Леонид ГУРЕВИЧ

киновед, кинодраматург

Полное имя:
Леонид Абрамович ГУРЕВИЧ

Дата рождения:
27 марта 1932
г. Воронеж, РСФСР, СССР

Дата смерти:
16 февраля 2001 (68 лет)
г. Нью-Йорк, США

Профессии:
киновед, кинодраматург

Краткая биография

Последнее обновление: 28.11.2023.

Гуревич Леонид Абрамович (27 марта 1932, Воронеж — 16 февраля 2001, Нью-Йорк) — кинодраматург, киновед. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2000). Член киноакадемии «Ника». Член Правления Союза кинематографистов Москвы.

Во время учебы в школе (окончил с золотой медалью) был секретарем комсомольской организации. Член ВЛКСМ с 1946 года. 
В 1954 году окончил химический факультет Воронежского государственного университета (ВГУ) с красным дипломом. Во время учебы в ВГУ активно занимался общественной работой (комсорг факультера, член комитета комсомола университета); на старших курсах руководил университетской драматической студией (ставил спектакли и обозрения).
В 1954 – 1958 — инженер-химик на Саратовском заводе щелочных аккумуляторов; руководил заводской самодеятельностью.
В 1955 –1956 годах на съемках игрового фильма «Первые радости» в Саратове, где Л. А. Гуревич помогал киногруппе, познакомился с режиссером Владимиром Басовым, который посоветовал получить кинообразование.
В 1957 году Л. А. Гуревич отказался от предложения — стать освобождённым секретарём (по пропаганде и агитации) Саратовского Городского комитета ВЛКСМ.
В 1956 году организовал в Саратове один из первых в стране клубов кинолюбителей и стал первым председателем Клуба. Члены Клуба проводили лекции, конференции зрителей в кинотеатрах, обсуждали сценарии, регулярно организовывали просмотры лучших советских фильмов, семинары, вечера кино на предприятиях; при поддержке Саратовского областного комитета ВЛКСМ сняли документальные фильмы о Саратовском молодёжном фестивале «Наш фестиваль» (награжден грамотой обкома ВЛКСМ; демонстрировался на экранах Поволжья)[1], о Саратовском заводе щелочных аккумуляторов. 
Клуб был разгромлем, а Л. А. Гуревич исключен из ВЛКСМ с формулировкой «за пропаганду упаднического западного искусства», которая выражалась в организации просмотра американского мультипликационного черно-белого фильм «Танец смерти» режиссера Уолта Диснея[2]. После вмешательства Ростислава Юренева и Сергея Юткевича и подачи Л. А. Гуревичем апелляции ЦК ВЛКСМ в октябре 1958 года отменил решение Саратовского Областного комитета ВЛКСМ и восстановил его в комсомоле, оставив выговор.

