Николай ПРОЗОРОВСКИЙ

оператор, режиссёр

Имя при рождении:
Ременников Николай Львович

Дата рождения:
30 апреля 1907
г. Москва, Московская губерния, Российская империя

Дата смерти:
08 октября 1987 (80 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр

Краткая биография

Прозоровский (Ременников) Николай Львович (30 апреля 1907, Москва — 08 октября 1987, Москва) — оператор игрового кино, режиссер-оператор документального и научно-популярного кино. Член ВКП(б) — КПСС с 1944 года. Член СК СССР с 30 октября 1957 года. Член Географического общества СССР.

С 1927 — помощник режиссера на Московской кинофабрике «Совкино» / «Союзкино».
C 1928 — фотограф на кинофабрике «Межрабпом-Русь».
В 1929 — помощник оператора Московской кинофабрики «Совкино».
В 1930 — на Московской кинофабрике культурфильмов «Совкино».
В 1926 году поступил в Государственный техникум кинематографии (ГТК) на операторский факультет, который окончил в 1930 году.
С 15 мая 1930 до 4 июня 1936 — на кинофабрике, затем киностудии «Межрабпомфильм».
С июня 1936 по июнь 1941 — на киностудии «Союздетфильм».

Работал помощником оператора на фильмах «Матрос Иван Галлай» (режиссер Я. Уринов), «Торговцы славой» (режиссер Л. Оболенский, оператор А. Дорн) «Сорок сердец» (режиссер Л. Кулешов, оператор К. Кузнецов), «Путевка в жизнь» (режиссер Н. Экк, оператор В. Пронин).

Участник Великой Отечественной войны. В РККА с июля 1941 года. Призван Коминтерновским РВК г. Москвы. Воинское звание: капитан; лейтенант. Воинская часть: 3 отдельный стрелковый батальон1059 стрелковый полк 297 стрелковой дивизии (I)4 отдельный стрелковый батальон93 запасной стрелковый полк 17 запасной стрелковой дивизии; 1059 стрелковый полк 297 стрелковой дивизии (II).

Фронтовой кинооператор:

  • с 10 февраля 1945 — оператор киногруппы 2-го Украинского фронта;
  • с 06 июля 1945 — оператор Центральной группы войск.

Награжден орденом Красной Звезды (1944), орденами Отечественной войны II степени (1945) и I степени (1985), медалями «За от вагу» (1943), «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и др.

С марта 1946 — на киностудии «Союздетфильм».
С 01 октября 1946 по 10 марта 1947 — на киностудии «Моснаучфильм».
С апреля до декабря 1947 — на Свердловской киностудии научно-популярных фильмов.
С 16 декабря 1947 по 1984 — на киностудии «Моснаучфильм» / «Центрнаучфильм».
Участвовал в качестве кинооператора в третьей Монгольской палеонтологической экспедиции АН СССР (1949).
Режиссер и оператор ряда сюжетов «Альманаха кинопутешествий».

СЕМЬЯ

Отец — Прозоровский Лев Михайлович (наст. фам. Ременников; 22 апреля (04 мая) 1880, Луганск — 16 июня 1954, Москва) — театральный режиссёр и актёр. Народный артист РСФСР (1949).
Сын — Кирилл (1941—1988), художник.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые

