Последнее обновление: 01.03.2024.
Гуревич Леонид Абрамович (27 марта 1932, Воронеж — 16 февраля 2001, Нью-Йорк) — кинодраматург, киновед. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2000). Член киноакадемии «Ника». Член Правления Союза кинематографистов Москвы.
По сценариям Л. А. Гуревича поставлено более 80 документальных и научно популярных фильмов на киностудиях — «Киргизфильм», Свердловской киностудии, Киностудии документальных и научно-популярных фильмов Узбекистана, Западно-Сибирской студии кинохроники, Восточно-Сибирской студии кинохроники, ЦСДФ, Грузинской студии научно-популярных и документальных фильмов, а также в Творческом объединении «Экран». Более 40 из них отмечены наградами всесоюзных и международных кинофестивалей.
Автор более 200 публикаций по проблемам кино.
Ушёл из жизни 16 февраля 2001 года в зале прилётов аэропорта имени Дж. Ф. Кеннеди в Нью-Йорке.
Первая жена — Генриетта Васильевна Визитей (род. 20 апреля 1931 года во Владивостоке), режиссер документального кино.
Дочь — Мария Леонидовна Визитей (род. в 1969 году в Москве) — режиссер, продюсер.
Вторая жена — Сима Березанская, актриса и журналист; живет в США; ведущая на RTN.
1963 — Это моя земля; производство: «Киргизфильм»; автор сценария; режиссёр Г. Визитей
1965 — Самая послушная; режиссёр совместн с Б. Абдылдаевым
1968 — Через время; производство: ТО «Экран»; автор сценария; режиссёр Г. Визитей
1968 — Что там под нами?; Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Р. Куркин
1969 — Воспоминание о камне; автор сценария
1970 — Город открывает лицо; производство: ТО «Экран»; автор сценария; режиссёр Л. Михайлова
1970 — Спрашивайте, мальчики; производство: ТО «Экран»; автор сценария; режиссёр Г. Визитей
1971 — Наш дом — Земля; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры: В. Волянская, Л. Рымаренко
1971 — Наше кровное дело; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры: В. Волянская, Л. Рымаренко
1972 — Урал; производство: производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр В. Волянская, Л. Рымаренко
1972 — Уральский мастеровой; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Л. Козырева
1972 — Тропа проселочная, отчая…; автор сценария
1973 — Кудесники металла; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры В. Волянская, Л. Рымаренко
1973 — Республика за Байкалом; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Л. Ефимов
1974 — Вступление; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр И. Богуславский
1974 — Монолог о Байкале; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Л. Ефимов
1974 — Одержимый Исаев; Студия научн-популярных и документальных фильмов Узбекистана; автор сценария; режиссёр Д. Салимов
1974 — Вступление; автор сценария
1974 — Биология плюс физика; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры В. Волянская, Л. Рымаренко
1975 — Последние игры; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Б. Галантер
1975 — Спешите делать добро; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1976 — Быть человеком; ; производство: Киностудия Министерства Обороны СССР; автор сценария; режиссёры О. Гедрович, Н. Рышков
1976 — Златоуст – уральский самородок; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Б. Урицкий
1976 — Круг Жизни; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссеры: А. Волянская, Л. Рымаренко
1978 — Олимпийский прицел; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1978 — Прыгнуть и забыть; производство: ТО Экран; автор сценария; режиссёр А. Михайловский
1978 — Эксперимент на себе; производство: ЦСДФ; автор сценария; режиссёр И. Жуковская
1979 — Пока есть кедр; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1979 — Сердце; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1980 — Встречь солнцу; производство: Свердловская киностудия.; автор сценария; режиссёр Б. Кустов; автор текста
1980 — Директор Кузбасса; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники.; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1980 — Предвидеть!; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры В. Волянская, Л. Рымаренко
1980 — Трудная олимпиада в Лейк-Плэсид; производство: ЦСДФ; автор сценария; режиссёр В. Коновалов
1981 — Мравалжамиер; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1982 — Грузины в Большом»; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1982 — Почин; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Б. Кустов
1982 — Человек из Очамчиры; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1982 — Я из Тбилиси; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1982 — Все твои дочери; автор сценария
1983 — Будь полезен человечеств; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры В. Волянская, Л. Рымаренко
1983 — Если ты хозяин; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1983 — Крестьянский сын; производство: Восточно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр М. Шмулевич
1984 — Воитель добрый; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1984 — …Имени Шумакова; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр А. Мамонтова
1984 — Он и триста тридцать три; производство: ТО «Экран»; автор сценария; режиссёр А. Добровольский
1985 — Ищу и нахожу; производство: Восточно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Эйснер
1985 — Наследую…; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1985 — Сделайте меня красивой; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1986 — Любовь; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов, режиссёр Л. Бакрадзе