В 1958 – 1960 гг. работал внештатным автором Центральной студии телевидения в Москве;
В связи с невозможностью жить в Москве (отсутствие постоянной прописки) переехал в Кишинев, где с будущей женой Генриеттой Визитей продолжил заниматься кинолюбительством; в течение двух лет печатался в городских, затем в республиканских газетах; за время работы внештатным корреспондентам в «Совинформбюро» опубликовал около 150 материалов о Молдавии.
В 1955, 1956, 1958 и 1960 гг., успешно сдав экзамены на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), не был принят под различными предлогами (отсутствие 3-х годичого трудового стажа после окончания ВГУ, необходимого для поступления в институт; исключение из ВЛКСМ в 1958 г.; отсутсвие записи в трудовой книжке о работе в 1959-1960 гг.).
В 1960 году написал письмо Генеральному Секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущеву, где подробно изложил историю своей жизни, в частности неоднокрытные отказы в поступлении во ВГИК при успешной сдаче вступительных экзаменов (в 1960 г. набрал наивысший балл из всех поступающих на режиссерский факультет ВГИКа, отсутствие постоянной прописки в Москве, невозможность штатной (постоянной работы) в связи с её отсутствием). Кинематографисты, в частности кинодраматурги  Юлий Дунский и Валерий Фрид, пытаясь поддержать Л. А. Гуревича, обратились с письмом (от 04 августа 1960 г.) на имя Председателя Президиума Оргкомитета СРК Пырьева И. А.
Творческий семинар молодых кинодокументалистов в Репино. 1981 год. На фото в первом ряде (справа налево): режиссер Изя Герштейн, Юрий Каравкин, актриса и журналист Сима Березанская (жена режиссера Леонида Гуревича), режиссер из Минска (имя уточняется), режиссер Ленкинохроники Павел Коган, кинодраматург Леонид Гуревич, режиссеры ЦСДФ Петр Мостовой и Владимир Коновалов; в верхнем ряду (справа налево): редактор ЦСДФ Мария Рябова, режиссер ЦСДФ Татьяна Чубакова. Фото из семейного архива Татьяны Каравкиной (дочери Ю. Каравкина).   
С 1967 — редактор Экспериментального объединения киностудии «Мосфильм».
С 1984  — руководитель мастерской неигрового кино на Высших Курсах сценаристов и режиссёров при Госкино СССР и Союзе кинематографистов СССР. 
В 90-х —  преподавал во ВГИКе; член экзаменационной комиссии. 
В 1987 — 1992 — вице-президент Американо-Советской Киноинициативы (АСК).
Организатор и руководитель Фестиваля отечественных документальных фильмов «Гласность» в США (1989) и Фестиваля американских документальных фильмов в СССР (1990).

По сценариям Л. А. Гуревича поставлено более 80 документальных и научно популярных фильмов на киностудиях — «Киргизфильм», Свердловской киностудии, Киностудии документальных и научно-популярных фильмов Узбекистана, Западно-Сибирской студии кинохроники, Восточно-Сибирской студии кинохроники, ЦСДФ, Грузинской студии научно-популярных и документальных фильмов, а также в Творческом объединении «Экран». Более 40 из них отмечены наградами всесоюзных и международных кинофестивалей.
Автор более 200 публикаций по проблемам кино.

Ушёл из жизни 16 февраля 2001 года в зале прилётов аэропорта имени Дж. Ф. Кеннеди в Нью-Йорке.

_________________________________
1. «Наш фестиваль» - первый в истории любительского движения фильм, принятый на союзный экран.
2. Просмотр был организован в Саратове для 1000 человек зрителей (из воспоминаний Л.А. Гуревича).

СЕМЬЯ

Леонид Гуревич с Генриеттой Визитей в Кишиневе.

Первая жена — Генриетта Визитей (род. 20 апреля 1931 года во Владивостоке), режиссер документального кино. 
Вторая жена — Сима Березанская, актриса и журналист.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1963 — Это моя земля; производство: «Киргизфильм»; автор сценария; режиссёр Г. Визитей  
1965 — Самая послушная; режиссёр совместн с Б. Абдылдаевым
1968 — Через время; производство: ТО «Экран»; автор сценария; режиссёр Г. Визитей  
1968 — Что там под нами?; Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Р. Куркин
1969 — Воспоминание о камне; автор сценария
1970 — Город открывает лицо; производство: ТО «Экран»; автор сценария; режиссёр Л. Михайлова
1970 — Спрашивайте, мальчики; производство: ТО «Экран»; автор сценария; режиссёр Г. Визитей  
1971 — Наш дом — Земля; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры: В. Волянская, Л. Рымаренко
1971 — Наше кровное дело; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры: В. Волянская, Л. Рымаренко
1972 — Урал; производство: производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр В. Волянская, Л. Рымаренко
1972 — Уральский мастеровой; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Л. Козырева
1972 — Тропа проселочная, отчая…; автор сценария
1973 — Кудесники металла; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры В. Волянская, Л. Рымаренко
1973 — Республика за Байкалом; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Л. Ефимов
1974 — Вступление; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр И. Богуславский
1974 — Монолог о Байкале; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Л. Ефимов
1974 — Одержимый Исаев; Студия научн-популярных и документальных фильмов Узбекистана; автор сценария; режиссёр Д. Салимов
1974 — Вступление; автор сценария
1974 — Биология плюс физика; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры В. Волянская, Л. Рымаренко
1975 — Последние игры; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Б. Галантер
1975 — Спешите делать добро; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1976 — Быть человеком; ; производство: Киностудия Министерства Обороны СССР; автор сценария; режиссёры О. Гедрович, Н. Рышков
1976 — Златоуст – уральский самородок; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Б. Урицкий
1976 — Круг Жизни; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссеры: А. Волянская,  Л. Рымаренко 
1978 — Олимпийский прицел; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1978 — Прыгнуть и забыть; производство: ТО Экран; автор сценария; режиссёр А. Михайловский
1978 — Эксперимент на себе; производство: ЦСДФ; автор сценария; режиссёр И. Жуковская  
1979 — Пока есть кедр; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Клабуков