1928Булат-батыр (фильм повествует о борьбе казанских татар против самодержавно-крепостнического гнета и их участии в Пугачёвском восстании); производство: «Совкино»; режиссер Ю. Тарич; асс. режиссера И. Пырьев; главный оператор Г. Гибер; операторы: В. Солодовников, Н. Соколов; пом. оператора
1928 — Капитанская дочка («Гвардии сержант»); (по мотивам одноименной повести А.С.Пушкина); производство: «Совкино»; автор сценария В. Шкловский; режиссер Ю. Тарич; главный оператор М. Владимирский; 2-й оператор В. Семенов; пом. оператора
1929 — Торговцы славой («Мёртвые не возвращаются»); (по мотивам пьесы Марселя Паньоля и Поля Нивуа); производство: Межрабпом-фильм; авторы сценария: Леонид Оболенский, Николай Равич; операторы: А. Дорн, И. Туровцев; пом. оператора
1929 — Матрос Иван Галлай; (фильм не сохранился); режиссер Я. Уринов; оператор А. Шеленковпом. оператора
1930 — Два-Бульди-Два (по одноимённому рассказу Филиппа Гоппа); производство: Межрабпом-фильм; автор сценария О. Брик; режиссеры Н. Агаджанова-Шутко и Лев Кулешов; пом. оператора
1930 — Первая Конная; пом, режиссера, пом. оператора
1931Сорок сердец (к 10-летию плана ГОЭЛРО. Сорок сердец — это строящиеся в соответствии с планом сорок районных электростанций, которые будут снабжать энергией социалистическое строительство); режиссёр Лев Кулешов; оператор К. Кузнецов; пом. оператора
1931 — Путёвка в жизнь; производство: Межрабпом-фильм; режиссер Н. Экк, оператор В. Пронин; пом. оператора 
1932 — Друзья совести («Пылающий Рур»); (фильм о революционной борьбе горняков Рура в Германии в 1920 году был запрещен, как дающий пессимистическую оценку борьбы пролетариата и как чисто формалистическое произведение, недоступное для массового зрителя); фильм не сохранился; производство: Межрабпом-фильм; режиссер Константин Эггерт; операторы: С. Геворкян, Луи Форестье; асс. оператора Е. Ефимовпом. оператора: И. МаловН. Прозоровский
1934 — Жизнь Ивана; пом. оператора 
1934 — Карьера Рудди («Золотая медаль»); (нов. ред., 1938); производство: Межрабпом-фильм; режиссер В. Немоляев; оператор-постановщик Н. Петров; пом. оператора 
1934 — Пастух и царь (история жизни молодого пастуха Ивана, который во время Первой мировой и Гражданской войн становится красным командиром); производство: Межрабпом-фильм; режиссёр А. Ледащев; звуковое оформление Д. Блок; оператор П. Мосягин; пом. оператора 
1935 — Золотое озеро; производство: Межрабпом-фильм; режиссер В. Шнейдеров; оператор А. Шеленков; асс. оператора: Н. Прозоровский, Иоланда Чен
1935 — Любовь и ненависть (XV лет советской кинематографии X лет Межрабпом-фильм); (события происходят в одном из шахтерских городков на Донбасе в 1919 году в период Гражданской войны); режиссер А. Гендельштейн; автор сценария С. Ермолинский; композитор Д. Шостакович; сорежиссер - оператор С. Пронин; асс. оператора В. Дульцев; пом. оператора: И. Малов, Н. Прозоровский
1935 — Последний табор («Цыганское счастье»); производство: киностудия «Межрабпомфильм»; режиссеры: Е. Шнейдер, М. Гольдблат; оператор Н. Прозоровский; асс. оператора И. Таги-Заде  
1937 — Граница на замке; производство: киностудия «Союздетфильм»; авторы сценария: М. Долгополов, И. Бачелис; режиссер: В. Журавлев; оператор
1938 — Гайч (звук. и нем. вар.); оператор-постановщик
1939 — Отчаянная голова (1-й вар. фильмама «Случай в вулкане», 1940; фильм приключений; производство: киностудия «Союздетфильм»; сценарий М. Розенфельда в разработке О. Брика); оператор-постановщик
1939 — Подполье; оператор-постановщик
1941 — В тылу врага (фильм о советско-финской войне); производство: киностудия «Союздетфильм» (художественный руководитель студии С. Юткевич); режиссёр Е. Шнейдеров; операторы: А. Шеленков, Н. Прозоровский; композитор Д. Блок
1946 — Крылатые кони (не завершен); оператор-постановщик
1956 — Много шума из ничего (фильм-спектакль по одноимённой комедии Шекспира в сценической порстановке Театра им. Евг. Вахтангова); производство: киностудия «Мскаучфильм»; оператор-постановщик.

