Шарж: оператор Горданов Вячеслав Вячеславович. Автор: Венц Константин Михайлович. Источник: ГОСКАТАЛОГ. РФ (Музей кино).
Последнее обновление: 06.12.2022.
Горданов Вячеслав Вячеславович (15 (28) июля 1902, Полоцк (ныне Белоруссия); по другим данным родился в г. Плоцк (ныне Польша)[1] — 18 сентября 1983, Москва) — оператор игрового и документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1950). Член APK с апреля 1925 года. Член СК СССР с декабря 1957 года.
В 1919 году окончил Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию (в 1918 году переименована в Детскосельскую первую единую трудовую школу).
C июня 1919 до сентября 1922 — служба в Красной Армии.
В 1927 году окончил кинотехническое отделение Ленинградского фотокинотехникума.
C июня 1927 по июнь 1928 — оператор Экспериментальной киномастерской Центрального дома работников просвещения в Ленинграде.
С 01 июля 1928 — на Ленинградской кинофабрике «Совкино» / киностудии «Ленфильм» (в 1935 — 1938 годах руководил операторской мастерской «Ленфильма»).
В 1929 году на экраны вышла картина «Адрес Ленина» (режиссер В.М. Петров), которая стала первой работов В.В. Горданова в качестве оператора-постановщика (фильм не сохранился).
В апреле 1938 года награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1933 — 1938 — преподавал в ЛИКИ.
Экспериментировал в области цветного кино: снял фильмы «Цветное ревю» (1938), «День в декабре» (1938-1939), а также экспериментальный фильм о физкультурном параде, проходившем в Москве 18 июля 1939 года, «Цветущая юность» (совместное производство киностудии Мосфильм и Ленфильм; режиссер А. Медведкин).
В июле 1941 года (за три дня до начала войны) Горданов закончил съемки игровой картины «Маскарад». (экранизация драмы М.Ю. Лермонтова; режиссер С. Герасимов).
С 04 августа 1942 до 01 апреля 1944 — на Ленинградской объединенной киностудии[2].
Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. Воинское звание: ст. техник-лейтенант; воентехник 1 ранга. Воинская часть: Петроградский районный ЭП; Ленинградский военно-пересыльный пункт, Ленинградская обл., г. Ленинград.
Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За победу над Германией и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946) и др.
С 01 апреля 1944 — на киностудии «Ленфильм». Оператор-постановщик фильмов «Каменный гость» (режиссер М. Шапиро), «Пиковая дама» (режиссеры: братья Васильевы), «Во имя жизни» (режиссеры: А. Зархи и И. Хейфиц).
В 1950 году за работу над фильмом «Академик Иван Павлов» (1949) Вячеславу Горданову присуждена Сталинская (Государственная) премиия 1-й степени.
Последние годы жизни провел в Доме ветеранов кино Союза кинематографистов СССР в Матвеевском (г. Москва).
Умер 18 сентября 1983 года в Москве, похоронен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Охтинском кладбище.
В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) хранится личный архив Вячеслава Вячеславовича Горданова (фонд № 459): документы его операторской деятельности, фото рабочих моментов съемок и участников съёмочных групп, кадры из фильмов, рисунки, рукописи, статьи.
Социальное происхождение: из потомственных дворян.
Отец — Горданов Вячеслав Вячеславович (16 (28) января 1871, Санкт-Петербург — не ранее 1932), штабс-ротмистр 46-го Драгунского Переяславского Императора Алесандра III полка.
Мать — Горданова Елена Авакумовна (урожденная Векилова).
Жена — Мухаринская Маргарита Лазаревна (1904 — 1979), адвокат; дочь практикующего врача хирурга, заслуженного врача РСФСР Мухаринского Лазаря Абрамовича и племянница заслуженного врача РСФСР, профессора Мухаринского Моисея Абрамовича. Умерла и похоронена в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Богословском кладбище.
В 2015 году потомки В.В. Горданова передали его архив в Музей Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. 21 декабря 2021 года в Музее открылась выставка семейного архива кинооператора.