1979 — Сердцепроизводство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1980 — Встречь солнцу; производство: Свердловская киностудия.; автор сценария; режиссёр Б. Кустов; автор текста
1980 — Директор Кузбасса; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники.; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1980 — Предвидеть!; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры В. Волянская, Л. Рымаренко
1980 — Трудная олимпиада в Лейк-Плэсид; производство: ЦСДФ; автор сценария; режиссёр В. Коновалов  
1981 — Мравалжамиер; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1982 — Грузины в Большом»; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1982 — Почин; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Б. Кустов
1982 — Человек из Очамчиры; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1982 — Я из Тбилиси; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1982 — Все твои дочери; автор сценария
1983 — Будь полезен человечеств; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры В. Волянская, Л. Рымаренко
1983 — Если ты хозяин; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1983 — Крестьянский сын; производство: Восточно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр М. Шмулевич
1984 — Воитель добрый; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1984 — …Имени Шумакова; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр А. Мамонтова
1984 — Он и триста тридцать три; производство: ТО «Экран»; автор сценария; режиссёр А. Добровольский
1985 — Ищу и нахожу; производство: Восточно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Эйснер
1985 — Наследую…; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1985 — Сделайте меня красивой; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёр Л. Бакрадзе
1986 — Любовь; производство: Грузинская  студия научно-популярных и документальных фильмов, режиссёр Л. Бакрадзе
1986 — Непрофессионал; производство: Ростовская студия кинохроники, режиссёр С. Стародубцев
1986 — Сергей Залыгин. На время отложив рукопись…; производство: Восточно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Эйснер
1986 — Сцены у фонтана; производство: «Казахфильм»; автор сценария; режиссёр И. Гонопольский
1986 — Шоферская баллада; производство: «Новосибирсктелефильм»; автор сценария; режиссёр В. Соломин
1987 — Секундант; производство: Восточно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр Ш. Седен-Оол
1987 — Сколько стоит пейзаж?; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёры В. Волянская, Л. Рымаренко 
1987 — Точка зрения; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр Л. Ефимов
1988 — Кто хозяин земли; производство: Грузинская студия научно-популярных. и документальных фильмов; автор сценария; режиссёры Л. Бакрадзе, М. Бакрадзе
1988 — Оставаться самим собой; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1988 — Спасти пустыню; производство: «Туркменфильм»; автор сценария; режиссёр С. Молланиязов
1988 — За все в ответе; автор сценария; режиссёр А. Школьников
1989 — Котлован; производство: Ростовская ст. к/хр.; автор сценария; режиссёр С. Стародубцев
1989 — Миссия; производство: Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов; автор сценария; режиссёры Л. Бакрадзе, М. Бакрадзе
1989 — Неизвестное о Неизвестном (фильм рассказывает о жизненном пути скульптора и графика Эрнста Неизвестного, живущего с 1976 года в США); производство: «Центрнаучфильм»; автор сценария; режиссеры: Г. Чертов, Л. Гуревич; оператор А. Чертов
1989 — Послесловие; производство: «Казахфильм»; автор сценария; режиссёр И. Гонопольский
1990 — Миссия Рауля Валленберга; производство: «Киевнаучфильм»; автор сценария; режиссёр А. Роднянский
1990 — Послесловие; автор сценария
1991 — Мы еще будем жить настоящей жизнью; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники, режиссёр В. Клабуков
1992 — Кресло для полета; производство: Западно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария; режиссёр В. Клабуков
1992 — И увидели новую землю…; Казахстан; режиссёр и автор сценария
1995 — И так далее…; производство: Свердловская киностудия; автор сценария; режиссёр В. Мирзоян 
1995 — Пленники Терпсихоры; производство: «Гранат-фильм»; автор сценария; режиссёр Е. Резников 
1995 — Непотопляемый; Россия; режиссёр и автор сценария
1996 — Как могу, Господи…; «Клио»; автор сценария; режиссёр Е. Голынкин
1996 —  Жить долго и умереть молодым; «Паганель»; автор сценария; режиссёр А. Коган
1996 —  Плен Дракона; производство: «Школа-студия документального кино»; автор сценария; режиссёр Г. Городний
1996 —  Я начинаю здесь бывать…; автор сценария
1997 — Улыбка Княжинского; производство: РТР; автор сценария; режиссёр А. Коган
1998 — Эйзенштейн в Алма-Ате. 1941—1944; производство: «I G Company»; автор сценария; режиссёр И. Гонопольский
1999 — Отрицание любви?; производство: «Гранат»; автор сценария; режиссёр Е. Резников
2000 — Автопортреты; производство: «Уралфильм»; автор сценария; режиссёр Л. Ефимов
2000 — Раввин; производство: РЦСДФ; автор сценария; режиссёр Г. Евтушенко   
2000 — Чистота цвета, или Мужик есть мужик; производство: «I G Company»; автор сценария; режиссёр И. Гонопольский
2002 — И был счастлив; режиссёр И. Романовский