1986 — Непрофессионал; производство: Ростовская студия кинохроники, режиссёр С. Стародубцев
1986 — Сергей Залыгин. На время отложив рукопись…; производство: Восточно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Эйснер
1986 — Сцены у фонтана; производство: «Казахфильм»; автор сценария; режиссёр И. Гонопольский
1986 — Шоферская баллада; производство: «Новосибирсктелефильм»; автор сценария; режиссёр В. Соломин
1987 — Секундант; производство: Восточно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр Ш. Седен-Оол
1987 — Сколько стоит пейзаж?; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры В. Волянская, Л. Рымаренко
1987 — Точка зрения; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Л. Ефимов
1988 — Кто хозяин земли; производство: Грузинская студия научно-популярных. и документальных фильмов; автор сценария; режиссёры Л. Бакрадзе, М. Бакрадзе
1988 — Оставаться самим собой; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1988 — Спасти пустыню; производство: «Туркменфильм»; автор сценария; режиссёр С. Молланиязов
1988 — За все в ответе; автор сценария; режиссёр А. Школьников
1989 — Котлован; производство: Ростовская ст. к/хр.; автор сценария; режиссёр С. Стародубцев
1989 — Миссия; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёры Л. Бакрадзе, М. Бакрадзе
1989 — Неизвестное о Неизвестном (фильм рассказывает о жизненном пути скульптора и графика Эрнста Неизвестного, живущего с 1976 года в США); производство: «Центрнаучфильм»; автор сценария; режиссеры: Г. Чертов, Л. Гуревич; оператор А. Чертов
1989 — Послесловие; производство: «Казахфильм»; автор сценария; режиссёр И. Гонопольский
1990 — Миссия Рауля Валленберга; производство: «Киевнаучфильм ит Совэкспортфильм»; автор сценария в соавторстве с А. Роднянским; режиссёр А. Роднянский
1990 — Послесловие; автор сценария
1991 — Мы еще будем жить настоящей жизнью (фильм о трагической судьбе выдающейся пианистки Веры Августовны Лотар-Шевченко); производство: Западно-Сибирская студия кинохроники, автор сценария в соавторстве с С. Березанской; режиссёр В. Клабуков
1992 — Кресло для полета; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1992 — И увидели новую землю…; Казахстан; режиссёр и автор сценария в соавторстве с Анатолием Лаптевым
1995 — И так далее…; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр В. Мирзоян
1995 — Пленники Терпсихоры (фильм рассказывает о ученице Пермского хореографического училища Наталье Балахничёвой и ее отношениях с легендарным педагогом, народной артисткой СССР Людмилой Сахаровой).производство: «Гранат-фильм»; автор сценария; режиссёр и автор идеи Е. Резников
1995 — Непотопляемый; Россия; режиссёр и автор сценария
1996 — Как могу, Господи…; полнометражный; «Клио»; автор сценария в соавторстве с Е. Голынкиным; режиссёр Е. Голынкин
1996 — Жить долго и умереть молодым (фильм о Михаиле Жванецком из телевизионного цикла ЖЗЛ); производство: Банк МИНАТЕП и рекламно-пролюсерская компания «Паганель»; автор сценария; режиссёр А. Коган
1996 — Плен Дракона (герой фильма — Пу И, последний император Китая. В 1945 году, во время войны с Японией, он был захвачен в Мукденском аэропорту советским десантом и пять долгих лет провел в лагере под Хабаровском); производство: «Школа-студия документального кино»; автор сценария; режиссёр Г. Городний; Приз "За лучший научно-популярный фильм" VIII Открытого фестиваля неигрового кино “Россия”, Екатеринбург, 1997
1996 — Я начинаю здесь бывать... Киноальманах "Звезды России" №1 (о первой персональной выставке скульптора Эрнста Неизвестного в Москве после вынужденной эмиграции из СССР); производство: РЦСДФ; автор сценария; режиссер В. Скитович
1997 — Улыбка Княжинского (оператор Александр Леонидович Княжинский снял много прекрасных фильмов, но в историю мирового кино он вошел как оператор гениального "Сталкера"); производство: РТР; автор сценария в соавторстве с Л. Коганом; режиссёр А. Коган
1998 — Эйзенштейн в Алма-Ате. 1941—1944; производство: «I G Company»; автор сценария; режиссёр И. Гонопольский
1999 — Отрицание любви?; производство: «Гранат»; автор сценария в соавторстве с Е. Резниковым; режиссёр Е. Резников; композитор Шандор Каллош
2000 — Автопортреты (фильм о известных уральских художниках Мише Брусиловском и Виталии Воловиче); производство: «Уралфильм»; автор сценария; режиссёр Л. Ефимов
2000 — Раввин; производство: РЦСДФ; автор сценария; режиссёр Г. Евтушенко
2000 — Чистота цвета, или Мужик есть мужик; производство: «I G Company»; автор сценария; режиссёр И. Гонопольский
2002 — И был счастлив (фильм о кинодраматургах Валерие Фриде и Юлие Дунском, по сценариям которых было создано более 20 фильмов: "Служили два товарища", "Гори, гори моя звезда", "Экипаж", "Затерянный в Сибири" и другие киноленты); режиссёр И. Романовский
Когда архив замечательного сценариста, киноведа и педагога Леонида Абрамовича Гуревича (1932–2001) был передан в рукописный отдел Государственного центрального музея кино, его вдова Сима Березанская обратила наше внимание на два документа. Одним было письмо 1960 года «самому» Никите Сергеевичу Хрущеву от не просто не принятого, а намеренно проваленного на вступительных экзаменах во ВГИК абитуриента Леонида Гуревича. Другим — письмо всесильному тогда Ивану Пырьеву от заступившихся за абитуриента начинавших, хотя уже не совсем молодых, — ибо прошли неправедный арест в 1944-м, лагеря и реабилитацию в 1956-м, — сценаристов Юлия Дунского и Валерия Фрида.