Научно-популярные и документальные

1930 — Четверо в лодке (экскурсия по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани); производство:  Востоккино; режиссер Н. Прозоровский; оператор Л. Сазонов
1931 — Игрушки («Спутница маленького человека», «Советская сказка»); опервтор
1931 — Сорок сердец (к 10-летию плана ГОЭЛРО. Сорок сердец — это строящиеся в соответствии с планом сорок районных электростанций, которые будут снабжать энергией социалистическое строительство); режиссёр Лев Кулешов; оператор К. Кузнецов; пом. оператора
1932 — Профсоюзы школа коммунизма; режиссер-оператор
1932 — Тревога; режиссер
1933 — О Ленине; режиссер в соавторстве с Т. Соколовской
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; режиссеры: И. КопалинП. Аташева; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, К. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. Шейнин, А. Шафран, В. Смородин, А. Эльберт, О. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. Касаткин, Ю. Монгловский, Д. Каспий, М. Глидер, Б. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев; нач. группы: А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман; звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор: Л. Хмара; художник: Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев
1945 — В Праге; сюжет для кинолетописи; оператор
1945 — Открытие Временного национального собрания Чехословакии (съемки  28 октября 1945 года); оператор
1945 — Бои за освобождение города Брно; операторы: Н. Прозоровский, К. Деревянко
1945 — От боев к боевой учебе; оператор
1945 — Митинг в Братиславе, посвященный 4-ой годовщине со дня нападения фашистской Германии на СССР; оператор
1945 — Празднование 1-го Мая в Братиславе; оператор 
1945 — Вручение гвардейского знамени 5-й гвардейской армии; оператор
1945 — Репортаж из Праги; оператор
1945 — Поводы Красной Армии в Чехословакии; оператор
1947 — Зеленые берега; опер.
1947 — Ноябрь в Сухуми (из серии «Путешествия по СССР»); опер.
1948 — Урал; оператор в соавторстве


1949 — Кино-отчёт о работе экспедиции (Третья Монгольская палеонтологическая экспедиция АН СССР (1949); режиссер монтажа В. Мартынюк; оператор
1949 — На поиски динозавров; режиссер-оnepатор
1950 — Выращивание посадочного материала цитрусовых культур; оператор
1950 — «МПЭ»; оператор
1951 — Сборные перегородки в жилых домах; оператор
1951 — Украсим Родину садами; оператор в соавторстве с Л. Панкиным
1951 — Цитрусы; оператор
1952 — Межквартирные перегородки; оператор
1952 — Передовая тракторная бригада; оператор
1953 — В передовой тракторной бригаде; оператор в соавторстве с Я. Дихтером
1953 — Эфиро-масличные культуры в СССР; оператор
1954 — Селекция и семеноводство; режиссер-оператор
1956 — На оленях и плоту; режиссер-оператор
1957 — В горах Саянских («О Саянах»); широкоэкранный; режиссер, оператор в соавторстве с А. Зильберником
1958 — Легкая атлетика (по материалам легкоатлетического матча США-СССР); производство: Моснаучфильм; режиссеры: А. Бабаян, В. Сутеев; операторы: Б. Головня, Ю. Беренштен, Л. Аристакесянц, Л. Качурьян, Л. Островский, Н. Прозоровский, М. Рафиков, В. Чернявский, В. Рыклин; звукооператор Б. Кокин
1960 — Кости дракона (из серии «На суше и на море); автор-оператор
1961 — Янтарный берег (из серии «На суше и на море»); режиссер-оператор
1962 — Зеленое кольцо; производство: Моснаучфильм; режиссер-оператор; автор сценария Д. Василиу; композитор Р. Губайдуллин; звукооператор А. Камионский; консультант А. Минц; редактор Е. Гусева 
1964 — Разведчик науки и жизни; производство: Моснаучфильм; автор сценария с Ю. Махмудбеком; режиссер-оператор
1962 — Зеленое кольцо; производство: Моснаучфильм; режиссер-оператор; автор сценария Д. Василиу; композитор Р. Губайдуллин; звукооператор А. Камионский; консультант А. Минц; редактор Е. Гусева 
1964 — Разведчик науки и жизни; производство: Моснаучфильм; режиссер-оператор
1965 — Грозные потоки; режиссер-оператор
1966 — Добро пожаловать в Москву; режиссер
1966 — Симфония Подмосковья!; режиссер
1968 — По Лене–реке; производство: Центрнаучфильм; режиссер; оператор В. Наровлянский
1968 — Дороги, которые не повторяются; режиссер-оператор

____________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография (документальные и научно-популярные фильмы) — электронный каталог РГАКФД. Биография  —  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 682-683). Наградные документы: Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ). 

