Владимир ОСЬМИНИН

главный редактор, директор телестудии, сценарист

Полное имя:
Владимир Спиридонович ОСЬМИНИН

Дата рождения:
17 апреля 1905
г. Астрахань, Астраханская губерния, Российская империя

Дата смерти:
11 августа 1985 (80 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
главный редактор, директор телестудии, сценарист

Краткая биография

Осьминин Владимир Спиридонович (1905 — 1985). Заслуженный работник культуры РСФСР (1967). Участник Великой Отечественной войны. Награды: ордена Красного Знамени (1945) и Отечественной войны I степени (1945), медали «За взятие Кёниксберга», «За победу над Германией», «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», «За победу над Японией». Член ВКП(б) с 1927 года.

«Я всегда служил Родине. Так будет до конца моего существования»
В.С. Осьминин

Родился в Астрахане в рабоче-крестьянской семье. Из 3-го класса гимназии был исключен за неуплату.  Получил профессию «печатник типографии», в течение пяти лет обучаясь по вечерам в реальном училище.

В 1922 году окончил техникум драматического искусства в Астрахани, совмещая работу в типографии с учебой.
В 1938 окончил исторический факультет Педагогического института в Сталинграде.

В начале Великой Отечественной войны был назначен на должность редактора в Совинформбюро при СНК СССР. 

13 ноября 1942 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило В.С. Осьминина ответственным секретарём и членом Президиума Всеславянского комитета. В Президиум также вошли: председатель Александр Гундоров, генерал-лейтенант; вице-председатель Зденек Неедлы, чешский общественный деятель; вице-председатель Божидар Масларич, сербский общественный деятель; писатели Алексей Толстой (СССР), Ванда Василевская (Польша) и Якуб Колос (Белорусия). В.С. Осьминину было поручено административное и финансовое управление комитетом, а также радиопропаганда и издание журнала «Славяне» (с 1942 по 1969 год, а затем заменен журналом «Советское славяноведение»). В годы войны комитет поддерживал связь более чем с 200 славянскими организациями мира и с 60 славянскими газетами, выходящими в Англии, США, Канаде, Аргентине, Чили и Австралии. Только за один 1943 год члены комитета (14 человек) и члены его Президиума выступили на радио 1259 раз, постоянно участвовали в митингах и пленумах.

Участник Великой Отечественной войны. В РККА с марта 1944 года — начальник отделения пропаганды и агитации политического отдела 39-й армии, зам. начальника политического отдела 39-й армии по агитации и пропаганде. Звание: подполковник.

В боях под Кёнигсбергом был ранен, известие о победе советских войск и окончании войны получил в госпитале. После выздоровления получил назначение на Дальний Восток, где шла война с Японией. В октябре 1945 года получил приказ о вывозе семьи из Советского Союза для постоянного проживания в Порт-Артуре. В апреле 1946 года,  когда войска Красной армии были выведены из Китая, возвращается с семьёй в Москву. 

В конце 1946 года вернулся на радио главным редактором Центральной редакции "Совинформбюро".

В апреле 1947 года по решению ЦК ВКП(б) назначен заместителем директора ОГИЗа (Объединение государственных книжно-журнальных издательств при Совете Министров СССР, директор генерал-майор Л.П. Грачёв).

В связи с арестом 26 января 1949 года С. А. Лозовского "Дело" еврейского антифашистского комитета; Лозовский был расстрелян в 1952 году; в 1955 году посмертно был реабилитирован и восстановлен в партии) В. Осьминин был сослан в город Владимир. 

Первый Всесоюзной кинофестиваль в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). На фото (слева направо): режиссеры Виктор Лисакович, Альгимантас Видугирис (кинодраматург, оператор), Александра Рыбакова, сценарист и главный редактор ЦСДФ Владимир Спиридонович Осьминин, режиссер Дина Мусатова, сценарист Исаак Семёнович Прок. 1964 год. Фото из личного архива Д. Мусатовой.

В 1950 — 1956 и 1958 — 1969 — редактор, главный редактор киножурнала «Новости дня» главный редактор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ)

В 1956 — 1958 — директор Центральной студии телевидения Госкомитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР (телецентр на Шаболовке в Москве). 

В 1970 — 1974 —  главный редактор Всесоюзного объединения «Внешторгреклама».

