Эмир ФАЙК

кинорежиссёр, начальник фронтовой киногруппы

Имя при рождении:
Эмир Ибраим (Эмирусеин) ФАИКЪ

Дата рождения:
22 мая 1909
г. Бахчисарай, Симферопольский уезд, Таврическая губерния, Российская империя

Дата смерти:
23 марта 1993 (83 года)
г. Алма-Ата, Казахская ССР, СССР

Профессии:
кинорежиссёр, начальник фронтовой киногруппы

Краткая биография

Файк Эмир (Эмирусеин) Ибрагимович (09 (22) мая 1909, Бахчисарай — 23 марта 1993, Алма-Ата) — режиссер игрового, документального и научно-популярного кино. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1959). Член ВКП(б) с 1942 года. Член Союза кинематографистов ССР. 

B 1923 — 1926 — рабочий в Крыму.
С 01 мая до 18 декабря 1927 — работник райбюро (г. Симферополь).
С 01 июня 1928 по 31 декабря 1929 — корректор татарской газеты (г. Симферополь).

С 01 июня до 01 сентября 1930 — помощник режиссера, в 1931 — ассистент режиссера, практикант Ялтинской кинофабрики «Востоккино».
С 01 июня 1932 до 01 октября 1935 — ассистент режиссера кинофабрик «Востокфильм», «Межрабпомфильм».

В 1935 году окончил режиссерский факультет ГТКа (мастерская Льва Кулешова).
С 01 октября 1935 до 15 ноября 1936 — ассистент режиссера Ялтинской базы ГУКФ.
С 01 мая 1936 до 01 июня 1937 — ассистент режиссера киностудии «Туркменфильм».

Съемочная группа фильма «Детство Горького» (1938). На фото: асс. режиссера Рафаил  Перельштейн, (сидит на первом плане справа), асс. режиссера (в 1943-1945 гг. был представителем «Союзинторгкино» в Канаде) Леонид Альцев (третий слева), оператор Иван Малов (на первом плане слева), режиссер Марк Донской, оператор Петр Ермолов, асс. оператора Владимир Томберг; асс. режиссера Эмир Фаик (в верхнем ряду восьмой слева); Алексей Лярский — в роли Алёши Пешкова, Александр Жуков — в роли Михаила КаширинаМихаил Трояновский — в роли деда Василия Васильевича Каширина. Фото из архива И. Светловой (дочери В. Томберга)

С 01 июня 1937 до 01 июня 1938 — ассистент режиссера киностудии «Союздетфильм».
С 18 августа 1938 до 01 мая 1939 — режиссер Ташкентской киностудии художественных фильмов.
С мая по август 1939 — на Алма-Атинской студии кинохроники.
С 01 сентября 1939 до 14 февраля 1942 — на Куйбышевской студии кинохроники. 

Участник Великой Отечественной войны. Дата призыва: февраль1942 года. Воинское звание: гв. капитан, ст. лейтенант, капитан. Воинская часть: 64 гвардейский отдельный истребительно-противотанковый дивизион, 412 отдельный истребительно-противотанковый дивизион, 57 гвардейская стрелковая дивизия, 3 Украинский фронт, 153 стрелковая дивизия.

«Заведовал клубом в 158-й дивизии, затем был командиром хозяйственного взвода, комиссаром батареи, замполитом отдельного противотанкового дивизиона при 57-й гвардейской стрелковой дивизии. Под станицей Вешенская получил первое ранение. Принимал участие в боях на Дону и Днепре, где вновь был ранен и полгода провел в госпитале. В госпитале он встретил кинорежиссера Р.Г. Григорьева, который пригласил его в свою фронтовую киногруппу.

В составе фронтовой киногруппы Э. Файк принимал участие в освобождении городов Софии, Будапешта и Вены. дважды был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и рядом медалей»

(Источник: информационно-библиографический справочник "Кинорежиссер Эмир Фаикъ"; Симферополь, 2014)

  • С 20 августа 1944 по 31 декабря 1945 — заместитель начальника киногруппы 3-го Украинского фронта и Южной группы войск.

