Николай ПРОЗОРОВСКИЙ

оператор, режиссёр

Имя при рождении:
Ременников Николай Львович

Профессии:
оператор, режиссёр

Краткая биография

Прозоровский (Ременников) Николай Львович (30 апреля 1907, Москва — 1987, Москва) — оператор и режиссер научно-популярного кино. Член ВКП(б) — КПСС с 1944 года. Член СК СССР.

В 1926 году поступил в Государственный техникум кинематографии.
Работал помощником оператора в фильмах «Матрос Иван Галлай» Я. Уринова, «Торговцы славой» Л. Оболенского, «Сорок сердец» Л.Кулешова, на картине Николая Экка «Путевка в жизнь».

Участник Великой Отечественной войны. В РККА с июля 1941 года. Призван Коминтерновским РВК г. Москвы. Воинское звание: капитан; лейтенант. Воинская часть: 3 отдельный стрелковый батальон1059 стрелковый полк 297 стрелковой дивизии (I)4 отдельный стрелковый батальон93 запасной стрелковый полк 17 запасной стрелковой дивизии; 1059 стрелковый полк 297 стрелковой дивизии (II).

Фронтовой кинооператор:

  • с февраля 1945 — оператор киногруппы 2-го Украинского фронта;
  • с июля 1945 — оператор Центральной группы войск.

Награжден орденами  Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» (1943) и др.

После окончания войны работал на различных киностудиях страны.
В 1947 — 1984 — оператор киностудии «Моснаучфильм» (с 1966 — «Центрнаучфильм»).

СЕМЬЯ

Отец — Прозоровский Лев Михайлович ((наст. фам. Ременников; 22 апреля (04 мая) 1880, Луганск — 16 июня 1954, Москва) — театральный режиссёр и актёр. Народный артист РСФСР (1949).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые

1929 — Матрос Иван Галлай; (фильм не сохранился); режиссер Я. Уриновпом. оператора
1929 — Торговцы славой ( «Мёртвые не возвращаются»); авторы сценария: Леонид Оболенский, Николай Равич; операторы: А. Дорн, И. Туровцев; пом. оператора
1931 — Путёвка в жизнь; режиссер Н. Экк, оператор В. Пронин; пом. оператора
1935 — Последний табор; оператор-постановщик

Научно-популярные и документальные

1930 — Четверо в лодке (экскурсия по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани); производство:  Востоккино; режиссер Н. Прозоровский; оператор Л. Сазонов
1931 — Сорок сердец (к 10-летию плана ГОЭЛРО. Сорок сердец — это строящиеся в соответствии с планом сорок районных электростанций, которые будут снабжать энергией социалистическое строительство); режиссёр Лев Кулешов; оператор К. Кузнецов; пом. оператора
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; режиссеры: И. КопалинП. Аташева; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, К. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. Шейнин, А. Шафран, В. Смородин, А. Эльберт, О. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. Касаткин, Ю. Монгловский, Д. Каспий, М. Глидер, Б. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев; нач. группы: А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман; звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор: Л. Хмара; художник: Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев
1945 — В Праге; сюжет для кинолетописи; оператор
1945 — Открытие Временного национального собрания Чехословакии (съемки  28 октября 1945 года); оператор
1945 — Бои за освобождение города Брно; операторы: Н. Прозоровский, К. Деревянко
1945 — От боев к боевой учебе; оператор
1945 — Митинг в Братиславе, посвященный 4-ой годовщине со дня нападения фашистской Германии на СССР; оператор
1945 —  Празднование 1-го Мая в Братиславе; оператор 
1945 — Вручение гвардейского знамени 5-й гвардейской армии; оператор
1945 — Репортаж из Праги; оператор
1945 —  Поводы Красной Армии в Чехословакии; оператор
1958 — Легкая атлетика (по материалам легкоатлетического матча США-СССР); производство: Моснаучфильм; режиссеры: А. Бабаян, В. Сутеев; операторы: Б. Головня, Ю. Беренштен, Л. Аристокесянц, Л. Качурьян, Л. Островский, Н. Прозоровский, М. Рафиков, В. Чернявский, В. Рыклин; звукооператор Б. Кокин
1962 — Зеленое кольцо; производство: Моснаучфильм; режиссер-оператор; автор сценария Д. Василиу; композитор Р. Губайдуллин; звукооператор А. Камионский; консультант А. Минц, редактор Е. Гусева 
1964 — Разведчик науки и жизни; производство: Моснаучфильм; режиссер-оператор
1968 — По Лене–реке; производство: Центрнаучфильм; режиссер; оператор В. Наровлянский

