Семен ГАЛАДЖ

кинооператор

Полное имя:
Семен Кириллович ГАЛАДЖ

Дата рождения:
10 февраля 1910
с. Баркава, Баркавская волость, Режицкий уезд, Витебская губерния, Российская империя

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Галадж Семен Кириллович (10 февраля 1910, с. Баркава, Режицкого уезда (ныне Мадонский край, Латвия) — 1984, Москва) — кинооператор игрового и документального кино.

В 1927 году окончил среднюю школу.
В 1927 — 1931 — киномеханик. 
В 1932 году одновременно с учебой на операторском факультете ВГИКа (окончил в 1934 году) работал ассистентом оператора на кинофабрике «Союзкино».
С 1934 — оператор «Союзтехфильма»; призван на службу в РККА.
С 1936 — на киностудии «Мосфильм»; работал ассистентом оператор на фильмах «Волга-Волга» (1938, режиссер Г. Александров), «Девушка с характером» (1939, режиссер К. Юдин), «Сердца четырех» (1941, режиссер К. Юдин).

Участник Великой Отечественной войны. Место призыва: Киевский РВК. Воинское звание: ст. лейтенант; гв. ст. лейтенант. Воинская часть: 3 полк Московских рабочих 3 Московская сд, 130 сд, 53 гв. сд МЗО; 53 гвардейская стрелковая дивизия; 159 гвардейский стрелковый полк 53 гвардейской стрелковой дивизии; 157 гвардейский стрелковый полк 53 гвардейской стрелковой дивизии. Провел ряд фронтовых киносъемок[1]. 

В первые месяцы войны эвакуирован в Алма-Ату. Срочно завершив съемки короткометражного фильма «Мать и сын», Галадж в октябре 1941 возвращается в столицу и вступает в ополчение (3-я Моск. коммунистическая дивизия Киевского р-на). Назначенный командиром отряда истребителей танков, Галадж прибыл на оборонительные позиции в ближайщее Подмосковье с киноаппаратом. 24 ноябя оперативно зафиксировал все свидетельства схватки однополчан с превосходящими силами противника. К этим первым кадрам летописи дивизии московских ополченцев оператор день за днем прибавлял новые киностраницы. В начале 1942 снял одну из первых успешных контратак на укрепленные траншеи гитлеровцев у безымянного подмосковного села. Постоянно накапливаясь, разнообразные кино- и фотоданные о боях и походах воинов-москвичей составили большое историческое документальное полотно. Перед объективом Галаджа прошли практически все воины дивизии, которая к тому времени уже носила название 53-й гвардейской стрелковой Тартусской дивизии. Ему же довелось снять и незабываемые кадры ее возвращения в столицу. Вернувшись в павильоны студии, Галадж с бригадой мосфильмовцев сразу приступил к подготовке для проката снятых на войне кинороликов, из коорых. составился подготовленный к серередине 1947 фильм «В боях за Родину» (хранится в РГАКФД).

Н.Н. Митрофанов (Союз журналистов Москвы)

После окончания войны работал на «Мосфильме». В течение ряда лет возглавлял профсоюзный комитет «Мосфильма».

_________________________________
1. Госкаталог РФ (Музей кино): Монтажный лист оператора С. Галаджа «По Латвийской земле», «Передовой медсанбат», «Клянемся тебе, родная Москва» - из папки «Операторские монтажные листы, снятые на фронтах Отечественной войны в 1944 г. (с № 6085 по № 7152)».

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Документальные

1941 —  Московская дивизия (город Зубцов, освобожденный от немецких войск Московской пролетарской дивизией; разрушения; ирные жители; виды города; бойцы дивизии во время отдыха, приема пищи); производство: Центральная студия кинохроники; сюжет для  кинолетописи; оператор С. Галаджев

1947 — В боях за Родину; полнометражный; производство: ЦСДФ при участии киностудии "Мосфильм"; режиссер А. Суркова; оператор С. Галадж

Игровые

1938 — Волга-Волга; производство: киностудия «Мосфильм»; режиссер Г. Александров; оператор В. Нильсен; асс. оператора
1938 — Девушка с характером; производство: «Мосфильм»; режиссер К. Юдин; оператор-постановщик Т. Лебешев; асс. оператора
1941 — Сердца четырех; производство: «Мосфильм»; режиссер К. Юдин; оператор — Николай Власов; оператор комбинированных съёмок Борис Арецкий; асс. оператора
1948 — Три встречи; производство: «Мосфильм»; авторы сценария: М. Блейман, С. Ермолинский, Н. Погодин; режиссеры В.И. Пудовкин, С.И. Юткевич, А.Л. Птушко; операторы: Е. Андриканис, И. Гелейн, А. Кольцатый, Ф. Проворов; асс. оператора
1951 — Большой концерт; режиссер В.П. Строева; операторы-постановщики: М. Гиндин, В. Николаев; 2-й оператор
1954 — Морской охотник (по повести Н. Чуковского); производство: «Мосфильм» и Черноморской кинофабрики; автор сценария и режиссер-постановщик В. Немоляев; главный оператор Ф. Фирсов; оператор 
1956 — Честь семьи (экранизация пьесы Г. Мухтарова "Семья Аллана"); производство: «Туркменфильм»; режиссер И. Мутанов; операторы: С. Галадж, Д. Непесов
1962 — Вечер в Москве (экспериментальный стереоскопический и стереофонический фильм-концерт; не сохранился); производство: «Мосфильм»; автор сценария и режиссер-постановщик В. Немоляев; оператор 

____________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в т.ч. по материалам  журналиста, писателя и историка Н.Н. Митрофанова. Фото и документы о награждении: информационный портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ). Фильмография (документальные фильмы): РГАКФД. Фильмография — игровые картины: Операторы советского кино // Cправочник / Госфильмофонд России / сост. Н. М. Чемоданова. (Изд.: — М.: Киновек, 2011. — 418 с. — С. 75). 

[ Страница дополняется материалами ]