г. Марьямов; директор картины А. Стефанский.
1955 — Михайло Ломоносов
1955 — Первый эшелон
1955 — Сын
1956 — Безумный день
1956 — Дело № 306
1956 — Долгий путь
1956 — Как Джанни попал в ад (короткометражный)
1956 — Карнавальная ночь
1956 — На подмостках сцены
1957 — Борец и клоун
1957 — Гуттаперчивый мальчик
1958 — Поэма о море
1959 — Фуртуна
1959 — Хованщина (совместно с Н. Ренковым и А. Ренковым)
1960 — Хлеб и розы
1961 — Взрослые дети
1961 — Подводная лодка, короткометражный
1961 — Человек ниоткуда
1962 — Гусарская баллада
1962 — Павлуха
1962 — Только не сейчас, мультипликационный
1963 — Оптимистическая трагедия
1964 — Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
1964 — Зелёный огонёк
1964 — Пядь земли
1965 — Лебедев против Лебедева
1965 — Мы, русский народ
1965 — Похождения зубного врача (совместно с Г. Зайцевым)
1966 — Волшебница из града Китежа, документальный
1966 — Удивительная история, похожая на сказку
1966 — Шуточка, короткометражный
1967 — Арена
1967 — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (совместно с В. Севастьяновым)
1967 — Каменный гость (совместно с В. Севастьяновым)
1967 — Страна моя, документальный
1968 — Семь стариков и одна девушка
1968 — Служили два товарища
1969 — Гори, гори, моя звезда
1970 — О друзьях-товарищах
1970 — Сохранившие огонь
1971 — Старики-разбойники
1972 — За всё в ответе
1972 — Руслан и Людмила
1973 — Высокое звание
1973 — Иван Васильевич меняет профессию
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России
1975 — Не может быть!
1975 — От зари до зари
1975 — Последнее дело Фантомаса, экспериментальный
1976 — В один прекрасный день, киноальманах
1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил
1976 — Ты — мне, я — тебе
1977 — Инкогнито из Петербурга
1977 — Портрет с дождём
1978 — Алые паруса, экспериментальный
[...]Фелицын был удивительным человеком — оператор и учёный. Он тихо и незаметно вёл разные научные работы по внедрению новых технологий. Когда я работал с ним на «Арапе Петра Великого», то был поражен, как много он умеет. Это был человек, воспитанный Александром Птушко. Он знал: рано или поздно кому-то его умения понадобятся. На каждую задачу он давал три-четыре разных ответа. Выбирай!
Александр Митта, режиссер, Источник
Вторым важным условием работы стала первоначальная грамотность. Фелицын просто сказал, что мои идеи можно реализовать, и он знает, как.
Третье условие был он сам. Профессионал, информированный, амбициозный, но очень сдержанный. Настоящий джентльмен: сухощавый, аккуратный, играющий в теннис, непьющий. С таким можно было идти на любую авантюру.[...]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Биография — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. ); Фомин В. И. Плачьте, но снимайте! Советская фронтовая кинохроника 1941–1945 гг. )— М.: Киновек, 2018. — 960 с. — 400 экз.). Наградные документы и фотография: Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ). Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).