____________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография  —  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. ). Наградные документы: Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ). 

Цитаты

Когда я составлял эту книжку, воскрешая в памяти события разных лет, перечитывая написанное ранее, то подумал о том, что для нас, людей, так или иначе причастных к искусству, творческих простоев, по сути дела, не бывает никогда. И хотя война заставила меня на некоторое время расстаться с кинокамерой, мне кажется, что именно в эти суровые годы я, может быть, с особенной остротой пытался вглядываться в окружающий мир, старался запомнить его, запечатлеть в своей памяти, потому что пронизанный ежеминутными трагедиями мир войны — это мир особый, поскольку он дает богатейший материал для искусства. Она, война, воспитывает в тебе художника, давая возможность вплотную соприкоснуться с несметным количеством человеческих драм; ведь все, что есть в человеке, попавшем на войну, открывается тебе со всей ясностью и прямотой без обиняков. Такое не забывается. Поэтому, после долгих раздумий, я и решил включить в свою книжку некоторые страницы пережитого и увиденного на войне, пусть это увидено не оператором Прозоровским, а Прозоровским — офицером Советской Армии, находившемся на срочной службе все долгие четыре года. Это — тоже кадры киноленты по имени «Жизнь», и рука никогда не осмелится их вырезать…
Начну с… конца. Вернее, с года, который станет для этой проклятой и священной войны последним.[...]

Прозоровский-Ременников Н.Л., Источник

[...]Известный русский путешественник Г. М. Потанин нашел семьдесят лет назад кости этих древних животных возле останца Цундж — одинокой скалы, похожей на сфинкса или лежащего льва. Но как разыскать теперь этот останец?
За семьдесят лет многое изменилось, проводника найти было невозможно — из-за засухи монголы откочевали в другое место. Участники экспедиции должны были целиком полагаться на самих себя. Они доверились знаниям и опыту возглавляющего экспедицию ученого — профессора Ефремова.
«Мы шли сначала по старым картам, — рассказывает оператор Прозоровский, — потом по интуиции. Но коварная природа сильно осложнила путешествие. Она послала нам навстречу густой туман. За полкилометра впереди ничего не было видно. Двое суток мы с трудом продвигались в этом тумане на двух автомашинах. В радиаторах кончилась вода. Пришлось слить остатки ее в одну машину и вместо останца разыскивать колодец. От результата этих поисков зависел успех экспедиции. И вдруг, проезжая по заросшей саксаулом песчаной ложбине, мы наткнулись на отесанный столб. „Поблизости должна быть вода“, — сказал профессор Ефремов. Мы безуспешно искали ее в течение нескольких часов, но больше никаких примет, указывающих местонахождение колодца, не обнаружили. Лишь в одном месте мы наткнулись на большую кучу саксаула, заготовленного, очевидно, на топливо. „Вода должна быть под этой кучей“, — объявил профессор. Мы разобрали кучу, но и под ней не оказалось ничего, кроме песка. Однако профессор Ефремов на этом не успокоился. Он приказал разрывать песок. И действительно, вырыв яму глубиной в полметра, мы нашли под песком звериную шкуру. Она прикрывала деревянную решетку колодца, наполненного отличной водой».[...]

Р. Романов, Источник

[ Страница дополняется материалами ]