С 1956  —  сценарист документальных и научно-популярных фильмов.

Владимир Спиридонович Осьминин на фоне своего портрета в день 60-летнего юбилея в киноконцертном зале ОКТЯБРЬ. Москва, 1965 год. Фото из семейного архива Осьмининых.

СЕМЬЯ

Осьминины: Мария Никитична, Спиридон Петрович; их дети: Георгий, Михаил, Александр,Татьяна, сам ый младший - Владимир. г. Астрахань,1910 год. Фото: www.tvmuseum.ru.

Отец — Осьминин Спиридон Петрович.
Мать — Осьминина Мария Никитична.
Братья — Георгий – учитель; Михаил – актёр театра; Александр – садовод,
Сестра — Татьяна – портниха.

Владимир Осьминин и женой и сыном. 1945 год. Фото: www.tvmuseum.ru.

Жена — Осьминина (Грекова-Носова) Ирина Михайловна (1908 — 1995) – учительница французского языка, воспитатель детского дома; литературный работник газеты "Труд". 
Дочь — Осьминина (Давитая) Светлана Владимировна (1938 — 1986), советская журналистка, работала в газетах «Известия» (в Грузии) и «Советская Россия». 
Сын — Осьминин Владимир Владимирович (1941 — 2013) — режиссёр-документалист, общественный деятель, педагог. Лауреат двух Государственных премий. 

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1956 — На Всесоюзной промышленной выставке; автор сценария; реж.: М. Славинская
1958 — Встречи в Британии
1958 — Гости из Монголии в СССР; автор текста; реж.: Ф. Киселев
1959 — Дорога весныпервый отечественный кругорамный фильм; цв. (Agfacolor), 17 мин. (525 м), кругорама (Круговая кинопанорама), 22х35 мм, 11х 1.37:1, (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная); Выпущен на экран 16 июня 1959 года; Производство: ЦСДФ и «Союзмультфильм»; режиссеры: Василий КатанянЛеонид Махнач; авторы сценария: В. Осьминин, В. Катанян, Л. Махнач; режиссеры мультипликации: Л. Атаманов, А. Бабиченко, И. Иванов-Вано; операторы:  А. Сёмин, И. Бессарабов
1960 — На переднем крае жизни (фильм посвящён журналистам, корреспондентам газет; автор сценария; реж.: Н. Соловьева
1961 — Советская Россия; автор сценария; реж.: З. Тузова
1961 — Они управляют страной
1962 — Мир во имя жизни
1963 — Товарищ Серго; совместно с С. Зениным
1964 — Красная площадь; полнометражный; режиссер: В. Мусатова; оператор: Л. Котляренко; сценарий: В. Осьминин; автор текста: Г. Шергова; звукооператор: И. Гунгер; музыка: В. Рубин; вторая Премия на Первом ВКФ в Ленинграде в 1964 году
1966 — Радуга над древней землей; полнометражный; Производство: ЦСДФ и Монголкино ; авторы сценария: В. Осьминин, Ф. Киселев; реж.: Ф. Киселев, Ц. Зандра
1967 — В семье единой
1967 — Москва, год 1917; автор сценария; реж.: Л. Данилов
1968 — Непридуманные рассказы; полнометражный; Производство: Центрнаучфильм; автор сценария совместно с Е. Козыревым; реж.: Л. Беляков
1969  — Ленин. Страницы биографии; по заказу ССОД; полнометражный; авторы сценария: Беликов В., Козырев Е., Осьминин В.; режиссер: С. Пумпянская

______________________________________
Использована информация открытых источников, в том числе сайта www.tvmuseum.ru. Фильмография ЦСДФ —  электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов, а также сайта www.pamyat-naroda.ru.