Библиография

2021 — Он и был кино. Леонид Гуревич. Драматург, критик, педагог. (Составители: Евгений Голынкин, Инна Демежко; – 608 с., 97 илл.; тираж 300 экз; ISBN 978-5-7300-1031-4) (изд.: — Санкт-Петербург: «Аврора»)

Цитаты

Когда архив замечательного сценариста, киноведа и педагога Леонида Абрамовича Гуревича (1932–2001) был передан в рукописный отдел Государственного центрального музея кино, его вдова Сима Березанская обратила наше внимание на два документа. Одним было письмо 1960 года «самому» Никите Сергеевичу Хрущеву от не просто не принятого, а намеренно проваленного на вступительных экзаменах во ВГИК абитуриента Леонида Гуревича. Другим — письмо всесильному тогда Ивану Пырьеву от заступившихся за абитуриента начинавших, хотя уже не совсем молодых, — ибо прошли неправедный арест в 1944-м, лагеря и реабилитацию в 1956-м, — сценаристов Юлия Дунского и Валерия Фрида.
Адресатам было, конечно, неведомо, что и просителю, и заступникам суждено стать классиками нашего кино. В том, что Лёня Гуревич все же будет вгиковцем (Вгиковцем Л. А. Гуревич так и не станет. – Прим. ред), а потом успешно работающим сценаристом, сыграет роль не столько чувство справедливости у «всемогущих», сколько эпоха послесталинской «оттепели», когда категория справедливости хоть ненадолго войдет в набор государственных и общественных добродетелей. Не случайно, конечно, что именно темы «справедливости и свободы, отстаивания чести и человеческого достоинства простого человека», протеста против разрушительного своеволия станут лейтмотивами фильмов, снятых по их сценариям. Так же, как не случайно имена этих сценаристов станут «эмблематичными» для кино, рожденного «оттепелью».