Награжден двумя орденами Красной Звезды (1942, 1943), орденами Отечественной войны II степе­ни (1944), Отечественной войны I степени (1985) и медалями.

С 10 июня 1946 по 1985 — на Алма-Атинской студии художественных и хроникальных фильмов / киностудии «Казахфильм».

Создал более двухсот документальных фильмов, киножурналов, спецвыпусков. Среди них: «Земля наша хлебная», «На целинных землях Казахстана», «Живет такое море», «Звезды шахтерской славы», «Слово о Мухтаре Ауэзове», «Ибрай Алтынсарин», «Молодые джигиты», «Ловцы человеческих душ» и многие другие. Ряд его фильмов был удостоен наград на различных фестивалях.

Эмир Файк опубликовал четыре сборника рассказов и повестей, несколько публицистических статей и поэтических произведений (в основном крымскотатарском языке).

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые

1934 — Кража зрения; асс. режиссера
1934 — Песнь о счастье; асс. режиссера
1938 — Детство Горького (звуковой и немой варианты; восстановлен в 1977 году); полнометражный; игровой; сценарий И. Груздева по произведениям А.М. Горького;  режиссер-постановщик М. Донской;  главный оператор П. Ермолов; оператор И. Малов; главный ассистент режиссера Р. Перельштейн; ассистент режиссера Э. Файк; звукооформление Д. Блок
1956 — Крылатый подарок; режиссер с А. Слободником
1959 — Однажды ночью; автор сценария и режиссер с А. Гинцбурком
1962 — Мальчик мой!; режиссер
1964 — Спроси свое сердце; режиссер

Документальные и научно-популярные

1946 — Памяти М.И. Калинина; режиссер
1947 — Наш рапорт; авторы сценария: Э. Файк, Г. Иодко; режиссер в соавторстве с О. Абишевым
1947 — Рождение Темиртау; режиссер
1949 — Звезды шахтерской славы; авторы сценария: Э. Файк, В. Кондратьев; режиссер
1949 — Мичуринцы; режиссер
1950 — Молодые джигиты; режиссер
1951 — Темиртау;; авторы сценария: Э. Файк, В. Рапопорт; режиссер
1952 — На высокогорном катке; режиссер
1952 — На ледяной дорожке; режиссер
1953 — Город в степи; режиссер
1953 — ГЭС на Иртыше; режиссер
1953 — Соревнование горнолыжников; режиссер
1955 — На целинных землях Казахстана; режиссер в соавторстве с Я. Смирновым
1960 — Наша караганда; режиссер
1966 — Новые виды крепи на рудниках цветной металлургии; режиссер
1967 — Живет такое море (рус. и каз. вар.); режиссер
1968 — Ибрай Алтынсарин (рус. и каз. вар.); режиссер
1969 — Поëт Бибигуль (рус. и каз. вар.); режиссер
1969 — Султанмахмут Торагыров (рус. и каз. вар.); режиссер
1970 — В устье каменных гор» (рус. и каз. вар.); режиссер
1970 — Комбинированный удар (рус. и каз. вар.); режиссер
1971 — Ак-марал (рус. и каз. вар.); режиссер.
1971 — Казахстан за пятилетку (рус. и каз. вар.); режиссер
1972 — Ильяс Джунсугуров (рус. и каз. вар.); режиссер
1973 — Мы варим сталь (рус. и каз. вар.); режиссер
1974 — Опреснительная установка ЭОУ НИИПМ-25; режиссер
1974 — По следам Махамбета (рус. и каз. вар.); режиссер
1975 — Возвращение Кененбая (рус. и каз. вар.); режиссер
1975 — Слово о Мухтаре Ауэзове (рус. и каз. вар.); режиссер
1978 — Ловцы человеческих душ; режиссер

КИНОПЕРИОДИКА

Режиссер монтажа более 300 киножурналов («Советский Узбекистан». «Средняя Волга», «Союзкиножурнал», «Советский Казахстан»).