Кинопериодика

НОВОСТИ ДНЯ 1954 № 60 (главный редактор)
НОВОСТИ ДНЯ 1955 № 2 (главный редактор)

Звания

1967 — Заслуженный работник культуры РСФСР

Награды

1945 — Орден Красного Знамени (Приказ подразделения № 31/н от 28.09.1945 г.; Издан: ВС Забайкальского фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Орден Отечественной войны I степени (Приказ подразделения № 149 от 12.02.1945 г.; Издан: ВС 39 А. Архив: ЦАМО)

Цитаты

[...]26 января 1949 года был арестован Лозовский, а через неделю Осьминина вызвали в ЦК и обвинили в том, что он написал Лозовскому с фронта четыре письма: «Вы мой духовный отец, потому что из провинциала сделали меня международником… Очень скучаю по работе с Вами и мечтаю о встрече». В течение 48 часов Осьминин был сослан во Владимир. А ведь могли… О чём он думал, прощаясь с семьёй в тот вьюжный февральский вечер? О дочери, сыне, любимой жене. О том, что если откроется их с Ирочкой «тайна», если узнают, что она из дворянского рода Грековых, что её родителей расстреляли и девочку «удочерила» нянька, записав на своё имя…
После Владимирской ссылки Владимир Спиридонович оказался без работы. Высокопоставленные друзья ничем не могли помочь, но выяснили, что член Оргбюро ЦК ВКП(б) М.А. Суслов, в ту пору вдохновитель и руководитель набиравшей обороты кампании по борьбе с «безродным космополитизмом», поставил на личном деле Осьминина резолюцию: «ЦК разрешает вернуться в Москву, но на работу не рекомендует».
Из воспоминаний В.С. Осьминина: «Вот снова дома, снова в моей любимой Москве… Полтора месяца искал работу. Куда не пойду, говорят: да, да, через неделю – нет, нет. Однажды, завернув в Лихов переулок, увидел: «Центральная студия документальных фильмов». Позвонил, не возьмут ли меня. Взяли на должность редактора. Через четыре месяца я стал главным редактором крупнейшей студии в стране и пробыл там почти двадцать лет… Когда меня назначали директором, я каждый месяц обращался к начальству с просьбой освободить меня от этой, не моей должности. Главный редактор, сценарист, журналист, – вот работа близкая мне во всём».

Надежда Осьминина, член Союза писателей России, академик Евразийской академии телевидения и радио (ЕАТР), Источник

Папа для меня – герой, с которого я делал жизнь. Он вспоминал, как трудно шёл эшелон до Монголии. А потом – марш-бросок до Большого Хингана – без дорог, под ветрами и песчаными бурями. 50 километров в сутки проходила пехота, солдаты гибли от тепловых ударов. Папа заплакал, когда сказал, что они дошли до горных хребтов раньше японцев и совершили подвиг. Я всегда мечтал снять фильмы про освобождение Кёнигсберга, про войну с Японией и русскую историю Порт-Артура.

Осьминин В.В., режиссёр-документалист, Источник

На Шаболовку он не пришёл, а ворвался вместе с «ветром перемен» – новые идеи, планы, проекты… И сразу повёл молодую команду телевизионщиков всех мастей – от техников и инженеров до журналистов и телеоператоров – в светлое будущее страны с голубым экраном в каждом доме. Владимир Спиридонович Осьминин. Он полностью соответствовал вулканическому времени эпохи: в СССР – только что прошёл XX съезд партии, осудивший культ личности Сталина; Тунис обрёл независимость; в Венгрии советские войска «навели порядок»; а впереди – запуск в СССР первого в истории спутника земли, VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов… Заканчивался 1956 год. Появление нового директора в Центральной студии телевидения не было случайным: в ЦК КПСС принято решение о её передаче из ведения Министерства культуры под крыло только что созданного при Совете Министров СССР Госкомитета по радиовещанию и телевидению. Напутствовал Владимира Спиридоновича Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв. Пройдёт несколько десятилетий, и старейшие работники юного телевидения вспомнят о тех временах.

Надежда Осьминина, член Союза писателей России, академик Евразийской академии телевидения и радио (ЕАТР), Источник

Рудольф Борецкий, профессор кафедры телевидения факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова: «Завтра встреча с новым директором. Узнали: настоящий киношник, да ещё начальник над кинодокументалистами, директор знаменитой со времён Дзиги Вертова и Эсфири Шуб Центральной студии документальных фильмов… Владимир Спиридонович Осьминин оказался фигурой колоритной. Огромный, на полголовы выше толпившихся у просмотрового зала подчинённых, нас, то есть, как линкор в окружении катеришек, проплыл к столу и основательно вдвинул свою массивную фигуру в кресло: «Значит так, товарищи. С завтрашнего дня начинаем новую жизнь. Работать будем по-новому…» (Из книги «Начало или к истории телевидения»).