Наум Клейман, киновед и историк кино (из книги «Он и был кино. Леонид Гуревич. Драматург, критик, педагог» (2021; с. 11)
Адресатам было, конечно, неведомо, что и просителю, и заступникам суждено стать классиками нашего кино. В том, что Лёня Гуревич все же будет вгиковцем (Вгиковцем Л. А. Гуревич так и не станет. – Прим. ред), а потом успешно работающим сценаристом, сыграет роль не столько чувство справедливости у «всемогущих», сколько эпоха послесталинской «оттепели», когда категория справедливости хоть ненадолго войдет в набор государственных и общественных добродетелей. Не случайно, конечно, что именно темы «справедливости и свободы, отстаивания чести и человеческого достоинства простого человека», протеста против разрушительного своеволия станут лейтмотивами фильмов, снятых по их сценариям. Так же, как не случайно имена этих сценаристов станут «эмблематичными» для кино, рожденного «оттепелью».
[...]К 86-му году у него был сделан 61 фильм. В фильмографии, написанной собственной рукой, он назвал только десять. Если когда-нибудь будет написана история документального кино — без фильмов Лени там не обойтись. Но это совсем другой разговор. Когда долго и много говоришь с человеком, возникает ощущение, что знаешь его оси координат и в его мире можешь найти место непроговоренному. Иначе как бы мы разговаривали с мертвыми? А с Леней разговор продолжается. И страшно было, когда случайно, по инерции, набрал его номер и услышал: «Вы позвонили Леониду Гуревичу. Оставьте свое сообщение, я свяжусь с вами как можно скорее». Не свяжется. Образовалась пустота.[...]
Евгений Голынкин, режиссер, Источник
Все время не покидает ощущение, что я остался Лене что-то должен. Что именно? Внимание, наверное, — то, чего никогда не бывает в избытке. Я хочу, чтобы его помнили, чтобы понимали, что потеряли. С Леней ушло то, что для очень многих, не только для его учеников, было документальным кино. Чем больше проходит времени, тем отчетливее чувство, что умер не просто Леня Гуревич — учитель, ставший другом и родным, — но в какой-то мере то документальное кино, в котором мы выросли и что-то делали. Грустно будет, если сеть, сплетенная Леней, порвется, растащенная нашими амбициями.
[...]Людям вот вроде меня — без образования и в возрасте — получить возможность состояться кинематографистом в столице уже было невозможно. Надо было ехать куда подальше, где ещё была нужда в кадрах, и я принял приглашение Майи Григорьевны Рошаль, дочери Григория Львовича, которая поехала в Киргизию ставить фильм.
Гуревич Л.А. (из книги «Он и был кино. Леонид Гуревич. Драматург, критик, педагог» (2021; с. 33-34)
Назывался он «Улица космонавтов» — я поехал вторым режиссёром, и был при этом человеком, который набрал всю команду: оператора, второго режиссёра… Я поехал в Киргизию ассистентом, оказалось — вторым режиссёром.
«Киргизское чудо» было для меня и в этом смысле очень перспективно… Это совершено удивительная история, когда приехали вот так же, как я, из России, люди, желавшие состояться в кинематографе, как правило, люди молодые. В этом доме, через подъезд, живёт Игорь Моргачев, и Альгис Видугирис, и Борис Галантер, и Илья Горелик, но, прежде всего, это были там выросшие люди, вроде Юза Герштейна и Изи Герштейна. Это были люди, приехавшие в игровое кино: Лариса Шепитько та же самая, Андрон Кончаловский. Это был свежий ветер из России, поддержанный молодой генерацией киргизов: Болотом Шамшиевым, Толомушем Океевым, Мелисом Убукеевым — ребятами, которые ощутили это движение нового свободного подхода. И, прежде всего, вспыхнула документалистика, ещё и от того, что она была студийная. Мне первому дали квартиру. Ничего в ней не было —
матрацы на полу — но у меня собиралось по семь-десять человек: ползали по полу, выкладывали листочки с монтажными проклейками. И мы выпекали наш хлеб коллективно — подписывал кто-то, конкретно, и чаще всего этот подписавший и был главным закопёрщиком, — но неслыханный такой взлёт киргизского кино на принципах правды, честности, неприкрашенности, отсутствия всякого грима, словесного и буквального…[...]
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография: электронный каталог РГАКФД. Биография: материалы книги «Он и был кино. Леонид Гуревич. Драматург, критик, педагог» (2021). Фото из частных архивов.
[ Страница дополняется материалами ]