Цитаты

Когда я составлял эту книжку, воскрешая в памяти события разных лет, перечитывая написанное ранее, то подумал о том, что для нас, людей, так или иначе причастных к искусству, творческих простоев, по сути дела, не бывает никогда. И хотя война заставила меня на некоторое время расстаться с кинокамерой, мне кажется, что именно в эти суровые годы я, может быть, с особенной остротой пытался вглядываться в окружающий мир, старался запомнить его, запечатлеть в своей памяти, потому что пронизанный ежеминутными трагедиями мир войны — это мир особый, поскольку он дает богатейший материал для искусства. Она, война, воспитывает в тебе художника, давая возможность вплотную соприкоснуться с несметным количеством человеческих драм; ведь все, что есть в человеке, попавшем на войну, открывается тебе со всей ясностью и прямотой без обиняков. Такое не забывается. Поэтому, после долгих раздумий, я и решил включить в свою книжку некоторые страницы пережитого и увиденного на войне, пусть это увидено не оператором Прозоровским, а Прозоровским — офицером Советской Армии, находившемся на срочной службе все долгие четыре года. Это — тоже кадры киноленты по имени.[...]

Прозоровский-Ременников Н.Л., Источник

[...]Известный русский путешественник Г. М. Потанин нашел семьдесят лет назад кости этих древних животных возле останца Цундж — одинокой скалы, похожей на сфинкса или лежащего льва. Но как разыскать теперь этот останец?
За семьдесят лет многое изменилось, проводника найти было невозможно — из-за засухи монголы откочевали в другое место. Участники экспедиции должны были целиком полагаться на самих себя. Они доверились знаниям и опыту возглавляющего экспедицию ученого — профессора Ефремова.
«Мы шли сначала по старым картам, — рассказывает оператор Прозоровский, — потом по интуиции. Но коварная природа сильно осложнила путешествие. Она послала нам навстречу густой туман. За полкилометра впереди ничего не было видно. Двое суток мы с трудом продвигались в этом тумане на двух автомашинах. В радиаторах кончилась вода. Пришлось слить остатки ее в одну машину и вместо останца разыскивать колодец. От результата этих поисков зависел успех экспедиции. И вдруг, проезжая по заросшей саксаулом песчаной ложбине, мы наткнулись на отесанный столб. „Поблизости должна быть вода“, — сказал профессор Ефремов. Мы безуспешно искали ее в течение нескольких часов, но больше никаких примет, указывающих местонахождение колодца, не обнаружили. Лишь в одном месте мы наткнулись на большую кучу саксаула, заготовленного, очевидно, на топливо. „Вода должна быть под этой кучей“, — объявил профессор. Мы разобрали кучу, но и под ней не оказалось ничего, кроме песка. Однако профессор Ефремов на этом не успокоился. Он приказал разрывать песок. И действительно, вырыв яму глубиной в полметра, мы нашли под песком звериную шкуру. Она прикрывала деревянную решетку колодца, наполненного отличной водой».[...]

Р. Романов, Источник

[...]Уникальные воспоминания Николая Львовича записал и опубликовал киновед Петр Шепотинник. Он не случайно обратил внимание на одну странную особенность его фронтовой биографии: «Пересматривая в сотый раз хронику, которую гоняли по телевидению в майские праздники, он все время тыкал пальцем в телеэкран: а это я снимал, а это мы идем, а это Прага, а это Будапешт. Хотя его работа в качестве фронтового оператора почему-то не была удостоена никаких премий – там тоже, как и везде, существовала своя, не вполне справедливая, как я понимаю, иерархия, он никогда не жаловался на жизнь, мало того, иногда даже благодарил военное время за то, что оно разучило его бояться смерти.
Смерти, которая в момент нашего общения дежурила на пороге очень бдительно и, наконец, дождалась своего часа...».[...]

Источник