Наум Клейман, киновед и историк кино (из книги «Он и был кино. Леонид Гуревич. Драматург, критик, педагог» (2021; с. 11)

[...]К 86-му году у него был сделан 61 фильм. В фильмографии, написанной собственной рукой, он назвал только десять. Если когда-нибудь будет написана история документального кино — без фильмов Лени там не обойтись. Но это совсем другой разговор. Когда долго и много говоришь с человеком, возникает ощущение, что знаешь его оси координат и в его мире можешь найти место непроговоренному. Иначе как бы мы разговаривали с мертвыми? А с Леней разговор продолжается. И страшно было, когда случайно, по инерции, набрал его номер и услышал: «Вы позвонили Леониду Гуревичу. Оставьте свое сообщение, я свяжусь с вами как можно скорее». Не свяжется. Образовалась пустота.[...]
Все время не покидает ощущение, что я остался Лене что-то должен. Что именно? Внимание, наверное, — то, чего никогда не бывает в избытке. Я хочу, чтобы его помнили, чтобы понимали, что потеряли. С Леней ушло то, что для очень многих, не только для его учеников, было документальным кино. Чем больше проходит времени, тем отчетливее чувство, что умер не просто Леня Гуревич — учитель, ставший другом и родным, — но в какой-то мере то документальное кино, в котором мы выросли и что-то делали. Грустно будет, если сеть, сплетенная Леней, порвется, растащенная нашими амбициями.

Евгений Голынкин, режиссер, Источник

[...]Людям вот вроде меня — без образования и в возрасте — получить возможность состояться кинематографистом в столице уже было невозможно. Надо было ехать куда подальше, где ещё была нужда в кадрах, и я принял приглашение Майи Григорьевны Рошаль, дочери Григория Львовича, которая поехала в Киргизию ставить фильм.
Назывался он «Улица космонавтов» — я поехал вторым режиссёром, и был при этом человеком, который набрал всю команду: оператора, второго режиссёра… Я поехал в Киргизию ассистентом, оказалось — вторым режиссёром.
«Киргизское чудо» было для меня и в этом смысле очень перспективно… Это совершено удивительная история, когда приехали вот так же, как я, из России, люди, желавшие состояться в кинематографе, как правило, люди молодые. В этом доме, через подъезд, живёт Игорь Моргачев, и Альгис Видугирис, и Борис Галантер, и Илья Горелик, но, прежде всего, это были там выросшие люди, вроде Юза Герштейна и Изи Герштейна. Это были люди, приехавшие в игровое кино: Лариса Шепитько та же самая, Андрон Кончаловский. Это был свежий ветер из России, поддержанный молодой генерацией киргизов: Болотом Шамшиевым, Толомушем Океевым, Мелисом Убукеевым — ребятами, которые ощутили это движение нового свободного подхода. И, прежде всего, вспыхнула документалистика, ещё и от того, что она была студийная. Мне первому дали квартиру. Ничего в ней не было —
матрацы на полу — но у меня собиралось по семь-десять человек: ползали по полу, выкладывали листочки с монтажными проклейками. И мы выпекали наш хлеб коллективно — подписывал кто-то, конкретно, и чаще всего этот подписавший и был главным закопёрщиком, — но неслыханный такой взлёт киргизского кино на принципах правды, честности, неприкрашенности, отсутствия всякого грима, словесного и буквального…[...]

Гуревич Л.А. (из книги «Он и был кино. Леонид Гуревич. Драматург, критик, педагог» (2021; с. 33-34)

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография: электронный каталог РГАКФД. Биография: материалы книги «Он и был кино. Леонид Гуревич. Драматург, критик, педагог» (2021). Фото из частных архивов.

[ Страница дополняется материалами ]