____________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Биография  —  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 821). Наградные документы и фотография: Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ). 

Библиография

1989 — Файк, Э.И. Капля воды [Текст] : повесть, рассказы / Эмир Файк. (изд.: — Алма Ата: Жалын)

Звания

1959 — Заслуженный деятель искусств Казахской ССР

Награды

1942 — Орден Красной Звезды
1943 — Орден Красной Звезды
1944 — Орден Отечественной войны II степени
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1985 — Орден Отечественной войны I степени

Цитаты

[...]Выпускник режиссерского отделения ВГИК, Эмир Ибрагимович успел до войны поработать ассистентом у таких прославленных кинорежиссеров, как Марк Донской и Лев Кулешов, а потом прошел нелегкий, с двумя ранениями, боевой путь — сначала как простой солдат, сержант, капитан, а затем как заместитель начальника и начальник группы кинооператоров III Украинского фронта. От берегов Днестра, через Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Чехословакию и Австрию шли вместе с нашими воинскими частями работники самого боевого и действенного вида искусства — кино. Они оставили бесценные для нас и будущих поколений документы. После демобилизации в 1946 году Эмир Ибрагимович пришел режиссером на киностудию «Казахфильм», где создал несколько художественных, десятки документальных картин, множество номеров киножурнала «Советский Казахстан».[...]

Людмила Варшавская-Енисеева, Источник

[...]В 1941 году ушел добровольцем на фронт, был комиссаром батареи Отдельного противотанкового истребительного дивизиона. Участвовал в боях на Дону, в разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом, в боях на реке Донец, за города Славянск, Краматорск в составе 153-й стрелковой дивизии.[...]
За два года Э.Фаик прошел путь от солдата до капитана — стал заместителем командира дивизии по политчасти, в этот период награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны.
Обладающий незаурядными способностями рассказчика, владеющий пером, Эмир Фаик умел увлекательно рассказать солдатам о своем довоенном кинотворчестве, любил шутить. Это их воодушевляло. Ему было о чем рассказать. Например, когда дивизия находилась в обороне близ станицы Вешенская — родины Михаила Шолохова, Эмир Фаик рассказывал, как по книге «Поднятая целина» снимал во ВГИКе свою дипломную картину…
Свои воспоминания о комиссаре Эмире Фаике написал в 1984 году в газете «За Родину» преподаватель Казанского высшего военно-инженерного училища подполковник Владислав Токин — в 1942 году он был еще подростком, сыном полка, и в его мальчишеское сердце глубоко запал образ духовного наставника — Эмира Фаика — чуткого к людям, общительного, любознательного человека.[...]

Гульнара УСЕИНОВА, газета «Голос Крыма» № 37 (1027) от 13.09.2013 г., Источник

[...]К Берлину операторы подошли, обогащенные опытом четырехлетней работы на фронте. 38 из них снимали бои на подступах к нему и в самом городе. Сегодня все знают незабываемые кадры штурма рейхстага и водружения Красного знамени Победы. Их удалось снять М. Шнейдерову. А через каких-нибудь 30 - 40 минут к рейхстагу пробилось еще не менее десяти операторов. Подписание акта о безоговорочной капитуляции было снято Романом Карменом и Яковом Смирновым, который, кстати, как и его боевой товарищ Иван Чикноверов, работал на студии «Казахфильм». На «Казахфильме» же прошла вся послефронтовая жизнь и одного из руководителей киногрупп Эмира Файка. Материалы, снятые в последние дни войны, вошли в фильм «Берлин» режиссера Юлия Райзмана, который специально был доставлен на место событий и руководил действиями операторов.[...]

Людмила Варшавская-Енисеева, Источник