Надежда Осьминина, член Союза писателей России, академик Евразийской академии телевидения и радио (ЕАТР), Источник

О своей работе на Шаболовке Владимир Спиридонович вспоминать не любил. Не потому что она была недолгой, а потому что передача «Вечер весёлых вопросов» (аналог чехословацкой – «Гадай, гадай, гадальщик»), которую ему подарил за чашкой чая Зденек Неедлы, оказалась весёлой для всех, кроме него самого.
Виталий Дымарский – редактор, писатель, журналист: «В конце 1956 года на телевидение пришёл руководитель, о котором и сейчас вспоминают, как об одном из лучших за всю историю советского ТВ – Владимир Спиридонович Осьминин. Он был человек решительный, всё понимающий, очень творческий по натуре, и он очень многое пропускал, даже не обращая внимания на цензуру. Его сняли после программы «Вечер весёлых вопросов», когда одним из заданий, которое должна была получить телевизионная аудитория, было такое: приз достанется тому, кто первым явится в зал, откуда идёт передача – в валенках, в шубе и с фикусом в руках…» (Из книги «Времена Хрущёва…»).
В общем, Никита Богословский, ведущий этой весёлой передачи (прообраз КВН), на всю страну в прямом эфире озвучил заготовленный текст, забыв слова «и с фикусом в руках». Или посчитал достаточными «валенки и шубы», – пока найдут, пока дойдут… Да и кому придёт в голову тащиться на студию по жаркой летней Москве в таком обмундировании? Эх, молодость, молодость… Не оценила возможности телевидения… Не учла, что Москву отстраивают зэки, и у каждого под нарами тугой свёрток – тулуп с валенками. Вот и повалил этот «особый контингент», принявший после работы на грудь... Давка, паника, милиция… Где директор? А директор на съёмках фильма. В Англии. Вот такой получился фикус. Его бы всё равно притащили, человек эдак… Телевидение, судьба и оттепель. Поэтому не посадили. Даже фильм разрешили закончить «Встречи в Британии». И… вернули на ЦСДФ старшим редактором. А через год Владимир Спиридонович опять там стал «главным».

Надежда Осьминина, член Союза писателей России, академик Евразийской академии телевидения и радио (ЕАТР), Источник

[...]Леонард Гендлин, писатель, журналист: «Срочной телеграммой меня вызвали на Центральную студию документальных фильмов. Главный редактор В.С.Осьминин предложил написать сценарий об Ахматовой. Сказал, что А.А. очень больна. Владимир Спиридонович был настойчив: «Мы к вам прикрепим лучшего звукооператора. Необходимо у Анны Андреевны получить интервью. Мы не станем ограничивать вас во времени. Эту работу оплатим по высшей ставке. Фильм получит «зелёную улицу»…» (Из книги «Перебирая старые блокноты»)
Тогда снять фильм об Анне Ахматовой не успели. Но сколько успели! При Осьминине в студии работало более 1000 человек. В год выпускалось 15 полнометражных фильмов, 120 короткометражных и 122 номера киножурналов. И сравнить этот масштаб не с чем. Нигде в мире документальное кино не было так развито, как в СССР. В 1969 году Владимиру Спиридоновичу исполнилось 63 года и его попросили уйти, нет, не на пенсию.
Сегодня учёные уже пишут диссертации, где утверждается, что телевизионной рекламы в СССР (за исключением последних лет его существования) не было. Так вот. В 1970 году В.С.Осьминин стал главным редактором «конторы по рекламе в кино и на телевидении Всесоюзного объединения «Внешторгреклама». Немало поездивший по миру, он привнёс в эту область новаторские по тем временам идеи, которые реализовались в рекламных роликах и фильмах, информирующих зарубежных партнёров обо всех экспортных возможностях СССР. И за четыре года поставил на поток кино и теле рекламу, направленную на внешние рынки… Сценарий жизни Владимира Спиридоновича близился к эпилогу. Рукопись своих воспоминаний он закончит словами: «Я всегда служил Родине. Так будет до конца моего существования».

Надежда Осьминина, член Союза писателей России, академик Евразийской академии телевидения и радио (ЕАТР), Источник