Фото: "Ирма Тарковской (Рауш) на Шукшинских чтениях в июле 1987 года". Автор фото: Виталий Шитов. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ.
Рауш-Тарковская Ирма Яковлевна (род. 21 апреля 1938 года в Саратове) — режиссёр, актриса.
В 1954 году поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Сокурсниками Ирмы Рауш по ВГИКу были — Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Юлий Файт, Александр Митта, Дина Мусатова, Марика Бейку, Владимир Китайский, Александр Гордон.
С 27 января по 01 августа 1961 — ассистент режиссера Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1961 году защитила диплом документальным фильмом «Девочка и солнечный зайчик» (ЦСДФ; оператор Георгий Голубов).
Снималась в фильмах Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев».
В 1970 году Ирме Тарковской присуждена премия Французской киноакадемии «Хрустальная звезда» («Étoile de Cristal») в номинации «Лучшая зарубежная актриса» — за роль в фильме «Андрей Рублев».
С 1970 по 1990 — режиссёр Киностудии имени М. Горького.
В 2008 году вышла книга для детей «Мальчик и домовой», ставшая победителем конкурса на лучшую книгу для семейного чтения. Книга была издана Московским детским фондом при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.
Родилась в семье немцев Поволжья.
Муж — Тарковский Андрей Арсеньевич (4 апреля 1932, село Завражье, Юрьевецкий район, Ивановская Промышленная область — 29 декабря 1986, Париж, Франция) — режиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Автор фильмов «Иваново детство», «Андрей Рублёв» (1966), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974), «Сталкер» (1979) и др. В браке с 1957 по 1970 год.
Сын — Тарковский Арсений Андреевич (род. в 1962 году в Москве), врач-хирург, флеболог; к.м.н.; работает в ГКБ №1 им. Н. И. Пирогова.
Внуки — Андрей и Евгений.
1961 — Девочка и солнечный зайчик (дипломная работа; в фильме использованы рисунки детей от 4 до 8 лет); производство: ЦСДФ; режиссер и автор сценария И. Тарковская; оператор Г. Голубов; звукооператор И. Воскресенская; композитор В. Овчинников; консультант В. Красновский
1962 — Иваново детство (по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» о мальчике, который, потеряв на войне родителей, стал разведчиком в тылу врага); производство: Мосфильм; авторы сценария: М. Папава, В. Богомолов; режиссер А. Тарковский; оператор В. Юсов; композитор: В. Овчинников; И. Тарковская — роль матери Ивана; Приз XXIII МКФ «Золотой лев» (Венеция)
1966 — Андрей Рублев; 2 серии; производство: Мосфильм; авторы сценария: А. Михалков-Кончаловский и А. Тарковский; режиссер А. Тарковский; оператор В. Юсов; А. Солоницын — роль Андрея Рублева; И. Рауш — роль дурочки
1967 — Доктор Вера (по мотивам одноимённой повести Бориса Полевого); производство: Мосфильм; режиссёр Дамир Вятич-Бережных; И. Тарковская — роль доктора Веры Трешниковой
1970 — Как стать мужчиной (новеллы «Женя», «Буба»); производство: киностудия им. М. Горького; режиссеры-постановщики: И. Тарковская, Х. Хажкасимов
1974 — Пусть он останется с нами; производство: киностудия им. М. Горького; режиссер
1975 — Крестьянский сын (действие фильма происходит в 1918—1919 годах на Алтае; в основу сюжета положена судьба реального героя гражданской войны Кирилла Осиповича Баева) производство: киностудия им. М. Горького; автор сценария Ренита Григорьева; режиссер-постановщик
1979 — Неожиданный финал (короткометражный); режиссер
1981 — Сказка, рассказанная ночью (фильм снят по циклу произведений Вильгельма Гауфа «Харчевня в Шпессарте»); производство: киностудия им. М. Горького; режиссер-постановщик
1983 — Незнайка с нашего двора (двухсерийный музыкальный детский телефильм Одесской киностудии по заказу Центрального телевидения); режиссёры: Игорь Апасян и Ирма Рауш-Таркоская (в титрах — Ирина Яковлева)
1984 — Беде навстречу (игровой сюжет знакомит с правилами дорожного движения); производство: Свердловская киностудия; режиссер
1986 — Степная эскадрилья (широкоформатный); производство: киностудия им. М. Горького; режиссер-постановщик
_________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников.
[...]Я заглядываю в аудиторию, где только что окончились занятия у студентов-режиссеров первого курса, - мне надо передать Андрею принесенные из дома бутерброды. На улице день, а в аудитории горит электрический свет, плотно задернуты темно-серые шторы. Воздух душен и сперт от присутствия пятнадцати-двадцати молодых людей. Я уже знаю многих Андреевых сокурсников и сокурсниц по именам и узнаю теперь рыжеволосую гречанку Марию Бейку, трагическая партизанская эпопея которой мне уже известна со слов Андрея, прелестного мальчика Люку Файта, сына знаменитого актера, Васю Шукшина, красивого сибиряка с широким скуластым лицом и узкими серыми глазами, Сашу Гордона, кажется, уже успевшего в меня влюбиться, высокого Бескадарного, симпатичную Дину Мусатову с открытой улыбкой...
Марина Тарковская, Источник
А вот и она, знаменитая Ирма Рауш, в которую уже полгода влюблен Андрей. Она невысока ростом, с хорошей фигурой, которую складно облегает черное суконное платье, заколотое у ворота латвийской серебряной брошью-сактой. Ее светлые волосы, которые даже на взгляд кажутся мягкими, собраны в пучок черной лентой. Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что у Ирмы Рауш хороший вкус и что она самая красивая девушка на роммовском курсе.
Учебные тетради Андрея испещрены ее портретами, он рисует ее в профиль, так у него лучше получается. Профиль мил - крутой лоб, изящный носик, чуть выпяченная нижняя губа, сейчас это ее не портит, а придает всему лицу некоторую пикантность.[...]
[...]Мы встретились [с Тарковским] во ВГИКе в 1954 году. В то время Михаил Ильич Ромм набирал мастерскую. И мне посчастливилось попасть в эту мастерскую. Нас было только две русских студентки на курсе — Ирма Рауш и я. И Андрей (Тарковский) прозвал нас "роммовые бабы". А ещё на курсе была эстонка, поступившая по направлению, и иностранка — гречанка Марика Бейку.[...]
Дина Мусатова, Источник
В Тарковском совмещалось такое количество человеческих качеств, иногда редких и даже поразительных... Во время этих встреч я была поражена глубиной его мысли, его невероятной серьезностью. Я же помню, как во ВГИКе он наяривал в перерывах между лекциями на пианино, а студенты в этот момент веселились и танцевали, как занималась с ним фехтованием… [...]
После его ухода я, естественно как-то подружилась с его первой женой Ирмой Рауш-Тарковской. И мы до сих пор общаемся.[...]