Игровые
1929 — Адрес Ленина (о жизни пионеров); фильм не сохранился; производство: Совкино; режиссёр В. Петров; оператор-постановщик
1930 — Спящая красавица; режиссеры: братья Васильевы; оператор-постановщик Евгений шнейдер; оператор (уч. в съемках) В. Горданов
1930 — Фриц Бауэр; оператор-постановщик
1931 — Плотина; оператор-постановщик
1932 — Беглец; оператор-постановщик
1932 — Для вас найдется работа; оператор-постановщик совметсно с В. Яковлевым
1934 — Гроза (фильм по одноимённой пьесе Александра Островского); (восст. вар., 1965); режиссер В. Петров; оператор-постановщик; премьера состоялась 17 февраля 1934 года
1937 — Петр I (1-я серия) (восст. вар., 1965); оператор-постановщик совместно с В. Яковлевым
1938 — 1939 — Изобилие (не завершен); оператор-постановщик
1940 — Бальзак в России (не завершен); оператор-постановщик
1940 — Осень; короткометражный; оператор-постановщик совместно с М. Магидом
1941 — Антон Иванович сердится; авторы сценария: Евгений Петров, Георгий Мунблит; режиссёр-постановщик Александр Ивановский; оператор Евгений Шапиро; консультант оператор Аркадий Кальцатый; оператор (уч. в съемках)
1941 — Маскарад (по одноимённой драме М. Ю. Лермонтова); режиссер С. Герасимов; оператор-постановщик совместно с М. Магидом, Л. Сокольским
1941 — Оборонный фильм-концерт (не завершен); оператор-постановщик
1941 — 1942 — Варежки («Самый храбрый»); короткометражный; оператор-постановщик
1945 — Каменный гость (не завершен); оператор-постановщик
1946 — Во имя жизни; оператор-постановщик
1946 — Пиковая дама (не завершен); оператор-постановщик
1949 — Академик Иван Павлов; оператор-постановщик совместно с М. Магидом, Л. Сокольским, Е. Кирпичевым
Документальные
1938 — Танцевальная сюита; оператор
1939 — Цветущая юность (экспериментальный цветной фильм о параде физкультурников 18 июля 1939 года); совместное производство уиностудий: "Мосфильм" и "Ленфильм"; режиссер А. Медведкин; технический руководитель и цвето-оператор Ф.Ф. Проворов; цвето-операторы: В. Гарданов, А. Атакшиев, М. Магид
1942 — Ладога (фильм рассказывает о Ладожской военная трассе, действующей в навигацию 1942 года во время блокады Ленинграда); сценарий фильма и монтаж режиссеров: П. Паллей, В. Соловцев, Г. Трофимов; главные операторы: П. Паллей, Г. Трофимов; операторы: В. Гарданов, Н. Долгов, А. Климов, В. Короткин, А. Погорелый, В. Синицын, В. Страдин, С. Фомин
1951 — Карело-Финская ССР; полнометражный; производство: Ленфильм; режиссеры: А. Иванов, А. Бергункер; операторы: В. Чулков, А. Ксенофонтов, В. Гарданов, В. Максимович; авторы сценария: сценарий А. Садовский, А. Иванов; дикторский текст С. Нагорный; звукооператоры: Л. Вальтер, И. Дмитриев; диктор Л. Хмара
1951 — Кемери (фильм о курорте на Рижском взморье – Кемери); производство: Ленфильм; оператор
Снял несколько сюжетов для киножурналов: «Ленинградский киножурнал», «Советское искусство».
1942 — Ленинградский киножурнал № 33-34; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер А. Якушев; операторы: В. Горданов, В. Страдин, А. Погорелый, А. Ксенофонтов
1942 — Огневой налет (Ленинградский фронт, 1942 г. Н-ский населенный пункт. Железнодорожная линия. Моряки-артиллеристы у орудия. Боевые действия орудийного расчета.); кинолетопись; операторы: В. Гарданов, А. Климов, В. Синицын
__________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Кинопериодика — электронный каталог
РГАКФД. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 218; со ссылкой на РГАЛИ. — Ф. 2944. — Оп. 30. — Ед. хр. 66; Горданов Вячеслав Вячеславович: учетная карточка члена СК СССР // Отдел творческих кадров СК РФ); сайт Музея Николаевской гимназии (архив Горданова В.В.). Информация о награждениях: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Информация о жене В.В. Горданова — М.Л. Мухаринской предоставлена Ириной Шалыт. Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино.
Вячеслав Вячеславович принадлежал к древнему дворянскому роду Гордановых, который, по семейному преданию, прибыл в Россию из Румынии в свите князя Кантемира. Его отец и дед, Вячеслав Вячеславович и Вячеслав Алексеевич Гордановы, были военными; мать Елена Авакумовна (урожд. Векилова), армянка по происхождению, была дочерью полковника. Один из его предков – кавалергард Евсей Горданов – принимал участие в заговоре против Павла I, а родная бабушка Александра Васильевна – жена полковника Вячеслава Алексеевича Горданова, была дочерью Василия Борисовича Бажанова, духовника императора Николая I и законоучителя его детей. Тетя Вячеслава была замужем за известным дипломатом и востоковедом И. Я. Коростовцом.
Кирилл Финкельштейн, Источник
В советские годы, на которые пришлась вся взрослая жизнь Горданова, дворянское происхождение, как и полученное при царском режиме образование, были не в почете. Неудивительно, что в автобиографической книге «Записки кинооператора» Вячеслав Вячеславович ничего не говорит о своем происхождении, лишь вскользь упоминает об учебе в Николаевской гимназии. Хотя именно семье и гимназии он обязан высокому уровню культуры, который помог ему стать одним из лучших кинооператоров Советской России.
Благодаря прекрасной домашней библиотеке, заложенной еще его дедом, участником крымской компании и сражений с турками, он с ранних лет приобщился к чтению. На всю жизнь В. Горданов сохранил привитую с детства любовь к классической музыке, регулярно посещал концерты, совсем маленьким слушал Шопена и Чайковского, позже Скрябина и Рахманинова. Большой культурой и вкусом, во многом, он был обязан своей матери, поддерживавшей сына во всех его начинаниях.[...]
Выбор профессии Вячеславом, во многом, предопределили его увлечение фотографией и дружба с Андреем Москвиным, ставшим, как и В. В. Горданов, ведущим представителем «ленинградской операторской школы». Летом 1922 года, после демобилизации из армии, Вячеслав возвратился в родной город, ставший к тому времени, не Царским, а Детским Селом. Однажды, после прогулки по паркам, он решил зайти в дом к жившему на улице Малой другу Андрею. С собой у него был старый фотоаппарат «Кодак», и он снял в лучах заходящего солнца сидевшего с книгой у окна Москвина. Проявленный отпечаток поразил друзей новым видением натуры: «Свет выхватывал из темноты лицо, скользил по книге и по спинке кресла, все остальное уходило в глубокую тень». Снимок приоткрыл перед ними мир фотоискусства, значение света, подвигнул к новым поискам, которые впоследствии назовут периодом «романтической фотографии» на их творческом пути.[...]